Дополнительная общеразвивающая программа объединения "Ниточный дизайн"
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Дмитриева Елена Григорьевна

   Программа внеурочного занятия «Изонить» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения. Изонить доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер.

     Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из   переплетённых ярких, цветных ниток. Истоки творчества изонити принадлежат английским мастерам. Основной материал для работы – картон, бархатная бумага, нитки различных цветов и оттенков. Иногда основой для работы служит наждачная бумага. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром. Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший изонить впервые, сразу же задается вопросом – как это делается? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа №1»

               

           Ниточный дизайн

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Ниточный дизайн»

для детей 9-11 лет

срок реализации-1 год

Программа разработана:

Дмитриевой Еленой Григорьевной,

учителем технологии

                                 

                                Республика Марий Эл,

Звениговский район,

п. Красногорский, 2017 г

Пояснительная записка

   Программа внеурочного занятия «Изонить» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения.

Программа дополнительного образования «Ниточный дизайн» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.

     Изонить доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер.

     Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из   переплетённых ярких, цветных ниток. Истоки творчества изонити принадлежат английским мастерам. Основной материал для работы – картон, бархатная бумага, нитки различных цветов и оттенков. Иногда основой для работы служит наждачная бумага. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром. Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший изонить впервые, сразу же задается вопросом – как это делается?

     При выполнении работ по изонити у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей – всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно – прикладного искусства.

     Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

     Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

   Программа «Изонить» рассчитана на учащихся 3-4  классаов 9 – 11 лет. Составлена из расчета 112 часов на курс.Занятия проводятся 2 раза в неделю . Программа рассчитана на 1 год.

На занятиях преобладает продуктивная творческая деятельность учащихся. Применяется системно – деятельностный подход в соответствии с ФГОС.

    Дети, занимавшись по данной программе, получат элементарные навыки  работы с иглой, ножницами, познакомятся с техникой безопасности при работе с этими инструментами, овладеют разными  приемами графического переплетения нитей. Во время работы проявляется творческая активность, способность мыслить, создавать необычные узоры на основе полученных знаний на уроках.

   Цель программы – развитие творческих способностей в процессе обучения техники изонить.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить обучащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;

- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

Воспитательные:

  - развивать коммуникативные способности детей;

  - воспитывать интерес к изонити;

  - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  - воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.

Новизна программы:  предоставление большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно; создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей; создание условий для развития личности ребёнка и  творческой самореализации.

Отличительные особенности программы:

   Программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.

    Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия.

   Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

      В проведении занятий используются коллективные и творческие занятия. Теоретическая часть дается в форме беседы с использованием наглядного материала и закрепляется практической работой.

      Программа составлена на основе знаний возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Используются  элементы проблемного обучения, элементы личностно-ориентированных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, а также огромное место отводится игровым технологиям. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и в частности к каждому учащемуся в отдельности.

   Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Необходимо показывать недостатки, но похвала должна завершать оценку работы.

     Материалы программы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей. Стимулируют интерес нетрадиционные занятия в виде игр, конкурсов, викторин и  т. п. Уделяется внимание прогулкам на природе. Все познанное, увиденное находит отражение в творческих работах учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Знать/ понимать

- термины основных изучаемых понятий;

- назначение и свойства материалов;

- назначение применяемых ручных инструментов;

- виды, приемы и последовательность выполнения операций;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых изделиях, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; навыкам работы с технологическими картами;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок

Познавательные:

- различать изученные способы нитяной графики, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в изонити;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства, художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям нитяной графики.

Коммуникативные:

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию;

    В результате занятий нитяной графикой у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Личностные результаты:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получения сведений из разнообразных источников информации;

- организации индивидуальной и трудовой деятельности;

- создание изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся

  К концу обучения по программе «Изонить» учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.

Должны знать:

- правила техники безопасности;

- правила работы в технике изонити;

- геометрические термины: угол (острый, прямой, тупой), вершина угла, правая (левая) сторона угла, круг, овал, хорда;

- технологическую последовательность заполнения геометрических форм;

- расположение форм в пространстве;

- количественный и порядковый счет;

- названия цветов спектра.

Должны уметь:

- выполнять углы, окружности, дуги и завитки в технике изонити;

- составлять из фигур композиции, предметы;

- находить нужное направление в сложных работах (при наложении одних фигур на другие);

- ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри, по краю);

- подбирать цвет нити к фону по сочетанию или контрасту, выбирать нити по толщине;

- определять лицевую и изнаночную сторону изделия;

- работать с иглой, шилом и трафаретами;

- организовывать свое рабочее место.

  Формы подведения итогов: По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.

                                     Учебно-тематический план

1-ый год

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

всего

из них

теоретические

практические

1.

Введение.

Знакомство с историей предмета. Применение в жизни.

2

2

2

2

-

-

Инструменты и материалы, основные приемы. ТБ. Уход за готовым изделием.

2

2

-

2.

Основные элементы изонити.

Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

40

2

4

2

36

-

Способ расчерчивания фигуры «Угол». Прошивание фигуры «Угол».

10

2

8

Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга».

10

2

8

Способ расчерчивания фигуры «Круг». Прошивание фигуры «Круг».

18

2

16

3.

Геометрические композиции

Понятие о композиции и цвете.

24

2

4

2

20

-

Технология изготовления узоров.

2

2

Четырехконечная звезда.

8

-

8

Восьмиконечная звезда.

10

-

10

Выставка работ.

2

2

-

4.

Сюжетные рисунки из основных элементов.

Технология изготовления сюжетных композиций.

36

2

2

2

34

-

Изготовление сюжетной композиции «Солнышко».

6

-

6

Изготовление сюжетной композиции «Снеговик».

8

-

8

Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море».

12

-

12

Изготовление сюжетной композиции «Ракета».

8

-

8

Выставка работ.

2

2

-

5.

Изонить и быт.

Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить

20

2

4

2

18

-

Изготовление закладки.

8

-

8

Изготовление открытки.

8

-

8

Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества».

2

2

-

Итого

122

14

108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...