Досуговая программа в каникулярное время «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем»
материал (1 класс)

Лущикова Наталья Геннадьевна

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга.

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга. Программа разработана в рамках модифицированной образовательной программы «Техническое творчество», утверждена на методическом совете МОУ ДОД «Центра детского творчества» Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов общеобразовательных школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dosugovoy_programmy.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА

МЕРОПРИЯТИЯ (ВИКТОРИНЫ, КОНКУРСА И т.п.) или (ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ, ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА и пр.)

«Досуговая программа в каникулярное время "Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Досуговая программа в каникулярное время

«Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем»

Краткое описание 

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга.

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга. Программа разработана в рамках модифицированной образовательной программы «Техническое творчество», утверждена на методическом совете МОУ ДОД «Центра детского творчества» Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Пояснительная записка

«Я верю в интуицию и вдохновение Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». А.Эйнштейн Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображению принадлежит большая роль и в творчестве, и в обучении. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение является одной из важнейших способностей человека.  Воображение делает человека интересным и интеллектуально развитым. Оно участвует в процессах творческого мышления и в общении человека с человеком. Развивается особенно интенсивно в возрасте 5 – 12 лет. И если в этот период его специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Для занятия техническим творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Педагогическая целесообразность. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Поэтому так важно развивать воображение ребенка. В результате взаимодействия всех составляющих программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у неё проектируемых психических новообразований. В такой среде происходит самообучение и саморазвитие, повышается внутренняя активность обучаемого, формируется духовно – нравственная культура личности, открывается ребёнку возможность выбора деятельности. Психологами и педагогами установлено, что игра – это своего рода «вечный двигатель» творчества, активной деятельности и самовыражения. Дети, лишенные игр, недостаточно наблюдательны и неспособны к активному творчеству. Игровые ситуации часто заставляют действовать решительно, мобилизуют умственные способности, заставляют находить неожиданные решения, то есть способствуют развитию воображения. Дети любого возраста очень любят играть. Их игры - плод буйной работы фантазии. Необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, создать условия для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке.

Актуальность. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся младшего школьного возраста, осуществляется всестороннее развитие детей, намечаются пути совершенствования знаний, умений и навыков, приобщения их к разным формам познавательной деятельности. Опыт, приобретенный при реализации досуговой программы, дети смогут использовать в повседневной жизни, что сделает ее более разнообразной и интеллектуально насыщенной, повысит эффективность освоения образовательной программы «Техническое творчество». При проведении занятий предпочтение отдается творческой самореализации обучающихся, так как это усиливает личностную направленность обучения, но при этом важным фактором в процессе обучения является руководство со стороны педагога. За основу композиционного замысла программы взяты такие формы и методы, как мотивация и стимулирование, формирующие интерес у детей к обучению. Программа «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем» призвана в свободной, доступной форме способствовать развитию воображения средствами игровой деятельности, позволит детям не только с интересом, но и с пользой провести каникулы. Игры, праздники, конкурсы – это не просто интересный досуг. Это новые знания, опыт общения, развитие воображения, фантазии, способностей.

Данная программа краткосрочная, рассчитана на каникулярное время, целесообразно реализовать программу в период осенних каникул. Программа познавательная, носит общеразвивающий характер, личностно-ориентированная, рассчитана на детей младшего школьного возраста 9 – 10 лет, оптимальная наполняемость группы не менее 10 человек. Занятия проводятся 6 раз в неделю по 2 часа (всего 12 часов). Группы формируются из обучающихся по программе «Техническое творчество».

Цель: развитие воображения детей младшего школьного возраста посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга детей.

Задачи: ·  развитие фантазии, смекалки, изобретательности, словарного запаса, активности, компетентностей обучающихся средствами интеллектуально – игровой деятельности; ·  создание условий ситуации успеха, самореализации обучающихся, включение их в активную творческую деятельность для полноценной занятости в каникулярное время; · воспитание коммуникативности, толерантности, чувства сплоченности, взаимопомощи, навыков культурного досуга; · обеспечение благоприятной атмосферы на занятиях; · формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса

Прогнозируемые результаты: 

§ положительное отношение к занятиям, интерес детей к разнообразной творческой деятельности;

§ стремление видеть свою роль и работать в коллективе, планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации;

§ качественный уровень освоения образовательной программы;

§ расширение возможности для развития и саморазвития личности ребенка, и для реализации его интересов;

§ использование приобретенного опыта и знаний в повседневной жизни, что сделает ее более разнообразной и интеллектуально насыщенной.

