РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по технологии УМК "Гармония" 3 класс
календарно-тематическое планирование (технология, 3 класс) по теме

Яшкова Инга Вячеславовна

     Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г 

     Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

 

     Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_planirovanie_po_trudu_3_klass_a.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

                УТВЕРЖДАЮ:                                 СОГЛАСОВАНО:                               РАССМОТРЕНО

               Директор ГОУ СОШ № 687             Зам. директора по УВР                     на заседании МО

               ___________________                 ___________________                     Протокол №__ от

                                                                                                      ___________________

                  Акимова  Н.Д.                             Бодрова Т.В.                                  руководитель МО

                                                                                      Боровик Л.П.

               «___»сентября 2012г.                 «__» сентября 2012г.                       «__» сентября 2012г.       

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Яшковой Инги Вячеславовны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

3 КЛАСС

2012- 2013  учебный год

ГОУ СОШ №687

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г  

     Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

     Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.

     

     В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.

     Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.

     Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;

- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;

- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.

     Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

     В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.

     Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.

     Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема  «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям  изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).

     Основные разделы:

  1. «Формы и образы природы – образец для мастера» (7 ч)
  2. «Вещи, создающие настроение праздника» (10 ч)
  3. «Гармония стиля» (10ч)
  4. «От мира природы к миру вещей» (7ч).

    Основные задачи изучения курса:

    1. Духовно – эмоциональное развитие личности:

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;

- формирование эстетического восприятия;

- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.

     2. Развитие творческих способностей.

     3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.

     4. Расширение кругозора учащихся.

     5. Развитие  мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

 К концу 3 класса учащиеся должны

Знать/понимать:

• роль трудовой деятельности в жизни человека;

• влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

• виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;

• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);

• назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;

Уметь:

• на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;

• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, использую различные ощущения;

• на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы и чертежи на бумажных носителях, инструкционные и технологические карты;

• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;

• соблюдать последовательность технологических операций;

• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

Календарно – тематическое планирование

Техника безопасности.

№ 1 – организация рабочего места на уроке.

№ 2 – работа с клеем.

№ 3 – работа с ножницами.

№ 4 – работа с иглой.

№ 5 – работа с пластилином.

№ 6 – работа с циркулем.

                                                                             

Дата

п/п

тем

Тема урока

Элементы содержания

Виды, приёмы работы.

Изделие.

Стр.учебника

/Стр.Р.Т./

ТБ

Формы и образы природы – образец для мастера (7ч)

1

четверть

03.09 –

07.09

1.

1.

Техника безопасности на уроке. Образы природы и творения человека. Оригами.

Анализ текста; ознакомление с некоторыми универсальными дизайнерскими изделиями природы; расширение знаний об оригами; выполнение простейших фигурок оригами

Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания.

Оригами «Зайчик», «Котик».

С.3-9

1,3

 10.09-

14.09

2.

2.

Оригами. Выполнение фигур с движущимися частями.

Беседа об оригами; сравнение вариантов изготовления одного и того же изделия; выполнение усложнённых фигурок; индивидуально – работа над простыми фигурками

Чтение  технологической карты; работа в цвете на понимание изменений чертежа; приёмы сгибания.

Оригами «Дракон», «Мышка».

Р.Т., с.4-9

1,3

 

17.09 – 21.09

3.

3.

Силуэт. Узоры – силуэты из бумаги.

Знакомство с понятием «силуэт»; отличия силуэтного изображения от изображения красками; симметрия и асимметрия в природе и в окр.мире; анализ многообразия узоров, созданных руками человека (на примере металлических оград); вырезание силуэта и наклеивание его на основу

Приёмы складывания бумаги; приёмы разметки сложенной заготовки; приёмы вырезания мелких деталей с внутренними углами.

Аппликация «Свет и тень».

С.10-15

/С.14-16,17-19/

1,2,3

 

24.09 – 28.09

4.

4.

Выполнение композиции в технике эстампа.

Знакомство с понятием «эстамп» и техникой его выполнения; беседа о единстве мира природы и творческих преобразований человека; обучение пробным отпечаткам; самостоятельная работа

Технология получения изображений с оттисков.

Эстамп из засушенных листьев.

С.16-21

1

 

01.10 – 05.10

5.

5.

Коллаж из ткани и бумаги. Особенности работы с тканью.

Знакомство с понятиями «коллаж», «фактура»; сопоставительная характеристика понятий «аппликация» и « коллаж»; виды тканей; беседа о роли цвета, фактуры ткани в изготовлении работы; ознакомление с возможными вариантами изделий; подготовка к изготовлению изделия по собственному замыслу

Приёмы разметки деталей на ткани карандашом, мелом, мылом; особенности вырезания деталей из ткани.

Коллаж из ткани и бумаги (подготовительная работа)

С.22-27

/С.12-13/

1,2,3

 

08.10 – 12.10

6.

6.

Коллаж из ткани и бумаги. Окончание работы.

Закрепление знаний по данной тематике в ходе беседы; дополнение композиции мелкими деталями; последовательность выполнения работы в передаче плана (передний, средний, дальний)

Составление композиции; правила наклеивания тканей.

