Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии (Н.М. Конышева. Технология 1 класс) по ФГОС
    календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме

    Ситникова Наталья Валерьевна

    Программа по технологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_planirovanie.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по технологии

    (Н.М. Конышева. Технология 1 класс)

    Пояснительная записка

    Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

         В рамках программы первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.

         Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.

         Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:

    а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

    б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;

    в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.

         В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения.

         В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.

         С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:

    1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;

    2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;

    3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;

    4) развитие моторики рук, координации движений и действий;

    5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;

    6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;

    7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;

    8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;

    9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;

    10) формирование умения работать с учебником.

         Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.

    Основные содержательные компоненты программы первого класса

    - культура и организация труда:

    Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.

    - приёмы обработки различных поделочных материалов:

    Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.

    - работа с простейшими ручными инструментами:

    Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).

    18

    - приёмы и правила разметки деталей:

    Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.

    - информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя:

    Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки,  схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.

         Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов,

    птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.

         Учебно-методическое обеспечение:

    1. Конышева Н.М. Технология: Умелые руки: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

    2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Н.М. Конышева. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

    Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.

    К концу первого класса учащиеся должны

    Знать:

    – основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

    – правила безопасной работы с ножницами и иглой;

    – правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

    – назначение шаблона, стеки, гладилки;

    – правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

    а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

    б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;

    – что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;

    Уметь:

    – соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

    – использовать правила и приёмы рациональной разметки;

    – выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

    – аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

    – аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

    – аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

    – аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

    – аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

    – выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

    – плести «косичку» из трёх нитей;

    – пришивать пуговицы;

    – выполнять комбинированные работы из разных материалов;

    – самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

    – воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

    – внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

    – устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

    – создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.

    Тематическое планирование


    п/п

    Тема раздела программы.

    Тема урока

    УУД

    Личностные результаты

    1.

    Узнаем как работают мастера 

    Материалы, с которыми работает мастер. Главные правила мастера. Культура и организация труда. Материалы, инструменты.

    Экскурсия в кабинет технологии.

    Регулятивные:

    Формулировать и удерживать задачу.

    Познавательные:

    Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

    Коммуникативные:

    Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    Адекватная мотивация учебной деятельности.

    Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.



      2



    3



    4











    5



    6




    7





    8




    9

    Учимся работать с

    разными материалами


    12 часов

    Лепим из пластилина. С. 12–25:


    – «Чудо-дерево» (с. 12–19); Экскурсия в школьный парк.


    – «Мышиное семейство» (с. 12–14, 20–21);


    – «Дары осени» Экскурсия в парк.

    (с. 12–14, 22–25)




    Регулятивные:

    Применять установленные правила в планировании способа решения.

    Познавательные:

    Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

    Коммуникативные:

    Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.


    Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.


    .


    Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. С. 26–43:


    – Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с. 26–29, 30–35);


    – «Колоски. Хлебный букет» (с. 26–29, 36–39); 

    Виртуальная экскурсия


    – «Собачка. Весёлые друзья» (с. 26–29, 40–43)

    -Аппликация из засушенных листьев.

    С. 44–49:


    – «Золотая осень» 

    (с. 44–47); 

    Экскурсия на школьный двор.


    – «Образы осени» 

    (с. 48–49) Экскурсия

    Бережное отношение к природным ресурсам; готовность рационального использования природных богатств

    10

    Работаем с яичной

    скорлупой.

    С. 50–53

    Регулятивные:

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные:

    Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

    Коммуникативные:

    Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач.

     Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности



    11



    12

    Лепим из фольги. С. 54–59:


    – Разные формы. Ёлочные украшения

    (с. 54–55);


    – «Серебряный паучок» (с. 56–59)

    Регулятивные:

    Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

    Познавательные:

    Использовать рисуночный план для решения задач.

    Коммуникативные:

    Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    13

    Поднимаемся по ступенькам мастерства


    (12 часов)

     Размечаем детали по

    шаблону. 

    - Аппликация «Снеговик».

    С. 60–65

    Регулятивные:

    Применять установленные правила в планировании способа решения.

    Познавательные:

    Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

    Коммуникативные:

    Формулировать собственное мнение и позицию.

    Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

    14

    Размечаем по линейке

    и сгибанием. 

    -Цепь из полос бумаги. С. 66–69

    Регулятивные:

    Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Познавательные:

    Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные:

    Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

    Проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    15






    16

    Образы зимней сказки. С. 70–77:

    – «Новогодняя ёлка» Экскурсия в зимний парк. (с. 70–73);


    – «Сказочный заяц» (с. 74–77)

    Урок-экскурсия. Формы и образы природы.