Формы организации занятий: 

 занятие – фантазия;

 занятие – путешествие;

 занятие – конкурс;

 занятие – праздник.

Методы и приёмы: 

 упражнения;

творческие задания;

дискуссии;

эвристическая беседа;

 мини - выставки;

конкурсы, соревнования;

ролевые игры, подвижные игры;

показ.

Методы стимулирования поведения: похвала, поощрение, самооценка,  взаимооценка.

 Занятия проводятся в форме ролевых игр в творческих группах. Каждый день обучающиеся выступают в различных ролях: изобретателя, мечтателя, поэта, художника, путешественника, ученого, того, кого придумают для себя дети в период проведения мероприятий. Созданию интересной игровой деятельности способствуют различные атрибуты, предоставленные педагогом, либо придуманные и изготовленные на занятиях детьми, либо заранее приготовленные ими дома при условии предварительного оглашения темы. На занятиях детям предоставляется свобода творчества и возможность импровизации. На последнем итоговом занятии – празднике дети дружно придумывают поощрительные звания: смекалистый, сообразительный, оригинальный, креативный, творческий, башковитый и т.п., обучающиеся изготавливают медали соответствующего звания и вручают их друг другу.

Механизм оценки результативности реализации программы:  наблюдение за поведением детей, позволяющее выявить творческие способности, лидерские качества, уровень коммуникативности;  анкетирование по интересам;  результаты участия в коллективной творческой деятельности, конкурсах, выставках;  результаты участия в итоговой конкурсно-игровой программе.

Критерии оценки знаний, умений и навыков: 

- стремление обучающихся придумывать что-то новое, изобретать, творить, фантазировать;

- умение планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации;

- умение применять знания, полученные на занятиях, в практической деятельности;

- умение самостоятельно выявлять ошибки и провести их самоанализ;

- умение работать в коллективе.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения: учебное помещение на 12 рабочих мест (столы, стулья, доска – 1шт); материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиокассеты, фотоаппарат. кадровое обеспечение; методическое и дидактическое обеспечение: – информационно – методические материалы, имеющиеся в библиотеке школы, в Центре детского творчества; – детская литература, периодические журналы; – игры, конкурсы, кроссворды, сценарии; – методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации; – наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой мероприятий (раздаточные карточки, иллюстрации, дидактические игры); – атрибутика для ролевых игр: беретки, шляпы из газет, карандаш, рюкзак, книга, очки из бумаги, бумажный венок из бумаги и другие предметы, изготовленные детьми непосредственно на занятии.

Занятия, включенные в программу, могут быть использованы как отдельные воспитательные мероприятия и проводиться в течение года или в любое каникулярное время. Программа открыта для внесения изменений на любом из ее этапов со стороны воспитанников, родителей, педагога.

Тематический план реализации каникулярной программы 

№ п/п

Тема

Описание.

Теория

Практика

Оформление и оборудование: 

1.

День №1. Сочиняем сказки.
«Мы -поэты, писатели».

– вводная беседа «Общие правила поведения во время игр»;
– анкета изучения интересов и возможностей детей на начало освоения программы; – дискуссия «Кто такой поэт, писатель»; – понятие о сказках; – как сочинить сказку;

– работа со специальной лексикой, составление речевых оборотов; – конкурсы: «Кто знает больше сказок на определенные темы» «Совершенно сказочные вещи», «Дополни имя»; «Сочиним сказку по элементам»;
– решение сказочного кроссворда; – стихотворные загадки «Выпавшие слова»; - упражнение «Трио фантазии»;
– игры: «Укрась слово», «Общее стихотворение», «Фантастический рассказ»; – конкурс – упражнение «Что означает интонация»;
– подведение итогов.

-иллюстрации;
– рисунки детей по мотивам русских народных сказок;
– выставка книг «Русские народные сказки»;
– поделки детей «Герои сказок», изготовленные ранее на занятиях;
– бумага;
– ручка.

2.

День №2. «Мы - художники» Коллективный коллаж.

– беседа «Как работают художники»;
– понятие о коллаже, коллективной работе; – знакомство с правилами игры.

