Музыкальная страна
классный час

Беляева Виктория Андреевна

Внеурочное мероприятие, классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_mtszykalnaya_strana.docx27.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНА

Принцип дифференциации

Цель: создание условий для развития толерантного сознания обучающихся.

Задачи:

  • Познакомить с основами музыкальной культуры народов стран;
  • Воспитывать у обучающихся понимание самобытности культуры народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
  • Совершенствовать коммуникативную компетентность обучающихся;
  • Расширить кругозор воспитанников.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация; музыка представленных народов.

Участники мероприятия: 3-й класс.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Учитель: Каждый народ имеет свои обычаи, говорит на своем языке, поет свои песни. В СНГ живет более ста больших и малых народов, и музыкальная культура у каждого народа своя, неподдельная, одновременно и схожая с другими, но в то же время по-своему необычная. Национальная музыка – неотъемлемая часть фольклора, неразрывно связанная с жизнью народа.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в несколько интересных стран и познакомимся с их музыкальной культурой, а ребята, взявшие на себя подготовку докладов, расскажут нам много интересного.

II. Россия.

Учитель: И первая страна, которую мы сегодня посетим – наша родина Россия. Песни здесь обычно пели хором, а часто не просто пели – танцевали, водили хороводы. Как правило, такие танцы проводились на открытых местах, на лугах, возвышенностях, чтобы вся-вся деревня могла любоваться этим красочным, коллективным представлением.

Учитель: А сейчас мы с вами прослушаем отрывок мелодии. (слушается мелодия со слайда с соответствующей страной) Как вы думаете, с помощью какого музыкального инструмента она исполнена?

Ученики: Это балалайка! (хором)

Учитель: Правильно! Балалайка – очень интересный струнный инструмент, считающийся народным инструментом сразу нескольких стран. О балалайке нам расскажет «Ученик 1».

Ученик 1: (выходит в центр класса и рассказывает свой доклад): Балалайка – русский, струнный щипковый музыкальный инструмент треугольной формы. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Название «Балалайка», иногда встречающееся в форме «балалайка»-народное, вероятно данное инструменту в подражании бренчанию, «Балаканью» струн во время игры. «Балакать» на народном наречии значит болтать, пустозвонить.

III. Молдавия.

Учитель: Следующая, не менее интересная страна – Молдавия. Песни и пляски молдаван всегда поражали своей красочностью и свежестью. Мелодии у них то взволнованы и драматичны, то энергичны и очень динамичны, веселы. Самая распространенная форма народного музыкального творчества здесь – дойна. А знаете ли вы, что это такое?

Ученики: Нет, не знаем.

Учитель: А хотели бы узнать?

Ученики: Да! (хором)

Учитель: (прослушивается мелодия со слайда) Ребята, мелодия, которую мы сейчас с вами прослушали, это и есть дойна. Дойна состоит из двух частей, воплощающих два контрастных образа. В них словно отражаются две стороны национального характера: серьезность, склонность к философским размышлениям и наряду с этим — зажигательное веселье.

IV. Украина. 

Учитель: Следующая страна, которую мы сегодня с вами посетим – наша соседка Украина. Здесь издавна распространено хоровое пение, хотя и в наше время на любом семейном или массовом празднике можно встретить людей, которые не против спеть хором любимую песню или станцевать.

Учитель: (прослушивается мелодия со слайда) Мы с вами прослушали еще одну мелодию. Как вы думаете, почему она такая динамичная?

Ученики: Под неё можно весело танцевать.

Учитель: Под такую веселую, активную мелодию танцевали украинский танец Гопак. О нем нам расскажет «Ученик 2».

Ученик 2: (выходит в центр класса, читает подготовленный доклад) Гопак – это украинский танец-пляска. Гопак позволял казакам продемонстрировать своё мужество, силу, удаль, ловкость и боевые навыки. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Танец гопак на своей родине признан национальным видом спорта – и в самом деле, для выполнения большинства элементов должна быть хорошая физическая подготовка. Серьёзно учиться будущие танцоры начинают с ранних лет. И в этом виде искусства на грани спорта можно достичь удивительных результатов!

V. Литва.

Учитель: Не менее интересна музыкальная культура литовцев – она богата и высокохудожественна. Основную часть литовского фольклора составляют песни, причитания. Их напевы отличаются большим разнообразием: для одних характерна певучесть, мелодичность, другие — речитативные (похожие на речь) или танцевальные.

Учитель: (прослушивается мелодия) То, что мы прослушали с вами сейчас, называется «сутер-тинес». О таком Литовском стиле пения нам расскажет «Ученик 3».

Ученик 3: (выходит и рассказывает перед классом доклад) Сутер-тинес исполняется двумя певицами, голоса их вступают друг за другом, повторяя одну п ту же мелодию, но на разной высоте; это получается очень весело и оригинально. Исполнительниц сопровождает ансамбль духовых инструментов — «скудучяй». Это – своего рода песенное «состязание» характерно для свадебных песен латышей. Две группы, соревнуясь, шутливо высмеивают друг друга. Строение таких песен очень интересно. Один голос начинает песню, ее подхватывают более высокие голоса, а низкие в это время тянут один звук.

VI. Кавказ и Грузия.

Учитель: А в песнях народов Кавказа прославляется воинская доблесть, храбрость, свободолюбие и отвага, ведь раньше эти края часто пытались завоевать чужеземцы. Но, несмотря на это, в песнях тут так же поется о любви, о родной земле, семейном счастье и дружбе. (прослушивается первая мелодия со слайда) 

Учитель: В Грузии же песни так же часто поются хором, благодаря чему застольные песни этого народа становятся будто бы целым хором – люди будто бы соревнуются друг с другом в искусстве выразительности пения. В таком многоголосии каждый голос живет самостоятельной жизнью. (прослушивается вторая мелодия со слайда)

Учитель: Мы с вами прослушали две мелодии – грузинскую и кавказскую. Что же в них схожего? Почему на слайде они показаны вместе?

