Рабочая программа по технологии (4 класс)
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Образцова Ольга Александровна

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по технологии в 4 классе (программа "Гармония)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx32.47 КБ
Файл kalendarno.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технология

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы  «Технология 1 – 4 класс». Н.М.Конышевой, 2009год  и адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.

Программа  соответствует  федеральному  компоненту  государственного стандарта  общего  образования  2004 г.  и  обеспечена учебником  «Технология» и тетрадью   для  4класса, автор Н. М. Конышева.

Место предмета «Технология» в базисном учебном плане:

  В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 68ч, из расчета 2 часа в неделю. 

     В основе предлагаемой программы лежит новая концепция курс трудового обучения (технологии), которая коренным образом меняет смысл данного учебного предмета.

   Цель данного курса: формировать у обучающихся  творческие качества личности, конструктивность и гибкость мышления.

Задачи:

  • духовно – эмоциональное  обогащение  личности;
  • развитие  созидательных  возможностей  личности,  творческих  способностей,  интуиции;
  • совершенствование  интеллекта,  развитие  рационально – логического  мышления;
  • расширение  кругозора;
  • развитие  руки,  глазомера  через  формирование  практических  умений;
  • обучение  умению  планировать  конечный результат  работы;
  • формирование  технических  навыков  работы  с материалами,  инструментами  и  эстетических  качеств (художественный  вкус,  чувство  красоты,  гармонии);
  • воспитание  трудолюбия,  ответственного  отношения  к  выполняемой  работе,  уважительного  отношения  к  человеку – творцу,  умения  сотрудничать  с  другими  людьми.

Отличительные особенности программы:

В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 68 ч, из расчета 2 часа в неделю. Авторская программа к курсу «Технология»  Н. М.Конышевой принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана.

Срок реализации рабочей учебной программы - 1 год.

Методы и формы  обучения:

  • частично – поисковые;
  • исследовательские;
  • методы проблемного  изложения;
  • словесные;
  • наглядные.

                                        Основная форма: урок.

Технологии обучения:

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • проектная деятельность;
  • уровневая дифференциация;
  • информационные и коммуникационные;
  • здоровьесберегающие.

Виды  контроля.

  •   текущий (анализ  хода  формирования  знаний,  умений  и  навыков);
  •  тематический (своевременное  выявление причин  неусвоения  учебного  материала);
  •  итоговый  контроль (выявление  у  детей  уровня  знания теории  и  практического  применения с  элементами  самоконтроля).

Формы контроля:

  • устный или письменный опрос;
  •  карточки;
  •  самостоятельная работа;
  •  практическая или лабораторная работа;
  • проект;
  • тестовые задания.

Обоснование  выбора  УМК.

Реализовать данную программу помогают:

  1. Технология: «Наш  рукотворный  мир»: учебник для 4 класса  общеобразовательных учреждений \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
  2.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш  рукотворный  мир»:      для 4 класса  общеобразовательных учреждений  в 2ч.\ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 год.

         Данный УМК позволяет строить обучение школьников с учетом     освоения конкретных технологических операций и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности, последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом  возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

     Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.  Дает  представление  о  прекрасном  в  обыденных  явлениях  природы  и  жизни,  понятие  о  многообразии  форм  и  цвета  в  окружающей  действительности,  радость  познания  и  созидания.

 Обучающиеся  учатся  смотреть  и  видеть, учат  руки  быть  послушными  и  умными, познают  новые  правила  и  законы, учатся  наблюдать  мудрую природу  и  использовать  в  своих  изделиях  ее  чудесные  секреты.

Содержание  программы.

        При  составлении  рабочей  программы использовалась  авторская  программа     Н.М.Конышева «Технология» 2009 г. Никакие изменения  в  содержание  данной  программы внесены  не  были.

Тематический план

Название раздела

Кол – во

часов

Практическая

часть

Четвертый год обучения

1

Из глубины веков – до наших дней

18ч

2

Творчество, труд, мастерство

14ч

3

Мастера и подмастерья

20ч

4

В каждом деле – свои секреты

16ч

Итого:

68ч

14ч

Практическая часть

№ п\п

№ урока

Название работы.

Дата

I четверть

1

11

Творческая работа «Плетеные сердечки"

2

16

Творческая  работа « Изделия из бисера»

3

18

Итоговый урок по разделу «Из глубины веков – до наших дней»

4

23

Творческая работа «Конструкция открытки со своим сюжетом»

5

24

Практическая работа. Построение развёртки упаковки с помощью циркуля

6

32

Итоговый урок по разделу « Творчество, труд, мастерство»

7

42

Творческая работа  «Декоративные кармашки».

