Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по технологии 4 класс по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_4_kl.moe_.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Ж.Б.Ауташева/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ  с.Калининское       »

_________________/О.В.Айсина/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

________________/Л.М.Торопова/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

 первой категории

по технологии, 4 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2012 - 2013  учебный год

Рабочая  программа по технологии

4 класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии создана на основе:

  1. федерального  государственного стандарта начального общего образования;
  2. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
  3. авторской программы по предмету «Технология» О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.

Программа адресована учащимся 4 классов, рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета:

      Учебный предмет «Технология» авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой

в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Цели, задачи и содержание курса технологии  в начальной школе

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  1. формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  1. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  1. общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  1. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  1. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  1. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  1. формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  1. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  1. формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  1. ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок  изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок  технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

      Для реализации программного содержания используется следующие учебники и учебные пособия:

1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 4-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2012.

2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По трудовой деятельности должны знать:

– о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей.

Должны уметь:

– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы.

По художественно-творческой изобразительной деятельности должны:

– иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

– знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

– уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);

– под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Практика работы на компьютере:

– иметь представление о файлах и папках (каталогах); о сменных носителях; о программах для выполнения действий с файлами и папками (каталогами); о правильной посадке за компьютером и расположением рук на клавиатуре; о составных частях текста; о средствах оформления текста; о составных частях текстового документа; о ситуациях, в которых может потребоваться умение создавать текст или печатную публикацию; о видах печатных публикаций;

– знать, что такое полное имя файла;

– уметь создавать, удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги); набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв; вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы            35

Количество часов в неделю                                       2

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

 часов

1

Введение

2

2

Жизнь и деятельность человека

12

3

Источники информации

7

4

В мастерской творца

29

5

Давным-давно

6

6

В поисках совершенства

10

7

Резерв

2

Итого:

70

Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии

Художественно-творческая изобразительная деятельность

Трудовая (технико-технологическая) деятельность

I

 Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.

 О материалах.

Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.

II

Основы композиции.

 Воздушная перспектива, пропорции.

Соответствие формы и содержания художественного произведения. 

Единство формы и содержания в игрушке.

О конструкции.

Соединение деталей  виды «замков».

Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

 Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания.

Изготовление игрушек.

III

Компоненты изобразительной деятельности: 

  1. изготовления солёного теста,
  1. холодные и тёплые цвета,
  2. смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита,
  3. набросок, графика.

Компоненты технологии.

Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.

IV

Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.

Образ эпохи.

Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла.

V

 Архитектура как вид искусства.

 Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре).

VI

О профессиях и ремёслах региона.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 4-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2012.

2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

3. Куревина О. А., Лутцева Е.А.Технология («Прекрасное рядом с тобой»), 4 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2010.

Список литературы

1. . Куревина О. А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой, 4 класс. Искусство и технология. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Баласс, 2009.

      2. «Информатика и ИКТ» для 4 кл. (автор А.В. Горячев).

      3. Ж. «Начальная школа»

4. Ж. «Начальная школа плюс до и после».

Учебно-тематическое планирование уроков технологии  в 4 классе

по учебнику Куревиной О. А., Лутцевой Е.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой») для 4-го класса.  – М.: Баласс, 2012.

Образовательная система  «Школа 2100»

Всего 70 часов (2 часа в неделю)

п/п

№ в теме

Тема урока

Использова

ние

ИКТ

Домашнее

задание

дата

Коррекция

план

факт

Введение (2 часа)

1

1

Вспомни!

Учебник

стр . 2-3

2

1

Создаём образ эпохи.

Учебник

стр . 4-5

Раздел 1.  Жизнь и деятельность человека (12 часов)

3

1

Изобразительное искусство.

Учебник

стр . 5

4

2

Прикладное искусство.

Учебник

стр . 6-7

5

3

Архитектура.

Презентация на тему:

«Архитектурные построения»

Учебник

стр . 8-9

6

4

Мода.

Учебник

стр . 10-11

7

5

Моделирование

Изготавливаем и одеваем куклу.

Учебник

стр . 12-17

8

6

Моделирование

Изготавливаем и одеваем куклу.

Учебник

стр . 12-17

9

7

Интерьер.

Презентация на тему:

«Краеведческий музей»

Учебник

стр . 18-19

10

8

Книга в жизни человека.

