Рабочая программа предмет технология, 4 класс, автор курса Н. А. Цирулик
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Планирование уроков технологии, 4 класс, автор учебника Н. А. Цирулик (система Л. В. Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_tekhnologiya.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» г. Рубцовска

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_____________________

Протокол № ___ от ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3»  _______________________________

приказ № ______  ________________

Рабочая программа

 Предмет ____технология___________

 Класс   ___4 - Б___ 

 

Срок реализации   2013…- 2014… учебный год

Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа

Планирование составлено на основе  программы начального____ общего образования по технологии (автор Н. А. Цирулик)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)  Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература»,  2010 _________________________________________

Учебник  Цирулик Н. А. Хлебникова С. И.  Технология 4 класс -Самара:___ Учебная литература: Фёдоров_______________________________________ 

Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)

Рубцовск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

ТЕХНОЛОГИЯ

Автор

Н. А. Цирулик

        Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. На уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Цель курса «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики рук, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.

Ни один учебный предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд.

Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

■        развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

■        развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

■        развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

■        знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

■        знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися.

Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, придумай свою бабочку из сложенных «гармошкой» геометрических фигур); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.

Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности.

Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта.

Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.

Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        4 класс (68 часов)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Виды художественной техники 

Лоскутная мозаика (6 часов)

        Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу.

        Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.

Вышивание (8 часов)

Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по рисунку, схеме.

Швы «петельки» и «вприкреп».

Папье-маше (8 часов)

кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье-маше).

Папье-маше из размельчённой бумажной массы.

Роспись ткани (6 часов)

Свободная роспись.  Роспись по соли.

Холодный батик.

Вязание (10 часов)

Виды пряжи. Виды крючков и спиц.

Вязание крючком. Приёмы вязания – цепочка из воздушных петель, столбики накида и с накидом.

Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».

Моделирование и конструирование

Художественное конструирование из растений (4 часа)

        Композиции из сухих растений.

Букеты и композиции из живых растений.                

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона

(10 часов)

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов.

Объёмные изделия из бумаги, полученные приёмом «Складывания по кривой».

        Объёмные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.

 Моделирование и конструирование из разных материалов (8 часов)

        Соломенная скульптура. Разные приёмы выполнения соломенных изделий.

        Разные способы изготовления кукол из ниток.

        Конструирование из проволоки – контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.

Объёмное моделирование из ткани (8 часов)

        Объёмные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швов.

Объёмные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.

Моделирование несложных объектов из деталей конструктора (2 часа) 

Сквозные виды работы

Наблюдения за свойствами тканей, используемых для вышивания и шитья игрушек. 

        Знакомство с новыми свойствами тканей при их раскрашивании.

        Сравнение шерстяных и хлопчатобумажных ниток.

        Виды крючков, соответствие крючка толщине нитей.

        Виды спиц, соответствие спиц толщине нитей.

        Подбор бумаги для папье-маше (она должна быть рыхлой, лёгкой, пропускать воду).

        Сравнение приёмов складывания бумаги по прямой линии и по кривой.

        Сравнение свойств соломы, проволоки, ниток при изготовлении из них фигурок.

Беседы

        Беседы о возникновении лоскутного шитья у разных народов, об искусстве вышивки в разных частях земного шара и на Руси. Что такое папье-маше и когда оно появилось. Русские народные промыслы, использующие эту технику (Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Когда появились гербы, какую форму они могут иметь, что на них изображают. История масок. Когда человек научился раскрашивать ткань и какие способы известны. История вязания, почему сохранилось так мало вязаных вещей. История появления букетов и композиций. История икебаны. Поему люди стали мастерить фигурки из соломы. История куклы.

