Рабочая программа по технологии 4 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме

Копанева Галина Алексеевна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4 класс ( 1 час в неделю, 34 часа)

          Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы  Н.М.Конышевой «Технология», утверждённой МО РФ (базовый уровень) 2009г., Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих госудаственную аккредитацию на2011-2012 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ №23 12.2009г.

        В основе предлагаемой программы лежит новая концепция курса трудового обучения («Технологии»), которая коренным образом меняет смысл данного учебного предмета. Автор исходит из того, что любая дисциплина в общеобразовательной школе должна играть свою роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта и духовного мира школьников, в углублении их общей культуры.

        В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленной на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» этой среды, поскольку проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, современным школьникам необходимо получить образование в данной части.

        Поскольку на уроках ручного труда ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысливания мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере  не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей и о самых общих правилах и требованиях, которые мы к ним и предъявляем и которые следует учитывать при их производстве и использовании.

        Приобщаясь к разработке удобных и красивых вещей, школьники учатся думать о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой гармоничной природой, о том, что мир вещей неразрывно связан с человеком, а потому вещи несут информацию о нём (социальную, психологическую, историческую); о том, что не человек существует для вещей, а вещи для человека и т.п. Таким образом, данный учебный курс объективно имеет безусловную мировоззренческую, духовно-нравственную направленность.

        Кроме того, предлагаемый учебный курс является комплексным и интеграционным в самом глубоком смысле; он включает как рационально-логические, так  и эмоционально-художественные компоненты образования: ведь каждая вещь продумывается с точки зрения рациональности конструкции и с точки зрения внешней выразительности.

        Более интенсивное развивающее воздействие курса «Художественно-конструкторская деятельность» обеспечивается также тем, что он разработан с учётом современных научных данных о роли предметной преобразующей деятельности в развитии личности. Специфика этих уроков заключается не в том, что на них можно научить детей шить, склеивать и пр., а в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности. Именно это обстоятельство даёт данному учебному предмету ряд преимуществ, которых лишены другие школьные дисциплины.

        Поскольку в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наглядно-образные и наглядно-действенные формы мышления преобладают над сугубо абстрактными. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. С учётом этого курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной. Напротив, именно практическая деятельность позволяет школьникам «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

        Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический)  аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий.

        Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет занимать значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надёжное овладение приёмами практической деятельности. Эти приёмы представляют собой базу творчества. Но по мере их усвоения ученик должен получить возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действий.

        Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима изучаемого содержания. В соответствии программа не предполагает обособленных блоков или видов работы, имеющих название «проекты», а органично вписывает творческую проектную деятельность в систематическое освоение содержания курса; фактически программа представляет собой весьма конкретное использование проблемно-поисковых методов в учебной дисциплине.

        Таким образом, с учётом новой концепции по-новому выглядят и основные задачи курса. К ним относятся:

  1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

б) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу;

в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений.

      2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

      3. Развитие психических познавательных процессов и приёмов познавательной деятельности.

      4. Расширение кругозора.

      5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Основные содержательные компоненты

 программы четвёртого класса:

Историческая информативность мира вещей

        Понятия об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы.

        Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: узелковое плетение; изготовление украшений с использованием древней магической символики.

Традиции и современность

        Развитие традиционных знаний  и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремёслах. Рукоделие в духе народных традиций: лепка, вязание, вышивка, шитьё. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.

Новые материалы и технологии

        Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами.

        Бисероплетение; окантовка картона, жесткий переплёт; новые виды стежков и швов (петельный, «козлик»);  папье-маше; простейшие приёмы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.) Сложные виды бумагопластики. Развёртка геометрических тел; комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях.

Наблюдения и опыты, а  также логические задачи и задания на пространственное мышление в четвёртом классе строятся в соответствии с обозначенным выше программным содержанием:

- мысленная трансформация плоской развёртки в объёмное изделие и наоборот;

- мысленная трансформация сложной симметричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот;

- вычисление размеров заготовки по объёмному образцу и наоборот (вычисление размеров изделия по его развёртке);

- вычисление размеров деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями;

- выделение в чертеже развёртки соответствующих конструктивных частей изделия;

- определение пропущенных операций в инструкции;

- самостоятельный поиск способов получения нужной формы;

- внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями  использования вещи.

Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: предметы современного и старинного быта (из музейных и археологических материалов); керамика, изразцы; плетение изделия из лозы, бересты, щепы и пр.; украшения; предметы бумажной пластики; художественные открытки, упаковка; вязаные и вышитые изделия; народная глиняная игрушка; изделия из соломки; чеканка по металлу.

        - читать простую технико-технологическую документацию (эскиз, чертёж, схему и пр.) и работать по ней;

        - самостоятельно проанализировать конструкцию изделия и воссоздать его по образцу;

        - выдвинуть проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел или преобразовать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплотить этот замысел или преобразование в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана;

        - создать творческий замысел с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплотить мысленный образ в материале.

                                                                                                                               

К концу четвёртого класса

учащиеся должны знать:

        - о том, что вещи заключают в себе историческую и культурологическую информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

        - о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т.е. закономерно;

        - наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды);

        - швы (петельный и «козлик»).

Иметь представление:

        - о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;

        - о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);

        - о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нём культурных традиций;

        - о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;

        - об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных

материалов.

Уметь:

        -выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для решения декоративно-художественных  задач;

        - выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;

        - выполнять более сложные виды бумажной пластики;

        - выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;

        - выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;

        - обрабатывать различные материалы соответствующими способами;

        - творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конструкторских или художественных задач;        

Ресурсное обеспечение

  1. «Технология» Н.М.Конышева, «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнообразования)1-4 классы. Смоленск                            Ассоциация ХХI век, 2006г.
  2. «Технология» Н.М.Конышева, «Секреты мастеров» (методические рекомендации) 4 класс. Пособие для учителя. Смоленск                            Ассоциация ХХI век, 2006г.

Технология

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Содержание

Колич.

часов

Тип /форма

урока

Информац.

сопровождение

Дата

план

факт

Из глубины веков

1

Вводный урок. Тема года. Инструктаж по Т/Б на уроках технологии

Понятие об исторической значимости предметной среды. Анализ материалов учебника

1

Урок актуализации знаний и умений

Учебник

2

3

Керамика в культуре народов мира.

История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Сосуд с магическим орнаментом. Лепка.

2

Комбинированный

Учебник

4

5

Керамика в культуре народов мира.

История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Сосуд с магическим орнаментом. Роспись.

2

Комбинированный

Учебник

6

7

Архитектурная керамика. Изразец.

Архитектурная и бытовая керамика по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов. Декоративная плитка; коллективное панно. Лепка.

2

Комбинированный

Учебник

8

9

Архитектурная керамика. Изразец.

Архитектурная и бытовая керамика по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов. Декоративная плитка; коллективное панно. Роспись.

2

Комбинированный

Учебник

10

11

Плетение из полос.

Старинные техники плетения. Плетёный короб.

2

Комбинированный

Учебник

12

13

Плетение из полос.

Старинные техники плетения. Плетёный короб.

2

Комбинированный

Учебник

14

15

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

Изготовление украшений с использованием древней магической символики.

2

Комбинированный

Учебник

16

17

18

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

Изготовление украшений с использованием древней магической символики. Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

3

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Учебник

Творчество, труд, мастерство.

19

20

Бумагопластика. Раскладные открытки.

Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Раскладная открытка на каркасе.

2

Урок комплексного применения знаний

Учебник

21

22

Бумагопластика. Раскладные открытки.

Открытка с выступающей картинкой.

2

Комбинированный

Учебник

23

24

Гофрирование.

Гофрированный фонарик

2

Комбинированный

Учебник

25

26

Построение развёртки с помощью циркуля.

Развёртки геометрических тел. Упаковка-ёлочка

2

Комбинированный

Учебник

27

28

Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавал.

Комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях. Карнавальные шапочки.

2

Комбинированный

Учебник

29

30

Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавал.

Сложные виды бумагопластики. Карнавальные маски.

2

Комбинированный

Учебник

31

32

Святки. Обрядовое печенье.

Лепка печенья из солёного теста.

2

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Учебник

Мастера и подмастерья

32

Простейшие приёмы вязания крючком.

Сложные формы из волокнистых материалов. Футляр для телефона.

3

Урок комплексного применения знаний

Учебник

33

Простейшие приёмы вязания крючком.

Комбинированный

Учебник

34

Простейшие приёмы вязания крючком.

Комбинированный

Учебник

35

36

Петельный шов.

Рукоделие в духе народных традиций. Декоративная сумочка для мелочей.

3

Урок комплексного применения знаний

Учебник

37

Петельный шов.

Комбинированный

Учебник

38

Окантовка картона.

Подставка для карандашей.

3

Комбинированный

39

40

Окантовка картона.

Комбинированный

41

42

Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись, конструирование)

Природные образы, формы и конструкции  в современных художественных ремёслах. Декоративная рамка для фото.

3

Урок комплексного применения знаний

Учебник

43

Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись, конструирование)

Комбинированный

44

45

Ремонт книги.

Жёсткий переплёт.

2

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Учебник

Традиции и современность ( 7 ч )

46

47

Игрушки знакомые и новые

Игрушка из пластилина или теста по народным образцам. Лепка.

2

Комбинированный

Учебник

48

Игрушки знакомые и новые

Игрушка из пластилина или теста по народным образцам. Роспись.

1

Комбинированный

Учебник

49

50

Соломенных дел мастера.

Аппликация из соломки. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

3

Комбинированный

Учебник

51

Соломенных дел мастера.

Комбинированный

52

Дарим людям своё мастерство. Новые стежки и швы.

 Новые виды стежков и швов. (петельный, «козлик»). Закладка из ткани с вышивкой по народным мотивам.

2

Комбинированный

Учебник

53

Дарим людям своё мастерство. Новые стежки и швы.

Комбинированный

54

Металл в руках мастера.

Простейшие приёмы обработки металла. Тиснение на фольге. (декоративная пластина)

1

Комбинированный

Учебник

55

56

Итоговый урок. Обобщение темы года.

Выставка работ за год.

2

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

57

Техника безопасности, правила работы на компьютере. Мы живём в информационном мире.

Практическая работа «Работа с клавиатурным тренажёром. Алфавитная и цифровая клавиатура»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Федеральный компонент государственного стандарта.

Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере, бережное отношение к техническим устройствам. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.

58

Виды информации по способу восприятия человеком, способу представления и форме организации.

Практическая работа «Представление информации различными способами.»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

59.

Сбор, хранение и обработка информации.

Практическая работа «Использование компьютерных программ для обработки информации»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

60

Кодирование и декодирование информации.

Практическая работа «Кодирование и декодирование информации с использованием компьютерных программ»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

61.

Текст и текстовый редактор. Приёмы форматирования текста.

Практическая  работа «Создание и приёмы редактирования текстового документа»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, использование простейших средств текстового редактора.

62

Организация табличного способа представления информации.

Практическая работа «Создание и заполнение таблиц в текстовом редакторе»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

63

Изображение и графический редактор.

Практическая работа «Создание и сохранение изображения в графическом редакторе»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

64

Числовая информация. Методы представления и обработки числовой информации.

Практическая работа «Работа с программным калькулятором»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

65

Представление числовой информации в виде таблиц и графическом виде.

Решение математических задач в электронных таблицах

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

66

Знакомство с компьютерными поисковыми системами.

Практическая работа «Поиск информации в Интернет»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам

67

Передача электронных документов по сети ИНТЕРНЕТ.

Практическая работа «Работа по передачи сообщения по электронной почте»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

68

Итоговая работа «Создание текстового сообщения с элементами изображений. Передача сообщения по сети.2

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на компьютера. Вывод текста на принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...