Учебник

стр . 20-21

11

9

Ремонтируем книги

Учебник

стр . 22-24

12

10

Ремонтируем книги

Учебник

стр . 22-24

13

11

Создаем свою книгу

Учебник

стр . 25-27

14

12

Создаем свою книгу

Учебник

стр . 25-27

Раздел 2.   Источники информации (7 часов)

15

1

Фотография

Учебник

стр . 30

16

2

Компьютер-помощник человека.

Изготавливаем фотоколлаж.

Учебник

стр . 30-32

17

3

Компьютер-помощник человека.

Учебник

стр . 30-32

18

4

Изготавливаем календарь

Программа

Microsoft Office Publisher

Учебник

стр . 33-34

19

5

Изобразительное искусство, как свидетельство времени

Учебник

стр . 35-36

20

6

Реальный фантастичес

кий мир

Учебник

стр . 37-38

21

7

Фантазируем и творим

Учебник

стр . 39-40

        

Раздел 3.    В мастерской творца (29 часов).

22

1

Название

Учебник

стр . 41-42

23

2

Конструкция

Учебник

стр . 43-44

24

3

От простой конструкции к сложной

Учебник

стр . 45-46

25

4

Композиция

Учебник

стр . 47-48

26

5

Композиция в музыке и в живописи

Учебник

стр . 49-50

27

6

Строим композиции

Учебник

стр . 51

28

7

Составляем композиции

Учебник

стр . 52-53

   29

  8

  Числовые данные

Выполнить простейшие расчеты с помощью программы «калькулятор»

30

9

Пропорции

Учебник

стр . 54-55

31

10

Ритм (живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка)

Учебник

стр . 56-57

32

11

Создаем панно

Учебник

стр . 58-60

33

12

Учимся передавать ритм

Учебник

стр . 61

34

13

Ритм (архитектура)

Учебник

стр . 62-63

35

14

Ритм (декоративно – прикладное искусство)

Учебник

стр . 64-65

36

15

Перспектива

Учебник

стр . 66-67

37

16

Воздушная перспектива

Учебник

стр . 68-69

38

17

Учимся передавать перспективу

Учебник

стр . 70-71

39

18

Колорит (интерьер, мебель, докоративно – прикладное искусство)

Учебник

стр . 72-73

41

19

Играем цветом

Презентация на тему: «Интерьер в моей новой квартире»

Учебник

стр . 74-75

42

20

Играем цветом

Учебник

стр . 74-75

43

21

Материал и фактура

Учебник

стр . 76-79

44

22

Материал и фактура

Учебник

стр . 76-79

45

23

Обрабатываем металл

Учебник

стр . 80-82

46

24

Учимся вышивать (волшебные строчки)

Учебник

стр . 83

47

25

Учимся работать с хрупкой фактурой

Учебник

стр . 84-85

48

26

Знакомимся с бумагопластикой

Учебник

стр . 86-89

49

27

Знакомимся с бумагопластикой

Учебник

стр . 86-89

50

28

В залах политехничес

кого музея

Презентация на тему: «В залах политехнического музея»

Повторить пройденный материал

52

29

В залах политехничес

кого музея

Повторить пройденный материал

        Раздел 4.   Давным –давно… (6 часов)

53

1

Классицизм

Учебник

стр . 92-93

54

2

Романтизм

Учебник

стр . 96-97

55

3

Реализм

Учебник

стр . 98-99

56

4

Модерн

Учебник

стр .

100-101

57

5

«Моя рамка в стиле модерн»

Программа

Microsoft Office PowerPoint

Учебник

стр .

102-103

58

6

Конструкти

визм

Учебник

стр . 104

        

Раздел 5.  В поисках совершенства (10 часов)

59

1

Современный дизайн

В поисках совершенства

Учебник

стр .

105-106

60

2

Управление компьютером с помощью клавиатуры

Повторить пройденный материал

61

3

Моя работа в стиле конструктивизма

Учебник

стр . 107

62

4

Театр – коллективный вид деятельности

Учебник

стр . 108

63

5

Театр – синтетический вид искусства

Учебник

стр .

109-110

64

6

Основной ряд клавиатуры

Повторить пройденный материал

65

7

Верхний ряд клавиатуры

Повторить пройденный материал

66

8

Нижний ряд клавиатуры

Повторить пройденный материал

67

9

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Учебник

стр .

111-112

68

10

Наш театр.

Учебник

стр . 113

69

11

Резерв

70

12

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...