Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по проектной деятельности «СПОРТЛАНДИЯ»
    рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

    Андреева Галина Николаевна

    Программа работы над социальным проектом  "Спортландия", где учащиеся совместно с родителями строят спортивную площадку в школе-детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_ya_vnedryayu_metod_proektov_v_nachalnoy_shkole.docx29.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как я внедряю метод проектов в начальной школе.

    Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

    Достижение нового результата образования должно опираться на новые технологии.

    Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ученик оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях , работать в различных коллективах.

    В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно- поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

    В нашей школе ученики с начальных классов обучаются электронным технологиям, проектной деятельности, ведут поисковую, исследовательскую работу.

    Ученику, живущему в информационной среде, неинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Развитие различных компетентностей учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса , но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые.

    Идея данного социального проекта возникла таким образом. Территория  у нас очень большая, но  нет хорошей спортивной площадки для школьников и игровой площадки для дошкольников. Дети совместно с родителями решили облагородить пришкольный участок и своими силами построить спортивные сооружения  на нем. Дети восприняли это как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.

    Сразу пришло название проекта «Красота вокруг нас» с творческим названием «Спортландия». А самое главное – дети с удовольствием стали заниматься творческой работой. Дети выдвигали множество идей, что мы могли бы смастерить с помощью родителей на спортивной и игровой площадках.

    Возник вопрос : «Как человек мастерит?».

    Появились проблемы: «Как с помощью компьютера создать схемы сооружений?». «Где можно достать материалы для изготовления сооружений?»

    Участники проекта: учащиеся 4 класс

    Были поставлены цели проекта:

    1. Пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

    2. Структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

    3.Обьединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.

    4. Демонстрация сооружений, представление результатов.

    Такие маленькие дети не представляют глубину предстоящей работы. Поэтому, приступая к данному проекту , желательно придерживаться правил:

    1. Дети не должны оставаться в стороне, а были активными помощниками своим родителям;
    2. строить обучение на основе игры,
    3. предлагая практическую работу;
    4. дать детям возможность видеть плоды своего труда.

    Были намечены этапы и сроки проведения проекта.

    Критериями работы наших детей являлось искреннее желание оформить территорию своей школы. Занятия проводились во внеурочное время и оценки детям не ставились.

    Итогом нашей совместной работы является презентация «Мы учимся строить».

    Конечно, родители были главными помощниками своим детям к творческой работе детей.

    Семья – самый первый коллектив в жизни ребенка. Вот почему так важен в воспитании трудолюбия совместный труд родителей и педагогов.

    Задачи проекта:

    – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

    – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом;

    – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

    – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

    – распределение задач (обязанностей) между членами группы.

    амостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;

    – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время);

    – подготовка презентационных материалов;

    – подготовка публичного выступления;

    – презентация проекта;

    – коллективное обсуждение результатов проекта;

    – самоанализ проектной деятельности.

    Содержание программы.

    Программа состоит из таких разделов: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

    Программа предполагает теоретическую и практическую часть. В реализации Программы используются инновационные педагогические методы, позволяющие обеспечивать активную субъективную позицию учащихся.

    В организации практической деятельности применяется деятельностный подход – включение ребенка в добывание знаний.

    Ожидаемые результаты.

    1. Подготовка к самостоятельной жизни и квалифицированному труду;
    2. Самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности;
    3. Самопознание, самосовершенствование, накопление опыта социальной деятельности;
    4. Сочетание исполнительности с инициативой и творчеством;
    5. Стремление к проявлению творческих способностей в различных сферах жизни и деятельности;
    6. Выполнение определенных социальных функций, требующих четкого выполнения команд;
    7. Стремление реализовать свою индивидуальность, успешно адаптируясь к имеющимся социальным условиям;
    8. Укрепление физического здоровья.

    Используемые диагностики:

    1. Анкетирование;
    2. Собеседование;
    3. Показатели здоровья.

    Программа модифицирована, в ее основу положена программа Intel «Обучение для будущего» г. Тольятти – 2004 г. Автор: Н.И. Лапшина, учитель начальных классов, МОУ СШ №93.

    В нашей программе увеличено количество часов на практическую деятельность.

    Учебно-тематическое планирование

    Раздел программы

    Часы

    Теор.

    часы

    Практ.

    часы

    Формы контроля

    1

    Обсуждение темы проекта, предмет исследования с учителем.

    1

    1

    беседа

    2-4

    Получение дополнительной информации.

    Определяют свои потребности.

    3

    2

    1

    Собеседо-вание

    5-7

    Принимают в составе группы (или с родителями) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

    3

    2

    1

    Собеседо-вание

    8-9

    Анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

    2

    1

    1

    Анкетиро-

    вание

    10-11

    Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения с родителями) цель проекта.

    2

    1

    1

    Собеседо-вание

    12-13

      Поиск, сбор, систематизация и анализ информации;

    •  распределение ролей ;

    •  планирование работы; 

    2

    1

    1

    Собеседо-вание

    14

    Формы и способы презентации предполагаемых результатов;

    1

    1

    Собеседо-вание

    15

    Установление критериев оценивании результатов и процесса.

    1

    1

    Собеседо-вание

    16-17

    Продумывание продукта групповой и/или индивидуальной  деятельности

    Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

    2

    1

    1

    Анкетиро-вание

    18-21

    Выполнение запланированных действий в комбинированном режиме.

    4

    2

    2

    22-29

    Оформление проекта,

    Изготовление продукта.

    8

    2

    6

    Собеседо-

    вание

    30-31

    Оформление портфолио.

    2

    2

    Собеседо-вание

    32-33

    Защита проекта.

    2

    2

    Презента-ция

    34

    Оценивание деятельности и ее результативности.

    1

    1

    Структура организации:

    Занятия проводятся во внеурочное время и на уроках информатики 1 час в неделю, всего 34 часа.

    Содержание изучаемого курса

    Раздел 1 «Поисковый»

    – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

    – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

    Раздел 2 «Аналитический»

    - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

    – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

    – распределение задач (обязанностей) между членами группы.

    Раздел 3 «Практический»

    - самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

    – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

    Раздел 4 «Презентационный»

    – анализ и синтез данных;

    – формулирование выводов.

    – подготовка презентационных материалов;

    – подготовка публичного выступления;

    – презентация проекта.

    Раздел 5 «Контрольный»

    – коллективное обсуждение результатов проекта;

    – самоанализ проектной деятельности.

    Методическое обеспечение программы.

    Методические пособия:

    1. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
    2.   Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
    3.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

    Оборудование:

    Компьютерный класс с выходом в Internet

    Список литературы.

    1.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

    2.      Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

    3.      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

    4.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

    5.      Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

    6.      Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

    7.      Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

    8.      Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

    9.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

    10.  Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

    11.  Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

    12.  Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

    13.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

    14.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

    15.  Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

    16.  Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

    17.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

    18.  Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 

    19.  Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

    20.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.

    21.  Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

    22.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

    23.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

    24.  Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

    25.  Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

    26.  Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3

    27.  Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

    28.  Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

    28.  Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]

    29.  Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

    30.  Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

    31.  Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //  Начальная школа. 2003. № 12.

    32.  Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.

    33.  Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160 с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения в начальное образование

    В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и...

    Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

    Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

    Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

    «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

    Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»

    Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...

    Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".

    В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....