Урок технологии в 3 классе "Работа с бумагой. Знакомство с техникой "квиллинг"
методическая разработка (технология, 3 класс) по теме

Исупова Ольга Викторовна

Цель данного урока: познакомить учащихся с новой техникой бумагокручения "квиллинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_urok_na_konkurs.doc495.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий урок

Автор: Исупова Ольга Викторовна

Общеобразовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Пикалёво, Ленинградская область

Предмет: технология

Тема: Работа с бумагой. Техника «Квиллинг»

Класс: 3

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор

Время реализации занятия: 1 урок

Цель урока: Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству. Знакомство с техникой «Квиллинг»

Задачи урока:

Образовательные:

-способствовать формированию представления о новом виде декоративно – прикладного искусства – квиллинге;

- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга;

Развивающие:

- развивать воображение, наглядно-образное мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

- развивать интерес к предмету, навыки работы с бумагой, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся творческое отношение к работе,  аккуратность, трудолюбие, умение слушать и работать в коллективе;

Тип урока: Знакомство с новой техникой «Квиллинг»

Форма урока: Урок творчества.

Оборудование: плакаты, образцы объектов труда, бумажные полоски шириной 5 мм, картон, клей, ножницы, зубочистки; презентация к уроку.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Постановка задачи

Новый материал. Знакомство с новой техникой бумагокручения. Показ презентации

Инструктаж по технике безопасности

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся в группах

Уборка рабочих мест. Подведение итогов урока

1 минута

4 минут

11 минут

1 минута

5 минут

20 минут

3 минуты

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня «Улыбка»

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Урок мы должны начать с хорошего настроения. Ведь хорошее начало – это половина дела.

2. Проверка готовности к уроку. Постановка задачи.

- Первый материал для творчества ребёнка – это бумага. Бумага – необычно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа – оригами. Сегодня я познакомлю вас  ещё с одной, пока мало известной техникой – искусством бумагокручения. Как называется эта техника вы мне скажете сами после отгадывания загадок.

- Будем отгадывать загадки и 1- ую букву отгадки записывать на доске. Мне нужен 1 помощник, который будет записывать на доске первую букву отгаданного слова.

(Загадки читают дети)

1. Надёжное средство для склеивания бумаги, картона, ткани.  (Клей)

2. Хлопотун Егорка

    Взялся за уборку:

    В пляс по комнате пошёл,

    Оглянулся – чистый пол. (Веник)

- Для чего нам нужен веник на уроке труда? (Убрать за собой рабочее место)

3. Что стоит между стеной и дверью? (и)

4. Раз ему работу дашь,-

    Зря трудился карандаш. (ластик)

5. Я люблю прямоту

    Я сама прямая.

    Сделать новую черту

    Вам я помогаю.

    Угадайте – ка, друзья,

    Кто же я?   (линейка)

6. Что находится между рекой и берегом? (и)

7. Смотрите: мы раскрыли пасть,

    В неё бумагу можно класть

    Бумага в нашей пасти

    Разделится на части.   (ножницы)

8. 2 братца через дорогу живут,

    А друг друга не видят.   (глаза)

- Вы должны будете внимательно смотреть. Ещё для работы нам понадобится картон, зубочистка, полоски тонкой цветной бумаги, ваше терпение и старание, хорошее настроение. Какое же слово у нас получилось? (квиллинг)

- Кто из вас знаком с этой техникой? (Расскажите, где видели работы в технике «квиллинг») Сегодня мы научимся делать работы в технике «квиллинг».

3. Новый материал. Показ презентации.

Слайд 2  Квиллинг основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоские композиции.

- На английском языке данный вид рукоделия называется «quilling» - от слова           «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассматривании эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоёв общества.

Слайд 3  В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

- В 15 веке это считалось искусством, в 19-дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

 Слайд 4 В Англии принцесса Елизавета (показ портрета) всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. (Показ музея) С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению – не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Начнём с азов:

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщеплённым концом. Он продаётся в специализированных магазинах. Можно и самим сделать  подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой.

 Слайд 6 Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то полоски можно нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3мм, но могут быть и 5 мм, и 7мм.

Клей используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Трафарет с окружностями нужен для контроля размера кругов.

Слайд 7 В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причём на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.

Показ элементов (картинки)

Начинаем накручивать полоску бумаги на зубочистку. Продолжаем накручивать бумагу до конца. Потом снимаем накрученную бумагу с зубочистки. Даём бумаге немного ослабнуть. Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью другой зубочистки приклеим кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть – чуть. Вот она наша исходная форма – круг.

Для того, чтобы лепестки цветка были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.  А уж дальше можно начинать экспериментировать. Защипнём с одной стороны – получим каплю, защипнём и с другой стороны – получим форму глаза. (Показ)

Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы. Выступая элементами композиции, эти фигуры могут представлять листья деревьев, цветы, подсвечники и многое другое.

- Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки?

Слайды 8-20

(Ими можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать ёлочную  игрушку, подставку под горячее, картину, шкатулку)

Показ работ других учеников, рамку для фото, снежинки

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем.

Сердцевина цветка может быть махровой. Для создания такой сердцевины используется полоска бумаги, мелко надрезанная с одной стороны. Далее используем всё ту же технику  кручения, как и для лепестков. Можно использовать и несколько цветов бумаги. Тогда полоса склеивается из полосок двух цветов.

4. Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами

-Храните ножницы в определённом месте;

- Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя;

- Передавайте ножницы кольцами вперёд;

5.Тренировочные упражнения

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать «каплю», «глаз» и другие формы. (Оказываю индивидуальную помощь учащимся)

6.Самостоятельная работа учащихся в группах

Учащиеся работают в группах по 4 человека, выполняя работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

7. Уборка рабочих мест и подведение итогов урока

-Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы проделали с вами большую работу. Что нового для себя вы узнали на уроке? С какой новой техникой бумагокручения я вас познакомила?

Комфортно ли было на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

- Надеюсь, что знания, приобретённые вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках трудового обучения, но и в жизни за пределами школы.

Список использованной литературы:

1. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. М.: Эскимо, 2010.

3. Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855

4. Шаинский В.Я. «Улыбка» (звукозапись)

Показ образцов

Работа в группах

Первые работы

Музей Виктории и Альберта в Лондоне

Принцесса Елизавета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии.Тюльпаны из гофрированной бумаги.

Урок включает себя изготовление  тюльпана из гофрированной бумаги во 2 классе....

Урок технологии Мозаика из рваной бумаги «Осенний гриб»

Урок технологии для учащихся 1-2 классов...

Презентация к уроку технологии по теме "Гофрирование бумаги. Бабочка"

Презентация к уроку технологии по теме "Гофрирование бумаги. Бабочка". 1 класс...

Конспект урока технологии. Тема: Аппликация из бумаги «Львёнок». 3 класс (УМК Перспектива)

Тема урока: Аппликация  из бумаги «Львёнок»Цели урока: сконструировать полу объёмную аппликацию из бумаги; создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практич...

Конспект урока технологии. Тема: Аппликация из бумаги «Львёнок». 3 класс (УМК Перспектива)

Тема урока: Аппликация  из бумаги «Львёнок»Цели урока: сконструировать полу объёмную аппликацию из бумаги; создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практич...