Изонить. Основные приемы ниточного дизайна
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему

Ачкасова Полина Ивановна

Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ НИТОЧНОГО ДИЗАЙНА

Ниточный дизайн известен и под другими названиями: изонить (то есть изображение нитью), нитяная графика. Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.

Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной по-следовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Именно о такой технике рассказал Геннадий Алексеевич Браницкий. Любители вышивания ее упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). В работе используют обычные швейные нитки, мулине или ирис. Подручные инструменты (кроме уже упомянутой иглы): шило, ножницы, циркуль, линейка и карандаш.

Вот основные приемы нанесения графического нитяного рисунка на картон.

Нарисуйте контур узора на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части и проколите каждую точку тонким шилом. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.

Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми, а со стороны педагога — тактичности и непринужденности.

В процессе занятий дети познакомятся с основными геометрическими понятиями; научатся ориентироваться на листе бумаги, потренируются в развитии чертежных навыков.

Результат работы в технике «изонить» завораживает детей красотой. А где красота — там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Прежде чем заняться с детьми изонитью, воспитателю сначала нужно самому освоить основные элементы работы в этой технике — научиться заполнять нитью угол, окружность, составлять из элементов узоры и композиции, следуя принципу «от простого к сложному». По тому же принципу следует проводить занятия с детьми.

На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити я заранее готовила для детей иголки с нитками и сама делала разметку будущего рисунка на картоне.

Для быстроты вдевания нитки в иголку можно пользоваться нитковдевателем.

Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение. Поэтому следует с самого начала учить детей заполнять фигуры одной нитью.

Загадки об иголке

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Конь стальной — хвост льняной.

На всем теле — только одно ухо.

Бежит свинка — золотая щетинка.

Носочек стальной, а хвостик льняной.

Правила пользования иглой

1. Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.

2. Нельзя ронять иглу на пол.

3. Передавать друг другу только тупым концом вперед.

4. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.

5. Нитку нельзя откусывать зубами.

Загадки о ножницах

Инструмент бывалый —

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

Смотрите, мы раскрыли пасть —

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Правила пользования ножницами

1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.

Загадка о карандаше

Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

По листу пройдет-коснется,

Там след остается.

Правила пользования карандашом

1. Карандашом мы отмечаем те точки, которые в дальнейшем будем прокалывать.

2. Карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.

Загадка о линейке

Кто я, если прямота

Главная моя черта?

(В.Берестов)

Правила пользования линейкой

C помощью линейки мы будем учиться проводить линии.

Загадка о циркуле

Мой циркач, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

(В.Берестов)

Правила пользования циркулем

Это особый инструмент. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

А теперь – как мы работаем. Сначала мои ученики пробуют заполнить угол и круг на небольших кусочках картона, а затем переходят к работе с образцами. Я предлагаю им схемы будущих рисунков, выполненные на бумаге из тетради в клетку, и готовые работы других учеников. Дети внимательно рассматривают образец, анализируют его конструктивную структуру, приемы выполнения. После этого они подбирают подходящий по размеру и цвету картон, прикрепляют схему к цветной стороне картона канцелярскими скрепками, делают проколы во всех отмеченных точках (таким образом, схема рисунка переносится на картонную основу), подбирают нитки и приступают к выполнению изонити.

Затем задание усложняется. Ученики сами моделируют предмет или придумывают орнамент на бумаге в клетку (на ней легче выполнять графические работы), самостоятельно выбирают основу и нитки для своего изделия. Длина нити — размах обеих рук в стороны. Здесь не совсем подходит пословица «Длинная нитка – ленивая швея», я в данном случае говорю «Длинная нитка – меньше узелков». Вдев нитку в иголку, выравниваем её концы, но узелка не завязываем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Валентинка" - закладка для книг (ниточный дизайн)

В преддверии  праздника День Влюбленных, (14 февраля) мною был разработан и  проведен мастер-класс по изготовлению «валентинки» - закладки для книг, в технике ниточного декора. Поделка,...

Дополнительная общеразвивающая программа объединения "Ниточный дизайн"

 Программа внеурочного занятия «Изонить» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения. Изонить доступный для детей вид искусс...

Статья на тему:"Основные приемы и методы использования мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе".

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....

Презентация "Основные приемы лепки"

Презентация будет полезна для уроков технологии в начальных классах...

Основные приемы духовно-нравственного воспитания

В статье содержатся эффективные игровые методики работы на уроках и внеурочной деятельности по ОРКСЭ с учащимися начальных классов, рекомендации по их использованию. Даны практические примеры из...


 

Комментарии

Ачкасова Полина Ивановна

Мозаика – один из видов монументального искусства, изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц