РПУ по изобразительному искусству и технологии
рабочая программа по технологии на тему

Матрюк Галина Владимировна

Рабочая программа учителя начальных классов по изобразительному искусству и технологии УМК "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_shpikalova_trud_i_izo.docx56.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО
И  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ТРУД

Авторы: Т. Я. Шпикалова, Е. А. Алексеенко,
Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова.

Научный руководитель авторского коллектива 
Т. Я. Шпикалова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      Программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.
      
Основные цели программы:
      • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
      • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
      • способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
      • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
      • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
      • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
      Данная программа включает программы двух учебных предметов — «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на основе:
      • общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
      • общности основных качеств художественной вещи, изделия: материал, форма, пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.
      В построении содержания обеих программ предусмотрены:
      • вариативность в заданиях, выборе материалов и техник;
      • вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
      • вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
      Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: «Изобразительное искусство» — 1 час, «Художественный труд» — 1 час из образовательной области «Технология» или из вариативной части базисного учебного плана.
      Содержание программы 
«Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
      Раздел 
«Основы художественного изображения» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
      Раздел 
«Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

      Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
      Раздел 
«Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
      Содержание раздела 
«Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
      Разделы 
«Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

4 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

Ведущая тема года:
ВЕЧНЫЕ  И  ЛЮБИМЫЕ  ОБРАЗЫ  В  ИСКУССТВЕ

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
      
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
      
с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);
      
с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачиобъема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
      
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
      
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
      
Опыт художественно-творческой деятельности:
      
изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала...»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю...»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);
      
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);
      
изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах...»);
      
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время...»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет...»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО 
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
      
Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).
      
Опыт художественно-творческой деятельности:
      
ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;
      
ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;
      
ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки...»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;
      
ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

4 КЛАСС (34 ч)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ТРУД

Ведущая тема года:
ТРУДОМ  МИР  СТРОИТСЯ

РАБОТА  С  БУМАГОЙ

      Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная) и картон; инструменты, материалы и приспособления для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); способы технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте. Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
      
воздушных конструкций в технике модульного оригами-звезды; объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;
      
изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;
      
декоративных композиций: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.

РАБОТА  С  ТКАНЬЮ

      Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства — тканых изделий (узорное ткачество на бердышке), вышивки (техника «набор»), лоскутного шитья (ляпачная техника), сувениров из ткани (прихватки, грелки на чайник, коллажи).
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); конструирование изделий из ткани по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе:
      
ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Разнообразие видов узорного ткачества на бердышке. Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Устройство и принцип работы бердышка. Конструирование бердышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов; изготовление панно из тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа);
      
ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки (мешочек) для праздничного подарка. Конструирование из ткани праздничной упаковки с учетом формы и размеров подарка, вышивка на изделии орнамента с помощью традиционных вариантов вышивки «набор»; выполнение объемного дна в изделии из ткани;
      
ознакомления с лоскутной техникой. Технологические особенности и художественные возможности традиционной лоскутной техники «ляпачиха». Варианты технологии пришивания деталей ляпачихи к основе изделия, их влияние на фактуру лоскутного изделия. Подбор материала (лоскуты однотонные и с набивным рисунком в контрастной и в сближенной гамме; ткань для основы панно). Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники «Все краски русской осени»);
      
конструирования из текстиля. Приемы конструирования из текстиля и других материалов декоративных и функциональных предметов быта (прихваток различной формы, грелок на чайник, декорированных в технике аппликации; коллективного панно в технике аппликации и др.). Декор изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору).

РАБОТА  С  ПЛАСТИЧНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ

      Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениров, декоративных панно с рельефным изображением.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки, об условиях применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф. Конструирование изделий из пластических материалов по заданным условиям и собственному замыслу; разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; выполнение изделия на основе эскиза; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из пластичных материалов:проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего города, села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.

РАБОТА  С  ПРИРОДНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ

      Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Плетеные изделия из лозы, бересты, елового корня (короба, корзины, пестери и т. п.) в интерьере крестьянской избы Русского Севера. Использование флористики в современном дизайне интерьера, костюма. Фитодизайн.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Разнообразие видов цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; декор цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором. Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
      
из бересты. Использование природных качеств бересты (гибкость, пластичность, прочность, цвет) в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты (солоничка, коробейка, обувь) и основные виды плетения (прямое и косое). Изготовление изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов. Использование приемов объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия зубцами. Выполнение плетеного декора;
      
из других природных материалов. Конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; выбор цветов для букета по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета.

