Лоскутная пластика без иголки и нитки
проект по технологии по теме

Нечаева Наталья Викторовна

      Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loskutnaya_plastika_bez_igolki_i_nitki.doc140 КБ

Предварительный просмотр:


 
Нечаева Наталья Викторовна  

учитель начальных классов МБОУ Богородской гимназии

 г. Ногинска

Тема « Лоскутная пластика без иголки и нитки».

      Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
        Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников.  В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.
       В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

        Работа кружка  «Лоскутная пластика без иголки и нитки» создает условия
для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи кружка:
1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.
3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.
7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.
Процесс работы:
   Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.  

а) Из истории лоскутной пластики

Земля русская испокон веков славилась своими традициями, своими мастерами, создавая яркие творения различных видов искусств. От бабушки к матери, от матери к дочери передавалось мастерство. В глубокую даль веков уходят истоки народного промысла. Длинными зимними вечерами женщины, девушки и совсем маленькие девочки шили, вышивали, плели кружева, создавая настоящие шедевры, сами о том не догадываясь. Одним из популярных видов шитья было лоскутное шитье. Когда за неимением ткани, мастерицы подбирали различные лоскутки, обрезки, соединяя их по рисунку, цвету во всевозможные узоры. Сейчас эта техника шитья называется "пэчворк" и ткани подбираются новые, красивые, различные по фактуре и рисунку, складываясь в узоры, прелестные покрывала, подушки, салфетки и настенные панно. Но старое бабушкино одеяло, сшитое из ситцевых или сатиновых остатков, по-прежнему хранится во многих семьях, как семейная реликвия и по-прежнему согревает душу и сердце. В современном мире  наибольшую популярность приобрело лоскутное шитье без иголки и нитки. В этой технике используются те же материалы, что и для настоящего лоскутного шитья.

б) Знакомство с разновидностями лоскутной пластики.

Лоскутная пластика - это вид рукоделия, в котором используются разнообразные по фактуре, цвету, качеству материалы для создания общей композиции.

 К разновидностям лоскутной пластики относятся:

в) Материалы и инструменты.

Для работы в этой технике используются те же материалы, что и для настоящего лоскутного шитья.

Основные материалы:

Ткани

Для работы в технике печворка можно использовать практически любые ткани. Главное требование: они должны быть не слишком толстыми — с толстыми тканями очень трудно работать, и не очень тонкими — через тонкие ткани будет просвечиваться основа. При  выборе ткани необходимо обратить внимание на ее строение. При изготовлении изделий важно знать направление долевой нити и поперечной нити. У каждой ткани есть кромка: более плотная полоска по краю. Долевая нить всегда идет параллельно кромке. Поперечная нить располагается перпендикулярно долевой. Начинать лучше с хлопчатобумажных тканей с простым переплетением, таких как ситец. У ситцев нити основы (долевая нить) переплетены нитями утка (поперечная нить )через одну, сначала сверху, а потом снизу, как у корзинки. В некоторых хлопчатобумажных тканях и большинстве шелковых использовано саржевое переплетение нитей. Именно за счет такого переплетения получается блеск на лицевой стороне ткани. Еще более сложное переплетение — жаккордовое. Оно используется при изготовлении некоторых льняных тканей, а также декоративных шелковых. При таком переплетении структура имеет сложный рисунок. И, наконец, трикотажное полотно. Его также можно использовать в работе, но только тогда, когда уже есть некоторый опыт. Ткань должна быть чистой. Перед работой ее нужно тщательно прогладить.

   Ленты. Для некоторых работ потребуется разрезать ткань различной ширины. В  некоторых случаях резать ткани лучше в направлении долевой нити, а в некоторых — по косой. Кроить по косой достаточно сложно, поэтому лучше приобрести готовую косую бейку. Для оформления изделий хорошо подходят атласные ленты. Перед началом работы необходимо оплавить срезы на пламени свечи или зажигалки.

   Тесьма, шнуры, кружева. Эти материалы подбираются в зависимости от тканей, из которых выполнено изделие. Кроме того они придадут изделию законченный вид и помогут скрыть возможную ошибку.

   Пенопласт. Для основы используют коробки, коробки и различные фигурки из пенопласта. Пенопласт лучше брать плотный и достаточно жесткий ( марка 50). гранулы должны быть мелкими ( диаметром 1-2 мм) плотно прилегать друг к другу.

   Дополнительные материалы. Пенопласт — материал довольно ломкий, и крупные плоские изделия необходимо укрепить. Для этого достаточно закрепить на нижней поверхности задник. Ну и, конечно, нужно иметь под рукой все, что может дополнительно украсить изделие.

Картон. Для изготовления задника пригодится плотный картон. Вырезать кусочек нужной формы, обтянуть тканью и закрепить на изделии.

Прочие материалы. Это пуговицы и бусины, искусственные цветы и пайетки, толстые нитки и пряжа, флористическая проволока и люрекс, войлок или цветной фетр.

