Программа по дополнительному образованию "Развитие мелкой моторики"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Рабочая программа для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoj_motoriki.rar33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена  приказом

Руководителя образовательного учреждения

№ ____ «____» _____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

на 2011/2012 учебный год

Параллель 1 классов

Предмет          Развитие мелкой моторики

Класс                1

Рассмотрено на заседании

                                                                                                          МО учителей начальных классов

«____» ____________ 2011 г.

                                                                                                             Руководитель МО

                                                                                                             ______________________


Пояснительная записка

Программа «Развитие мелкой моторики» разработана для занятий с учащимися 1 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия автора Т.Н. Просняковой.

Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы»;

Рабочая тетрадь: «Школа волшебников», 1 класс.

Эти пособия можно использовать как логическое продолжение основного курса «Технология» по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Развитие мелкой моторики» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Развитие мелкой моторики» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения Л.В. Занкова, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Развитие мелкой моторики»

предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных

возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы), но сделав это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей.

Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком , литературным чтением и изобразительным искусством. В данных пособиях предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях – не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, с интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что даёт возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Рабочая тетрадь «Школа волшебников» представляет собой новый тип учебных пособий, позволяющий решить ряд дидактических и развивающих задач:

1. Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке.

2. В конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.

3. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.

4. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Это своеобразное «Прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.

5. Тетрадь снабжена листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани), позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.


Тематическое планирование

    №

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деят-ти учащ. и формы контроля, ИКТ

Направление творческой, исследовательской и проектной деятельности.

Информационно-методическое обеспечение

Освоение предм. знаний

УУД

базовый

повышен.

1

Превращение бумажного листа. Правила работы с бумагой. Игра  « Мастерилка». Правила безопасной работы.

Формирование ценностного отношения к труду, трудолюбия, ручной умелости.. Освоение приемов безопасной работы с инструментами.

Личностные:

 Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Установка на здоровый образ жизни

Познавательные:

Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Регулятивные:

Умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог с учителем.

 Индивидуальная, коллективная.

Знакомство с правилами безопасной работы, инструментами и приспособлениями.

  Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  2

 Азбука складывания. Как вырезать квадрат.

Умение читать схему.

Личностные:

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе.

Познавательные:

Умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы.

Коммуникативные:

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Регулятивные:

Умение рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

3

 Оригами. Складываем прямоугольник. Поделка «Цветные карандаши».

Ознакомление с оригами. Оригами из бумажного прямоугольника с использованием схем и условных знаков.

Анализ изображения.

Личностные:

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Формирование  умения договариваться, находить общее решение.

Регулятивные:

Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

4

Симметричное вырезывание. Аппликация «Осенние листья».

Знакомство с приемом симметричного вырезания. Работа со схемой и выкройками.

Личностные:

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности

Познавательные:

Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

Коммуникативные:

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

Умение адекватно принимать оценку учителя. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коллективная, индивидуальная, парная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

5

 Гофрирование. Поделка «Ежик из гармошки»

Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.

.

Личностные:

 Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.

Регулятивные:

понимать смысл инструкции учителя); оценка результата своих действий.

Познавательные:

навык ориентации в  материале рабочей тетради, выделение направления поиска информации.

Коммуникативные:

первичные умения оценки выполненной одноклассниками работы; умение прислушиваться  к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение; участвовать в выставке работ.

Индивидуальная, коллективная, работа в группе.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

6

Контурная мозаика из бумаги на плоской основе.

Дети должны научиться выполнять обрывные кусочки различной формы и приклеивать их по контурным линиям собственного эскиза.

Личностные:

организация рабочего места для работы  с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами, соблюдение правил безопасной работы; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить устный ответ; давать названия аппликациям.

Регулятивные:

проговаривание последовательности своих действий, запись результатов в таблицу самооценки «Мои достижения».

Коммуникативные:

 Допускать существование различных точек зрения.

Индивидуальная, коллективная.

Выставка мозаичных работ.

Создание аппликации из бумаги по собственному  эскизу.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

7

Оригами. Объемные фигуры из квадрата. Лиса и лисята.

Знакомство с основами композиции. Создание объемных фигур из квадрата.

Личностные:

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.

Познавательные:

Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные:

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

8

Надрезание бахромой. Аппликация «Мамонтенок».

Ознакомление с новым способом работы с бумагой.

Умение рассказать план работы.  

Личностные:

Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.

Познавательные:

Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Регулятивные:

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

9

Склеивание из одинаковых деталей. Звезды и снежинки.

Выполнение заготовок из небольших квадратиков. Склеивание по образцу.

Личностные:

Формирование чувства прекрасного.

Познавательные:

Умение осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

10

 Склеивание орнамента. Разноцветные узоры.

Складывание формы и составление орнамента.

Личностные:

Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности.

Познавательные:

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

11

Композиции из выпуклых деталей. Еловая ветка.

Самостоятельное создание аппликации с применением изученной технологии.

Личностные:

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Познавательные:

Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез.

Коммуникативные:

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

12

Композиция «Дед Мороз».

Личностные:

 Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Познавательные:

Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез.

Коммуникативные:

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

13

 Композиция «Новый год».

Личностные:

 Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

Познавательные:

Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям.

Коммуникативные:

Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. 

Индивидуальная, коллективная.

Создание панно с использованием изученной технологии.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

14

Оригами из кругов. Аппликация «Веселые гуси».

Учащиеся изготавливают аппликацию из геометрических фигур.

Самостоятельное подбирание формы, основы и материала.

Личностные:

Положительное отношение к занятиям.

Познавательные:

Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

Умение контролировать свои действия и действия партнёра. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные:

Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Индивидуальная, коллективная.

