Литературная викторина (В.Бианки) «Лесные истории»
учебно-методический материал

Енина Ирина Борисовна

Познакомить детей с творчеством Виталья Бианки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина (В.Бианки) «Лесные истории»

Цели и задачи:

1. Развивать знания детей о жизни и творчестве писателя-натуралиста Виталия Бианки.

2.Обогащать представление детей о мире природы через произведения писателя.

3. Развивать внимание, мышление, воображение.

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Портрет В. В. Бианки, выставка книг писателя, выставка рисунков детей по произведениям В. Бианки, аудиозаписи звуков природы.

Ход мероприятия:

(Звучит спокойная музыка с пением птиц).

Ведущий: (на фоне музыки).

Добрый день, дорогие друзья! В нашей литературной гостиной вновь зажжены свечи, а это значит, у нас с вами новая встреча. Темой нашего разговора стает писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки.

Виталий Бианки часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни посвятил описанию загадочного, таинственного и удивительного мира русского леса и его обитателей.

 Ребенок: Повсюду в лесу на полянке,

В реке на болоте, в полях –

Тут встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях,

Про птиц, насекомых, лягушек,

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь дружок и поймешь.

Ох, так написать о природе

Не просто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивленно смотреть.

Ведущий: 

Виталий Бианки родился в городе Петербурге 11 февраля 1894 г. Вся его семья в тёплое время года - с весны до осени, жили в деревне под Петербургом. Отец Виталия Валентиновича был учёным – орнитологом: изучал птиц и много про них знал. Очень рано он начал брать сына с собой в лес, где учил его наблюдать за растениями и животными, слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Ещё маленьким мальчиком Виталий Бианки полюбил природу, а став школьником, научился у отца записывать свои наблюдения. Когда стал взрослым, выучился в университете на биолога, посетил заповедные природные места России: на Урале, Алтае, на берегах Волги. Всё, что он видел удивительного в природе, всё, что замечал и наблюдал, тут же записывал. Потом все эти наблюдения превратились в сказки и рассказы о природе.

Ведущий: 

Виталий Бианки очень любил птиц. Вот так он о них высказывался: «Сдаётся мне, жить на нашей зелёной планете без птиц, было бы ох, как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их лёгкий свободный полёт! А волшебное их искусство гнездостроение «без рук, без топора». Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимания на птиц!»

Ведущий: 

Предлагаю вам ребята поиграть

Игра «Птицы по местам».

(На фланелеграфе закреплён зимний пейзаж и летний пейзаж)

Ребята, надо взять на столе карточки(птиц) и разделить на две группы зимующие и перелётные. Делимся на две команды, отбираем карточки и прикрепляем к зимующим или перелётным.

Давайте, посмотрим, правильно ли слетелись наши птицы. Ничего не перепутали?

(Дети присаживаются на стульчики).

Ведущий:

 Предлагаю вам отгадать загадки о птицах. Угадайте, что за птица.

1 Он долго дерево долбил и всех букашек истребил. Зря он времени не тратил, длинноклювый пёстрый… (Дятел).

2. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым «Клё! Клё! Клё!» - поёт со свистом… (Клест).

3. Спинкой синеватая, брюшком желтоватая, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика… (Синичка).

4. У неё глаза большие, хищный клюв всегда крючком. По ночам она летает, спит в дупле лишь днём… (Сова).

5. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока).

6. Чёрный, проворный, кричит: - Крак! – червякам он враг!..(Грач).

7. Он прилетает каждый год туда, где его домик ждёт. Серый в крапинку жилец – замечательный певец… (Скворец).

8. Это старый наш знакомый: он живёт на крыше дома – длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту… (Аист).

Ведущий: Предлагаю поиграть в игру «День-ночь»

Игра «День-ночь».

А сейчас вы не ребята, а мышата. Двум ребятам предлагаю стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам надо быть внимательными, недалеко сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мыши бегают, как только скажу: «мыши, двери на засов», мышки садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелился.

(совы стоят возле дерева, мыши бегают)

Утром солнечным у сов,

Дверь закрыта на засов.

Совы спать весь день не прочь

На работу совам в ночь,

Только вечером от сов

Мыши двери на засов.

(Мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка, уводит на стульчик).

Ведущий: 

Молодцы ребята, весело поиграли, присаживайтесь на стульчик.

Ведущий: 

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

За 35 лет творческой работы Виталий Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей.

 Ведущий: 

А, сейчас мы вам предлагаем поиграть в игру «Собери картинку» по персонажам героев В. Бианки. (Дети собирают картинки).

Ведущий:

 Все ребята справились с заданием, а сейчас предлагаем посмотреть мультфильм «Муравьишка-хвастунишка», и обсудить его. Смотрите внимательно и слушайте, что говорят герои.

(Просмотр и обсуждение о просмотренном мультфильме). 

Ведущий: В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей В. Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая эти сказки, он хотел вас ребята, научить любить природу и наблюдать за нею.

Ведущий: Молодцы, вы хорошо поработали. Хочется, чтобы у вас появилась желание прочитать еще больше книг В. Бианки. Наш праздник подошёл к концу. Мы надеемся, что вы узнали много нового, интересного. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"

Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....

Литературная викторина по произведения В. Бианки

Литературная викторина для 1 класса по рассказам В. Бианки "Кто чем поёт", "Лесные домишки", "Чей нос лучше"....

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс  УМК "21 век"...

Викторина по произведению В. В. Бианки "Лесные домики"

В данной работе представлена викторина по произведению В. В. Бианки. Её можно проводить как для команд, так и в качестве проверочной работы по изученному произведению...

Литературное чтение В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок» 2 класс

Тема урока: В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок». Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции младших школьников через знакомст...

Урок литературного чтения "Школа России" 1 класс по теме: "В.В. Бианки. Лесная охота".

На уроке создаются условия для ознакомления учащихся с произведениями В.В. Бианки. Дети учатся анализировать произведения, оценивать события, определять главную мысль....