8

49

Творческая работа «Записная книжка – малышка» (разметка и заготовка деталей).

9

51

Экскурсия в библиотеку. Практическая работа по ремонту книг.

10

52

Итоговый урок по разделу «Мастера и подмастерья»

11

58

Коллективная работа « Мы делаем игрушки из ниток (соломки)»

12

65

Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить»

13

66

Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить»

14

67

Защита проекта.

15

68

Практика работы на компьютере.

Итоговый урок по разделу «В каждом деле свои секреты»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки

обучающихся 4 класса

К концу четвертого  года обучения обучающиеся должны знать:

– что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;

– что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;

– что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;

– что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;

– что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);

– что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;

– что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;

иметь представление:

– о бионике как науке, использующей для решения технико- технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

– о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;

– о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);

– о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;

– о приёмах стилизации природных форм в вещах;

уметь:

– выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

– выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;

– оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

– выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;

– изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;

– придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

– изготавливать изделия из различных пластических материалов;

– использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Критерии  оценок  по  технологии.

к Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • полностью освоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если обучающийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Графические задания и лабораторно-практические работы

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  • затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знания программного материала;
  • допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  • не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Практические работы (контрольные работы).

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Тестовые задания

 «5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта:

  • Оригинальность темы и идеи проекта.
  • Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
  • Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
  • Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
  • Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
  • Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
  • Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

К

Список литературы:  

  1. Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область  «Технология»: Художественно – конструкторская деятельность: 1 – 4 классы: Программа и тематическое планирование. \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
  2. Технология: «Наш  рукотворный  мир»: учебник для 4класса  общеобразовательных учреждений \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
  3.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш  рукотворный  мир»:     для 4 класса  общеобразовательных учреждений  в 2ч.\ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 год.
  4. Технология: методические рекомендации к учебнику «Наш  рукотворный  мир»: для 4 класса  общеобразовательных учреждений  \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по технологии в 4классе

(68 часов из расчета 2 часа в неделю)

Название раздела

Тема урока

Изделие и материал для урока

Кол- во

часов

Стр. в учебнике

Стр. в тетради

Дата проведения

план

факт

1 четверть (18 часов)

Из глубины веков – до наших дней

18ч

1 часть

1

1

Вводный урок. Тема года.

Из глубины веков до наших дней.  

Анализ материалов учебника.

С.4-5

2

2

Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

Техника безопасности.

№ 1 – организация рабочего места на уроке.

Сосуд из пластилина (глины).

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

С.6-13

3

3

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда.

С.14-16

4-5

4

4

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.

Сосуд с символическим орнаментом.

С.17-21

5

5

Архитектурная керамика. Изразец. Лепка.

Техника безопасности.                                                                                   № 2 – работа с  ножницами

 № 3 – работа с  клеем

                                                                       

Декоративные плитки.

Приёмы изготовления фрагментов панно, налепливания слоя пластилина на картон, работа со стекой (рисунок на пластилине)

Фрагменты панно из пластилина

С.22-30

6

6

Архитектурная керамика. Изразец. Лепка.

6

7

7

Архитектурная керамика. Изразец.

Коллективное панно

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

Сборка панно, покрытие клеем ПВА.

С.22-30

7

8

8

Архитектурная керамика. Изразец.

8-9

9

9

Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги.

Плетёная коробочка, корзинка.

Приём прямого плетения из полос бумаги. Чтение схемы.

С.32-39

10-11

10

10

Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги.

12

11

11

Творческая работа «Плетеные сердечки"

13

12

12

 «Плетеные сердечки"

13

13

Украшения в культуре народов мира. Техника низания бисера.

Ожерелья, браслеты из бисера.

Цепочка с узором «колечки»

Цепочка с узором «крестик»

С.40-44

14

14

Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии.

С.46

14-15

15

15

Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии.

С.47

16-17

16

16

Творческая  работа « Изделия из бисера»

С.48

17

17

« Изделия  из бисера»

18

18

Итоговый урок по разделу «Из глубины веков – до наших дней»

2 четверть (14 часов)

Творчество, труд, мастерство

14ч

1

19

Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования.

Техника безопасности.         

 № 4 – работа с иглой.

                                                                         

                                                                       

Гофрированная подвеска.

С.50-55

18-19

2

20

Самостоятельное изготовление форм приемом гофрирования.

