Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Олейникова Олеся Владимировна

Рабочая программа по технологии 1 класс (к учебнику под редакцией Роговцевой Н.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx63.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3

 города Лебедянь Липецкой области

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания МО учителей начальных классов

От ___.___. ______ № _____

Протокол педагогического совета

От ___.___. ______ № _____

Приказ МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь

От ___.___. ______ № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по ТЕХНОЛОГИИ

                                     

для   1   класса

на        2013-2014  учебный год

Составлена

учителем начальных классов

Олейниковой О.В.

г. Лебедянь

2013

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Авторская  программа  «Технология» (Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.),-М., Просвещение , 2011

Категория обучающихся

Обучающиеся 1В класса МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

  33 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1  час  в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;  сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской):

 Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

3.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

  4. Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

 5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 6.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,  утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г..

7.Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

8.Образовательная программа МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2010-2015уч. гг.

9.Авторская  программа «Технология» (Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.),-М., Просвещение , 2011

10. Учебные планы МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь, утвержденные приказом МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь. № 154 от 2.09.2013г.

11.Годовой календарный график МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2013-2014 уч. год (Приказ №150 от 2.09.2013г.)

12.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь.

13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10     «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен      тем, что учебный предмет «Технология» для   1  класса  сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, одна из главных задач которого заключается в развитии у ребенка интереса к познанию. Структура и способы изложения учебного материала соответствуют целям и задачами обучения, возрастным особенностям учеников, преемственности и необходимости подготовки к изучению математики в среднем и старшем звене.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом  особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения;

    Цели изучения технологии в начальной школе:

•   приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

•    приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

•   формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

•   духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

•   формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

•   формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

•   развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо-шательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

•   формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

—  внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

—  умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

—   коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходим, к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, apгументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранною способа и т. д.);

—  первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с раз личными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации

рабочего места;

—  первоначальных умений поиска необходимой информации в раз личных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

—  творческого потенциала личности в процессе изготовления изделии и реализации проектов.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами

    XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

    Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

Программа рассчитана на  33 часа, 1  час в неделю.

Примерное распределение часов по четвертям

Класс

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Год

1 класс

9 часов

7 часов

9 часов

8  часов

  33 часа

Формы организации образовательного процесса: 

Преобладающая форма учебных занятий – урок. Особенностью организации учебного процесса по технологии  в 1 классе является использование игрового метода обучения, как метода, помогающего сформировать новую ведущую деятельность - учебную, мотивационную.

Технологии обучения

Учебный предмет «Технология»  обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, таких как  педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные технологии обучения и т.д.

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся

    Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

    Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

    Теоретической основой данной программы являются:

•   системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации и образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

•   теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

    Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

    Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент об учения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

    Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

•   знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

•   овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

•    знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

•    знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

•   учатся экономно расходовать материалы;

•   осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

•   учатся преимущественно конструкторской деятельности;

•    знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

    В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

    Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

    При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

    Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

    При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

    Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)

 В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

В течение учебного года ведётся индивидуальный контроль за усвоением учащимися программного материала

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

Личностные результаты:

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.   Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1.   Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.

2.   Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.  Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.   Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5.   Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6.   Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.   Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные результаты:

1.   Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.

2.  Формирование первоначальных представлений о материальной куль туре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.   Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4.   Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5.   Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Информация об используемом учебнике

Основной задачей учебника является создание условий для овладения учащимися опытом проектной деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества — от замысла до презентации изделия. Дети обучаются приемам работы с бумагой, пластилином и природным материалом, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования учебного навыка (алгоритма учебного действия), позволяет формировать личностные качества (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д.) и коммуникативные умения (умения работать в паре). Каждый из разделов учебника имеет четкую структуру, которая позволяет разделить весь процесс на составные части: от замысла до реализации; от деятельности под контролем учителя к освоению основ самостоятельной проектной деятельности.

В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.),   задания на самообслуживание,  культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают   ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. Учебник дополнен рабочей тетрадью, поурочными разработками для учителя и электронным приложением.

Тетрадь содержит шаблоны, необходимые для изготовления изделий, и задания на классификацию предметов и технологических процессов. Тематически материал тетради соответствует материалам учебника.

Рабочие тетради состоят из заданий по темам  и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и  тестовые задания, отдельные  правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации.



Содержание рабочей программы

Содержательная линия

Содержание учебного материала

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Контрольные мероприятия

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1

Давайте познакомимся (3ч)

Как работать с учебником.

Я и мои друзья

Материалы и инструменты.

Организация рабочего места.

Что такое технология.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.

