Рабочая программа по технологии (Н.М. Конышева. Технология 1 класс) по ФГОС
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии
(Н.М. Конышева. Технология 1 класс)
Пояснительная записка
Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В рамках программы первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.
Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.
Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:
а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);
б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;
в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.
В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения.
В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.
С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:
1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;
3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;
4) развитие моторики рук, координации движений и действий;
5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;
6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;
8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;
9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;
10) формирование умения работать с учебником.
Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.
Основные содержательные компоненты программы первого класса
- культура и организация труда:
Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.
- приёмы обработки различных поделочных материалов:
Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.
- работа с простейшими ручными инструментами:
Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).
18
- приёмы и правила разметки деталей:
Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.
- информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя:
Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.
Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов,
птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Конышева Н.М. Технология: Умелые руки: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Н.М. Конышева. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.
К концу первого класса учащиеся должны
Знать:
– основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);
– правила безопасной работы с ножницами и иглой;
– правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
– назначение шаблона, стеки, гладилки;
– правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:
а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;
б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;
– что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;
Уметь:
– соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
– использовать правила и приёмы рациональной разметки;
– выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
– аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;
– аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
– аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
– аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
– аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
– выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
– плести «косичку» из трёх нитей;
– пришивать пуговицы;
– выполнять комбинированные работы из разных материалов;
– самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
– воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
– внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
– устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
– создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела программы. | Тема урока | ||
УУД | Личностные результаты | |||
1. | Узнаем как работают мастера | Материалы, с которыми работает мастер. Главные правила мастера. Культура и организация труда. Материалы, инструменты. Экскурсия в кабинет технологии. | Регулятивные: Формулировать и удерживать задачу. Познавательные: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. |
2 3 4 5 6 7 8 9 | Учимся работать с разными материалами 12 часов | Лепим из пластилина. С. 12–25: – «Чудо-дерево» (с. 12–19); Экскурсия в школьный парк. – «Мышиное семейство» (с. 12–14, 20–21); – «Дары осени» Экскурсия в парк. (с. 12–14, 22–25) | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. . |
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. С. 26–43: – Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с. 26–29, 30–35); – «Колоски. Хлебный букет» (с. 26–29, 36–39); Виртуальная экскурсия – «Собачка. Весёлые друзья» (с. 26–29, 40–43) -Аппликация из засушенных листьев. С. 44–49: – «Золотая осень» (с. 44–47); Экскурсия на школьный двор. – «Образы осени» (с. 48–49) Экскурсия | Бережное отношение к природным ресурсам; готовность рационального использования природных богатств | |||
10 | Работаем с яичной скорлупой. С. 50–53 | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач. | Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности | |
11 12 | Лепим из фольги. С. 54–59: – Разные формы. Ёлочные украшения (с. 54–55); – «Серебряный паучок» (с. 56–59) | Регулятивные: Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: Использовать рисуночный план для решения задач. Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
13 | Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) | Размечаем детали по шаблону. - Аппликация «Снеговик». С. 60–65 | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
14 | Размечаем по линейке и сгибанием. -Цепь из полос бумаги. С. 66–69 | Регулятивные: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | |
15 16 | Образы зимней сказки. С. 70–77: – «Новогодняя ёлка» Экскурсия в зимний парк. (с. 70–73); – «Сказочный заяц» (с. 74–77) Урок-экскурсия. Формы и образы природы. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Анализ информации. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Осознание ответственности человека за общее благополучие. | |
17 18 | Работаем с крепированной бумагой. С. 78–87: – «Вьюнок» (с. 78–80,81–85); – «Цветок кактуса» (с. 78–80, 86–87) | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. | |
19 20 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. С. 88–99: – Открытка к Дню за- щитника Отечества (с. 88–89, 90–94); – Открытка для мамы (с. 88–89, 95–99) | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Воспитывается уважение к защитникам Родины. Творческое воображение. Вариативность мышления | |
21 22 23 | Учимся работать с нитками и иглой. С. 100–115: – Кисточки-веснянки (с. 100–103); – Пришивание пуговиц (с. 104–111); – Лучистая рамка (с. 112–115) | Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи. Познавательные: Выбирать более эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия. | |
24 | . Новая жизнь капсул «киндер-сюрприз». Губка для обуви. С. 116–119 | Регулятивные:составлять план и последовательность действий. Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Развитие пространственного воображения и чувств формы. | |
Конструируем и решаем задачи (8 часов) | Аппликация из геоме- трических фигур - «Парусник». С. 120–123 | Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | |
26 | Узор из симметричных деталей. С. 124–127 | Регулятивные формулировать и удерживать задачу. Познавательные: использовать рисуночный план для решения задач. Коммуникативные:задавать вопросы, обращаться за помощью. | Создание образа с помощью определённых художественных средств. Эстетические потребности. | |
27 | Аппликация-задача «Птица». С. 128–131 | Регулятивные: Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество | Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |
28 | Домик хитрого гнома. С. 132–135 | Регулятивные: Научится последовательно выполнять работу, осуществлять пошаговый контроль по результату. Познавательные:Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | |
29 30 | Разные образы – разные способы работы.С. 136–151: – Аппликация «Салют» (с. 136–145); – Аппликация «Букет» (с. 146–151) | Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ориентироваться в способах решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Адекватная мотивация учебной деятельности. Сообразительность. Гибкость мышления. Эстетические потребности, сообразительность, конструктивность. Гибкость мышления. | |
31 32 | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв.С. 152–158: – Правила работы. Приёмы сборки простых узлов (с. 152–155); – Решение конструкторских задач (с. 156–158) | Регулятивные: Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество | Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | |
33 | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся | Регулятивные: Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать результат и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов (по ФГОС)
Программа по английскому языку для 2-4 классов составлена на основе примерной программы по английскому языку (письмо МО и Н РФ от 07. 07. 2005 года), реализующей федеральный государственный стан...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов по ФГОС НОО
Рабочая программа по английскому языку 2- 4 класс, УМК Enjoy English 2,3,4 М.З.Биболетовой и др. (новая редакция) в полном соответствии с тербованиями ФГОС НОО...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения по всем предметам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
Рабочая программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева 4 класс по ФГОС
Рабочая программа Русский язык4 класс обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида. Пояснительная записка Ступень обучения (класс) ...
Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП
Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...
Рабочая программа по чувашскому языку и литературе 4 класс по ФГОС
Чувашский язык и литература в школе ведётся как один предмет. Рабочая программа составлена на уровень обучения, а тематическое планирование на класс, с учетом требований положения о рабочей прог...