Рабочая программа по технологии (Н.М. Конышева. Технология 1 класс) по ФГОС
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Программа по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_planirovanie.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии

(Н.М. Конышева. Технология 1 класс)

Пояснительная записка

Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

     В рамках программы первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.

     Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.

     Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:

а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;

в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.

     В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения.

     В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.

     С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:

1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;

2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;

3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;

4) развитие моторики рук, координации движений и действий;

5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;

6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;

7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;

8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;

9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;

10) формирование умения работать с учебником.

     Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.

Основные содержательные компоненты программы первого класса

- культура и организация труда:

Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.

- приёмы обработки различных поделочных материалов:

Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.

- работа с простейшими ручными инструментами:

Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).

18

- приёмы и правила разметки деталей:

Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.

- информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя:

Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки,  схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.

     Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов,

птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.

     Учебно-методическое обеспечение:

1. Конышева Н.М. Технология: Умелые руки: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Н.М. Конышева. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.

К концу первого класса учащиеся должны

Знать:

– основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

– правила безопасной работы с ножницами и иглой;

– правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

– назначение шаблона, стеки, гладилки;

– правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;

– что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;

Уметь:

– соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

– использовать правила и приёмы рациональной разметки;

– выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

– аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

– аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

– аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

– аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

– аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

– выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

– плести «косичку» из трёх нитей;

– пришивать пуговицы;

– выполнять комбинированные работы из разных материалов;

– самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

– воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

– внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

– устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

– создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.

Тематическое планирование


п/п

Тема раздела программы.

Тема урока

УУД

Личностные результаты

1.

Узнаем как работают мастера 

Материалы, с которыми работает мастер. Главные правила мастера. Культура и организация труда. Материалы, инструменты.

Экскурсия в кабинет технологии.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать задачу.

Познавательные:

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.



  2



3



4











5



6




7





8




9

Учимся работать с

разными материалами


12 часов

Лепим из пластилина. С. 12–25:


– «Чудо-дерево» (с. 12–19); Экскурсия в школьный парк.


– «Мышиное семейство» (с. 12–14, 20–21);


– «Дары осени» Экскурсия в парк.

(с. 12–14, 22–25)




Регулятивные:

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.


Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.


.


Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. С. 26–43:


– Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с. 26–29, 30–35);


– «Колоски. Хлебный букет» (с. 26–29, 36–39); 

Виртуальная экскурсия


– «Собачка. Весёлые друзья» (с. 26–29, 40–43)

-Аппликация из засушенных листьев.

С. 44–49:


– «Золотая осень» 

(с. 44–47); 

Экскурсия на школьный двор.


– «Образы осени» 

(с. 48–49) Экскурсия

Бережное отношение к природным ресурсам; готовность рационального использования природных богатств

10

Работаем с яичной

скорлупой.

С. 50–53

Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач.

 Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности



11



12

Лепим из фольги. С. 54–59:


– Разные формы. Ёлочные украшения

(с. 54–55);


– «Серебряный паучок» (с. 56–59)

Регулятивные:

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные:

Использовать рисуночный план для решения задач.

Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

13

Поднимаемся по ступенькам мастерства


(12 часов)

 Размечаем детали по

шаблону. 

- Аппликация «Снеговик».

С. 60–65

Регулятивные:

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

14

Размечаем по линейке

и сгибанием. 

-Цепь из полос бумаги. С. 66–69

Регулятивные:

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

15






16

Образы зимней сказки. С. 70–77:

– «Новогодняя ёлка» Экскурсия в зимний парк. (с. 70–73);


– «Сказочный заяц» (с. 74–77)

Урок-экскурсия. Формы и образы природы.

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Анализ информации.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Осознание ответственности человека за общее благополучие.

17




18

Работаем с крепированной бумагой. С. 78–87:

– «Вьюнок» (с. 78–80,81–85);


– «Цветок кактуса»

(с. 78–80, 86–87)

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий.

Познавательные:

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

19







20

Учимся сгибать картон и плотную бумагу. С. 88–99:

– Открытка к Дню за-

щитника Отечества

(с. 88–89, 90–94);


– Открытка для мамы

(с. 88–89, 95–99)

Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Воспитывается уважение к защитникам Родины. Творческое воображение. Вариативность мышления

21

22

23

Учимся работать с нитками и иглой.

С. 100–115:

– Кисточки-веснянки (с. 100–103);


– Пришивание пуговиц (с. 104–111);


– Лучистая рамка (с. 112–115)

Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Выбирать более эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия.

24

. Новая жизнь капсул

«киндер-сюрприз».

Губка для обуви.

С. 116–119

Регулятивные:составлять план и последовательность действий.

Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других.

Адекватная мотивация учебной деятельности. Развитие пространственного воображения и чувств формы.

Конструируем и решаем задачи

(8 часов)

Аппликация из геоме-

трических фигур 

- «Парусник».

С. 120–123

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

26

Узор из симметричных  деталей.

С. 124–127

Регулятивные формулировать и удерживать задачу.

Познавательные: использовать рисуночный план для решения задач.

Коммуникативные:задавать вопросы, обращаться за помощью.

Создание образа с помощью определённых художественных средств. Эстетические потребности.

27

Аппликация-задача «Птица».

С. 128–131

Регулятивные:

Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Познавательные:

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

28

Домик хитрого гнома. С. 132–135

 Регулятивные: Научится последовательно выполнять работу, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные:Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами.

Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

29





30

Разные образы – разные способы работы.С. 136–151:

– Аппликация «Салют» (с. 136–145);


– Аппликация «Букет»

(с. 146–151)

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ориентироваться в способах решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Адекватная мотивация учебной деятельности. Сообразительность. Гибкость мышления.

Эстетические потребности, сообразительность, конструктивность. Гибкость мышления.

31







32

Работаем с набором

«Конструктор». Конструирование букв.С. 152–158:

– Правила работы.

Приёмы сборки простых узлов (с. 152–155);


 – Решение конструкторских задач

(с. 156–158)

Регулятивные:

Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Познавательные:

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

33


Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся

Регулятивные:

Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать результат и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения

 Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов (по ФГОС)

Программа по английскому языку для 2-4 классов составлена на основе примерной программы по английскому  языку (письмо МО и Н РФ от 07. 07. 2005 года), реализующей федеральный государственный стан...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов по ФГОС НОО

Рабочая программа по английскому языку 2- 4 класс, УМК Enjoy English 2,3,4 М.З.Биболетовой и др. (новая редакция) в полном соответствии с тербованиями ФГОС НОО...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения по всем предметам...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

Рабочая программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева 4 класс по ФГОС

Рабочая программа Русский язык4 класс обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида. Пояснительная записка Ступень обучения (класс) ...

Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП

Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...

Рабочая программа по чувашскому языку и литературе 4 класс по ФГОС

Чувашский язык и литература в школе ведётся как один предмет.  Рабочая программа составлена на уровень обучения, а тематическое планирование на класс, с учетом требований положения о рабочей прог...