Коллаж из ткани и бумаги (окончание работы).

С.22-27

/С.12-13/

1,2,3

 

15.10 – 19.10

7.

7.

Композиция «Сказочная птица».

Беседа о роли реального и фантастического в образах, создаваемых человеком; соотнесение образов литературных произведений, поэзии и живописи с творчеством мастера; самостоятельная работа по выполнению коллажа или аппликации (по выбору)

Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.

Композиция «Сказочная птица» (по выбору)

С.28-35

/С.10-11/

1,2,3

Вещи, создающие настроение праздника (10ч)

22.10 – 26.10

8.

1.

Поздравительная открытка с окошком.

Формирование представлений о «характере» эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей; беседа о назначении приглашений, открыток; конструирование открыток праздничного характера; анализ конструкции, материалов, порядка работы; планирование хода работы

Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка .

Открытка с окошком.

С.38-43

/С.20-21/

1,2,3

29.10 – 02.11

9.

2.

Изготовление фигурной открытки.

Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы

Приёмы разметки симметричной формы; приёмы резания картона; разметка и заготовка деталей декора (аппликация).

Фигурная открытка (приглашение).

С.44-47

/С.22-23/

1,2,3

2

четверть

12.11 – 16.11

10.

3.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка.

Беседа о причинах коробления картона (оклеивание с одной стороны, сушка без пресса, намазывание жидким клеем с пропусками); анализ образцов; знакомство с назначением «оправки»

Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.

Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).

С.48-53

/С.25/

1,2,3

19.11 – 23.11

11.

4.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. Окончание работы.

Обсуждение последовательности работы по декорированию изделия; вариативность внешнего оформления

Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.

Фигурки Деда Мороза и Снегурочки.

С.48-53

/С.25/

1,2,3

26.11 – 30.11

12.

5.

Бумагопластика. Ребристый шар.

Беседа из истории новогодних украшений; анализ конструкции изделия; знакомство с циркулем и техникой безопасности при работе с ним

Деление окружности на 3 части циркулем; продавливание сторон треугольников фальцовкой.

Макет-заготовка шара.

С.54-59

/С.26-27/

1,3,6

03.12 – 07.12

13.

6.

Бумагопластика. Ребристый шар. Окончание работы.

Самостоятельная работа по склеиванию сегментов изделия по образцу; дополнение шара подвесом

 Сборка икосаэдра по сегментам.

Ребристый шар из 20 кругов.

С.54-59

/С.26-27/

1,2

10.12 – 14.12

14.

7.

Конструирование из бумаги. Упаковка для подарка «Домик».

Беседа об этикете преподнесения подарков; анализ конструкции изделия; чтение эскиза домика по развёртке; составление плана разметки и изготовления

Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.

«Домик» (развёртка).

С.60-67

/С.28-32/

1,3

17.12 – 21.12

15.

8.

Упаковка для подарка «Домик». Декорирование изделия.

Анализ вариантов декорирования изделия; творческая работа

Декорирование изделия (на развёртке).

Упаковка для подарков «Домик».

С.60-67

/С.28-32/

1,2,3

24.12 – 28.12

16.

9.

Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда.

Беседа о происхождении символа рождественской звезды; соотношение диаметра и радиуса окружности; преобразование изделия по изменённому замыслу

Построение и разметка окружности; приёмы вырезания из картона (внутренние углы).

Рождественская звезда (подвеска или вершина)

С.70-73

1,2,3,6

3

четверть

14.01 – 18.01

17.

10.

Конструирование из бумаги. Подарочная корзиночка.

Назначение и анализ изделия; чтение технологической карты изготовления изделия; самостоятельная работа по изготовлению коробочки

Приёмы разметки, сгибания бумаги.

Подарочная корзиночка.

С.74-75

1,2,3

Гармония стиля (10 ч)

21.01 – 25.01

18.

1.

Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Раскрой ткани и подкладки.

Беседа о стиле, стилевом единстве вещей, о видах текстильных материалов (ткань, нитки, тесьма, лента); изготовление выкроек из бумаги и ткани

Приёмы разметки и раскроя ткани (разметка ткани по выкройке с припусками на швы и без них, раскрой двух одинаковых деталей); приём смётывания деталей швом «строчка».

Заготовка прихватки.

С.76-86

1,3,4

28.01 – 01.02

19.

2.

Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Сшивание деталей.

Повторение видов и назначений швов «через край», «назад иголкой», «строчка»; сшивание деталей и прокладки из синтепона

Выполнение швов «через край», «назад иголкой».

Прихватка.

С.76-86

/С.4-7/

1,3,4

04.02 – 08.02

20.

3.

Работа с текстильными материалами. Прихватка для горячей посуды. Декорирование изделия.

Анализ вариантов декора; выбор декора в зависимости от тканевой основы и эмоционального рисунка ткани

Приёмы вырезания мелких деталей (или вышивания), наклеивания их на тканевую основу.

Прихватка с отделкой.