РАБОТА  С  РАЗНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ

      Развитие эстетического восприятия изделий из разных материалов, произведений современного декоративно-прикладного искусства и народного творчества (изделия из металла, синтетических материалов).
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с разными материалами.Филигрань (скань) — один из древнейших видов народного искусства. Декоративные кубки, вазы, тарелки, шкатулки, броши, кулоны мастеров Древней Руси (Новгород, Москва, Кострома), Дагестана. Оригинальность графики и пластики филиграни. Виды сканых узоров: ажурные и накладные. Медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; инструменты и приспособления для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор изделий цветной бумагой, фольгой, нитками. Самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из разных материалов. Разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки (сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни). Проектирование новогодней игрушки из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др. Приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания.

Календарно-тематическое  планирование уроков 
изобразительного искусства
и художественного труда в 4 классе

№ 
урока
ИЗО

Дата

Тема урока ИЗО.
Вид творческой работы


урока труда

Дата

Тема урока
художественного труда.
Вид творческой работы

I четверть. Уроки 1—8

Тема четверти:
Рыбам — вода, 
птицам — воздух,
человеку — вся земля

Тема четверти:
Стоит дерево, цветом 
зелено: дом украшает, 
ремесло оснащает, мир 
освещает

1

      Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага)

1

      Искусство составления букета.Составление букета из живых природных форм

2

      Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)

2

      Берестяные плетенки. Косое плетение из бересты

3

      Мой край родной — моя земля.Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)

3

      Завершение темы урока 2

4

      Цветущее дерево — символ жизни. Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья) (гуашь)

4

      Комплекты бытовой утвари.Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца

5

      Пава-краса — птица счастья.Изображение городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь)

5

      Продолжение темы урока 4

6

      Конь-огонь — символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике городецкой росписи (гуашь)

6

      Завершение темы урока 4

7

      Образ мира в городецкой прялке.Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь)

7

      Все краски русской осени.Декоративное панно. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута

8

      Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору)

8

      Завершение темы урока 7

Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

      произведения изобразительного искусства: Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; И. Билибин. Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; З. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; И. Шишкин. Среди долины ровныя...; И. Шишкин. Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века. Линогравюра; С. Гавин. Тишина. Гобелен; А. Саврасов. Дубы на берегу; А. Вагин. Над полями да над чистыми. Линогравюра; Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: резные и расписные прялки — вологодские, архангельские, городецкие; изделия городецких мастеров, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).

II четверть, уроки 9—16

Тема четверти:
На дворе осень — 
погод восемь

Тема четверти:
Родиться не стыдись,
а работать не ленись

9

      Вольный ветер — дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)

9

      Изящный сувенир.Конструирование по мотивам техники филиграни

10

      Движение — жизни течение.Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору)

10

      Завершение темы урока 9

11

      Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)

11

      Импровизации из глины.Коллективное панно. Лепка из пласта: фактура, декор

12

      Родословное древо. Семейный портрет (материалы по выбору)

12

      Завершение темы урока 11

13

      Год — не неделя — двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» (материалы по выбору)

13

      Упаковка для праздничного подарка. Конструирование: текстиль, шитье, вышивка

14

      Год — не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры)

14

      Завершение темы урока 13

15

      Новогодние импровизации.Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки)

15

      Творческий проект «Новогодняя игрушка».Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм

16

      Новогодние импровизации.Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление (живописные материалы, восковые мелки)

16

      Завершение темы урока 15

      Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

      произведения изобразительного искусства: Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы. Пластина. Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.

III четверть, уроки 17—26

Тема четверти:
Что было, видели деды;
что будет, увидят внуки

Тема четверти:
Где живем, тем и слывем

17

      Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки)

17

      Природные и архитектурные мотивы родного края. Бумага: симметричная вырезанка

18

      Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь)

18

      Завершение темы урока 17

19

      Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы)

19

      Забавный сувенир.Конструирование: текстиль, шитье, аппликация

20

      Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь)

20

      Завершение темы урока 19

21

      «Да, были люди в наше время...».Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору)

21

      Подарочный набор. Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование

22

      «Да, были люди в наше время...».Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору)

22

      Завершение темы урока 21

23

      Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору)

23

      Деревенская улица. Рельефное панно. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги

24

      Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха

24

      Завершение темы урока 23

25

      Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)

