Программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по технологии на тему

Колесникова Ольга Ивановна

программы по которым я работаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка"Умелые руки"29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Умелые руки»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Умелые руки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок,  дополняет и углубляет школьные программы По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной; по времени реализации 3-х годичной длительной подготовки.

Образовательная программа «Умелые руки» относится к художественно-эстетической направленности. 

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно  учатся основным техникам сразу нескольких  ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях,  далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка  «Умелые руки». При этом следует учитывать, что программа  направлена на :

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-освоение навыков экологически грамотного поведения во время

сбора природного материала;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые руки»,  ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных  социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм  стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

 Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие,  групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя  критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные- лекции, беседы, викторины;

-наглядные- просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий ;

-практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

 Программа рассчитана на три года обучения и предполагает поэтапное освоение её содержания. Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи - содействие психологическому здоровью детей, усвоение детьми элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.

Второй этап соответствует второму году обучения. Задача – закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями, поддержка стремления к достижению результатов, развитие потребностей самореализации и способности творчески интерпретировать полученные знания. Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.

Третий этап соответствует третьему году обучения. Задача – закрепление базовых умений, знаний, навыков, полученных на первом и втором этапах обучения.

Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения.

Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 6-10 лет.

Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.

 

 

 

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают  представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Природные материалы» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это- кожа, мех, перья птиц, пух, опилки…

«Поделки из бисера» - эти изделия требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно работать по рисунку – схеме.

В разделе «Поделки из ненужных вещей» кружковцы знакомятся с нетрадиционными материалами. Это упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, капсулы «киндер – сюрпризов» поролон, пенопласт, которые вполне могут заменять всем знакомые бумагу, ткань, природные материалы.

При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.

«Работа с тканью» в этом разделе кружковцы знакомятся с разновидностями нитей и тканей, их переплетениями и свойствами, приобретают навыки шитья, работы с ножницами, иглой, наперстком.

Необходимые условия для её реализации.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Цели и задачи.

  1. воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;
  2. развивать образное и пространственное мышление, развивать кисти рук и глазомер;
  3. научить ребенка технологическим операциям.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов. Итоговые занятия и тестирования.

Учебно-тематический план. (1 год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой.

24

8

16

3.

Работа с тканью.

24

7

17

4.

Поделки из ненужных вещей.

40

16

26

5.

Поделки из природных материалов

растительного происхождения

32

14

18

6.

Экскурсии.

6

4

2

7

Индивидуальные занятия

8

3

5

8/

Итоговое занятие.

8

4

4

Всего часов в год.                            144                     57                                  87

Содержание курса.

1.Вводное занятие. Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.

2.Работа с бумагой. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм.

3.Работа с тканью. Теория – первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.

4.Поделки из ненужных вещей. Теория – первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология изготовления. Практика – изготовление поделок: игрушки – марионетки, кораблики, цветы, вазы.

5.Поделки из природных материалов. Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из листьев, цветов, плодов.

6.Экскурсии. Теория – обмен впечатлениями. Информация, углубляющая познания детей.

7. Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

8.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.

Ученик должен знать. (1 год обучения)

.

  1. свойства бумаги, её особенности в различных промышленных изделиях, виды аппликаций, виды тканей; пластических материалов; первоначальные сведения о материалах растительного происхождения; требования к листовым природным материалам, правила их подготовки к работе.

Ученик должен уметь

  1. изготавливать самостоятельно аппликации, уметь конструировать, моделировать; правильно засушивать листья, сортировать их по видам и размерам; самостоятельно изготавливать поделки.

Учено – тематический план (2 год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

.

1.

Вводное занятие

3

2

1

2.

Работа с бумагой

27

9.30

13.30

3.

Поделки из природного материала

84

30

54

4.

Поделки из бисера

30

11

19

5.

Работа с волокнистыми материалами.

60

19

41

6.

Итоговое занятие

12

6

6

Всего часов в год.                      216              115.30                  138.30                                        

Содержание курса.

1.Вводное занятие. Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.

2.Работа с бумагой. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги из 1 и 2 года обучения. Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика – отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скаручивание. Изготовление подвесок к упаковкам; изделия из коробок.

3.Поделки из природного материала животного происхождения. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев

4.Поделки из природного материала животного происхождения. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев

5.Работа с волокнистыми материалами. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Технология изготовления поделок из ткани. Практика – изготовление салфеток, игольниц.

 

6.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года.

Ученик должен знать. (2 год обучения)

  1. правила сушки ребристых изделий; правила разметки квадрата сгибанием прямоугольника; приёмы разметки, резания и соединения деталей, сведения о материалах животного происхождения, правила подготовки материала к работе; основные виды бисерного плетения.

Ученик должен уметь.

  1. самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке,
  2. качественно изготавливать изделия, украшать, выполнять все предусмотренные операции, правильно заготавливать материал.

Учебно-тематический план.(3 год обучения)

Тема

Всего часов

Теоретия.

Практика.

1.

Вводное занятие

3

2.30

0.30

2.

Работа с бумагой

51

8

43

3.

Поделки из природного материала.

69

6

63

4

Поделки из бисера.

54

5

49

5.

Работа с тканью.

36

5

31

6

Экскурсия(сбор материала)

3

2

1

7

Итоговое занятие

3

3

Всего часов в год                                     216                     31.30                       184.30

Содержание курса.

1.Вводное занятие. Теория – организационные вопросы. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для занятий.

2.Работа с бумагой. Теория – обобщение сведений из 1 и 2 года обучения. Изготовление изделий из размягченной бумаги и размельченной бумажной массы. Практика – изготовление поделок папье-маше.

3.Поделки из природного материала. Теория – обобщение сведений о природных материалах из 2 года обучения. Первоначальные сведения о материалах минерального происхождения. Практика – изготовление поделок из глины, песка, камней.

4.Поделки из бисера. Теория – обобщение сведений из 2 года обучения: основные приемы бисероплетения. Практика – изготовление браслетов, ожерелий.

5.Работа с тканью. Теория – обобщение сведений из 2 года обучения. Практика – изготовление мягких игрушек.

6.Экскурсии. Теория – обмен впечатлениями, заготовка природного материала.

7.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года.

Ученик должен знать. (3 год обучения)

  1. свойства бумаги её особенности; сведения о материалах минерального происхождения; основные виды бисероплетения; правила подготовки материала к работе.

Ученик должен уметь.

  1. самостоятельно разметить детали, подгонять детали при сборке;
  2. выполнять изделия из бисера; правильно заготавливать материал.

Литература.

1.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. М. Легпромбытиздат. 1993.

  1. Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение. 1985.
  2. Кузьмина М. Азбука плетения. М. 1991.
  3. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.
  4. Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
  5. Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.
  6. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
  7. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
  8. Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.
  9. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
  10. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...

Программа Умелые руки

Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...