Художественная обработка разных материалов. Рабочая программа для 2 класса.
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) по теме

Чиликина Наталья Владимировна

Цель данного курса: создание условий для развития природных творческих способностей ребёнка средствами трудового обучения и формирование основ творческой личности. Программа кружковой работы разработана для 2-го класса общеобразовательной школы. С учетом возрастных особенностей, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tehnologii.odt18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная обработка разных материалов

Учебная рабочая программа

для учащихся 2 классов

             Составитель:  Чиликина Н.В., учитель начальных классов

                         

Николаевск – на – Амуре, 2011год

Пояснительная записка

         В начальной школе происходят изменения, связанные с приоритетом целей обучения; на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Социальные запросы диктуют поиск новых форм обучения. Каждый ребенок одарен природой, творить, развивать в себе те наклонности, которые в нем заложены, и задача курса «Художественная обработка разных материалов» состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нем заложено, и развить его.

          Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 2 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков, умений школьников работать с разным материалом, развитию творческих способностей и фантазии. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело. Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности.

          Цель данного курса: создание условий для развития природных творческих способностей ребёнка средствами трудового обучения  и формирование основ творческой личности.

          Программа кружковой работы разработана для 2-го класса общеобразовательной школы. С учетом возрастных особенностей, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.

          Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

          На занятиях по художественной обработке разных материалов могут быть изготовлены интересные изделия, которые найдут применение в быту, выполняя определенную функциональную, хозяйственную роль.

          Они должны быть оригинальными, нестандартными, выражать индивидуальность автора. Работа по выполнению изделий содержит в себе творческое начало, развивает художественное творчество. Изделия, различны по внешнему виду, но их объединяет общая направленность в творческом развитии детей. Хорошим поделочным материалом являются ненужные нам предметы: баночки из-под кофе, сметаны, киндер-сюрпризы, коробочки, пластмассовые флакончики, опилки, проволока, шпагат, нитки, катушки, пробки.

          Ручной труд вырабатывает такие качества личности, необходимые для продуктивного обучения, как терпение, настойчивость, последовательность, аккуратность в исполнении работы, сообразительность, точность, внимание и, конечно же, творчество.

Задачи программы

          Обучающие:

  1. Обеспечение школьников знаниями и способами трудовой деятельности;
  2. Формирование навыков трудовой творческой деятельности;
  3. Обучение учащихся приемам художественной обработки разных материалов с целью выполнения художественных изделий.

          Развивающие:

  1. Формирование художественно-творческой активности учащихся;
  2. Освоение учащимися компетенций: коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой;
  3. Развитие личностных качеств ребенка таких, как самостоятельность, инициативность,  взаимопомощь, сотрудничество;
  4. Развитие навыков самостоятельной и коллективной работы.

          Воспитательные:

  1. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

2.Формирование общей культуры личности ребёнка;

     3.Развитие у детей активности и самостоятельности  общения.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

• личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

• природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий раз личной степени сложности);

• культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

• сотрудничества и ответственности;

• сознательного усвоения обучающимися  материала;

• систематичности, последовательности и наглядности обучения.

          В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский, поисковый.  Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм  работы.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ КРУЖКА:

карандаши;

ножницы;

линейки;

кисточки;

фломастеры.

          Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия:

образцы изделий;

чертежи или технологические карты.

Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев.

После окончания курса по данной программе обучающиеся должны знать:

*Правила безопасности труда и личной гигиены;

*Технологию соединения деталей различными способами;

*Свойства и особенности различных материалов.

После окончания курса по данной программе обучающиеся должны уметь:

*Организовывать рабочее место;

*Готовить к работе разные материалы, распределять их;

*Уметь свободно комбинировать различные материалы;

*Уметь контролировать свои действия в процессе выполнения работы;

*Выполнять соединение деталей различными способами.

ПРИМЕРНЫЙ   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

№ п/п

Наименование темы или раздела

количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Художественная обработка металлов

8

1

7

2.1

Объемные игрушки из проволоки

2

1

1

2.2

Плетение из проволоки

2

-

2

2.3

Цветы из проволоки и ниток

2

-

2

2.4

Поделки из консервных банок

2

-

2

3.

