Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Рабочая программа по технологии 1 класс к УМК "Начальная школа XXI века", соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_1_kl.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по технологии для 1 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному  стандарту начального общего образования 2010 года.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является  формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.

Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы:  любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

               В  первом классе  закладываются  основы  технологического образования,  позволяющие,  во-первых,  дать  детям  первоначальный  опыт преобразовательной  художественно-творческой  и  технико-технологической деятельности,  основанной  на  образцах  духовно-культурного  содержания  и современных достижениях  науки и  техники, во-вторых, создать условия для самовыражения  каждого  ребёнка  в  его  практической  творческой деятельности  через  активное  изучение  простейших  законов  создания предметной  среды  посредством  освоения  технологии  преобразования доступных  материалов  и  использования  современных  информационных технологий.

            Цель учебного курса:

ознакомить учащихся  с  различными  явлениями  материального  мира,  объединёнными  общими,  присущими  им  закономерностями,  которые проявляются  в  способах  реализации  человеческой    деятельности,  в технологиях  преобразования  сырья,  энергии,  информации.  

           Изучение  технологии  в  начальной  школе  направлено  на  решение следующих задач: 

развитие  личностных  качеств  (активности,  инициативности,  воли, любознательности  и  т.  п.),  интеллекта  (внимания,  памяти,  восприятия,  образного  и  образно-логического  мышления,  речи)  и  творческих способностей  (основ  творческой  деятельности  в  целом  и  элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

формирование  общих  представлений  о  мире,  созданном  умом  и  руками  человека,  об  истории  деятельностного  освоения  мира  (от открытия  способов  удовлетворения  элементарных  жизненных потребностей  до  начала  технического  прогресса  и  современных технологий),  о  взаимосвязи  человека  с  природой  (как  источника  не только  сырьевых  ресурсов,  энергии,  но  и  вдохновения,  идей  для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

формирование  первоначальных  конструкторско-технологических  и организационно-экономических  знаний,  овладение  технологическими приёмами  ручной  обработки  материалов;  усвоение  правил  техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

овладение  первоначальными  умениями  передачи,  поиска, преобразования,  хранения  информации,  использования  компьютера;  поиск  (проверка)  необходимой  информации  в  словарях,  каталоге библиотеки.  

использование  приобретённых  знаний  о  правилах  создания предметной  и  информационной  среды  для  творческого  решения несложных  конструкторских,  художественно - конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

развитие  коммуникативной  компетентности  младших  школьников на  основе  организации  совместной  продуктивной  деятельности;  приобретение  первоначальных  навыков  совместной  продуктивной деятельности,  сотрудничества,  взаимопомощи,  планирования  и организации;  

воспитание  экологически  разумного  отношения  к  природным ресурсам,  умения  видеть  положительные  и  отрицательные  стороны технического  прогресса,  уважения  к  людям  труда  и  культурному наследию  —  результатам  трудовой  деятельности  предшествующих поколений.

            Данный  курс    носит  интегрированный  характер.  Суть  интеграции  заключается  в  знакомстве  с  различными  явлениями  материального  мира,  объединёнными  общими,  присущими  им  закономерностями,  которые проявляются  в  способах  реализации  человеческой    деятельности,  в технологиях  преобразования  сырья,  энергии,  информации.  Практико-ориентированная  направленность  содержания  учебного  предмета «Технология»  обеспечивает  интеграцию  знаний,  полученных  при  изучении других  учебных  предметов  (изобразительного  искусства,  математики,  окружающего  мира,  русского   языка,  литературного  чтения),  и позволяет  реализовать  их  в  интеллектуально-практической  деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности,  изобретательности, гибкости мышления.

 Рабочая учебная программа  курса «Технология»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения технологии в современной начальной школе.

Преобладающим типом урока является  урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности первоклассников, используются такие формы уроков  как: урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, уроки с ИКТ, а также элементы проектной,  исследовательской и проблемной деятельности.

           В первом классе в ходе освоения предмета «Технология» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

          Личностными результатами изучения  технологии является воспитание и  развитие  социально  и  личностно  значимых  качеств,  индивидуально-личностных  позиций,  ценностных  установок  (внимательное  и доброжелательное  отношение  к  сверстникам,  младшим  и  старшим,  готовность  прийти  на  помощь,  заботливость,  уверенность  в  себе,  чуткость,  доброжелательность,  общительность,  эмпатия,  самостоятельность,  ответственность,  уважительное  отношение  к  культуре  всех  народов, толерантность,  трудолюбие, желание  трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

          Метапредметными  результатами  изучения  технологии  является освоение  учащимися  универсальных  способов  деятельности,  применимых как  в  рамках  образовательного  процесса,  так  и  в  реальных  жизненных ситуациях  (умение  принять  учебную  задачу  или  ситуацию,  выделить проблему,  составить  план  действий  и  применять  его  для  решения практической  задачи,  осуществлять  информационный  поиск,  необходимую корректировку  в  ходе  практической  реализации,  выполнять  самооценку результата).

