РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по технологии УМК "Гармония" 3 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему

Яшкова Инга Вячеславовна

     Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г 

     Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

 

     Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_planirovanie_po_trudu_3_klass_a.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

                УТВЕРЖДАЮ:                                 СОГЛАСОВАНО:                               РАССМОТРЕНО

               Директор ГОУ СОШ № 687             Зам. директора по УВР                     на заседании МО

               ___________________                 ___________________                     Протокол №__ от

                                                                                                      ___________________

                  Акимова  Н.Д.                             Бодрова Т.В.                                  руководитель МО

                                                                                      Боровик Л.П.

               «___»сентября 2012г.                 «__» сентября 2012г.                       «__» сентября 2012г.       

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Яшковой Инги Вячеславовны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

3 КЛАСС

2012- 2013  учебный год

ГОУ СОШ №687

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г  

     Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

     Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.

     

     В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.

     Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.

     Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;

- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;

- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.

     Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

     В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.

     Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.

     Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема  «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям  изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).

     Основные разделы:

  1. «Формы и образы природы – образец для мастера» (7 ч)
  2. «Вещи, создающие настроение праздника» (10 ч)
  3. «Гармония стиля» (10ч)
  4. «От мира природы к миру вещей» (7ч).

    Основные задачи изучения курса:

    1. Духовно – эмоциональное развитие личности:

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;

- формирование эстетического восприятия;

- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.

     2. Развитие творческих способностей.

     3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.

     4. Расширение кругозора учащихся.

     5. Развитие  мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

 К концу 3 класса учащиеся должны

Знать/понимать:

• роль трудовой деятельности в жизни человека;

• влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

• виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;

• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);

• назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;

Уметь:

• на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;

• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, использую различные ощущения;

• на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы и чертежи на бумажных носителях, инструкционные и технологические карты;

• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;

• соблюдать последовательность технологических операций;

• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

Календарно – тематическое планирование

Техника безопасности.

№ 1 – организация рабочего места на уроке.

№ 2 – работа с клеем.

№ 3 – работа с ножницами.

№ 4 – работа с иглой.

№ 5 – работа с пластилином.

№ 6 – работа с циркулем.

                                                                             

Дата

п/п

тем

Тема урока

Элементы содержания

Виды, приёмы работы.

Изделие.

Стр.учебника

/Стр.Р.Т./

ТБ

Формы и образы природы – образец для мастера (7ч)

1

четверть

03.09 –

07.09

1.

1.

Техника безопасности на уроке. Образы природы и творения человека. Оригами.

Анализ текста; ознакомление с некоторыми универсальными дизайнерскими изделиями природы; расширение знаний об оригами; выполнение простейших фигурок оригами

Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания.

Оригами «Зайчик», «Котик».

С.3-9

1,3

 10.09-

14.09

2.

2.

Оригами. Выполнение фигур с движущимися частями.

Беседа об оригами; сравнение вариантов изготовления одного и того же изделия; выполнение усложнённых фигурок; индивидуально – работа над простыми фигурками

Чтение  технологической карты; работа в цвете на понимание изменений чертежа; приёмы сгибания.

Оригами «Дракон», «Мышка».

Р.Т., с.4-9

1,3

 

17.09 – 21.09

3.

3.

Силуэт. Узоры – силуэты из бумаги.

Знакомство с понятием «силуэт»; отличия силуэтного изображения от изображения красками; симметрия и асимметрия в природе и в окр.мире; анализ многообразия узоров, созданных руками человека (на примере металлических оград); вырезание силуэта и наклеивание его на основу

Приёмы складывания бумаги; приёмы разметки сложенной заготовки; приёмы вырезания мелких деталей с внутренними углами.

Аппликация «Свет и тень».

С.10-15

/С.14-16,17-19/

1,2,3

 

24.09 – 28.09

4.

4.

Выполнение композиции в технике эстампа.

Знакомство с понятием «эстамп» и техникой его выполнения; беседа о единстве мира природы и творческих преобразований человека; обучение пробным отпечаткам; самостоятельная работа

Технология получения изображений с оттисков.

Эстамп из засушенных листьев.

С.16-21

1

 

01.10 – 05.10

5.

5.

Коллаж из ткани и бумаги. Особенности работы с тканью.

Знакомство с понятиями «коллаж», «фактура»; сопоставительная характеристика понятий «аппликация» и « коллаж»; виды тканей; беседа о роли цвета, фактуры ткани в изготовлении работы; ознакомление с возможными вариантами изделий; подготовка к изготовлению изделия по собственному замыслу

Приёмы разметки деталей на ткани карандашом, мелом, мылом; особенности вырезания деталей из ткани.

Коллаж из ткани и бумаги (подготовительная работа)

С.22-27

/С.12-13/

1,2,3

 

08.10 – 12.10

6.

6.

Коллаж из ткани и бумаги. Окончание работы.

Закрепление знаний по данной тематике в ходе беседы; дополнение композиции мелкими деталями; последовательность выполнения работы в передаче плана (передний, средний, дальний)

Составление композиции; правила наклеивания тканей.