Ученики: Они обе очень динамичные, под них можно танцевать.

Учитель: А знаете ли вы, какие танцы исполняют по такую музыку? (слушаются ответы детей)

Учитель: Танец, о котором мы говорим, называется Лезгинка. О ней нам расскажет «Ученик 4».

Ученик 4: (выходит перед классом, рассказывает доклад) В лезгинке показываются две стороны национального характера: серьезность и зажигательное веселье. Танец начинается с удара в барабан под темп, напоминающий тревогу, затем темп его нарастает. И вот уже с характерно поднятыми руками, в центр круга влетает молодой горец, и твердой уверенной поступью в такт зурны начинает обходить круг в ожидании, пока в пару ему выйдет одна из девушек. Девушка носится в то же время тем особым ходом танцующих горянок, который напоминает плавные круги лебедя, когда она идет навстречу, и мелкий, быстрый, суетливый бег куропатки, когда она ускользает от кавалера. В этом танце мужчина демонстрирует всю свою ловкость и проворство, а женщина – плавность и грацию.

VII. Армения и Азербайджан.

Учитель: Старинные азербайджанские и армянские песни обладают общим признаком — они одноголосны. Народные певцы — гусаны и ашуги— нередко исполняли их под собственный аккомпанемент, расцвечивая мелодию всевозможными музыкальными украшениями. Очень интересен и своеобразен другой одноголосный жанр, распространенный в ряде республик Советского Востока.

Учитель: (прослушивается мелодия со слайда) Мелодия, которую мы услышали сейчас, называется мугам, но у неё есть и другие названия. Об этом нам расскажет «Ученик 5».

Ученик 5: (выходит перед классом, рассказывает доклад) В Азербайджане и Армении такой музыкальный жанр называется «мугам», а в Узбекистане и Таджикистане называется «макбмом». Это большой музыкальный цикл, где вокальные части (обычно на тексты прославленных поэтов) сменяются инструментальными. Исполняют ма-комы народные певцы-профессионалы. Сложные и строгие традиции их искусства передаются из поколения в поколение.

VIII. Подведение итогов.

Народное творчество — вот почва, на которую опираются в своих произведениях национальные композиторы. «Великий учитель — народ, идите же и учитесь у него», — провозгласил выдающийся армянский музыкант, этнограф и ученый Комитас.


Методические рекомендации к разработке поликультурного мероприятия «Музыкальная страна».

Музыка – неотъемлемая часть любой культуры, отражающая в себе характер народа, его нравы, предпочтения. Знакомство с культурой – прежде всего знакомство с людьми, её представляющими, знакомство с их жизнью. Музыка здесь может стать неотъемлемой, интересной частью знакомства с огромной массой окружающих нас народов.

Для проведения мероприятия «Музыкальная страна» предлагается следовать следующим рекомендациям:

1. Тема мероприятия должна быть напрямую связана с учебной темой. По программе «Окружающий мир» 3-го класса УМК «Школа России», обучающие проходят тему «Путешествие по городам и странам». На изучение темы уделяется 15 часов – именно на уроках окружающего мира можно сначала рассказать о различиях и сходствах народов, подготовить обучающихся к мероприятию, что пройдет вне урока, но при этом будет тесно связано с темой.

2. Поскольку тема достаточно музыкальная, на уроках Музыки можно пройти вместе с детьми музыкальные инструменты различных народов, особенности песен, танца.

3. Подготовка к мероприятию должна быть не только со стороны преподавателя, но и со стороны учащихся. Важно, чтобы дети учились искать, обрабатывать информацию, выступать перед публикой, нести ответственность за данное им поручение, быть инициативными. Темы для докладов детей должны быть сообщены им заранее, выступающих выбирать стоит по их желанию. Так же доклад должен быть кратким, дабы дети учились формулировать мысль своей темы в сжатом варианте.

4. Современный класс богат детьми разной национальности. Поскольку мероприятие поликультурное – можно дать доклады детям, принадлежащим к той или иной освещенной на мероприятии культуре. Дети, выросшие с родителями, относящими себя к определенному этносу, смогут намного более четко рассказать об особенностях своего народа и его предпочтениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интерактивного концерта-спектакля детской филармонии "Музыкальная страна".

Интерактивный концерт-спектакль детской филармонии "Музыкальная страна". Внеклассное мероприятие будет интересно всем кто ведет кружковые занятия по обучению игры на музыкальных инструментах, а также ...

Путешествие в музыкальную страну

Урок музыки во 2 классе по программе Е.Критской, Г.Шмагиной....

Внеклассное мероприятие: "Музыкальная страна"

цель мероприятия познакомить учащихся с музыкальными инструментами, нотным станом...

Приключение в музыкальной стране

Приключения в музыкальной стране...

Куда ведут нас три кита. Большие музыкальные страны.

Урок музыки во 2 классе "Куда ведут нас три кита. Большие музыкальные страны"....

Большие музыкальные страны. Симфония и концерт. 1-ый урок

Урок музыки во 2 классе: "Большие музыкальные страны. Симфония и концерт".1-ый урок...

Большие музыкальные страны. Симфония и концерт. 2-ой урок

Урок музыки во 2 классе "Большие музыкальные страны. Симфония и концерт" (продолжение)...