          Предметными результатами  изучения  технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о  технике,  технологиях  и  технологической стороне  труда  мастера,  художника,  об  основах  культуры  труда;  элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности,   умения ориентироваться  в  мире  профессий,  элементарный  опыт  творческой  и проектной деятельности.  

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

(элементы)

Использование исследователь

ской деятельности

(элементы)

1

Что нас окружает

5

0

0

0

2

Кто где живет. Мир человеческих отношений.

4

1

1

1

3

Азбука мастерства

6

1

1

1

4

Работаем с бумагой

3

0

1

0

5

Помощники мастера

4

1

1

1

6

Сначала нарисуем

3

0

0

0

7

Разметка деталей.

4

1

0

1

8

Технология обработка ткани.

4

1

0

0

Всего

33

5

4

4

Основное содержание тематического плана

Тема урока

Кол-во часов

Что нас окружает

5

1

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Что ты видишь вокруг? (урок-экскурсия)

1

2

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир природы. (урок-экскурсия)

1

3

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир рукотворный. (урок-экскурсия)

1

4

О взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь. (урок-экскурсия)

1

5

Комплексная работа «Книжкина больница» (урок-игра)

1

Кто где живет. Мир человеческих отношений.

4

6

Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? (урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

7

Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина. (урок с применением ИКТ)

1

8

О радости общения и совместного труда. Готовим праздник. (урок с применением элементов проектной деятельности)

1

9

О радости общения и совместного труда. Пластилин-волшебник. (урок-игра)

1

Азбука мастерства

6

10

Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов? (урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

11

Общее представление о конструкции изделий. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. (урок с применением ИКТ)

1

12

О способах соединения материалов. Как соединяют детали?

1

13

Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? (урок с применением элементов проектной деятельности)

1

14

О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон?

1

15

Новогодняя мастерская. (урок-игра)

1

Работаем с бумагой

3

16

Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?

1

17

Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям?

1

18

Преобразование квадратных заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? (урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Помощники мастера

4

19

Общее представление  об инструментах и машинах-помощниках. Приемы работы ножницами. Зачем человеку нужны помощники? (урок с применением ИКТ)

1

20

Ножницы профессионалов. Какие ножницы у мастеров? (урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

21

Понятие «линия». Виды линий. Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?

1

22

Соединение разных материалов. Как нарисовать разные фигуры? (урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Сначала нарисуем

3

23

Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка.

1

24-

25

Творческие работы

2

Разметка деталей.

4

26

Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. Шаблон. Как разметить круги? (урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

27

Разметка деталей по шаблону. Разметка  деталей прямоугольной формы. Шаблон. Как разметить прямоугольник? (урок с применением ИКТ)

1

28

Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. Шаблон. Как разметить треугольник?

1

29

Разметка деталей сгибанием. Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

1

Технология обработка ткани.

4

30

Свойства ткани. Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани?

1

31

Швейные приспособления. Иглы и булавки. (урок с применением ИКТ)

1

32-

33

Отделка изделий из ткани – прямая строчка. Что умеет игла? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?

2

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

урока

Планируемые результаты обучения

(УУД)

Дата
проведения

Коррек

тировка

план

факт

1 четверть (8 часов)

1

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Что ты видишь вокруг?

1

Что нас окружает? Что  в окружающем мире сделано человеком? Что возникло и существует без его участия? Классификация предметов окружающего мира по признакам: природные, рукотворные.

Познавательные

Общеучебные: поиск необходимой информации; произвольное построение речевого высказывания; Логические: анализ;

синтез; классификация объектов.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью.

Личностные

самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация

07.09

2

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир природы.

1

Почему мы любуемся природой? Чем она нас радует, удивляет, восхищает? Какие загадки  загадывает природа?

14.09

3

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир рукотворный.

1

Для чего созданы разные предметы окружающего мира? Из чего они сделаны? Кто такие мастера?

21.09

4

О взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь.

1

Вечна ли красота природы? Что или кто ее может разрушить? Как сохранить природу?

Познавательные

Общеучебные: осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.

Логические: анализ; синтез; сравнение объектов.

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

планирование учебного сотрудничества;

владение диалогической и монологической речью

Личностные

самоопределение; смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

прогнозирование; планирование; контроль;

коррекция; оценка

28.09

5

Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем?

1

Зачем нужны жилища животным и человеку? Почему жилища животных и людей такие разные?

05.10

6

Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина.

1

Как сделать свой дом красивым, уютным и непохожим на другие? Как вообще сохранить красоту и уют?

12.10

7

О радости общения и совместного труда. Готовим праздник.

1

Как доставить радость и удовольствие друзьям, близким? Приятно ли дарить подарки? Почему?

19.10

8

О радости общения и совместного труда. Пластилин-волшебник.

1

Что такое материал? Какой материал лучше подходит для лепки? Как можно порадовать друзей и близких?

26.10

2 четверть (8 часов)

9

Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов?

1

Для чего людям нужны разные вещи, предметы, изделия? Из чего сделаны предметы, которые нас окружают?

09.11

10

Общее представление о конструкции изделий. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали.

