КТП и рабочая программа по технологии. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме

Тарасова Анна Викторовна

Представлены КТП и рабочая программа по предмету "Технология". УМК "Гармония". 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp__rp_tehnologiya.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 425 САО г. МОСКВЫ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУСОШ № 425

_____________М.Н. Аксёнова

«___»_______________ 2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР I ступени

______________Е.В. Демидова

«___»___________________ 2012 г.

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении учителей  начальных классов

протокол №____

от «___»______________ 2010 г.

Руководитель МО

__________________

                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

1-4 КЛАСС

2012 – 2013 учебный год

Разработчик: Тарасова А.В.

учитель начальных классов

2012 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения

к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников,

формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

Задачи изучения дисциплины:

  1. формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  2.  формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  3. расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  4. расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  5. развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  6. развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  7. развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  8. формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  9.  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Содержание курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты

познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в

материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части.

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на

момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму,

материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на решение нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же

время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной

деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых

умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

  1. Общая характеристика учебного предмета

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей

специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой

культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в

сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

  1. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится 2 часа в неделю во всех классах начальной школы. В новом государственном стандарте начального общего образования подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.

IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием

условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием

предметных умений.

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ВЫПУСКНИКОМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  2. осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  3. способность к самооценке;
  4. уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  5. понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
  6. представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  7. понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  8. чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

  1. устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  2. установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической

деятельности;

  1. привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  2. адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  3. чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  2. правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  3. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  4. выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их

ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;

  1. работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  2. изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  3. решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  4. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  2. творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  3. понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  4. понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные. Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  2. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  3. следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  4. руководствоваться правилами при выполнении работы;
  5. устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
  6. осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации

замысла;

  1. прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  2. анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),

сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

  1. анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  2. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  3. использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
  4. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  2. самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  3. создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
  4.  воплощать этот образ в материале;
  5. понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

4 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Из глубины веков – до наших дней (16 часов)

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (16 часов)

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (22 часа)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология

выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (14 часов)

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы.

Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

Пояснительная записка
к тематическому планированию по технологии 4 класс

Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по трудовому обучению для четырехлетней начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнообразования) (автор – доктор пед. наук, профессор Н. М. Конышева), с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю), в том числе на проведение контрольной работы (1 ч) – в форме практической работы.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, рекомендованный Министерством образования РФ:

Программа: учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

– Конышева, Н. М. Технология. Наш рукотворный мир: учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

– Конышева, Н. М. Секреты мастеров: учебник для 4 класса. – 2 и 3-я ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

– Конышева, Н. М. Секреты мастеров: рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

– Конышева, Н. М. Методические рекомендации к учебникам для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011;

– Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2011;

– Конышева, Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. – М.: Флинта, 2010.

Изучение по трудовому обучению в начальной школе направлено на достижение следующих ц е л е й:

– развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

– освоение знаний о мире, о трудовой деятельности человека в преображении окружающего мира, персональных представлений о мире профессий;

– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями, навыками, опытом практической деятельности по объективной оценке своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

– воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

– практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса к концу учебного года

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать:

уметь:

– роль трудовой деятельности в жизни человека;

– распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

– влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

– область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

– основные источники информации;

– назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации;

– выполнить инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

– осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

– получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

– работать с текстом и изображением, представленными на компьютере;

– соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

– создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

– осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

– компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда;

– соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

– создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

– осуществления сотрудничества в совместной работе.

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

ТЕХНОЛОГИЯ

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

9

10

I триместр

Из глубины веков (18 часов)

1

Вводный урок. Тема года. Инструктаж по Т/Б на уроках технологии

1

УКИЗ

Введение в проблематику уроков; формирование первоначальных представлений о смысле традиций, об исторической информации, заключенной в вещах. Понятие об исторической значимости предметной среды. Анализ материалов учебника

Знать правила техники безопасности на уроках трудового обучения

…09.12

2

Керамика в культуре народов мира.

2

УКИЗ

История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Знакомство с бытовой керамикой (лепкой и росписью сосуда по древним мотивам с использованием древней символики) Сосуд с магическим орнаментом. Лепка.

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить сосуд с магической росписью)

…09.12

3

…09.12

4

Керамика в культуре народов мира.