Коллаж из ткани и бумаги (окончание работы).

С.22-27

/С.12-13/

1,2,3

 

15.10 – 19.10

7.

7.

Композиция «Сказочная птица».

Беседа о роли реального и фантастического в образах, создаваемых человеком; соотнесение образов литературных произведений, поэзии и живописи с творчеством мастера; самостоятельная работа по выполнению коллажа или аппликации (по выбору)

Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.

Композиция «Сказочная птица» (по выбору)

С.28-35

/С.10-11/

1,2,3

Вещи, создающие настроение праздника (10ч)

22.10 – 26.10

8.

1.

Поздравительная открытка с окошком.

Формирование представлений о «характере» эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей; беседа о назначении приглашений, открыток; конструирование открыток праздничного характера; анализ конструкции, материалов, порядка работы; планирование хода работы

Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка .

Открытка с окошком.

С.38-43

/С.20-21/

1,2,3

29.10 – 02.11

9.

2.

Изготовление фигурной открытки.

Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы

Приёмы разметки симметричной формы; приёмы резания картона; разметка и заготовка деталей декора (аппликация).

Фигурная открытка (приглашение).

С.44-47

/С.22-23/

1,2,3

2

четверть

12.11 – 16.11

10.

3.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка.

Беседа о причинах коробления картона (оклеивание с одной стороны, сушка без пресса, намазывание жидким клеем с пропусками); анализ образцов; знакомство с назначением «оправки»

Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.

Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).

С.48-53

/С.25/

1,2,3

19.11 – 23.11

11.

4.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. Окончание работы.

Обсуждение последовательности работы по декорированию изделия; вариативность внешнего оформления

Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.

Фигурки Деда Мороза и Снегурочки.

С.48-53

/С.25/

1,2,3

26.11 – 30.11

12.

5.

Бумагопластика. Ребристый шар.

Беседа из истории новогодних украшений; анализ конструкции изделия; знакомство с циркулем и техникой безопасности при работе с ним

Деление окружности на 3 части циркулем; продавливание сторон треугольников фальцовкой.

Макет-заготовка шара.

С.54-59

/С.26-27/

1,3,6

03.12 – 07.12

13.

6.

Бумагопластика. Ребристый шар. Окончание работы.

Самостоятельная работа по склеиванию сегментов изделия по образцу; дополнение шара подвесом

 Сборка икосаэдра по сегментам.

Ребристый шар из 20 кругов.

С.54-59

/С.26-27/

1,2

10.12 – 14.12

14.

7.

Конструирование из бумаги. Упаковка для подарка «Домик».

Беседа об этикете преподнесения подарков; анализ конструкции изделия; чтение эскиза домика по развёртке; составление плана разметки и изготовления

Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.

«Домик» (развёртка).

С.60-67

/С.28-32/

1,3

17.12 – 21.12

15.

8.

Упаковка для подарка «Домик». Декорирование изделия.

Анализ вариантов декорирования изделия; творческая работа

Декорирование изделия (на развёртке).

Упаковка для подарков «Домик».

С.60-67

/С.28-32/

1,2,3

24.12 – 28.12

16.

9.

Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда.

Беседа о происхождении символа рождественской звезды; соотношение диаметра и радиуса окружности; преобразование изделия по изменённому замыслу

Построение и разметка окружности; приёмы вырезания из картона (внутренние углы).

Рождественская звезда (подвеска или вершина)

С.70-73

1,2,3,6

3

четверть

14.01 – 18.01

17.

10.

Конструирование из бумаги. Подарочная корзиночка.

Назначение и анализ изделия; чтение технологической карты изготовления изделия; самостоятельная работа по изготовлению коробочки

Приёмы разметки, сгибания бумаги.

Подарочная корзиночка.

С.74-75

1,2,3

Гармония стиля (10 ч)

21.01 – 25.01

18.

1.

Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Раскрой ткани и подкладки.

Беседа о стиле, стилевом единстве вещей, о видах текстильных материалов (ткань, нитки, тесьма, лента); изготовление выкроек из бумаги и ткани

Приёмы разметки и раскроя ткани (разметка ткани по выкройке с припусками на швы и без них, раскрой двух одинаковых деталей); приём смётывания деталей швом «строчка».

Заготовка прихватки.

С.76-86

1,3,4

28.01 – 01.02

19.

2.

Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Сшивание деталей.

Повторение видов и назначений швов «через край», «назад иголкой», «строчка»; сшивание деталей и прокладки из синтепона

Выполнение швов «через край», «назад иголкой».

Прихватка.

С.76-86

/С.4-7/

1,3,4

04.02 – 08.02

20.

3.

Работа с текстильными материалами. Прихватка для горячей посуды. Декорирование изделия.

Анализ вариантов декора; выбор декора в зависимости от тканевой основы и эмоционального рисунка ткани

Приёмы вырезания мелких деталей (или вышивания), наклеивания их на тканевую основу.

Прихватка с отделкой.