        Знакомство с видами бытовой техники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ  

ЧЕТВЁРТОГО  КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

иметь представление:

-        о лоскутном шитье, вышивании, папье-маше, росписи ткани, вязании, создании композиций из растений, конструировании из соломы, проволоки, ткани как о видах декоративно- прикладного искусства;

-         о возможности использования видов художественной техники для создания полезных в быту изделий;

■        владеть общеучебными умениями:

-        анализировать объекты труда, представленные в виде рисунков, схем, чертежей;

-         следовать инструкции, работать по схеме;

-        решать творческие задачи по заданным условиям;

-        самостоятельно намечать план работы и следовать этому плану;

-        осуществлять контроль на всех этапах работы;

-         находить в разных источниках необходимую информацию и работать с ней;

-        сотрудничать при выполнении коллективных, групповых работ;

■        знать/понимать:

-        новые термины,  данные в учебнике;

-        новые свойства уже известных материалов (складывание бумаги по кривой линии, раскрашивание ткани);

-        новые приёмы разметки ткани по долевой нити;

-        новые операции обработки материалов;

■        уметь:

-        вышивание крестом, петельками и «вприкреп»;

-        вязать крючком цепочки, столбики без накида и с накидом;

-         вязать спицами простейшие узоры;

-        пользоваться схемами при вязании;

-        работать в технике папье-маше;

-         выкраивать детали по долевой нити;

-         выполнять швы крест, петельки, «вприкреп»;

-         моделировать из разных материалов;

-         создавать в разной технике собственные образы;

-         планировать последовательность выполнения работы;

-        осуществлять контроль на каждом этапе работы.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

  1. Цирулик Н. А. Хлебникова С. И.  Технология 4 класс -Самара: Учебная литература: «Фёдоров».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:

  1. Цирулик Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» 4 кл. - Самара: Учебная литература: «Фёдор

Тематическое планирование

Название раздела программы

Количество  часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Лоскутная мозаика

6

2.

Вышивание

8

3.

Папье-маше

8

4.

Роспись ткани

6

5.

Вязание

10

6.

Художественное конструирование из растений

4

7.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона

10

8.

Моделирование и конструирование из разных материалов

8

9.

Объёмное моделирование из ткани

8

10.

Моделирование несложных объектов из деталей конструктора. Резерв.

1

Итого:

68 + 1

Календарное  планирование

№ урока

Дата

Корректировка программы

Тема урока

Количество  часов

Применение ЦОР

Используемое оборудование

2

1.

Лоскутная мозаика

Лоскутная мозаика на бумаге.

Знакомство  с историей лоскутного шитья

1

книги  и журналы с фотографиями лоскутных изделий

2.

3.

Лоскутная мозаика на бумаге.

Технология создания лоскутных рисунков на бумаге.

2

ЭОР

проектор

4. 5.

6.

Шьём лоскутную мозаику.

Технология лоскутного шитья. Карман «лакомник»

3

Ткань, ножницы

7.  

Вышивание

Вышивание крестом.

Знакомство с историей возникновения искусства вышивания. Технология «крест».

1

ЭОР

проектор

8. 9.

Вышивание крестом

2

ткань, нитки

10.

Шов «петельки»

Технология выполнения шва «петельки»

1

ткань, нитки

11. 12.

Шов «петельки»

Выполнение швом «петельки» новогодней открытки.

2

ткань, нитки

13.  14.

Шов «вприкреп».

Технология выполнения шва. Задание «Тёплая осень»

2

ткань, нитки

15.  

Папье-маше

Слоистое папье-маше.

Знакомство с историей папье-маше. Технология выполнения папье-маше из слоёв бумаги.

1

ЭОР

проектор

16.

Слоистое папье-маше.

Задание «Шумелки»

1

клей, бумага

17. 18.

Папье-маше

Слоистое папье-маше.

Задание «Герб класса»

2

клей, бумага

19. 20.

Слоистое папье-маше.

Задание «Маски»

2

клей, бумага

21.

22.

Папье-маше из бумажной массы.

Технология выполнения папье-маше из бумажной массы. Художественный картон ручной работы.

2

клей, бумага

23.

24.

Роспись ткани

Свободная роспись.

Знакомство с историей росписи ткани. Технология свободной росписи. Задание «Коллаж «Аквариум».

2

ЭОР

проектор

25.

Свободная роспись.

Технология росписи по соли. Узоры Деда Мороза.

1

ткань, соль

26.

Холодный батик.

Технология выполнения холодного батика. Задание «Бабочка»

1

ткань

27.

28

Холодный батик на цветной ткани. Рисунки в технике холодного батика

2

ткань, краски

29.

Вязание

Вязание крючком

Знакомство с историей вязания. Знакомство с инструментами. Вязание цепочки из воздушных петель.

