«Блокадный Ленинград» (к 75-летию снятия блокады)
методическая разработка (4 класс)

Вишнёва Ирина Анатольевна

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx294.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Блокадный Ленинград»

(к 75-летию снятия блокады)

https://img-fotki.yandex.ru/get/5503/14124454.2c7/0_9d76a_2a2bd698_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9112/39067198.112/0_88d8e_5af32095_XXL.jpg

2017 – 2018 уч.год

«Блокадный Ленинград»

(к 75-летию снятия блокады)

Цель:- воспитание патриотизма и любви к Родине;

-воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа и Отечества.

Вступительное слово учителя:

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 днейнаходился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая непотеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады - каждодневный подвиг.

Вместе с взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Онитушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода.

Несмотря на тяжелые испытания, защитники Ленинграда не только сумели отстоять родной город от врага, но и разгромили фашистские полчища у его стен. 18 января 1943 года наши войска прорвали вражеское кольцо блокады. Хотя до полного освобождения Ленинграда было еще далеко, но эта победа была очень важна. В этом году исполняется 75 год со дня прорыва блокады героического города.

На экране изображения исторических зданий, ставшие эмблемами Ленинграда: Адмиралтейство и Смольный (слайд 1,2)

Звучат позывные Ленинграда - первый куплет «Вечерней песни» (сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого:

Город над вольной Невой,

Город нашей славы трудовой,

Слушай, Ленинград, я тебе спою Задушевную песню свою.

Учитель:

Город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) носил имя нашего великого вождя - В.И. Ленина. Здесь началась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Ленинград - крупнейший промышленный, научный и культурныйцентр нашей страны. Это один из красивейших городов мира.

(На экране слайды 3,4,5,6): Петропавловская крепость, Зимний дворец, Казанский собор, Медный всадник. На столы раздаются комплекты цветных открыток «Ленинград. Архитектурные памятники Ленинграда».)

За беспримерный подвиг во время ВОВ городу присвоено почетное звание «Город - герой» и вручена медаль «Золотая звезда» (слайд 8)

Звучит фонограмма песни «Священная война»

Учитель:

Гитлеру были особенно ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба « О будущности Петербурга» от 22сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров ибеспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города» (слайд 9)

Для осуществления своего варварского замысла гитлеровскоекомандование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз (слайд 10).

Учитель:

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его (слайд 11). Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гиближенщины, старики, дети.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. Ленинградцы построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках - отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты (слайд 11)

1 ученик:

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий. Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал, ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг, Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов. Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

2 ученик:

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу (слайд 12).

3 ученик:

Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что окна были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой (слайд 13).

4 ученик:

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу жителям приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» ленинградцев - детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс.ленинградцев погибло от голода (слайд 14).

Склонившись под мглой снеговой Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется...

А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать...

1 ученик:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

«Дома»

«А где твой дом, сынок?»

«Сгорел»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутиться свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Учитель:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградскойшкольницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой (слайд 15)

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник.Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям (слайд 16)

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941г»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г »

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г»

«Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942г»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 час.1942 г»

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

(Стук метронома)

2 ученик:

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

3 ученик:

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцахнизменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо они знали советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

4 ученик:

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились (слайд 17). Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

1 ученик:

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-«буржуйка» не могли его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола.

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла...

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья -

После похорон.

2 ученик:

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ееДорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку (слайд 18)

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны?

Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора

-И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но, он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне - до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель:

Наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждалиленинградцы. Но, вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг - эпидемия. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.

3 ученик:

Воинов-ленинградцев и воинов-волховчан разделяли 15-20 кмболотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. Над болотистой местностью возвышались песчаные холмы с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов были врыты в землю танки. За валами, сооруженными из деревьев и земли, засели автоматчики. Политые водой, валы стали ледяными.

12 января1943 года началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу. Сводный оркестр воинов-ленинградцев заиграл «Интернационал». Под звуки гимна они ринулись через скованную морозом Неву, преодолели ледяные валы и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и воины-волховчане. Оккупанты сопротивлялись злобно, ожесточенно.

18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчаневстретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости (слайд 19)

Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди. Поэты откликнулись на это событие стихами:

И первой победы отрада. Сияла на лицах бойцов.

Мы поняли: у Ленинграда Разорвано нами кольцо...

4 ученик:

На освобожденной территории за короткий срок была построена узкоколейная ж/д. По ней с Большой земли ленинградцы стали получать продовольствие, заводы - топливо и сырье, воинские части - боеприпасы.

(Звучит финал Седьмой симфонии Д. Шостаковича, посвященнойЛенинграду)

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом былзавершен через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан перешли в наступление. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию,освободили более 800 городов и населенных пунктов, отбросили оккупантов на 65-100 км от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремелторжественно салют (слайд 20).

Учитель:

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и ночей, и не только выстоял, но и победил!

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Прошло более семидесяти лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду (слайд 21)

Литература:

  1. А. Митяев Тысяча четыреста восемнадцать дней, 2000.
  2. В. Таборко Летопись Великой Отечественной 1941-1945,1987
  3. Великая Отечественная. Фотоальбом, 1982

4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...

"70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается..."

Главная задача данного мероприятия - пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны посредство...

Радиопередача, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Радиопередача, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков....

Радиопередача "70 - летие снятия блокады Ленинграда"

Радиопередача "70 - летие снятия блокады Ленинграда"...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.

формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....