Инструменты. Ножи.  Для резки пенопласта и выполнения прорезей понадобятся ножи: кухонный для хлеба ( с волнистым лезвием), которым удобно резать большие массивные куски пенопласта,  и макетный для подрезки и вырезания мелких деталей, а также для прорезания линий выкройки на основе. Ножницы. Две пары ножниц: большие с прямыми лезвиями для разрезания ткани и маленькие с прямыми лезвиями для подрезания лоскутков. Такие ножницы используют в шитье для обрезки ниток. Ножницы должны быть очень острыми. Игла. Игла толстая, длинная и с колечком на конце ( используется для дизайна ногтей). Именно такой иглой и закрепляются  кусочки ткани на пенопластовой основе. Булавки. В некоторых случаях для закрепления шнура и тесьмы используют портновские булавки. Привычные с колечком, для этой цели не подходят, а с маленькими круглыми шляпками пригодятся. Также пригодятся булавки с маленькими стеклянными шариками.

Прочие инструменты. Гелевая ручка для нанесения выкройки на пенопластовую основу. Термопистолет для закрепления шнура и тесьмы, а также для обтяжки и приклеивании задника.

Приемы работы. Для этой техники необходимо научиться делать выкройку на основе из пенопласта.

       Работа с пенопластом. Чтобы закрепить ткань на пенопластовой основе, прежде всего нужно эту основу иметь.

       Предварительная резка.

     1.Крупные куски пенопласта удобно резать хлебным ножом. Действовать им как пилой. Вначале сделать неглубокий пропил в нужном месте.

  1. Продолжить пилить пенопласт, несильно нажимая на рукоятку ножа. Пилить надо до тех пор, пока кусок не разрежете полность

 Шлифовка поверхности. На месте распила пенопласт шершавый. Нужно получить гладкую поверхность. Для этого надо подрезать пенопласт макетным ножом. Чтобы края пенопласта не крошились, надо срезать фаску под углом — 45 градусов по всему контуру распила.

 Плавными пилящими движениями срезать небольшой слой пенопласта по всей плоскости  распила. Срезать пенопласт надо неширокими полосками, добиваясь максимально гладкой поверхности.

Вырезание фигур. Иногда куску пенопласта нужно придать определенную форму. Для этой работы понадобятся оба ножа.

  1. Вырезать кусок пенопласта нужного размера с помощью хлебного ножа.
  2. Макетным ножом придать заготовке нужную форму. Делать надрезы под небольшим углом  к поверхности на нужную глубину и обрезать получившиеся «заусенцы», делая встречные надрезы.
  3. Макетным ножом подрезать неровности на всей поверхности изделия.

Выкройка. Всю поверхность основы надо обтянуть кусочками ткани так, чтобы ткань плотно прилегала к пенопласту. Даже самую ровную основу невожможно обтянуть одним куском ткани: обязательно будут перекосы, складки и т.д. Чтобы этого не произошло, поверхность основы нужно разделить на небольшие участки — сделать выкройку.

  1. Если на плоской основе надо создать геометрический орнамент. Состоящий из треугольников, квадратов и т.д., просто разметить основу согласно эскизу. Прорисовать все линии контура гелевой ручкой.
  2.  Если у изделия прямоугольной или квадратной формы нужно состыковать полосы, идущие под прямым углом,  линию соединения полос ведите по биссектрисе прямого угла.
  3.  Если основа — фигура неправильной формы с рельефным рисунком, провести гелевой ручкой контуры всех частей рельефа. Если остались слишком большие участки сложной формы, также разделить их линиями на несколько частей.
  4.  Если рисунок со сложным контуром располагается на большом участке фона, необходимо разделить фон на маленькие участки. Начало разделительных линий должно совпадать с проблемными точками основного рисунка: углами, закругления маленького радиуса и т.д. Прорези для закрепления ткани. После нанесения выкройки на основу в пенопласте нужно сделать прорези по контуру линий выкройки. Они нужны для закрепления ткани на основе.

 - Макетным ножом слегка вдавить кончик лезвия в пенопласт.

 -  Прорезать пенопласт по линии, совершая лезвием короткие пилящие движения. Не давить на нож сильно: глубина прорези должна быть примерно 3 -= 4 мм.

 -  В  конце линии снова вдавить кончик лезвия в пенопласт.

 -  Приставить кончик лезвия к началу следующей линии и повторить операцию. Следить, чтобы в местах пересечения линий не оставалось не разрезанных участков  поверхности.

      Работа с лоскутками. Чистую ткань прогладить утюгом.

  1. Прежде чем  отрезать ткань, надо определить самый большой линейный размер участка поверхности основы и его направление.
  2. Если основа плоская, отложить полученный размер на ткани. Определить максимальный линейный размер того же участка в перпендикулярном направлении и также отложить его на ткани
  3. Если основа выпуклая — это размер по направлению косой нити. Отложить полученный размер на ткани. Определить максимальный линейный размер того же участка в перпендикулярном направлении и также отложить его на ткани.
  4. Отрезать кусочек ткани немного большего размера ( на 15 — 20 мм больше), чем участок поверхности основы, который нужно обтянуть.

