Доклад "Тестирование на уроках технологии в начальной школе"
методическая разработка по технологии (2 класс) по теме

В этом докладе подробно описаны различные виды тестовых заданий по технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Лубешко Нина Михайловна

Учитель технологии, II квалификационная категория

ОГООУ «Санаторная школа-интернат №4»

Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

Доклад «Тестирование на уроках технологии в начальной школе»

Педагогу начальных классов на уроках технологии необходимо не только научить детей работать с бумагой, картоном, тканью и другими материалами, но и дать теоретические знания об этих видах работ

Практические умения легко оценить по готовому изделию ребенка. Как проверить уровень теоретических знаний? В этом могут помочь проверочные работы по технологии сделанные в форме теста. При проверке знаний и умений по предмету «Технология» представляется важным выявить не только умение ученика изготовить то или иное изделие, но и степень понимания им собственной деятельности.

Существенное отличие тестирования от такого метода как опрос, состоит еще и в том, что процедура тестирования содержит элемент игры и поэтому влечет за собой гораздо меньше стрессовых факторов. Кроме того тестирование можно проводить одновременно с группой школьников, при этом более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика за тот же или меньший период времени.

Педагогический тест – это система возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Тест – это не отдельное задание, а система заданий. Задания должны иметь не произвольную, а специфическую форму.

 Задания формируются не в виде вопросов, а в виде утверждений. И в этом специфичность их формы

В общем виде тестовые задания должны:

  • Быть составлены с учетом соответствующих правил;
  • Соответствовать содержанию учебного материала;
  • Быть проверены на практике;
  • Иметь рассчитанные показатели качества;
  • Быть краткими, ясными испытуемому.

Минимальные требования, предъявляемые к тесту:

  1. Инструкция
  2. Текст
  3. Правильный ответ

   Основные элементы задания: 

  • Инструкция – короткая, четко задающая        деятельность испытуемых. 
  • Содержание задания - формулируется как можно четче, яснее и короче. 
  • Оценка - в общем случае применения тестов: за правильный ответ в каждом задании принято давать один балл, за неправильный - ноль.

Существуют следующие виды тестовых заданий:

Закрытого типа:

  1. Выбор одного или нескольких правильных ответов
  2. Установление соответствия
  3. Установление правильной последовательности

Открытого типа:

Дополнение

Поэтому можно установить следующую классификацию тестовых заданий  (см. прил. 1)

Закрытые задания состоят из двух частей: содержательной (сама формулировка задания) и ответной (варианты ответов).

  1. Задания с выбором одного правильного ответа:

Например,

Когда на Руси праздновались святки?

А. летом

Б. зимой

В. весной

Г. осенью

Какую страну называют родиной оригами?

А. Япония

Б. Китай

2. Задания с выбором нескольких правильных ответов:

Это очень интересные и перспективные задания. По содержанию они труднее, чем задания с выбором только одного правильного ответа. Случайное угадывание правильного ответа в таких заданиях практически исключено. Выполнение задания оценивается в 1 балл только в случае выбора всех правильных ответов и отсутствия выбора ошибочных.

Какие инструменты нужны для вязания?

А. ножницы

Б. крючок

В. спицы

Г. иголки

Перечисли виды бумаги:

А. писчая

Б. альбомная

В. рисовальная

3. Задания на установления соответствия

В этих заданиях нет содержательной части, а есть только ведущая идея. Задания составляют 2 множества, расположенные слева и справа. Основная сфера применения заданий на соответствие − это текущий и тематический контроль знаний.

Установите соответствие:

Инструмент

Назначение инструмента

  1. Фальцовка

А. вязание

  1. Циркуль

Б. шитье

  1. Пяльцы

В. проглаживание линий сгиба

  1. крючок

Г. лепка

Д. построение окружности

Е. вышивание

Ж. измерение длины

К заданиям на соответствие предъявляются следующие требования:

  • не рекомендуется, чтобы элементы справа соответствовали одним и тем же элементам слева;
  • число элементов справа должно быть больше, чем слева, чтобы нельзя было найти ответ автоматически;
  • не должно быть 2 ответа справа на какой-либо элемент слева;
  • желательно, чтобы слева было не более 5, а справа не более 10 элементов.

