Правила трудового обучения в начальных классах (памятки)
материал по технологии по теме

Щербинина Галина Васильевна

Памятки к урокам технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_trudovogo_obucheniya_v_nachalnyh_klassah_pamyatki.doc110.09 КБ

Предварительный просмотр:

Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).

Правила рабочего человека.

  • Каждый работает на своём рабочем месте.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило: «Работайте дружно!»

Правила работы на уроках трудового обучения.

  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Употребляй инструменты по назначению.
  • Во время работы держи инструменты правильно.
  • Перед работой и во время работы размести инструменты в нужном порядке.
  • Рабочее место содержи в чистоте.
  • Во время работы не разговаривай.
  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  • Во время работы строго соблюдай технику безопасности.

Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.

  • Пользуйся ножницами с закруглёнными концами. Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении, в чехле.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время резания.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Техника безопасности при работе ножом.

  • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
  • Не работай тупым и неисправным ножом.
  • Не держи нож лезвием вверх.
  • Передавай нож товарищу ручкой вперёд.
  • Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с бортиком.
  • При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
  • Пользуйся ножом с закруглённым лезвием.
  • Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Техника безопасности при работе шилом.

  • Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
  • Используй шило только по назначению.
  • Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью.
  • Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня,
  • Работай только на подкладной доске.
  • Делай прокол, осторожно вращая ручку. Не применяй липших усилий.
  • Расширить отверстие можно на вису.
  • Передавай товарищу шило ручкой вперёд.

Техника безопасности при работе циркулем.

  • Используй циркуль по назначению.
  • Храни циркуль в определённом месте.
  • Не оставляй в открытом виде.
  • Не держи иглой вверх.
  • Передавай товарищу, держа за ножки.

Техника безопасности при работе иглой.

  • Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  • Во время работы держи иглы в игольнице.
  • Запасные иглы храни в игольнице.
  • Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  • При шитье пользуйся напёрстком.
  • Не применяй игл вместо булавок.
  • Оставляй иглу с ниткой, так её легче найти.

Правила работы клеем.

  • Держи клей в удобной упаковке, чтобы он не разливался или не закрывалось отверстие.
  • Ставь клей на стол в положенном месте.
  • Крышку открывай перед работой.
  • Операции наклеивания выполняй кисточкой. Притирай деталь салфеткой.
  • Не нажимай на открытую упаковку с клеем, держа её отверстием вверх.
  • Следи за тем, чтобы клей не попадал в глаза, нос, на ранки или на одежду. При попадании клея в глаза или в нос тщательно промой их большим количеством воды.
  • Закончил работу, закрой упаковку с клеем.

Сгибание и складывание

Терминология

См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  • Согнуть (см. гнуть) - придавать чему-нибудь дугообразную, изогнутую форму.
  • Сложить - положить вместе в известном порядке.
  • ОРИГАМИ - художественное складывание изделий из бумаги.
  • Фальцовка - (от нем. — сгибать) последовательное сгибание отпечатанных листов в книге.
  • БИГОВКА - получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба.


Сгибание и складывание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операция: согнуть, сложить.
  • Вид работы: оригами.
  • Вид разметки.

Правила сгибания и складывания

Бумаги

  • Складывай бумагу только на столе, но не на вису. Сгибай бумагу от себя. Положи лист так, чтобы линия сгиба проходила слева направо.
  • Начало линии сгиба наметь левой рукой, затем всю линию прогладь правой слева направо.
  • Сгибай лист в два приёма: сначала сгиб делай еле заметным, если противоположные стороны листа точно совпадут, то линию сгиба прогладь гладилкой. Гладилка - это хорошо отполированная деревянная, костяная или пластмассовая пластинка. В качестве гладилки можно использовать ручку, карандаш, счётные палочки и т.д.
  • Если сложенный лист бумаги нужно сложить ещё раз, поверни его так, чтобы первая линия сгиба была слева.