Закрепление  ткани иглой. Приложить вырезанный кусочек ткани к поверхности изделия так, чтобы она полностью закрывала обтягиваемый участок.

  1. Взять иглу с колечком в правую руку и установить колечко в середине линии контура по направлению линии. Продавить ткань в прорезь колечком иглы. Стараться  не смять края прорези.
  2. Прижать ткань к середине поверхности обтягиваемого участка большим пальцем левой руки и установить колечко иглы в середине противоположной контурной линии. Продавить ткань в прорезь. Следить, чтобы ткань не перекашивало.
  3.  Продавить ткань в прорезь по противоположным сторонам контура, пока не закрепится весь кусочек ткани.
  4.  Маленькими ножницами срезать излишки ткани по контуру обтягиваемого участка как можно ближе к его поверхности.
  5.  Вставить кончик иглы в сгиб ткани в прорези и, располагая иглу под небольшим углом, провести ею вдоль контура прорези, заправляя в нее ткань. Повторить операцию, проведя иглой в противоположном направлении. В идеале срез ткани должен полностью уйти в прорезь.

Закрепление ткани булавками. В проблемных местах ткань неплохо закрепить дополнительно, а на задней стороне изделия заправлять ткань в прорези не стоит. И в том, и в другом случае закрепить ткань помогут булавки.

Закрепление шнура и тесьмы. Для закрепления тесьмы, шнура и кружева можно использовать горячий клей. Кончики шнура нужно заправить в основу, а у тесьмы и кружев достаточно просто подогнуть.

План работы кружка « Лоскутная пластика без иголки и нитки».

( на 1 полугодие)

Тип программы: модифицированная

Вид программы: общеразвивающая

Направление программы: художественно-эстетическое

     

Пояснительная записка

    Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность.  Формирует и закрепляет  практические трудовые навыки, способствует развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – остатки ткани, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

        Обучающиеся осваивают технику печворка.

        Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём  без иголки и нитки как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.



Разделы и темы.

Количество часов

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

1

2

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

1

3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

1

4

Приемы работы с пенопластом. Предварительная резка. Шлифовка поверхности.

2

5

Приемы работы с пенопластом. Вырезание фигур.

2

6

Приемы работы с пенопластом. Выкройка. Прорези для закрепления ткани.

2

7

Работа с лоскутками. Подготовка ткани. Закрепление ткани иглой,булавками. Закрепление тесьмы.

1

8

Изделие . Панно «Жар - птица»

4

9

Изделие. Елочная игрушка «Сердечко»

4

Всего: 18 часов

Изготовление изделия шарик «Розовый»

Елочные шарики из пенопласта очень легкие, поэтому можно использовать заготовки большего размера.

Нам понадобиться:

Ткань Шелк или ситец: розовая и с цветочным рисунком;

Тесьма розовая;

Шнур Шелковый сиреневый;

Основа — пенопластовый шарик диаметром 100 — 120 мм

Гелевая ручка;

игла с колечком;

Макетный нож;                                        

Ножницы;

Термопистолет с горячим клеем.

     Ход работы

  1. нарисуйте выкройку на пенопластовой основе. Для этого разделите шарик на два полушария, проведя линию «экватора». Измерьте длину этой линии, как для елочки «Лоскутки», и разделите «Экватор» на 6 частей. Соедините метки с верхушками полушарий.
  2. Сделайте прорези по контурам деталей выкройки.
  3. Вырежьте кусочки тканей соответствующих цветов и закрепите их на поверхности основы. Направление по косой нитке по вертикали. Сначала обтяните одно, а потом второе полушарие.
  4. Горячим клеем приклеим розовую тесьму, закрывая стыки лоскутков в вертикальном направлении.
  5. Заправьте кончик шнура в прорезь на «экваторе» и приклейте шнур по этой линии, закрывая стыки лоскутков.
  6. Из шнура свяжите небольшую петельку со свободными кончиками и закрепите подвеску на верху шарика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок труда "Волшебные нитки, иголки и пуговицы"

Урок для четвероклассников, шили даже мальчики!:)...

Презентация к уроку "Иголка-белошвейка"

Презентация кратко расскажет об истории украшения одежды, поможет составить алгоритм поэтапного выполнения шва "вперёд иголку"....

Работа с тканью, с иголкой.

В презентации содержится материал, согласно учебно плана 1 класса. На данном уроке знакомим детей с работой с иголкой. Сначала можно дать им историчекие данные: как люди начали шить, для чего и чем по...

Шов - вперед иголку

Конспекты по труду...

Раз иголка, два иголка.

Урок окружающего мира в 1 классе....