Урок трудового обучения. Работа с бумагой и картоном. Тема "Русская деревня"
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме
Урок можно провести с презентацией "Русская деревня", где подробно рассказывается об устройстве русской избы, ее сакральных украшениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_trudovogo_obucheniya_v_3_klasse.docx | 17.51 КБ |
russkaya_derevnya.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА УРОКА
«РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ»
(аппликация из бумаги и картона)
Урок – закрепление
3 КЛАСС
Урок разработала и провела
Учитель высшей
квалификационной категории
Храмцова Татьяна Сергеевна
2012 год
- Формировать творческие способности детей.
- Расширять кругозор детей, способствовать углублению общего образования, а именно познакомить детей с миром русской деревни.
- Пробудить творческую фантазию учащихся.
- Обеспечить активное общение ребёнка с одноклассниками.
Материалы и оборудование:
- Цветная бумага и цветной картон.
- Ножницы.
- Клей.
- Ватманы.
- Слайды с фотографиями русской деревни.
Ход урока:
Беседа учителя (во время беседы идёт показ слайдов).
Сегодня мы с вами поговорим о русской деревне. Прежде, чем мы начнём работу, я хотела бы вам рассказать о том, как на Руси люди строили дома, об обрядах и обычаях русского народа.
К строительству своего дома люди подходили очень ответственно. Для того, чтобы дом был красивым и крепким, его нужно было строить из хорошего и крепкого материала. Дом строили близко к воде, на высоком месте, вдали от перекрёстков, пожарищ, из хорошего и ровного дерева. Деревья для строительства дома необходимо было рубить в крещенские морозы, тогда дерево не будет гнить. Необходимо дать дереву подсохнуть до осени. А когда урожай будет собран, тогда и строительством можно будет заняться.
Место для дома выбиралось осенью. Помощником был домашний скот – где ляжет, там и жить будет хорошо. На месте будущего дома сажали молодую берёзку – определяли центр двора. Закладку дома начинали весной – 1 марта – в день великих начинаний. На месте будущего красного угла приносили жертву – рубили голову петуху, закапывали её под северный угол дома, а мясо съедали. Сам дом строили осенью, после уборки урожая. Строительству помогали все поселяне, поэтому дом возводился очень быстро.
Переселение в дом тоже было праздником. Строго выполнялся ритуал переселения. Шесть ночей в доме ночевали животные – кот и кошка, петух и курица, свинья, овца, корова, лошадь и лишь на седьмую ночь ночевал человек. Переезжали в новый дом на восходе солнца – переходили через порог, держась за полотенце. Перевозили с собой в дом домового в старом лапте или на лопате для выпечки хлебов, селили его под печкой. Со старого места переносили огонь и мусор. Существовал также обычай доваривания каши – начинали её варить в старом доме, а заканчивали в новом.
Дом в старину объединял людей, оберегал, укрывал, охранял от невзгод.
(Во время беседы уточняется значение отдельных слов и словосочетаний – пожарище, крещенские морозы, просушка, красный угол, жертва, поселяне, домовой).
Вот и мы с вами сегодня всем миром будем строить настоящую деревню. А чтобы наша деревня была красивой и зелёной, мы посадим в ней деревья. Давайте с вами вспомним несколько техник изготовления деревьев, в которых мы работали раньше.
Прежде чем приступить к работе, давайте проговорим основные правила техники безопасности.
А теперь проверим нашу готовность к работе.
Во время работы учитель помогает детям, направляет их работу. На протяжении всей творческой работы детей в классе звучит народная музыка, которая помогает детям настроиться на нужный лад. После окончания отведённого времени, учащиеся приклеивают свои заготовки на лист ватмана так, чтобы получилось изображение деревни.
Итог урока:
Что нового мы с вами сегодня узнали на уроке? Что получилось? Что не очень хорошо удалось сделать сегодня? Почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Изба – колыбель наших Предков: Отцов, Дедов, Пращуров. В ней сочетается максимум уюта, тепла и удобств.
Изба – это одно из тех явлений, которое с первого взгляда не привлекает особого внимания, мнится обыденным. Мимо нее обычно проходят, просто не замечая. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом вроде цветка, которым можно без конца любоваться, восторгаться, удивляться, словно это дело не рук человеческих.
Староверы устойчиво сохраняли сакральные знания человечества о Мире. И видимая сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций они защищали избу от негативных воздействий. Вырезанный конек на избе, узорчатые наличники, как орнамент на одежде, имели смысл и служили оберегами.
Рассмотрим русскую избу Светлица (Светёлка) Жилая светлая комната с красным окном, предназначалась для рукоделия, размещалась в верхней части избы.
Конёк - Стык двух скатов кровли или скульптурное завершение охлупня (бревна на завершении крыши).
Крыльцо Открытая площадка небольшого размера перед входом в дом. Основная задача — защита входа от дождя и снега.
Подзор Подзор или карнизная доска — в архитектуре декоративная (резная) доска простой или сложной конструкции, окаймляющая свесы выступающих частей дома.
Дымник Наружная, надкровельная часть печной дымовой трубы.
Причелина 1) Фронтонная доска, закрывающая торцы подкровельных слег; 2) Доска, закрывающая торцы бревен сруба (иначе — прибоина).
Полотенце Р езная доска, закрывающая стык двух подкровельных причелин, либо свешивающаяся снизу на стыке кровли и сруба.
Наличник. Фигурное накладное обрамление оконного или дверного проема. Служит для украшения и защиты от попадания влаги между стеной и рамой окна или двери.
Дверь - Проём в стене для прохода.
Схема деревянного дома
Конец источники http://www.shushara.ru http://www.proshkolu.ru http://maminsite.ru http://rusterema-ru. http://perunica.ru автор презентации: Моисеева Наталья Анатольевна ГБОУ ЦО №1473 г.Москва Презентация опубликована на сайте – viki.rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок трудового обучения 2 класс. Работа с бумагой.
Урок трудового обучения 2 класс для учащихся школы-интерната VII видаТема урока: Работа с бумагой. Аппликация «Поздравительная открытка». В данном конспекте подробно описан анализ готового образ...
План-конспект урока по технологии 4 класс по теме"Работа с бумагой и картоном.Рамки для художественных работ."
Познакомить детей с форматами бумаги;познакомить с разными видами рамок для оформления работ и выполнить один из видов рамок....
Урок трудового обучения в 4 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Бабочка.
Учить разметке и вырезанию деталей по шаблону; самостоятельной ориентировке в задании и работе по плану....
Конспект урока трудового обучения по теме "Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развёртки коробки по шаблону и по линейке".
Данный урок проводится в 3 классе для детей с ОВЗ (интелектуальное нарушения)...
«Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»
laquo;Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»...
Конспект урока технологии .Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка «Карандаш» из бумаги
Конспект создан на основе ФГОС НОО ....
Тема: «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. Изготовление из плотной бумаги ёлочных игрушек (шара из двух кругов)»
В содержиние урока входят этапы изготовления ёлочных игрушек. В занятии фигурирует сказочный персонаж (Баба Яга). Также в ниличии физминутка, правила техники безопасности и практическая часть. Заверша...