Визуалы. Аудиалы. Кинестетики.
рабочая программа по технологии на тему

Кунцевич Надежда Константиновна

Школьное обучение для ребёнка – это в основном процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

 В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно условно разделить на четыре категории.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы  - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения ( обоняние, осязание и др.) и с помощью движения.

Дискреты – у них восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия вовсе не свойственен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kinestetiki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация педагогических воздействий учителя

Визуалы. Аудиалы. Кинестетики.

Школьное обучение для ребёнка – это в основном процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

 В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно условно разделить на четыре категории.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы  - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения ( обоняние, осязание и др.) и с помощью движения.

Дискреты – у них восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия вовсе не свойственен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  1. на уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия:  зрение, слух и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.  Обычно это так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если к примеру, и учитель и ученик – визуалы ( или аудиалы). Кинестетиков среди педагогов немного, а в средних и старших классах их практически нет ( если не считать учителей физкультуры и технологии).
  2. От того какой канал у ребёнка ведущий, зависит освоение многих важных навыков, например, чтения и письма.
  3. Особенности устной работы существенно отличаются ( например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и пр.)
  4. Если родители и учитель знаю, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы говорим «на разных языках», правильно поощрять ребёнка и делать ему замечания.
  5. Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребёнок учится в начальных или средних классах, вывод делается в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить ещё специальный опросник ( самодиагностика)

На что обязательно обращают внимание?

  1. Словарь общения. Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением ( смотреть, видеть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.)

Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием ( голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, громкий, благозвучный и т.д.)

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, тёплый, прикосновение, гибкий, хороший, и пр.)

*Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх. А у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков -  вниз.

  1. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать своё внимание, и его можно отвлечь чем угодно;  аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
  2. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинки. Аудиал -  то, что обсуждал; запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь.
  3. Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Но существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивы.
  4. Наблюдения за учащимися в повседневных делах, может дать учителю и родителям много нового и интересного. Например, домашнее задание написано на доске.

Визуал: послушно откроет дневник и перепишет с доски то,что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную информацию, ЧЕМ СПРАШИВАТЬ У ДРУГИХ. Он легко воспринимает её  именно записанной на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то скорее всего переспросит соседа по парте и со слуха запишет себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать у одноклассников, что задано.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебник, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдения за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходят. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему и могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочитает выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно, если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетиков перемена нужна, чтобы размяться и подвигаться.

О чём говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей на перемене водить хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребёнок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

- от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;

 - от кинестетика лучше ни ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и родителей.

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать.

- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе осмысления и запоминания материала издаёт звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять долгое время сидеть неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, писать на доске, дома – сходить в другую комнату), запоминание материала происходит легче во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребёнком «на его языке»

- с  визуалом используя слова, описывающие цвет, форму, местоположение, выделяя цветом различные пункты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.

- с аудиалом использовать вариации голоса ( громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи ( особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.

- с кинестетиком используют жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов, помнить, что  кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше запоминание; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Замечание на ребёнка произведёт больший эффект, если будет сделано на «его языке»:

 - визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

- аудиалу сказать шёпотом « ш-ш-ш»

        -кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребёнок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он по своей природе может быть визуалом, но это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать .Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идёт процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся  люди по ...

Визуал. Аудиал. Кинестетик. Методические рекомендации.

Визуал. Аудиал. Кинестетик. Методические рекомендации....

"Образовательная кинестетика" в рамках учебного процесса

Современная техника преодоления стресса, повышения работоспособности учащихся и учителей на уроке ...

Введение в метод образовательной кинестетики.О программе по образовательной кинезиологии Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон.(семинар-практикум для педагогов)

Образовательная кинезиология является психолого-педагогическим направлением, изучающим взаимосвязи тела с психическими и эмоциональными процессами.Она включает в себя последние достижен...

Метод образовательная кинестетика

В презентации представлены основные упражнения метода....

Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.

Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу.   А так...

Аудиалы, визуалы, кинестетики.

Родительское собрание...