1

Как устроены разные предметы, изделия? Что такое конструкция изделия? Изделие и его детали.

Познавательные

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Логические: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества;

постановка вопросов; управление поведением  партнера; умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

планирование; контроль; коррекция; оценка.

Личностные

самоопределение; смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация

16.11

11

О способах соединения материалов. Как соединяют детали?

1

С помощью каких материалов соединяются детали? Почему для разных материалов нужны различные способы соединения деталей?

23.11

12

Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?

1

Какие основные общие этапы есть в изготовлении любых изделий из разных материалов? Получается ли изделие, если не выполнить какой-либо этап работы?

30.11

13

О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон?

1

Какими свойствами обладает бумага как материал? Почему созданы разные виды бумаги? Как рационально организовать рабочее место?

07.12

14

Новогодняя мастерская.

1

Изготовление новогодних украшений.

14.12

15

Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?

1

Как аккуратно наклеить мелкие бумажные детали на основу?

21.12

16

Общее представление  об инструментах и машинах-помощниках. Приемы работы ножницами. Зачем человеку нужны помощники?

1

Для чего предназначены и как устроены ножницы? Правила работы ножницами. Зачем нужно знать правила обращения с ножницами?

28.12

3 четверть (9 часов)

17

Ножницы профессионалов. Какие ножницы у мастеров?

1

Почему у разных мастеров разные ножницы? Какие инструменты помогают делить разные предметы на части?

Познавательные

Общеучебные: выбор эффективных способов решения задач; структурирование знаний; рефлексия

Логические: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

планирование; контроль; оценка; коррекция.

Личностные

самоопределение; смыслообразование

11.01

18

Понятие «линия». Виды линий. Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?

1

Какие бывают линии? Как разные мастера используют линии в своей работе? Что можно изобразить с помощью линий?

18.01

19

Соединение разных материалов. Как нарисовать разные фигуры?

1

Как прочно соединить нить (пряжу, шпагат) с бумагой?

25.01

20

Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям?

1

Как точно и ровно вырезать ножницами изображения, размеченные с помощью карандаша?

01.02

21

Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. Шаблон. Как разметить круги?

1

Что такое шаблон? Как размечать детали по шаблону, который имеет форму круга?

08.02

22

Разметка деталей по шаблону. Разметка  деталей прямоугольной формы. Шаблон. Как разметить прямоугольник?

1

Как выполнять разметку деталей по шаблону, имеющему форму прямоугольника? Отличается ли данный способ разметки от известного – разметки деталей круглой формы?

22.02

23

Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. Шаблон. Как разметить треугольник?

1

Как выполнять рациональную разметку деталей по шаблону, имеющему форму треугольника? Что общего в способах разметки деталей по шаблонам разной формы? Есть ли какие-то существенные различия в способах разметки?

01.03

24

Разметка деталей сгибанием. Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

1

Как изготовит игрушку из листа бумаги, не применяя никаких инструментов? Как выполнить качественное сгибание бумажного листа?

15.03

25

Преобразование квадратных заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

1

Как путем складывания разделить квадрат на равные и неравные части?

22.03

4 четверть (8 часов)

26-

27

Творческие работы

2

Применение ранее изученных технико-технологических знаний и освоение практических умений при изготовлении изделий.

Познавательные

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний;

рефлексия

Постановка решения проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные

планирование; контроль; коррекция; оценка.

Личностные

самоопределение; смыслообразование

05.04;

12.04

28

Свойства ткани. Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани?

1

Какие свойства у ткани? Сравнение свойств бумаги и ткани. Что общего? В чем различие?

19.04

29

Швейные приспособления. Иглы и булавки.

1

Для чего нужна игла? Как пользоваться иглами и хранить их?

26.04

30-

31

Отделка изделий из ткани – прямая строчка. Что умеет игла? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?

2

Как отмерить нитку для шитья нужной длины, вдеть нитку в иглу и закрепить на ткани? Как выполнить прямую строчку и перевивы? Как разметить «путь» иглы?

03.05;

10.05

32

Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка.

1

Что можно выполнять с помощью прямой строчки? Как закреплять нитки в ткани?

17.05

33

Комплексная работа «Книжкина больница»

1

Как помочь книгам, у которых надорваны страницы или выпали листы?

24.05

Информационно-методическое обеспечение

    Учебно-методический комплект

Технология : 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Технология : 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012.

    Литература для учителя

Технология : 1-4 классы: программа / Е.А. Лутцева. – 2-е изд., с изм. – М. : Вентана-Граф, 2010.

Технология : 1 класс : органайзер для учителя : сценарии уроков / Е.А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012.

     Литература для учащихся

Энциклопедия для детей        : Физика. Т. 16. – М.: Аванта, 2000.

Энциклопедия для детей        : Химия. Т. 17. – М.: Аванта, 2000.

Энциклопедия для детей        : Техника. Т. 14. – М.: Аванта, 1999.

Энциклопедия юного ученого: Техника. Т.  – М.: Росмен, 2001.

     

      Интернет-ресурсы.

Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа : http://pedsovet.org

Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru .

 Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...