С.56

20-21

3

21

Бумагопластика. Раскладные картинки без каркаса..

Раскладная открытка.

С.57-61

22-23

4

22

Бумагопластика. Раскладные картинки на  каркасе.

24-26

5

23

Творческая работа «Конструкция открытки со своим сюжетом»

С.63

26-28

6

24

Практическая работа. Построение развёртки упаковки с помощью циркуля.

Техника безопасности.         

 № 7 – работа с циркулем.

Упаковка-ёлочка.

С .64-69

29

7

25

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).

Шапочка – треуголка (пилотка)

С.70-73

8

26

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).

Карнавальная корона (шляпа).

30-31

9

27

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).

Карнавальные маски.

С.74-77

32-33

10

28

Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста).

Традиционные святочные пряники.

С.78-81

34-35

11

29

Традиционные святочные пряники (роспись)

12

30

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки для фото (лепка)

Декоративная рамка для фото.

С.82-87

36

13

31

Барельеф в декоративном изделии (роспись); завершение работы.

Декоративная рамка для фото.

14

32

Итоговый урок по разделу « Творчество, труд, мастерство»

3 четверть (20 часов)

Мастера и подмастерья

20ч

2 часть

1

33

Простейшие приемы вязания крючком.

Цепочки

С.88-90

2

34

Простейшие приемы вязания крючком.

С.91-92

3

35

Украшения изделий вязаной цепочкой

4-8

4

36

Панно из цепочек (или коллаж)

9-11

5

37

Простейшие приемы вязания крючком.

Простой цветок.

С.93

6

38

Вязание крючком полотна.

 Кошелек или сумочка

С.94-

7

39

Вязание крючком полотна.

Мартинички с сердечками.

С.95-96

12

8

40

Петельный шов: приемы выполнения.

Декоративные кармашки.

С.97-102

13

9

41

Петельный шов и его использование в отделке изделий (продолжение работы).

Декоративные кармашки.

10

42

Творческая работа  «Декоративные кармашки».

11

43

Окантовка картона (разметка и заготовка деталей).

Обложка для проездного билета.

С.103-107

14

12

44

Окантовка картона (оформление рабо-ты).

Обложка для проездного билета.

13

45

Новые стежки и швы.

Закладка из ткани с вышивкой.

14

46

Жёсткий переплёт.

(разметка и заготовка деталей).

Техника безопасности.

              № 6 – работа с  шилом

Ремонт книги.

С.108-111

15

47

Жёсткий переплёт.

(сборка деталей).

С.112-113

16

48

Жёсткий переплёт (оформление).

С.115

17

49

Творческая работа «Записная книжка – малышка» (разметка и заготовка деталей).

С.115

15

18

50

Записная книжка – малышка» (оформление).

19

51

Экскурсия в библиотеку. Практическая работа по ремонту книг.

20

52

Итоговый урок по разделу «Мастера и подмастерья»

4 четверть (16часов)

В каждом деле – свои секреты

16ч

1

53

Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.

Аппликации из соломки

С.116-122

16-17

2

54

Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.

Аппликации из соломки

С.116-122

3

55

Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.

 Изделие из соломки -звездочка

С.123-124

18-21

4

56

Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий.

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

С.125-130

5

57

Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий.

С.131-136

6

58

Коллективная работа « Мы делаем игрушки из ниток (соломки)»

7

59

Дарим людям своё мастерство. «Бархатный» шов в изделиях по народным мотивам.

Закладка из ткани с вышивкой в подарок будущим первоклассникам.

8

60

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

Техника безопасности.

              № 5 – работа с  ножом

Декоративная пластина.

С.137-144

22-24

9

61

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

С.137-144

22-24

10

62

Бумагопластика. Новые приёмы оригами.

Вертушка (хлопушка).

С.145-146

25-27

11

63

Бумагопластика. Новые приёмы оригами.

Прыгающая лягушка.

30-31

12

64

Бумагопластика. Новые приёмы оригами.

Кусудама-цветок.

147-151

32-33

13

65

Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить»

С.155-160

14

66

Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить»

15

67

Защита проекта.

16

68

Практика работы на компьютере. Итоговый урок по разделу «В каждом деле свои секреты»

Техника безопасности.

№ 1 – организация рабочего места на уроке.

              № 2 – работа с  ножницами

 № 3 – работа с  клеем

 № 4 – работа с иглой.

              № 5 – работа с  ножом

              № 6 – работа с  шилом

              №7 – работа с  циркулем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...