Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

 Потапова Инна Николаевна

Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ " Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Мастер-класс на тему:

интегрированный урок УМК «Истоки» + художественный труд «Ткачихи-рукодельницы», 2 класс

 

                                                                                                                         Конспект составила

учитель нач. классов

                                                                                                               I кв. категории

                                                                                                              Потапова И.Н.

19.12.2012 г.

УМК Истоки

Тема: Ткачихи-рукодельницы.

Основные категории:  лен, женский труд,  посиделки, прядение, ткачество, терпение.

Оборудование: экспонаты старинной русской одежды

                           рисунки из книги К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

                           вата для практической работы

                           рабочая тетрадь

                           гербарий «Лен»

                           карточки со словами и пословицами

Цели:

  1. помочь осмыслению детьми труда ткачихи-рукодельницы, которые содержат аналоги вечных непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность, терпение);
  2. развитие  умения  присоединяться  к  восприятию партнера и умение  излагать мысли (через общение на едином аналоговом уровне, использование  социокультурных ориентированных текстов, использование тренингов по развитию восприятия и мышления)

Художественный труд

Изделие: коврик.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке.
  2. Воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, необходимые при переплетении полосок бумаги.
  3. Научиться создавать коврик переплетением полосок бумаги.

Ход урока:

1.Присоединение к учащимся.

     -  Здравствуйте, дорогие ребята!

     - Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу  улыбки. Вы в хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной и интересной.

- Сейчас мы с вами очутимся в сказке. А что это за сказка и кто её автор вы мне сами скажете.

Просмотр  фрагмента сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.

- Догадались что это за сказка?

- Хотя это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных, а настоящих.

- Что делали девицы?

- Что значит прясть?

- Пряли – значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна. «Что напряли, то и наткали». Наткать полотно – значит из льняных нитей изготовить ткань.

- Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?

2. Слово учителя.

    - Сегодня на уроке мы обратимся к труду, таланту и побудем на месте замечательных тружениц ткачих-рукодельниц.

                                                 ( Показ старинной рубахи)

- Почему говорят, что рубашка в поле выросла?

- Чтобы была рубашка, да и другая одежда нужно было вырастить в поле это растение.

Загадка.

Синий цветочек,

Мал-малышочек.

В землю малый вошел,

В синей шапке пришел.

                                                                        (показ льна)

 -Какие руки его вырастили?

- Чтобы узнать, как выросла рубашка в поле, мы посмотрим  книгу К.Д.Ушинского. Она так и называется «Как рубашка в поле выросла».

Рисунок № 1.

   Вырос лен в поле. Летом расцвели на тонких стебельках голубые цветочки.

Рисунок №2.

   К концу лета цветки опали, а лен потемнел. Пришла пора его убирать.    Выдергали его с корнем, навязали снопов и поставили в поле  сохнуть

Рисунок № 3.

  Собрали с подсохшего льна семена, а стебли положили в речку. Там он лежал две недели.

Рисунок № 4.

   Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали мять доской.

Рисунок № 5.

   Потом колотили трепалом во дворе.

Рисунок № 6.

   Когда вытрепали, стали лен чесать железным гребнем. Он стал шелковистым и мягким.

-Вы внимательно смотрели и слушали, скажите, кто выполнял всю эту работу?

-Можно ли сказать, что труд этот легкий?

Рассказ учителя в сопровождении музыкального фрагмента

- Крохотное блестящее зёрнышко льна (показ семян льна) упало в добротную землю. Через две недели покрылась борозда с зерном нежной зелёной травкой. А через несколько недель засинели голубые цветочки льна. Переговариваются друг с другом, перешептываются.

Прошло время. Опали голубыми глазки льна, а на их месте показались нежно-зелёные головки, стали бурыми, но по-прежнему весело пересмеиваются друг другом. Время подошло, и повыдергали шумный ленок, навязали жёлтых снопиков. Стоят в поле тяжёлые льняные снопики, ждут, когда зашумит ветерок, приласкает их и просушит. Лёгкий готовый ленок потрепали, расчесали жёстким гребешком, и сделался он мягким. Шелковистым.

И вот уже слышно, как в избе поёт пряха, вытягивая длинную, как зимняя ночь, нить. Занесли в избу большой ткацкий станок, который превратил ниточку в холст.

Поморозили, побелили его, а заботливая мама села шить к Рождеству деткам белые, как снег, рубашки.

- Теперь понятно, как рубашка в поле выросла?

- Как думаете, это легко?

- Хотите попробовать?

- Практическая работа (кусочки ваты, смоченные водой; пробуют вытянуть ниточку, скручивая её пальчиками).

  1. Тренинг  «Какой должна быть пряха» (работа в паре, диалог между учащимися).

Докажите.

    Карточки.

1.Трудолюбивая.

2.Ленивая.

3. Добросовестная.

4. Аккуратная.

5. Терпеливая.

6. Неряшливая.

- Обсуждение качества характера, которыми должна обладать пряха. 

Физминутка.