2

УКИЗ

Сосуд с магическим орнаментом. Роспись. Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы.

…09.12

5

…09.12

6

Архитектурная керамика. Изразец.

1

УКИЗ

Архитектурная и бытовая керамика по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов. Декоративная плитка; коллективное панно. Лепка

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить коллективное панно из изразцов)

…09.12

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

7

Архитектурная керамика. Изразец.

4

УКИЗ

Архитектурная и бытовая керамика по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов. Декоративная плитка; коллективное панно. Лепка.

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить коллективное панно из изразцов)

…09.12

8

…09.12

9

…10.12

10

Плетение из полос.

1

УКИЗ

Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту. Старинные техники плетения. Плетёный короб.

Усвоить приемы прямого плетения из полос (изготовить по образцу корзиночку,

короб)

…10.12

Каникулы

11

Плетение из полос.

3

УКИЗ

. Плетёный короб.

Усвоить приемы прямого плетения из полос (изготовить по образцу корзиночку,

короб)

…10.12

12

…10.12

13

…10.12

14

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

4

УКИЗ

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изготовление украшений с использованием древней магической символики.

Усвоить прием низания (изготовить ожерелье, бусы)

…10.12

15

…10.12

16

…11.12

17

…11.12

18

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

1

УОСЗ

Изготовление украшений с использованием древней магической символики.

…11.12

Творчество, труд, мастерство (14 часов)

19

Бумагопластика. Раскладные открытки.

2

УКИЗ

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом. Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях.

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы

…11.12

20

…11.12

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

II триместр

21

Бумагопластика. Раскладные открытки.

2

УКИЗ

Открытка с выступающей картинкой.

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы

…11.12

22

…11.12

23

Гофрирование.

2

УКИЗ

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом.  Гофрированный фонарик

Освоить приемы изготовления из бумаги

…12.12

24

…12.12

25

Построение развёртки с помощью циркуля.

2

УКИЗ

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом. Развёртки геометрических тел. Упаковка-ёлочка

Уметь делать геометрические построения с помощью различных чертежных инструментов (циркуля)

…12.12

26

…12.12

27

Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавал.

2

УКИЗ

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом. Комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях. Карнавальные шапочки.

Уметь делать геометрические построения с помощью различных чертежных инструментов

…12.12

28

…12.12

29

Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавал.

2

УКИЗ

Сложные виды бумагопластики. Карнавальные маски.

Уметь делать геометрические построения с помощью различных чертежных инструментов

…12.12

30

…12.12

Каникулы

31

Святки. Обрядовое печенье.

2

УОСЗ

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия. Лепка печенья из солёного теста.

Освоить простейшие приемы лепки из теста

…01.13

32

…01.13

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

Мастера и подмастерья (13 часов)

33

Простейшие приёмы вязания крючком.

2

УКИЗ

Ознакомление с художественными ремеслами наших дней. Сложные формы из волокнистых материалов. Футляр для телефона.

Освоить простейшие приемы вязания крючком (цепочки, панно, кошелек из вязаного полотна)

…01.13

34

…01.13

35

Петельный шов.

Салфетка. Декоративная

сумочка

3

УКИЗ

Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций. Рукоделие в духе народных традиций. Декоративная сумочка для мелочей.

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать

по простой технико-технологической документации

…01.13

36

…01.13

37

…01.13

38

Окантовка картона.

3

УКИЗ

Подставка для карандашей.

…02.13

39

…02.13

40

…02.13

III триместр

41

Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись, конструирование)

4

УКИЗ

Природные образы, формы и конструкции  в современных художественных ремёслах. Декоративная рамка для фото.

…02.13

42

…02.13

43

…02.13

44

…03.13

45

Ремонт книги.

1

УОСЗ

Знакомство с переплетными работами, обучение изготовлению жесткого переплета. Жёсткий переплёт.

Знать рациональные приемы разметки. Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки; – читать и работать по простой технико-технологической документации

…03.13

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

Традиции и современность (11 часов)

46

Игрушки знакомые и новые

2

УКИЗ

Игрушка из пластилина или теста по народным образцам. Лепка.

Освоить простейшие приемы лепки из теста и росписи изделия

…03.13

47

…03.13

48

Игрушки знакомые и новые

1

УКИЗ

Игрушка из пластилина или теста по народным образцам. Роспись.

…03.13

49

Соломенных дел мастера.