К заданиям закрытого типа можно предъявить следующие общие требования:

  1. в задании должна быть четкая утверждающая часть и короткие ответы;
  2. все ответы должны быть правдоподобны, равно привлекательны;
  3. все варианты ответов должны быть исчерпывающими;
  4. не должно быть пересечения слов в условии задания и ответов;
  5. во всех ответах должен быть один уровень обобщения;
  6. в разных заданиях ответы должны находится на разных местах.

  1. Задание на установление последовательности

Установите правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:

  • Разметить детали по шаблону
  • Составить композицию
  • Вырезать детали
  • Наклеить на фон

При оценке такого задания рекомендуется давать 1 балл за правильную расстановку всех рангов в задании,т.к. если первый ответ определен в задании неправильно, то неправильно определяются и другие ответы.

  1. Задания открытой формы

ДОПОЛНИТЕ

Ряд стежков, уложенных друг за другом образуют ___________.

Для заданий открытой формы будут полезны следующие рекомендации:

  • содержание задания должно быть понятным всем, без исключения испытуемым
  • содержание задания желательно писать прописными буквами
  • при помощи таких заданий хорошо проверять владение понятийным аппаратом
  • добавляемое слово, для лучшего понимания. Желательно ставить ближе к концу или в конце задания

Требования к тестовым заданиям:

  • В тестовом задании должны быть представлены все виды трудностей;
  • Приращение трудности в тесте должно быть равномерно;
  • Предметная чистота;
  • Задание должно быть кратким;
  • Задание должно быть однозначным;
  • Задание должно быть чётким по языку, ясным по смыслу;
  • Задание должно быть корректным по форме и содержанию;
  • Задание должно обладать высокой дифференцированной способностью;
  • Все задания должны формулироваться в утвердительной форме.

Тестирование целесообразно проводить дважды; в начале изучения темы, чтобы проконтролировать наличие у детей остаточных знаний по теме, обозначить имеющиеся пробелы. Второе тестирование проводится после изучения темы или раздела. По результатам тестирования составляется таблица с результатами по каждому ученику, выводятся диаграммы, таким образом, по каждому ученику можно увидеть, какая тема у него «западает» и провести индивидуальную коррекционную работу. Так же можно в сравнении увидеть картину по классу в целом.

Итак, планируемые результаты обучения учащихся, которые заданы в программе в виде конкретных требований к знаниям, умениям и навыкам, позволяют использовать тесты в качестве формы контроля и с их помощью получать информацию об уровне усвоения знаний, о сформированости умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям. Сама форма теста, отличная от традиционной, привычной, контрольной работы, позволяет активизировать исследовательские навыки, что в конечном итоге ведет к совершенствованию уровня знаний. Таким образом, оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения и контроля позволяют достигнуть более высоких результатов в учебном процессе.

Используемая литература:

  1. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / Учебное пособие. М., 1994. - 135 с.
  2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учеб. пособие для преподавателей.- М.:МИСиС, 1991.- 36с.
  3. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1-4 классов. Работа с бумагой и картоном, - М.:Школьная пресса, 2003.- 48с.
  4. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1-4 классов. Работа тканью и волокнистыми материалами, - М.:Школьная пресса, 2003.- 42 с.
  5. Конышева Н.М. Учебники «Технология» для учащихся 2, 3. 4 классов, - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

Презентация уроков технологии в начальной школе.

Данный материал может быть использован учителем на первых занятиях по учебному предмету "Технология" в качестве иллюстрационного материала или в помощь при объяснении задач и целей урока....

Безопасность на уроках технологии в начальной школе.

Таблицы, из которых можно сделать раскладушку, незаменимы при инструктажах на уроках технологии при работе с ножницами....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

уроки технологии в начальной школе

ТЕМ А: «Работа с соломой» Цель: познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить композиции из соломки, развивать ручные умения каждого ученика, развива...