- принимать учебную задачу;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

- определять тему;

-  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-слушать и понимать речь других

-знать  причины успеха в предметно-практической деятельности;

- гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему   условных знаков).

.

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать  и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию и переводить ее в  знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму).

2

Человек и земля

(21 ч)  

Природный материал.

Пластилин.

Пластилин.

Растения.

Проект «Осенний урожай».

Растения.

Проект «Осенний урожай».

Бумага.

Бумага.

Насекомые.

Дикие животные.

Новый год.

Проект «Украшаем класс к Новому году».

Домашние животные.

Такие разные дома.

Посуда.

Посуда.

Свет в доме.

Мебель.

Одежда. Ткань. Нитки.

Учимся шить.

Учимся шить.

Учимся шить.

Передвижение по земле.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

-понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

-определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,

подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

-определять тему;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- слушать и понимать речь других;

- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

Знать правила  сбора и хранения природных материалов.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу  из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать  аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять  листья  похожими по форме и размеру на образец.

Выполнять работу с опорой на  слайдовый  или  текстовый план. Соотносить  план  с собственными действиями

3

Человек и вода

(3ч)

Вода в жизни человека.

Вода в жизни растений.

Питьевая вода.

Передвижение по воде.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

-понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

-определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

-устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-понимать важность коллективной работы;

-контролировать свои действия при совместной работе;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Знать о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

5

Человек и воздух

(3ч)

Использование ветра.

Полёт птиц.

Полёты человека.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

всего класса;

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

-анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

-устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-слушать и понимать речь других;

-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

-контролировать свои действия при совместной работе.

Знать об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах.  

Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравнивать современные и старинные  виды летательных аппаратов. Приводить  собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке.

6

Человек и информация

(3ч)

Способы общения.

Важные телефонные номера. Правила движения.

Компьютер.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и других источниках;

-определять тему;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-слушать и понимать речь других;

-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

-понимать важность коллективной работы;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Знать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек),

Осуществлять поиск информации  о способах общения.  

Осваивать способы работы с новым материалом   - глина -  и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы) .

Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие детали. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

Определять необходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.


Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Давайте познакомимся

3

2

В течение года проводится индивидуальный контроль за освоением материала

2

Человек и земля

21

20

3

Человек и вода

3

3

4

Человек и воздух

3

3

5

Человек и информация

3

3

Итого

33

31


          Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать

· роль трудовой деятельности в жизни человека;

· распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

· область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

· основные источники информации;

· назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь

· выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

· осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

· работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

· соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

· создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

· осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

· использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

· соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий.

Литература и средства обучения

  1. Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Программа «Технология 1-4»
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс.
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс.
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс.
  5. Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс  (Диск CD-ROM),авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева,
  6. CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2, Карнавальные костюмы мистера Маски.
  7. CD «Смешарики» Подарок для мамы. Выпуск 8
  8. CD «Мышка Мия.  Юный дизайнер».

        


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

п/п

№ урока в теме

Тема раздела

Тема  урока

Количество  часов

Тип урока, образовательные технологии

Элементы содержания

Вид контроля

Информационно-методическое обеспечение

Дата планируемая

Дата фактическая

«Давайте познакомимся» 3 часа

1

1

Как работать с учебником.

Я и мои друзья

1

Вводный урок

Знакомство с учебником; условными обозначениями;  критериями оценки   изделия по разным основаниям.

Знакомство  с соседом по парте, сбор информации о  круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и  заполнение анкеты.

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

2

2

Материалы и инструменты.

Организация рабочего места.

1

Комбинированный

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты».  

Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

3

3

Что такое технология.

1

Комбинированный

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия).  Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.

Понятие: «технология».

Беседа по вопросам

«Человек и земля» 21 час

4

1

Природный материал.

1

Комбинированный

Виды природных материалов. Подготовка природных  материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).

Изделие: « Аппликация из листьев».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

5

2

Пластилин.

1

Комбинированный

Знакомство со свойствами пластилина.  Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином.  

Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

 Понятия: «эскиз», «сборка».

Изделие: аппликация  из пластилина «Ромашковая поляна».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

6

3

Пластилин.

1

Комбинированный

Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.

Понятие: «композиция».

Изделие «Мудрая сова».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

7

4

Растения.

Проект «Осенний урожай».

1

Комбинированный

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями  связанными с земледелием. Получение и сушка семян.

Понятие: «земледелие»,

Изделие: «заготовка семян»

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение  первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином,  навыков использования инструментов.

Понятие: «проект».

Изделие. «Овощи из пластилина». 