25

      Радужные узоры. Ткачество на бердышке

26

      Вода — жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору)

26

      Завершение темы урока 25

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:

      произведения изобразительного искусства: В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; И. Машков. Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет. Коллаж; неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. Б. Барклай-де-Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. И. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, H. H. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи. Фрагмент Бородинской панорамы; В. Верещагин. Не замай, дай подойти!. Атака. На большой Смоленской дороге;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: лубочные картинки — сильный богатырь Еруслан Лазаревич; медведь с козою прохлаждаются; трапеза благочестивых и нечестивых; славный рыцарь Петр Златые Ключи; шут Фарнос на свинье; угощение гостя по старому обычаю; кот казанский — ум астраханский...; Ай, во поле...; пряди, моя пряха... .

IV четверть, уроки 27—34

Тема четверти: 
Повернись к мирозданию!

 

27

      Вода — жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору)

27

      Творческий проект «Древний символ родного края (города, села)». Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф

28

      «За весной, красой природы, лето красное придет». Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы)

28

      Завершение темы урока 27

29

      Завершение темы урока 28

29

      Звезды Победы. Коллективное панно. Конструирование: модульное оригами

30

      «Это праздник со слезами на глазах...» Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору)

30

      Завершение темы урока 29

31

      «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».Медальерное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали

31

      Народные игрушки из природных материалов.Конструирование: традиционные образы-символы

32

      Резьба по ганчу. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы

32

      Завершение темы урока 31

33

      Символика ганчевых арабесок.Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель)

33

      На острове Буяне.Конструирование: текстильный коллаж

34

      Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы и техника по выбору)

34

      Завершение темы урока 33

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти:

      произведения изобразительного искусства: Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник; Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; плакаты — Т. Лящук. Вода — жизнь; К. Пюсс. Нашим водоемам — чистую воду!; Г. Серебряков. Мир тебе, наша Земля!; Н. Чарухин. Пусть всегда будет солнце!; В. Говорков. Нам нужен водоем!; В. Каракашев. Миру — мир!; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник защитникам земли Российской на Поклонной горе; А. Бичуков. Пьета. Барельеф; П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине; Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: В. Денисов. Сказание о граде Китеже. Шкатулка. Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь. Пластина. Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника; Усманов. Панно из ганча.

      Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен
      знать/понимать:
      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
      • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
      • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
      • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи — растительный и зооморфный, антропоморфный;
      • о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
      • названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
      • способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
      • особенности вышивки разных регионов России;
      • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
      • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
      • виды природных материалов, используемых в плетении;
      
уметь:
      • применять приемы акварельной живописи (по сырому, а-ля прима и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
      • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
      • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
      • соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
      • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
      • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
      • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
      • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
      • комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
      • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
      • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
      • выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
      • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
      • оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
      • экономно и рационально использовать материалы;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • в самостоятельном творчестве;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
      • проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

      Учебно-методическое обеспечение курса под руководством Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1—4 классов, выпускаемое издательством «Просвещение».

      
1 класс
      1. Изобразительное искусство: Учебник.
      2. Изобразительное искусство: Творческая тетрадь.
      3. Методическое пособие к учебнику.
      4. Художественный труд: Учебное пособие.
      5. Художественный труд: Методическое пособие.

      
2 класс
      1. Изобразительное искусство: Учебник.
      2. Изобразительное искусство: Творческая тетрадь.
      3. Методическое пособие к учебнику.
      4. Художественный труд: Учебное пособие.
      5. Художественный труд: Методическое пособие.

      
3 класс
      1. Изобразительное искусство: Учебник.
      2. Изобразительное искусство: Творческая тетрадь.
      3. Методическое пособие к учебнику.
      4. Технология: Художественный труд: Учебник.
      5. Технология: Художественный труд: Методическое пособие.

      
4 класс
      1. Изобразительное искусство: Учебник.
      2. Изобразительное искусство: Творческая тетрадь.
      3. Методическое пособие к учебнику.
      4. Технология: Художественный труд: Учебник.
      5. Технология: Художественный труд: Методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала

Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира».   Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Полет в космос"

Тема урока: полет в космосЦель урока: познакомить детей с новыми изделиями из бумаги.           Задачи: образовательная – научить детей выполнят...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...

Урок изобразительного искусства и технологии в 3 классе

Умение работать своими руками и делать чудесные вещи, открытки, рамки для фотографий....

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...