    Регулятивные:

    Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Познавательные:

    Анализ информации.

    Коммуникативные:

    Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

    Адекватная мотивация учебной деятельности.

    Осознание ответственности человека за общее благополучие.

    17




    18

    Работаем с крепированной бумагой. С. 78–87:

    – «Вьюнок» (с. 78–80,81–85);


    – «Цветок кактуса»

    (с. 78–80, 86–87)

    Регулятивные:

    Составлять план и последовательность действий.

    Познавательные:

    Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

    Коммуникативные:

    Определять общую цель и пути её достижения.

    Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

    19







    20

    Учимся сгибать картон и плотную бумагу. С. 88–99:

    – Открытка к Дню за-

    щитника Отечества

    (с. 88–89, 90–94);


    – Открытка для мамы

    (с. 88–89, 95–99)

    Регулятивные:

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные:

    Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

    Коммуникативные:

    Определять общую цель и пути её достижения.

    Воспитывается уважение к защитникам Родины. Творческое воображение. Вариативность мышления

    21

    22

    23

    Учимся работать с нитками и иглой.

    С. 100–115:

    – Кисточки-веснянки (с. 100–103);


    – Пришивание пуговиц (с. 104–111);


    – Лучистая рамка (с. 112–115)

    Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи.

    Познавательные:

    Выбирать более эффективные способы решения задач.

    Коммуникативные:

    Определять общую цель и пути её достижения.

    Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия.

    24

    . Новая жизнь капсул

    «киндер-сюрприз».

    Губка для обуви.

    С. 116–119

    Регулятивные:составлять план и последовательность действий.

    Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки.

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других.

    Адекватная мотивация учебной деятельности. Развитие пространственного воображения и чувств формы.

    Конструируем и решаем задачи

    (8 часов)

    Аппликация из геоме-

    трических фигур 

    - «Парусник».

    С. 120–123

    Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

    Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки.

    Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

    Адекватная мотивация учебной деятельности.

    26

    Узор из симметричных  деталей.

    С. 124–127

    Регулятивные формулировать и удерживать задачу.

    Познавательные: использовать рисуночный план для решения задач.

    Коммуникативные:задавать вопросы, обращаться за помощью.

    Создание образа с помощью определённых художественных средств. Эстетические потребности.

    27

    Аппликация-задача «Птица».

    С. 128–131

    Регулятивные:

    Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

    Познавательные:

    Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные:

    Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

    Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

    28

    Домик хитрого гнома. С. 132–135

     Регулятивные: Научится последовательно выполнять работу, осуществлять пошаговый контроль по результату.

    Познавательные:Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами.

    Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью.

    Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    29





    30

    Разные образы – разные способы работы.С. 136–151:

    – Аппликация «Салют» (с. 136–145);


    – Аппликация «Букет»

    (с. 146–151)

    Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные: ориентироваться в способах решения задач.

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    Адекватная мотивация учебной деятельности. Сообразительность. Гибкость мышления.

    Эстетические потребности, сообразительность, конструктивность. Гибкость мышления.

    31







    32

    Работаем с набором

    «Конструктор». Конструирование букв.С. 152–158:

    – Правила работы.

    Приёмы сборки простых узлов (с. 152–155);


     – Решение конструкторских задач

    (с. 156–158)

    Регулятивные:

    Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

    Познавательные:

    Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные:

    Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

    Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

    33


    Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся

    Регулятивные:

    Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.

    Познавательные:

    Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать результат и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные:

    Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения

     Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов (по ФГОС)

    Программа по английскому языку для 2-4 классов составлена на основе примерной программы по английскому  языку (письмо МО и Н РФ от 07. 07. 2005 года), реализующей федеральный государственный стан...

    Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов по ФГОС НОО

    Рабочая программа по английскому языку 2- 4 класс, УМК Enjoy English 2,3,4 М.З.Биболетовой и др. (новая редакция) в полном соответствии с тербованиями ФГОС НОО...

    Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения

    Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения по всем предметам...

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

    Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

    Рабочая программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева 4 класс по ФГОС

    Рабочая программа Русский язык4 класс обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида. Пояснительная записка Ступень обучения (класс) ...

    Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса по ФГОС

    Рабочая программа составлена на базе программы А.А. Плешакова "Окружающий мир" (сборник рабочих программ "Школа России" 1-4 классы;М.: Просвещение, 2011), которая разработана на основе Федерального го...

    Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП

    Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...