Игра-хоровод:

Уж я сеяла, я сеяла ленок

Уж я сеяв приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Я полола, полола ленок,

Я половши приговаривала.

                                                       Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Уж я дергала, я дергала ленок,

Уж я дергав приговаривала.

 Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Уж я мяла , я мяла ленок.

Уж я мевши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Я препала, препала ленок,

Я трепавши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Я чесала, чесала ленок,

Я чесавши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

  1. Активное занятие в тетради. Тренинг развивающий «Как рубашка в поле выросла».

- Внимательно прочитайте предложения. Проследите путь льна от зёрнышка до рубашки. (Поставьте в правильном порядке предложения, т.е. определите какое первое, второе и т.д.)

Выдернули лён с корнем                              

Посеяли льняное семя                                    

Вымочили, высушили лён                            

Сшили рубашки                                            

Напряли нитки                                              

Потрепали лён                                                  

Наткали холст                                                

(работа по карточкам)

- Придите к согласию в четвёрке.  Ваше  решение должно быть единым. Внимательно выслушайте лидера группы. Занесите решение группы в таблицу.

Задание. Проследите путь льна от зёрнышка до рубашки, расставив  предложения последовательно.

Индивидуальная работа. Работа в четвёрке (дети впервые пытаются договориться , работая в такой группе). Учитель наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к единому решению. При ответах групп классу даётся установка на внимание к выступающим.

Экспертная оценка. Учитель подводит итог, даёт экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.

Рефлексия.

 - Понравилось ли общаться в четвёрках?

 - В чём заключается роль лидера? Лидеры оценивают работу группы.

  1. Художественный труд.

- Долгими зимними вечерами при святцах с лучиной или керосиновой лампой девушки и женщины пряли, а потом ткали полотно (новину, пестрядь, серо – сукно, холст), (фотографии). На вечеринки и посиделки собиралось много народа, молодёжь со всей деревни. Совмещалась нелёгкая работа с отдыхом и пением песен и частушек, плясками. С прядением связано много примет и обрядов.

- Вот и мы сейчас попробуем почувствовать себя ткачихами рукодельницами. Будем сегодня прясть коврик для вашего дома.

- В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками.

- Мы сегодня украсим комнату крестьянина самостоятельно сплетённым ковром.

- Детали, которые нам понадобятся для плетения – это основа и уток. Основа – это шаблон. А чтобы создать нити утка надо разметить лист бумаги так, чтобы получились ровные полоски. Для этого надо выбрать бумагу тех цветов, которые вам понадобятся для работы. Ширина полосок 1 см.

- Возьмите в руки план работы. Внимательно прочитайте его. Лидеры раздадут задания участникам группы. Приступайте к работе. Работайте слаженно, дружно, аккуратно, терпеливо.

Дети работают по музыкальное сопровождение.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Ресурсный круг.

- Возьмите свои коврики и встаньте в круг.

- Представим себе крестьянскую избу. Мы пришли на посиделки. Расскажите, что вы видите? Что слышите? Что чувствуете?

- Подробнее о труде, мастерстве ткачих-рукодельниц мы будем говорить на следующем уроке

-  Может быть из вас тоже кто-то прославится, оставит добрую память в необычной одежде, продолжит древнюю традицию рукоделия. А для этого вам необходимы те качества, которые ценили прадеды и ценим мы в труде земном: трудолюбие, честность, слабость, взаимопомощь, лень, сила, ловкость, добросовестность, равнодушие, терпение, доброта.

- Мне  было  очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце – а сердце теплее и добрее.

Приложение 1

К.Д. Ушинский  «Как рубашка в поле выросла»

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

- Что ты, тятя, делаешь?

- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

- Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

прялка ткацкий станок

крестьянская одежда

    уборка льна лён

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ткачихи-рукодельницы

Слайд 3

загадка Синий цветочек, Мал-малышочек. В землю малый вошёл, В синей шапочке пришёл. (лён)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по русскому языку, 2 класс

В мире синонимов и антонимов. ЦЕЛЬ: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах; развивать речь; и...

Внеклассное занятие по математике в 3 классе.

Внеклассное занятие по математике для 3-4 классов в виде презентации.(источник интернет)...

Сценарии внеклассных занятий по ОБЖ в начальных классах

«Путешествие в страну Здорового Образа Жизни» \2- 3 класс\   "Огонь – друг или враг? \4 класс\«Дорожные приключения Бабы-Яги».\1 класс\...

Внеклассное занятие по краеведению для 3 класса на тему: "Моя малая родина и её географические названия"

На занятии ребята представляют результаты своей исследовательской работы о родном городе....

Внеклассные занятия по русскому языку 3 класс

В этой работе представлена программа внеклассной работы по русскому языку для 3 класса и прилагается материал к 11 занятиям....

Внеклассное занятие по математике во 2 классе. «И прекрасна, и сильна математики страна!» (КВН для учащихся 2 класса)

В КВНе участвуют 2 команды.Цели: 1) повысить интерес учащихся к изучению математики;           2) способствовать развитию мышления, воображения, внима...

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...