С.76-86

/С.4-7/

1,3,4

11.02 – 15.02

21.

4.

Работа с тканью Грелка на чайник.

Обсуждение назначения и устройства грелки; изготовление выкройки; составление плана самостоятельной работы

Приёмы изготовления выкройки; разметка на ткани; выполнение швов «строчка», «подрубочный».

Грелка на чайник.

С.90-93

1,3,4

18.02 –

22.02

22.

5.

Сервиз. Лепка из пластилина.

Беседа о единстве формы и функции предмета, о стилевом единстве; анализ формы предметов; лепка из пластилина предметов сервиза

Приёмы лепки из пластилина; приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке).

Предметы сервиза.

С.94-97

/С.8-9/

1

25.02 – 01.03

23.

6.

Сервиз. Роспись изделия.

Анализ разнообразия росписи сервизов; выбор цветового решения

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

Сервиз. Готовое изделие.

С.94-97

/С.8-9/

1

04.03 – 07.03

24.

7.

Настольная карточка. Работа с бумагой.

Организация самостоятельной работы по разметке и изготовлению карточки на основе данной схемы

Приёмы разметки бумаги; приёмы сгибания.

Настольная карточка.

С.98-101

/С.24, часть 1/

1,3

11.03 – 15.03

25.

8.

Обложка для книги из ткани.

Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца и

способа выполнения работы; составления плана работы

Приёмы разметки и раскроя ткани; обработка краёв изделия.

Обложка для книги.

С.102-108

/С.10-11/

1,3,4

18.03 – 22.03

26.

9.

Монограмма. Стебельчатый шов.

Знакомство с понятием «монограмма»; анализ выполнения стебельчатого шва

Выполнение стебельчатого шва.

Монограмма на обложке для книги.

С.109-110

/С.14/

1,3,4

4

четверть

01.04 – 05.04

27.

10.

Простой переплёт. Записная книжка.

Обсуждение конструкции изделия; выполнение заготовок; сшивание тетради под руководством учителя

Приёмы разметки прямоугольника с помощью линейки; приём сшивания тетради «в 3 прокола».

Записная книжка.

С.112-118

/С.12-13/

1,3,4

От мира природы – к миру вещей (7ч)

08.04 – 12.04

28.

1.

Лепка животных по наблюдениям.

Обсуждение закона «красота + польза» в мире природы и в мире вещей; беседа «Повадки животных»; лепка фигурки из цельного куска пластилина

Приёмы лепки; приёмы стилизации в лепке.

Фигурка животного.

С.122-127

1,5

15.04 – 19.04

29.

2.

Чудо – посуда. Лепка из пластилина.

Рассматривание и анализ образцов посуды; условность в стилизации посуды; составление плана работы

Приёмы лепки посуды; приёмы стилизации.

Стилизованный сосуд из пластилина.

С.128-131

/С.15-17/

1,5

22.04 – 26.04

30.

3.

Чудо – посуда. Роспись изделия.

Анализ разнообразия росписи посуды; выбор цветового решения и элементов декора

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

 Чудо – посуда. Готовое изделие.

С.128-131

/С.15-17/

1,5

29.04 – 03.05

31.

4.

Подвески из соломки.

Беседа об изделиях из соломки, свойства материала; «треугольные распорки» в строительстве; конструирование из соломинок изделий по технологическим картам

Приёмы работы с природным материалом; приём продевания нити в соломинку.

Изделие из соломки (пирамидка, подвеска) по выбору.

С.132-137

/С.18-20/

1,3,4

06.05 – 10.05

32.

5.

Модель ракеты из разных материалов. Подвижное и неподвижное соединение деталей.

Знакомство с видами распорок и соединений (работа с деталями конструктора); анализ общего строения ракеты, её основные детали; подбор материалов; групповая работа по сборке моделей

Приёмы соединения деталей конструктора; приёмы резания тонкого пластика; щелевой замок.

Модель ракеты.

С.138-145

1,2,3

13.05 – 17.05

33.

6.

Помпон из ниток. Цыплёнок.

Что такое помпон; творческое преобразование помпонов; составление плана работы; самостоятельная работа

Приём вырезания из картона кругов с отверстиями; приём обматывания основы нитками.

Помпон. Цыплёнок. (по выбору)

С.146-147

1,3

20.05 – 24.05

34.

7.

Цветок из бисера.

Знакомство с новым материалом – бисером; рассматривание образцов; составление плана работы; групповая работа

Приёмы работы с бисером.

Цветок из бисера.

С.148-152

/С.22/

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...

Рабочая программа педагога по технологии 2 класс ОС Школа 2100

Программа по курсу «Технология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Образовательной программой МОУ С...

Рабочая программа по предмету "Технология", 4 класс.

Программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по учебнику Т.Н.Просняковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по технологии УМК "Гармония" 3 класс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебн...

Рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс

Рабочая программа по предмету "Технология" в соответствии ФГОС      Программа "школа России" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс программа "Планета знаний"

Программа по технологии разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: английский язык, музыка, изобрази...