Картона

  • Картон сгибают по надрезам, сделанным до половины его толщины со стороны обратной той, в которую надлежит сгибать (ножницами, шилом, ножом). Получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба называется биговкой.
  • Для получения плавного изгиба лист картона кладут на стол лицевой стороной вниз. Придерживая его ребром линейки, захватить за выступающий из-под линейки край и тянуть его вверх и немного в сторону. Чем сильнее нажимать на линейку и чем круче по отношению к столу поднимать картон, тем сильнее он изогнётся. Не следует пытаться сразу получить необходимую заготовку. Лучше повторить операцию несколько раз.

Резание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операции: вырезать, разрезать, прорезать, надрезать.
  • Вид работы: симметричное вырезывание, художественное вырезывание.

Правила резания

НОЖНИЦАМИ

  • Ножницы держи правильно: острый конец ножниц внизу, головка винта слева. В кольца вставляют большой и средний пальцы, указательным пальцем снизу придерживают и направляют работу инструмента.
  • Материал держи удобно для работы: большие листы бумаги - на столе, небольшие - в воздухе, над столом, слегка согнув их желобком, чтобы бумага не провисала.
  • Режь бумагу по правой стороне линии разметки.
  • При резании по кривым линиям поворачивай заготовку навстречу ножницам.
  • Детали по наружному контуру вырезай против часовой стрелки, по внутреннему - по часовой стрелке, при вырезывании угла внутри заготовки выполняй операцию в два приёма
  • При резании по прямой линии смотри на линию разметки впереди концов ножниц. При резании по кривой линии смотри на то место, в котором проходит резание.
  • Концы ножниц не разводи широко и не своди их до конца
  • При резании бумаги, сложенной в два и более слоев, слегка наклоняй ножницы вправо.

НОЖОМ

  • Резать на ровной подкладной доске. Пользоваться металлической фальцлинейкой.
  • Под разрезаемую бумагу подложить картон или несколько слоев бумаги.
  • Линия разреза должна идти вдоль волокон древесины.
  • Бумагу по линиям сгиба резать острым ножом способом «на себя» или «от себя».

Склеивание бумаги и картона.

Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.

ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).

Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).

ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.

  • Уложи деталь на лист бумаги (подкладной лист) продольной стороной слева направо изнанкой вверх. Лист, испачканный клеем, заменяют новым.
  • Склеивание начинать от больших деталей к меньшим.
  • Клей наносить на более тонкий из склеиваемых материалов.
  • Толстая и плотная бумага требует более густого клея.
  • Клей наноси быстро тонким слоем и без пропусков по всей поверхности заготовки плавными движениями кисти вдоль волокон.
  • Кисть следует держать с лёгким наклоном в сторону движения и перемещать от середины листа к краям.
  • Детали, намазанные клеем или клейстером, содержащим много воды, выдерживают 1.5-2 минуты, до полного намокания и только тогда приклеивают.
  • Укладывая намазанную клеем деталь на место, подгони сначала кромку одной из её продольных сторон.
  • Прикрыть деталь чистым листом бумаги и тщательно притереть её от середины листа к краям, следя за тем, чтобы бумага везде плотно пристала к картону и нигде не оставалось бы пузырьков воздуха.
  • Сушить изделие под прессом.
  • Чтобы уменьшить деформацию, картон лучше оклеивать с обеих сторон.
  • Чтобы склеить детали из картона, места склеивания нужно ЗАЧИСТИТЬ (почертить острым предметом, сделать поверхность шероховатой).

КЛЕЙСТЕР

МУЧНОЙ

Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.

Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды

Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.

Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.

КРАХМАЛЬНЫЙ

Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.

Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).

Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.

Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.

Чтобы сохранить клейстер, нужно добавить немного борной кислоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...

Экзаменационные билеты по трудовому обучению в 9 классе ( специальная (коррекционная) программа «Обучение на дому» 8 вида)

Билеты по трудовому обучению для  выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

«Развитие трудовых  навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое  обучение  в  специальной  (коррек...

Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.Тема."Предметная аппликация-дом".

Цели: Коррекционно-образовательная: способствовать развитию представления о видах жилых помещений в городе и деревне , их различие, о помещениях в жилых домах, познакомить с историей возникновения жил...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...