Радиопередача, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.
материал (2 класс) на тему

Филимонова Светлана Юрьевна

Радиопередача, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского» 2013-2014 уч. год.

РАДИОПЕРЕДАЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ  70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

Радиопередачу подготовили и провели ученики 2 В класса, учитель Филимонова С.Ю.

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».

Ведущий ____: Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий_____: Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ сойкости, непокорённости.

 

Ведущий_____: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в  годы воины и жители блокадного Ленинграда

Чтец ____:   Когда я приезжаю в Ленинград,

                     Перед закатом солнца чайки стонут.

                     Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

                     Плывут в Неве и никогда не тонут.

Чтец_____:     Из неба, из воды они глядят,

                     Напоминая мне и Ленинграду,

                     Что эти звёзды — слава всех солдат,  

                     Прорвавших  ненавистную блокаду.

Ведущий _____:  Тебе, Великий город!

Ведущий _____:  Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Ведущий _____:  1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

Чтец ____:   Страна росла, трудилась неустанно,

                       Сил набиралась мирная страна.

                        И вдруг... тревожный голос Левитана..

                        Внимание, товарищи! Война!

 

Чтец _____:   На землю нашу грозно враг ломился

                        Под орудийный грозовой раскат...

                         И ученик солдатом становился

                         И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий _____:  Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений. В первоначальных планах нацистского руководства город предполагалось уничтожить полностью, но проникнуть в Ленинград фашистам не удалось и  гитлеровцы решили осадить Северную столицу, взять её измором. Ставка была сделана на то, что жители и защитники города попросту вымрут от голода и холода

Ведущий____:  8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

Ведущий _____:  Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу. Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года:

Ведущий ______:  «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

Ведущий ____: Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ведущий ______: В городе с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания.  Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим  — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

Ведущий _____:  «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом.

На развороченном пути стоит мальчишка лет 5.

 В глазах расширенных истома,

 И щеки белые, как мел.

 – Где твоя мама, мальчик?

 – Дома.

 – А где твой дом, сынок?

 – Сгорел.

 Он сел. Его снежком заносит.

 В его глазах мутится свет.

 Он даже хлеба не попросит.

 Он точно знает: хлеба нет.

Блокада – далеко это слово

 От наших с вами мирных, светлых дней.

 Произношу его и вижу снова

 Голодных, умирающих детей.

 Как опустели целые кварталы,

 И как трамваи вмёрзли на пути,

 И матерей, которые не в силах

 Своих детей на кладбище нести.

Ведущий ______:  В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону.

Ведущий _____: Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

Ведущий ____: Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома. Метроном — это прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.

Слышится звук метронома.

Ведущий ____: В в осаждённом городе, часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

Ведущий _____: Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.

 

Ведущий _____: Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.

Чтец ____:   Пусть ветер с Ладоги поведает народу

                Как летом баржу за баржой

                Грузили, в шторм и непогоду,

                Забыв про отдых и покой.

Чтец _____:   Зимой машины шли здесь вереницей

                         И лёд на Ладоге трещал:

                         Возили хлеб для северной столицы,

                         И радостно нас Ленинград встречал.  

Ведущий _____: Наряду со взрослыми участниками обороны ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары, спасали раненых. Теряли родных и погибали сами. Многие из них вели дневники.

Ведущий ____:Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких записей.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

« Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

« Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года»

«Савичевы умерли».

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Ведущий____:При первой возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Чтец______:

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник- это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!

Ведущий_____:

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них все человеческое. Они думали, что голодные люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ведущий_____:18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Чтец____

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущий_____

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

Ведущий_____

В честь героических событий блокады Ленинграда в день снятия блокады отмечается День воинской славы России. Давайте почтим память воинов, жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Чтец______

                    Нам наше прошлое свято и дорого.

                    Гордость победами - горечь утрат...

                    Вечная память защитникам города,

                    Вечная слава защитникам города,

                    Вечная слава тебе, Ленинград!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященного 69 годовщине снятия блокады Ленинграда

В сценарии  имеются материалы о блокадном Ленинграде , о подвиге ленинградцев: детей и взрослых, интересные факты из жизни блокадного Ленинграда....

Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...

"70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается..."

Главная задача данного мероприятия - пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны посредство...

Радиопередача "70 - летие снятия блокады Ленинграда"

Радиопередача "70 - летие снятия блокады Ленинграда"...

Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Внеклассное мероприятие, посвещенное 70- летию блокады Ленинграда...

«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.

формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....

Методическая разработка мероприятия, посвященного 78 летию Снятия блокады Ленинграда

Беседа на тему «День снятия блокады Ленинграда»Задачи:- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;-развитие патриотизма, чувтва гордости за за подвиг  ...