1

ЭОР

проектор

30. 31.

Вязание крючком

Картинки из вязаных цепочек

2

нитки, крючок

32.

Вязание крючком

Столбики без накида. Вязаные сумочки.

1

нитки, крючок

33.

Вязание крючком

Столбики без накида. Вязаные сумочки.

1

нитки, крючок

34.

35.  

Вязание крючком

Столбики с накидом. Фрагмент пояса.

2

нитки, крючок

36. 37.  38.

Вязание на спицах

Набор петель. Лицевая и изнаночная петли. Чулочная вязка и вязка «резинка».

3

спицы, нитки

39.

Художественное конструирование из растений

Композиция из сухих растений. Знакомство с историей возникновения букетов. Технология создания композиции из сухих растений

1

ЭОР

проектор

40.

Композиция из сухих растений. Создание собственной композиции.

1

сухие растения

41 .

Букеты и композиции из живых растений. Технология создания композиции из живых растений.

1

ЭОР

проектор

42.

Букеты и композиции из живых растений. Создание собственной композиции.

1

растения

43.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона.

Объёмные поделки с надрезами.

Конструирование цветов из квадратов с помощью надрезов

1

бумага, картон

 44.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Конструирование цветов из других геометрических форм.

1

бумага, картон

45.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона

Ажурные игрушки из круга

1

бумага, клей, ножницы

46.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Ажурные игрушки из 

других геометрических форм.

1

бумага, клей, ножницы

47.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Конструирование бумажных зданий с помощью прорезов и вырезов.

1

бумага, клей, ножницы

48.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Конструирование фигур из бумаги с устойчивым вертикальным положением.

1

бумага, клей, ножницы

49.

50.

Криволинейное складывание.

Моделирование объёмных украшений.

2

бумага, клей, ножницы

51.  

52.

Объёмные игрушки с подвижными деталями. Конструирование объёмных игрушек. Задание «Говорящие звери»

2

бумага, клей, ножницы

53.

Моделирование и конструирование из разных материалов.

Соломенная скульптура. Из истории современной скульптуры. Соломенные куклы.

1

ЭОР

проектор

54.

Моделирование и конструирование из разных материалов.

Соломенная скульптура.

Конструирование из соломы лошадок и птиц.

1

солома

55. 56.

Куклы из ниток.

Изготовление кукол из ниток

2

нитки

57.

Мастерим из проволоки.

Конструирование контурных фигурок из проволоки.

1

проволока

58.

Мастерим из проволоки.

Конструирование каркасных фигурок из проволоки

1

проволока

59.

Мастерим из проволоки.

Нанизывание на проволоку бусин или кусочков пластиковых трубочек.

1

проволока

60.

Мастерим из проволоки.

Моделирование проволочной скульптуры.

1

проволока

61.

Объёмное моделирование из ткани

Моделирование бесшовных кукол. Знакомство с историей кукол.

1

ЭОР

проектор

62.

Моделирование бесшовных кукол. Бесшовные куклы.

1

ткань, ножницы

63. 64.

Игрушки из плотной ткани.

Моделирование объёмной игрушки из плотной ткани. Задание «Собачка».

2

ткань, ножницы

65. 66.

Игрушки из тонких тканей.

Моделирование куклы из тонкой ткани.

2

ткань, ножницы

67. 68.

Игрушки из тонких тканей.

Моделирование куклы из тонкой ткани.

2

69.

Резерв

Моделирование несложных объектов из деталей конструктора.

1

конструктор

Итого 68 + 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмета «Технология» 1 класс

Программа «Технология. 1 класс» Малышева Н.А. – М.: Дрофа, 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего об...

Рабочая программа предмета «Технология» для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Технология» для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная школа ХХ...

Рабочая программа предмет «Технология» 3 класс

Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн...

Рабочая программа предмета " Технология" 3 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Техно...

Рабочая программа предмета Технология, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа предмета "Технология" для детей с ОВЗ( ТНР) 1 класс

Рабочая программа  предмета "Технология" для детей с ОВЗ (ТНР) 1 класс составлена на основе авторской программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой и расчитана на 66 часов. К программе прилагает...