2

УКИЗ

Знакомство со свойствами соломы как материалом для поделок. Аппликация из соломки. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

Уметь:

– читать и работать

по простой технико-технологической документации;

– воплощать мысленный образ в материале

…03.13

50

…04.13

Каникулы

51

Соломенных дел мастера.

1

УКИЗ

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

…04.13

52

Дарим людям своё мастерство. Новые стежки и швы.

2

УКИЗ

Новые виды стежков и швов (петельный, «козлик»). Закладка из ткани с вышивкой по народным мотивам.

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать по простой технико-технологической документации

…04.13

53

…04.13

54

Металл в руках мастера.

1

УКИЗ

Знакомство с художественной обработкой металла в народном искусстве. Простейшие приёмы обработки металла. Тиснение на фольге (декоративная пластина)

Знать простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой).

Уметь читать и работать по простой технико-технологической

документации

…04.13

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

55

Итоговый урок. Обобщение темы года.

2

УОСЗ

Выставка работ за год.

Подведение итогов года

Уметь видеть свои достижения

…04.13

56

…04.13

Работа на компьютере (12 ч)

57

Техника безопасности, правила работы на компьютере. Мы живём в информационном мире.

1

УИПЗЗ

Практическая работа «Работа с клавиатурным тренажёром. Алфавитная и цифровая клавиатура»

Знать основы работы с клавиатурным тренажёром

…04.13

58

Виды информации по способу восприятия человеком, способу представления и форме организации.

1

УИПЗЗ

Практическая работа «Представление информации различными способами»

Иметь представления

о способах и средствах представление информации

…04.13

59

Числовые данные

1

УИПЗЗ

Простейшие действия

в текстовом редакторе.

Формирование представлений о способах и средствах ручного ввода числовых данных в компьютер

Иметь представления о способах и средствах ручного ввода числовых данных в компьютер. Знать основы работы со стандартной программой «калькулятор»

…05.13

60

Вычисление

на компьютере

1

УИПЗЗ

Простейшие действия в текстовом редакторе. Упражнение в проведении несложных математических расчетов с помощью компьютера

Уметь тренировать проведение несложных математических расчетов с помощью компьютера

…05.13

61

Ввод текстовых данных. Редактирование текста

1

УИПЗЗ

Простейшие действия в текстовом редакторе (вставить часть текста). Формирование представлений о способах и средствах ручного ввода и редактирования текстовых данных

Иметь представление

о способах и средствах ручного ввода и редактирование текстовых данных

…05.13

62

Операции с текстовыми данными

1

УИПЗЗ

Виды информационных объектов: текст. Изучение приемов работы с текстовыми данными, редактирования текста с помощью мыши. Отработка управления компьютером методом протягивания мыши, а также приемов использования контекстного меню

Усвоить:

– приемы работы с текстовыми данными;

– приемы редактирования текста с помощью мыши

…05.13

63

…05.13

64

…05.13

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

ЭОР

ЭДС

Дата
проведения

план

факт

65

Компьютерная графика

1

УИПЗЗ

Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: графикой. Формирование обобщенного взгляда на способы представления графической информации

Усвоить:

– приемы работы с графическими данными;

– прием заливки замкнутых контуров избранным цветом

…05.13

66

Операции с графическими данными

1

УИПЗЗ

Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: графикой

Освоить приемы работы с графическими данными

…05.13

67

Клавиатура персонального компьютера

1

УИПЗЗ

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (клавиатура)

Освоить приемы управления программами с помощью клавиш управления курсором

…05.13

68

Управление компьютером с помощью клавиатуры

1

УИПЗЗ

…05.13


VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов

необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия

реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу. Состав комплекта учебно-методических материалов по учебному предмету «Технология» указан далее.

Состав комплекта учебно-методических материалов по предмету «Технология»

4 КЛАСС

Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии, 2 класс, 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по технологии, 2 класс, 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа по математике, 1 класс, 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по математике, 1 класс, 2012-2013 учебный год, УМК ПНШ ФГОС НОО...

Рабочая программа по технологии, 1 класс, 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по технологии, 1 класс, 2012-2013 учебный год, Цирулик...

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по технологии 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по технологии 4 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по технологии 1 класс 2021 - 2022 учебный год

Обучающиеся научатся:- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;- выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт...

Рабочая программа по технологии 2 класс 2022-2023 учебный год ( 1 час в неделю,34 часа)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...