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».     стр. 42-43

Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

15

 Аппликация из кругов «Праздничный букет».

Учащиеся изготавливают аппликацию из геометрических фигур.

Самостоятельное придумывание композиции.

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные:

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

16

Оригами. Изменение формы. Такие разные дома.

Личностные:

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Познавательные:

Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

Коммуникативные:

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

Умение адекватно принимать оценку учителя. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Индивидуальная, коллективная.

.

  Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

17

 Оригами. Аппликация «Мой дом»

Конструирование из бумаги.

Личностные:

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

18

Коллективная работа « Моя улица».

Конструирование из бумаги.

Дополнение композиции своими элементами.

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

Познавательные:

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

Регулятивные:

Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

19

 Коллективная работа «В порту».

Конструирование из бумаги.

Дополнение композиции своими элементами.

Личностные:

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Познавательные:

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами.

Регулятивные:

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

20

Мозаика из бумаги «Летящая сатурния».

Создание контурной аппликации с использованием кусочков цветной бумаги.

Личностные:

 Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

Познавательные:

Анализировать объекты труда с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н.         « Бабочки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр 10-11.

21

Вырезание из симметрично сложенной бумаги. Ажурные бабочки.

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные:

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Индивидуальная.

Проснякова Т.Н.         « Бабочки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр 28-29.

22

 Расписной пластилин, полученный разрезанием. Бражник.

Знакомство с оригинальным приемом обработки пластилина - разрезанием.

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные:

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н.         « Бабочки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр 32-33.

23

Мозаика из нитяных валиков.

Ознакомление с новым видом мозаики. Создание шерстяных витков.

Создание открытки-сувенира.

Личностные:

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Познавательные:

Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные:

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Индивидуальная, коллективная.

Оформление тканевой салфетки.

Проснякова Т.Н.         « Бабочки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр 39.

24

 Выпуклая мозаика из плотной бумаги. Кактус.

Создание цветов, отличных по цвету и форме, от готовых образцов.

Личностные:

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Познавательные:

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Коммуникативные:

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Коллективная, индивидуальная.

Создание коллективной композиции.

Проснякова Т.Н.         «Цветы».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр 38.

25

 Отпечатки на пластилине. Составление композиции.

Знакомство с методом отпечатки на пластилине с помощью спичек, зубочисток и соломинок для сока.

Личностные:

Знание правил вежливого поведения. Формирование бережного отношения к труду других людей.

Познавательные:

Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Коммуникативные:

Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные:

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н.         «Цветы».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр 46.

26

Аппликация из ватных шариков «Отважный красавец».

Работа с выкройкой. Знакомство с новым видом аппликации.

Личностные:

 Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

Познавательные:

Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям.

Коммуникативные:

Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Коллективная, индивидуальная.

Проснякова Т.Н.         «Собачки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр18-19.

27

 Транспарантное вырезание. Болона и другие.

Дети знакомятся как  новым видом вырезания.

Придумывание собственной мозаики из геометрических фигур.

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные:

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные:

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н.         «Собачки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр32-33.

28

 Движение по спирали. Аппликация из ниток.

Знакомство с новым видом аппликации-движение ниток по спирали.

Создание мысленного образа и воплощение этого образа в аппликации.

Личностные:

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.

Познавательные:

Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Коммуникативные:

Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные:

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Индивидуальная, групповая.

Проснякова Т.Н.         «Кошки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр13.

29

Аппликация из рельефной бумаги «Загадка Сфинкса».

Знакомство с технологией изготовления рельефной бумаги. Создание аппликации.

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные:

Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные:

Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные:

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

Индивидуальная, парная, коллективная.

Проснякова Т.Н.         «Кошки».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 18-19.

30

 Разрезание пластилина. Пластилиновая аппликация.

Личностные:

 Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

Познавательные:

Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям.

Коммуникативные:

Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Индивидуальная, коллективная.

Проснякова Т.Н.         «Цветы».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 8-9.

31

Пластилиновые нити, обрубовка, намазывание пластилина.  Аппликация «Одуванчик».

Ознакомление с процессом изготовления пластилиновых нитей.

Личностные:

Понимать информацию, представленную в различных формах.

Познавательные:

Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях.

Коммуникативные:

Принимать участие в работах парами и группами; договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Индивидуальная, коллективная, парная.

Проснякова Т.Н.         «Цветы».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 16.

32

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. Ирис.

Знакомство с новым видом моделирования.

Личностные:

Интерес к различным видам цветов.

Познавательные:

  Проводить совместно с учителем сравнение и классификацию видов цветов.

Коммуникативные:

Допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Регулятивные:

Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коллективная, индивидуальная.

Проснякова Т.Н.         «Цветы».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 30-31.

33

 Фантазии из роз. Раскатывание, обрубовка пластилина.

Учащиеся повторяют и активизируют умения и знания, полученные за год обучения.

Личностные:

 Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

Познавательные:

Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям.

Коммуникативные:

Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Коллективная, индивидуальная.

Проснякова Т.Н.         «Цветы».  Энциклопедия прикладного искусства». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 44-45.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Список учебных пособий:

1.«Школа волшебников». Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класса.

2. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.

3. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.

4. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.

5.  Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"

Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР  и имеет следующую цель:  ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством организации пальчиковых игр»

Данная программа направлена на организацию работы по развитию у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики рук, воображения и творческих способностей, что способствует успешному у...

Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики кружка «Фантазёры»

Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики кружка «Фантазёры»...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Дополнительные задания по коррекции мелкой моторики 3 кл

Дополнительный материал по коррекции мелкой моторики и письма у обучающихся 3 кл, программа 7.2...