Работа с природными материалами

14

3

12

3.1

Поделки из морских камней

2

-

2

3.2

Яичная скорлупа

2

-

2

3.3

Поделки из репейника

2

-

2

3.4

Поделки из лыковой мочалки

3

1

2

3.5

Картинки на деревянном спиле с деталями из опила

3

1

2

3.6

Аппликации из песка

2

-

2

4.

Пластмассы

7

-

7

4.1

Изделия из капсул «киндер-сюрпризов»

2

-

2

4.2

Поделки из фломастеров

2

-

2

4.3

Изделия из пластиковых бутылок

3

-

3

5.

Волокнистые материалы

3

1

2

5.1

Поделки из волокнистых материалов

3

1

2

6.

Коробки, катушки

4

-

4

6.1

Изделия из коробок

2

-

2

6.2

Изделия из катушек

2

-

2

7.

Работа с бумагой

2

-

2

7.1

Фантики

2

-

2

8.

Продукты питания, используемые для выполнения поделок

2

-

2

8.1

Изделия из макарон

2

-

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие

Знакомство учащихся с поделками, ранее изготовленными в кружках. Беседа о содержании предстоящих занятий. Правила техники безопасности с различными инструментами. Сбор и хранение различных материалов, необходимых для работы.

2. Художественная обработка металлов

2.1. Объемные игрушки из проволоки

Знакомство учащихся с металлами. Познакомить с приемами резания и сгибания проволоки. Различные способы выпрямления проволоки, соединения между собой.

Практические работы: Различные фигурки зверей, птиц, рыбок, деревьев.

2.2. Плетение из проволоки

Способы плетения изделий из проволоки. Каркасное и бескаркасное плетение из проволоки. Способы соединения проволоки во время плетения. Оформление плетеных изделий.

Практические работы: Плетение корзин, ваз, мебели, браслетов.

2.3. Цветы из проволоки и ниток

Технология изготовления лепестков и листьев из проволоки. Технология заполнения лепестков и листьев нитками. Порядок сборки цветов из проволоки и ниток.

Практические работы: Цветы из проволоки и ниток.

2.4. Игрушки из консервных банок

Новое применение пустых консервных банок. Технология выполнения изделий из консервных банок. Использование дополнительных материалов при изготовлении изделий. Инструменты и приспособления для работы с консервными банками.

Практические работы: Шкатулки, вазы, мебель.

3. Работа с природными материалами

3.1. Поделки из морских камней

Природные материалы минерального происхождения.

Технология выполнения рисунка на камне гуашью или акварелью. Использование песка для выполнения поделок. Способы соединения материалов минерального происхождения между собой.

Практические работы: Любимый пейзаж на камне, панно « Замок для Русалочки».

3.2. Яичная скорлупа

Подготовка яичной скорлупы к работе. Технология выполнения объемных игрушек из яичной скорлупы. Технология выполнения плоскостных композиций из яичной скорлупы. Способы окрашивания яичной скорлупы. Дополнительные материалы, используемые при выполнении поделок из яичной скорлупы.

Практические работы: Елочные игрушки, мозаика из яичной скорлупы.

3.3. Поделки из репейника

Сбор и хранение репейника. Технология выполнения животных и птиц из репейника. Техника безопасности при работе с природными материалами. Способы крепления деталей из репейника.

Практические работы: Собачка, Змей Горыныч, Ёжик.

3.4. Поделки из лыковой мочалки

Подготовка лыковых волокон к работе. Технология плетения в 3 пряди, 4 пряди, 6 прядей. Плетение по кругу. Способы прямого и косого плетения. Технология изготовления объемных игрушек из лыковой мочалки.

Практические работы: Куклы, шляпы, петушок, футляры.

3.5. Картинки на деревянном спиле с деталями из опила.

Древесина - как один из наиболее распространенных материалов, используемых в народном хозяйстве, в быту, в декоративно-прикладном искусстве. Технология выполнения рисунка для мозаики из опила. Способы окрашивания опила. Хранение и технология выполнения мозаики из опила.

