Программа дополнительного образования по технологии.
рабочая программа (технология) по теме

Боровикова Оксана Викторовна

Программа дополнительного образования по технологии может быть использована для работы с обучающимися 7 - 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 г. Волгограда

«Город Мастеров »

программа дополнительного образования детей 6,5 – 7,5 лет

срок реализации 1 год

Разработчик

Боровикова Оксана Викторовна,

педагог дополнительного образования

Волгоград   2012

                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа творческого объединения «Город Мастеров» составлена на основании Примерной программы по технологии для общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий). Просвещение, Москва 2010год.

Программа является модифицированной, по целевой направленности – прикладная, по тематической (содержательной) направленности – художественно-эстетическая. По доминирующим формам организации деятельности детей – для работы  в малых группах. По нормативным срокам реализации – годичная.  По возрастному уровню детей, для которых предназначена программа : для обучающихся в начальной  школе ( от   6,5  до 7,5   лет).

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

 Новизна  программы творческого объединения «Город Мастеров»: на основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

      Актуальность программы:       деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.        

      Творческое объединение «Город  Мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

       Отличительной особенностью  анной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Цели работы объединения:

1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  1. развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  2. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  3. овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  4. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-7,5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по 12 -15 человек. Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке рассчитана на 36 часов в год.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Технологии обучения в объединении:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

        Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  1. широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  2. адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  
  2. устойчивого интереса к новым способам познания;
  3. адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  2. планировать свои действия;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  4. адекватно воспринимать оценку учителя;
  5. различать способ и результат действия;
  6. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. проявлять познавательную инициативу;
  2. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  3. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  4. самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  2. учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться, приходить к общему решению;
  5. соблюдать корректность в высказываниях;
  6. задавать вопросы по существу;
  7. использовать речь для регуляции своего действия;
  8. контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  2. с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  3. владеть монологической и диалогической формой речи.
  4. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  2. использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
  3. анализировать объекты, выделять главное;
  4. осуществлять синтез (целое из частей);
  5. обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  6. устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  1. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  2. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  3. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  4. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  5. Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  6. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  7. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  8. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  9. Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  10. Сформировать систему универсальных учебных действий;
  11. Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены посредством

  1. презентации проектов;
  2. выставки детских работ;
  3. помощи в оформлении зала для праздников;
  4. вручения подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:         

  1. название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, подрамник;
  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  3. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Тематическое планирование  содержания программы по темам и объему  1 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1.

Вводная беседа

1

1

-

 

2.

Работа с природным материалом.

Флористика. Аппликация из листьев и семян.

4

4

3.

Работа с разными  материалами. Отпечатки листьев.

3

3

 

4.

Работа с бумагой. Ладошковая аппликация.

6

6

 

5.

Работа с бумагой. Гофрированная бумага.  Торцевание.

6

6

 

6.

 Работа пластилином. Аппликация (обратная) из пластилина

5

5

 

7.

Работа с бумагой. Оригами из кругов.

4

4

8.

Работа с бумагой. Айрис фолдинг

( радужное складывание)

6

6

 

9. 

Подведение итогов

1

1

 

Итого

36

2

34

Программа творческого объединения  «Город Мастеров»

1 год (36 ч)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

№   П/П

№ занятия

Содержание программы

1.

1

Вводная беседа  (1 час).

  1. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  2. Требования к поведению учащихся во время занятия.
  3. Соблюдение порядка на рабочем месте.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.
  5. Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

2.

2 – 5

Работа с природным материалом.

     Инструменты и материалы: гербарий листьев, цветов, семена растений, ракушки, камни, гуашь, клей.

  1. Рассказ о флористике. Природа  края.

      Изготовление композиций из засушенных листьев.

  1. Составление композиции ( розы из кленовых листьев, коллективная работа).
  2. Мозаика (с использованием семян,  листьев деревьев, лепестков цветущих растений).

3.

6 – 8

Работа с природным материалом. Отпечатки листьев.

     Инструменты и материалы:  гербарий листьев, картон, клей, ножницы, подручный материал.

  1. Коллективная работа. Панно « Листопад».
  2. Этюд  в осенних тонах.
  3. Панно «Осень». Основа гербарий листьев.

4.

9 – 14

Работа с бумагой. Ладошковая аппликация.          

     Инструменты и материалы:  салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы.

  1. Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
  1. Аппликации из ладошек. Животный мир.
  2. Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году.
  3. Снеговик.
  4. Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

5.

15 – 20

Торцевание.

     Инструменты и материалы: салфетки, гофрированная бумага, картон, клей, ножницы. Стержень от ручки (гелиевой)

  1. Знакомство с техникой торцевания.  
  2. «Зимняя сказка».
  3. «Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)
  4. Коллективная работа « Весне навстречу!»

6.

21 – 25

Аппликация (обратная) из пластилина.

     Инструменты и материалы: пластилин, крышки от пластиковой посуды, картон.

  1. Радужные бабочки.
  2. Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре».
  3. Зимний лес. Коллективная работа.
  4. Сказочные домики для гномиков.

7.

26 – 29

Оригами из кругов.

     Инструменты и материалы: цветная офисная бумага, белая бумага, картон, клей, ножницы.

  1. Цветы из кругов для открытки.
  1. Цветущая яблоня.
  2. Ёлочка из кругов.
  3. Светофорные коты.

8.

30 – 35

Айрис-фолдинг.

Инструменты и материалы: картон, листы глянцевых журналов, скотч малярный, ножницы.

  1. Из истории айрис-фолдинга (беседа), демонстрация готовых работ.
  2. Технология изготовления, подготовка материала.
  3. Изготовление открытки в стиле айрис-фолдинг с выбранным мотивом.

9.

36

Подведение итогов (1 час).

Выставка работ учащихся.

  1. Подведение итогов работы, обзор курса.
  2. Рефлексия.
  3. Отзывы и пожелания.

   

Методическое обеспечение

  1. уголок по технике безопасности
  2. плакаты по технологии изготовления изделий  и приемам работы с различными инструментами
  3. технологические карты
  4. образцы практических работ

Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Список литературы для учителя:

  1. Проснякова Т.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.
  2. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  
  3. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  4. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Аким»,  1996.
  6. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. –  М.: Просвещение, 1981.
  7. Оригами. Сборник.(13 подборок). Издательство: Дом МСП,2004

Список литературы для учащихся:

  1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» технология 1 кл. Учебник. Изд.Дом Фёдорова, г.Самара,2010
  2. Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества. Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007
  3. Проснякова Т.Н. «Деревья». Энциклопедия технологий прикладного творчества. Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007
  4. Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества. Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : "Кластер – технологии"

Современная система образования ориентирована на формирование у ребёнка самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие обу...