Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_._po_tr._dlya_slaboslyshashchih_uch-sya1kl.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа – интернат № 23  II, III, IV и VI видов г. Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23    Годин А.Е.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Трудовое обучение»

для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Мизернова И.Г.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Белгород, 2012 г.

«Трудовое обучение»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова.  (Допущено Министерством образования Российской Федерации,  Москва:  «Просвещение»,  2006г.).        

Программа рассчитана на 66часов в год (по 2 часа в неделю).

Целью учебного предмета является формирование  фундамента общей трудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое обучение и воспитание младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном труде являются незаменимыми факторами выработки на этой этапе обучения осознанного отношении к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

  • воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
  • формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
  • нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
  • развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.

Учащиеся начальной школы овладевают элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д.

Трудовое обучение носит практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.

При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения  учитываются и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся школы слабослышащих, ограниченностью их речевого развития. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением. Учитель стимулирует учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий.

На уроках трудового обучения в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству  принимают все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы.

Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, организовывают занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.

Содержание тем учебного курса

Обработка бумаги (24 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с бумагой, клеем, ножницами, кисточкой.

Технико-технологические сведения. Ознакомление с видами бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Бумага белая, цветная. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги (карандаши, шаблон, гладилка, ножницы, кисть для Шаблон и его назначение (разметка и контроль)- Экономия материала.

Технология обработки бумаги (разметка, складывание, резание бумаги ножницами, соединение деталей клеем).

Опыты и наблюдения. Свойства бумаги (отношение к влаге, прочность).

Практические работы. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности; подбор материалов и инструментов; организация рабочего места, экономное использование материала, разметка сгибанием, по шаблону; сгибание бумаги, резание бумаги ножницами по линиям разметки, соединение деталей из бумаги клеем.

Изготовление изделий (по образцам).

Примерный перечень изделий. Обложка для тетрадей и книг, пособие «Наборное полотно», конверты, пакеты для храпения семян, пакеты для дидактических материалов, закладки для книг, дидактические материалы для обучения грамоте и счету, подарочные открытки, игрушки, дорожные знаки.

Обработка ткани (6 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.

Технико-технологические сведения. Общее знакомство с тканями. Инструменты и приспособления для работы с тканью (швейные иглы, ножницы, наперсток). Стежок «вперед иголку».

Практические работы. Подготовка иглы к вышиванию, определение длины нитки, вдевание ее в иголку, завязывание узелка. Выполнение стежка «вперед иголку».

Примерный перечень изделий. Игольница в виде папочки. Закладка с вышивкой.

Уход за одеждой (2 ч)

Правила пришивания пуговиц.

Основы художественной обработки различных материалов (26 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе

с бумагой, глиной (пластилином), природным материалом (шишки, желуди, мох и др.).

Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги, глины, природных материалов. Техника безопасности труда. Аппликации из бумаги.

Приемы работы с глиной (пластилином).

Способы обработки природных материалом.

Практические работы. Планирование, организация трудовой деятельности. Подготовка материалов к работе. Изготовление (по образцам) различных изделий из бумаги, глины (пластилина), природных материалов.

Игры и упражнения, развивающие фантазию: «Кто спрятан в куске пластилина?», «На что похоже?» и т.д. Изготовление изделий по образцу, рисунку, собственному замыслу.

Осенние работы (2 ч)

Правила безопасности труда при работе с граблями, носилками.

Личная гигиена во время работы на пришкольном участке.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с ручным садовым инструментом (грабли, носилки), приемы работы с ним. Знакомство с осенними работами на учебно-опытном участке.

Практические  работы. Удаление мусора, сгребание листьев, веток, сбор природных материалов для уроков труда (листья, цветы, ветки, корни, семена и др.).

Весенние работы (2 ч)

Правила безопасности труда при работе с граблями, лейкой. Личная гигиена.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с весенними работами на учебно-опытном участке, правилами посева семян и ухода за ними (полив, прополка, установка опорных колышков).

Практические  работы. Подготовка и посев семян в грунт (душистый горошек, бархатцы, мак, ноготки, настурции и др.). Уход за растениями.

Работа в классе (4 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с видами комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Подготовка семян к посеву (отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание, проращивание).

Практические работы. Уход за растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев. Выращивание растений (бальзамин, ипомея). Выращивание лука на перо.

Тематический план

1 четверть

Тема

Количество

часов

Обработка бумаги

8

Уход за одеждой

2

Основы художественной обработки различных материалов

4

Осенние работы

2

Итого

16

2 четверть

Тема

Количество

часов

Обработка бумаги

6

Обработка ткани

6

Основы художественной обработки различных материалов

4

Итого

16

3 четверть

Тема

Количество

часов

Обработка бумаги

6

Основы художественной обработки различных материалов

12

Итого

18

4 четверть

Тема

Количество

часов

Обработка бумаги

5

Основы художественной обработки различных материалов

4

Весенние работы

2

Работа в классе

5

Итого

16

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу I класса учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов (бумага, ткань, глина);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: гладилка, ножницы, кисточки для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
  • правила ухода за комнатными растениями.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов,
  • сгибать листы бумаги вдвое и вчетверо, пользоваться гладилкой, резать бумагу и ткань ножницами по линии разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, беречь киши и тетради, обертывать их;
  • вышивать стежками «вперед иголку»;
  • ухаживать за комнатными растениями, поливать, удалял, пыль с листьев;
  • контролировать правильность своих действий.

Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:

  • правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
  • осознанное выполнение задания;
  • трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
  • положительное отношение к общественно полезному труду;
  • экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений,
  • соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены;
  • основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности  (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете);
  • активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
  • знание названий инструментов, материалов, трудовых операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по трудовому обучению для 1 класса коррекционной школы восьмого вида

Обучение труду в младших классах направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элем...

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...