Практические работы: Мозаика из опила на деревянном спиле.

3.6. Аппликация из песка

Дать определение песка. Значимость песка – как материала. Технология выполнения аппликации из морского песка. Клеевые составы, необходимые при выполнении работ.

Практические работы: Аппликации из песка на картоне.

4. Пластмассы

4.1. Изделия из капсул «киндер-сюрпризов»

Инструменты и приспособления, необходимые для обработки этого материала. Различные виды соединений, которые можно использовать при работе. Клеевое соединение, ниточное , проволочное и щелевое. Соединение отделочных материалов.

Практические работы: Подставки, паровозик, цыпленок, жираф, мышонок, цветы.

4.2. Поделки из фломастеров

Технология резания фломастеров. Резание кусочков с разным углом среза. Способы соединения кусочков между собой. Технология выполнения различных поделок из фломастеров.

Практические работы: Бусы, браслеты.

4.3. Изделия из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки из-под различных напитков. Правила техники безопасности при резании пластиковых бутылок. Различные способы обработки пластиковых бутылок: резание, прокалывание, сверление, прожигание, склеивание, покраска.

Практические работы: Совок для сыпучих веществ, мебель для куклы, декоративные цветы, вазы, карнавальный костюм.

5. Волокнистые материалы

5.1. Поделки из волокнистых материалов

Ознакомление с искусством гобеленов, ковриков и нетканых гобеленов. Подбор узоров, их композиционно-смысловое размещение. Свойства и особенности волокнистых материалов. Технология выполнения изделий из волокнистых материалов.

Практические работы: Рыбки, фрукты, цветы.

6. Коробки, катушки

6.1. Изделия из коробок

Различные формы коробок, используемые для работы. Расположение коробок при конструировании изделий. Оформление коробок. Способы соединения коробок.

Практические работы: Коробка для крючков, игрушки, пенал для счетного материала.

6.2. Изделия из катушек

Деревянные и картонные катушки из-под ниток. Способы соединения катушек между собой.  Технология выполнения изделий из катушек.

Практические работы: Игольница, кукла, подсвечник.

7. Работа с бумагой

7.1. Фантики

Различная упаковочная бумага, используемая для выполнения поделок. Способы соединения фантиков между собой: клеевое соединение, плетение, ниткой, металлической скрепкой.

Практические работы: браслет, коврик, ваза для цветов, футляр для очков.

8. Продукты питания, используемые для выполнения поделок

8.1. Изделия из макарон

Показать варианты использования нетрадиционного материала для выполнения объемных и плоскостных изделий. Клеевые составы, используемые при работе. Дополнительные материалы, необходимые при выполнении поделок. Различные формы макарон.

Практические работы: Зайчик, бычок, веселые человечки. Аппликации из макарон.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки», Москва 2001 год
  2. Пудова В., Лежнева Л. «Игрушки из природных материалов», Москва «Махаон».
  3. Дегтярева Т, Дегтярева Н. «Умные поделки», Москва «Лист» 1999 год.
  4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль «Академия развития». 1997 год.
  5. Нагибина М.И «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль «Академия развития» 1997 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Художественная обработка различных материалов"

Урок-мастерская по технологии во 2 классе. На уроке представлена работа с бросовым материалом. Сопровождается презентацией экологическогосодержания. На уроке применяются групповые и индивидуальные фор...

Урок технологии 2-В класс Художественная обработка различных материалов. «Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Верба».

Цель урока: расширение и закрепление знаний и умений по обработке бумаги; разметка, сгибание, резание и скручивание гофрированной бумаги; развитие творческой фантазии учащихся; воспитание чувств у...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Основы художественной обработки разных материалов. Изготовление из пластилина филимоновской игрушки.

Урок по технологии в з классе. Содержит конспект урока по изготовлению филимоновской игрушки....

Научно-методические материалы. Рабочая программа для 1 класса.

Рабочая программа по окружающему миру . 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"

Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"...

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос

рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом  особенностей возраста, класса и отдель...