– игры: «Волшебный карандаш», «Ниточный рисунок», «Чтобы это значило?», «Дорисовываем рассказ»; – упражнение «Групповая картина»; – конкурс «Фантастическое животное»; – упражнение «Угадываем, придумываем, рисуем, дорисовываем»; - задания: «Кто больше придумает и нарисует», «Групповой коллаж».

– карточки с рисунками, с тв. заданием;
– иллюстрации;
– лист ватмана; – бумага;
-карандаш;
– фломастеры;
– тушь или краски.

3.

День №3. «Город моего будущего. Мы - путешественники».

– беседа – дискуссия «Каким я вижу свой город в будущем»;
– воображаемое путешествие по улицам города
– устное, словесное рисование.

– игры: «Составляем слова», «Правила поведения», «Тропинка», «Антивремя», «Небывальщина», «Перевоплощения», «Опорные слова», «Пантомима»;
– упражнения: «Читаем с интонацией» стихотворение А. С. Васильева «Люблю тебя, моя Россия», «Неоконченный рассказ»;
– пословицы о Родине;
– составление рассказов «Мое самое интересное, необычное, веселое путешествие»;
– физкультминутка;
– практическая работа, изготовление аппликации «Город моего будущего».

– музыкальный центр, диски; – иллюстрации «Города мира», «Природа»; – косынки;
– рюкзаки; – бумага; – цветная бумага; – ручка; – ножницы; – клей.

4.

День №4. «В стране чисел и геометрических фигур. Мы - ученые».

– вводная беседа об условиях игры;
– эвристическая беседа «О числах и геометрических фигурах».

– читаем по ролям рассказ «В стране чисел и геометрических фигур»; – отгадываем загадки; – решаем ребусы; – задания: «Наисложнейшие задачи», «Задачи – шутки», «Бой скороговорок», «Пространственное воображение»;
– игры «Слова с числом «Сто», «Вьетнамская игра», «Геометрические фигуры в предметах»; – викторина «Из истории чисел», подведение итогов.

– карточки с заданием; – цветная бумага; – ручка; - ножницы; - клей.

5.

День №5. «Необычное об обычном. Мы – изобретатели, мечтатели». 

– вводная беседа; – понятие об обычном и необычном; – беседа – обсуждение «Что было бы, если бы…»

– упражнения: «Фантастические гипотезы», «Выведение следствия», «Не может быть», «Что нового?», «Способы применения предмета»; – задание: «Как необычно можно использовать шляпы?»; – игры: «Опорные слова», «Отгадай, что я задумал, и дорисуй», «Волшебное дерево», «Архимед», «Веер», «Сценарий».

– карточки с заданием; – иллюстрации с предметами; – бумага; – краски; – карандаши.

6.

День №6. «Осенние фантазеры. Мы самые, самые…».

– подведение итогов; – выявление интересов и предпочтений обучающихся  – опрос, анкета «Закончи предложения».

«Читаем с интонацией» стихи об осени;
 - загадки: «Об осени», «Какие грибы насобирали ребята»;
– упражнение «Бином»,
- задания «Рисуем вместе осень», «Украшаем дерево»,
– игра «Осенний вальс», – награждение, поощрение детей.

– музыкальный центр, музыкальные диски; - выставка поделок из природного материала, изготовленных обучающимися ранее на занятиях; – выставка рисунков и сочинений на тему «Золотая осень»; – зал украшен осенними листьями, ветками, цветами; – чистый ватман; – нарисованное на ватмане дерево; – заготовки для медалей.


Список литературы, использованной при составлении программы.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М:, 2020.

3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982

 4. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М.: Просвещение,2010.

5. Кирнос Д.И. Индивидуальность творческое мышление.- М.: Педагогика, 2021.

6. Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр «Организация методической работы». Волгоград, издательство «Учитель», 2017

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.  Ярославль,2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать каникулярное время ребёнка.

Как организовать каникулярное время ребёнка....

ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Инструкции по технике безопасности в каникулярное время....

ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Инструкции по технике безопасности в каникулярное время....

Консультация для родителей "Как интересно, разумно проводить с детьми каникулярное время

Как интересно, разумно проводить с детьми каникулярное время? В ближайшую неделю дети будут находиться дома.  Чтобы каникулы прошли с пользой, предлагаем Вам игры, развивающие внимание, память, л...