С.76-86

/С.4-7/

1,3,4

11.02 – 15.02

21.

4.

Работа с тканью Грелка на чайник.

Обсуждение назначения и устройства грелки; изготовление выкройки; составление плана самостоятельной работы

Приёмы изготовления выкройки; разметка на ткани; выполнение швов «строчка», «подрубочный».

Грелка на чайник.

С.90-93

1,3,4

18.02 –

22.02

22.

5.

Сервиз. Лепка из пластилина.

Беседа о единстве формы и функции предмета, о стилевом единстве; анализ формы предметов; лепка из пластилина предметов сервиза

Приёмы лепки из пластилина; приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке).

Предметы сервиза.

С.94-97

/С.8-9/

1

25.02 – 01.03

23.

6.

Сервиз. Роспись изделия.

Анализ разнообразия росписи сервизов; выбор цветового решения

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

Сервиз. Готовое изделие.

С.94-97

/С.8-9/

1

04.03 – 07.03

24.

7.

Настольная карточка. Работа с бумагой.

Организация самостоятельной работы по разметке и изготовлению карточки на основе данной схемы

Приёмы разметки бумаги; приёмы сгибания.

Настольная карточка.

С.98-101

/С.24, часть 1/

1,3

11.03 – 15.03

25.

8.

Обложка для книги из ткани.

Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца и

способа выполнения работы; составления плана работы

Приёмы разметки и раскроя ткани; обработка краёв изделия.

Обложка для книги.

С.102-108

/С.10-11/

1,3,4

18.03 – 22.03

26.

9.

Монограмма. Стебельчатый шов.

Знакомство с понятием «монограмма»; анализ выполнения стебельчатого шва

Выполнение стебельчатого шва.

Монограмма на обложке для книги.

С.109-110

/С.14/

1,3,4

4

четверть

01.04 – 05.04

27.

10.

Простой переплёт. Записная книжка.

Обсуждение конструкции изделия; выполнение заготовок; сшивание тетради под руководством учителя

Приёмы разметки прямоугольника с помощью линейки; приём сшивания тетради «в 3 прокола».

Записная книжка.

С.112-118

/С.12-13/

1,3,4

От мира природы – к миру вещей (7ч)

08.04 – 12.04

28.

1.

Лепка животных по наблюдениям.

Обсуждение закона «красота + польза» в мире природы и в мире вещей; беседа «Повадки животных»; лепка фигурки из цельного куска пластилина

Приёмы лепки; приёмы стилизации в лепке.

Фигурка животного.

С.122-127

1,5

15.04 – 19.04

29.

2.

Чудо – посуда. Лепка из пластилина.

Рассматривание и анализ образцов посуды; условность в стилизации посуды; составление плана работы

Приёмы лепки посуды; приёмы стилизации.

Стилизованный сосуд из пластилина.

С.128-131

/С.15-17/

1,5

22.04 – 26.04

30.

3.

Чудо – посуда. Роспись изделия.

Анализ разнообразия росписи посуды; выбор цветового решения и элементов декора

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

 Чудо – посуда. Готовое изделие.

С.128-131

/С.15-17/

1,5

29.04 – 03.05

31.

4.

Подвески из соломки.

Беседа об изделиях из соломки, свойства материала; «треугольные распорки» в строительстве; конструирование из соломинок изделий по технологическим картам

Приёмы работы с природным материалом; приём продевания нити в соломинку.

Изделие из соломки (пирамидка, подвеска) по выбору.

С.132-137

/С.18-20/

1,3,4

06.05 – 10.05

32.

5.

Модель ракеты из разных материалов. Подвижное и неподвижное соединение деталей.

Знакомство с видами распорок и соединений (работа с деталями конструктора); анализ общего строения ракеты, её основные детали; подбор материалов; групповая работа по сборке моделей

Приёмы соединения деталей конструктора; приёмы резания тонкого пластика; щелевой замок.

Модель ракеты.

С.138-145

1,2,3

13.05 – 17.05

33.

6.

Помпон из ниток. Цыплёнок.

Что такое помпон; творческое преобразование помпонов; составление плана работы; самостоятельная работа

Приём вырезания из картона кругов с отверстиями; приём обматывания основы нитками.

Помпон. Цыплёнок. (по выбору)

С.146-147

1,3

20.05 – 24.05

34.

7.

Цветок из бисера.

Знакомство с новым материалом – бисером; рассматривание образцов; составление плана работы; групповая работа

Приёмы работы с бисером.

Цветок из бисера.

С.148-152

/С.22/

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...

Рабочая программа педагога по технологии 2 класс ОС Школа 2100

Программа по курсу «Технология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Образовательной программой МОУ С...

Рабочая программа по предмету "Технология", 4 класс.

Программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по учебнику Т.Н.Просняковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по технологии УМК "Гармония" 3 класс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебн...

Рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс

Рабочая программа по предмету "Технология" в соответствии ФГОС      Программа "школа России" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс программа "Планета знаний"

Программа по технологии разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: английский язык, музыка, изобрази...