Фронтальный опрос

Природные материалы, инструменты для уроков технологии

8

5

Растения.

Проект «Осенний урожай».

1

Комбинированный

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями  связанными с земледелием. Получение и сушка семян.

Понятие: «земледелие»,

Изделие: «заготовка семян»

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение  первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином,  навыков использования инструментов.

Понятие: «проект».

Изделие. «Овощи из пластилина». 

Текущий

Природные материалы, инструменты для уроков технологии

9

6

Бумага.

1

Комбинированный

Знакомство с видами  и  свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея   Составление симметричного орнамента из геометрических фигур.

Знакомство с использованием  бумаги и правилами

экономного расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

 Изделие. Закладка из бумаги.

Текущий

Природные материалы, инструменты для уроков технологии

10

7

Бумага.

1

Комбинированный

Приемы и способы работы с бумагой. Знакомство с использованием  бумаги и правилами

экономного расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

Изделие. Волшебные фигуры..

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

11

8

Насекомые.

1

Комбинированный

Знакомство с видами насекомых.  Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел.  Составление   плана выполнения изделия по образцу на слайдах.  Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).

Изделие «Пчелы и соты».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

12

9

Дикие животные.

1

Комбинированный

Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж».  Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж.

Проект «Дикие животные».

 Изделие: «Коллаж «Дикие животные»»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

13

10

Новый год.

Проект «Украшаем класс к Новому году».

1

Комбинированный

Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей  изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.

Изделие: «украшение на елку»

Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание  бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.

Изделие: «украшение на окно»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

14

11

Домашние животные.

1

Комбинированный

Виды домашних животных. Значение  домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.

Изделие: «Котенок».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

15

12

Такие разные дома.

1

Комбинированный

Знакомство с видами домов и  материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика  с использованием гофрированного картона и природных материалов.  

Понятия: «макет», «гофрированный картон».

Изделие: « Домик из веток».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

16

13

Посуда.

1

Комбинированный

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.

Понятия: «сервировка»,  «сервиз».

Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

17

14

Посуда.

1

Комбинированный

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.

Понятия: «сервировка»,  «сервиз».

Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

18

15

Свет в доме.

1

Комбинированный

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство  с правилами безопасной  работы с шилом.

Изделие: « Торшер».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

19

16

Мебель.

1

Комбинированный

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

20

17

Одежда. Ткань. Нитки.

1

Комбинированный

Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и  применение в быту и на производстве.

Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.

Понятия: «выкройка», «модель»

Изделие: «Кукла из ниток»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

21

18

Учимся шить.

1

Комбинированный

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью,

Изделия:»Строчка прямых стежков», «Строчка  стежков с перевивом змейкой», «Строчка  стежков с перевивом спиралью»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

22

19

Учимся шить.

1

Комбинированный

Пришивание пуговицы с двумя  и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.

Изделия:,

 «Закладка с вышивкой»,

»Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

23

20

Учимся шить.

1

Комбинированный

Пришивание пуговицы с двумя  и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.

Изделия:,

 « Медвежонок»,

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

24

21

Передвижение по земле.

1

Комбинированный

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека.

Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей.

 Выполнение из конструктора модели тачки.

 

Изделие: «Тачка».

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

«Человек и вода» 3 часа

25

1

Вода в жизни человека.

Вода в жизни растений.

1

Комбинированный

Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями.

Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.

Понятие: «рассада».

 

Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

26

2

Питьевая вода.

1

Комбинированный

Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

Изделие: «Колодец»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

27

3

Передвижение по воде.

Комбинированный

Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги.

Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения  изделий в технике оригами.

Осуществление работы 1над проектом.

Понятие: «оригами».

Проект:  «Речной флот»,

Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

«Человек и воздух» 3 часа

28

1

Использование ветра.

1

Комбинированный

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.

Понятие: «флюгер».

Изделие: «Вертушка»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

29

2

Полёт птиц.

1

Комбинированный

Знакомство с видами птиц.

Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.

Понятие: «мозаика».

Изделие: «Попугай»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

30

3

Полёты человека.

1

Комбинированный

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.

Понятия: «летательные аппараты».

Изделие: «Самолет», «Парашют»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

«Человек и информация» 3 часа

31

1

Способы общения.

1

Комбинированный

Знакомство со способами передачи информации  Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного  маршрута из дома до школы, его графическое изображение.

Изделие:  Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы.

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

32

2

Важные телефонные номера. Правила движения.

1

Комбинированный

Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.

Понятия: «компьютер», «Интернет»

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии

33

3

Компьютер.

1

Комбинированный

Изучение компьютера и его частей.

Текущий

Материалы и инструменты для уроков технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...