конспект урока по технологии в начальных классах на тему: "Народные промыслы России. Гжель."
план-конспект урока по технологии по теме

Иванкова Ирина Алексеевна

Дети знакомятся с историей возникновения промысла, географией, особенностями . Несложная в выполнении работа  будет интересна младшим школьникам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок-путешествие

       по технологии

        на тему:

«Народные промыслы России.

                     Гжель»

   

    Учитель: Иванкова И.А.

              2013 год.

Цель урока:     1. Используя нетрадиционные формы обучения, познакомить

                               учащихся с географией народных промыслов России,      историей  их возникновения, художественной ценностью.

                           2.Развивать    творческие способности,   аккуратность,                                                                              трудолюбие.                                    

                  3. Воспитывать патриотизм, любовь к русской природе.

Оборудование:   посуда гжели, иллюстрации по теме, карта с обозначением

                               мест развития промыслов, работы детей, образцы изделия, поделки.

Ход урока

  I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

                      (Тихо звучит народная музыка)

      - Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь историю русского народа, удивишься красоте прекрасных творений.

        Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем

ценить и беречь то, что не знаем. Сегодня мы познакомимся с искусством

народных промыслов.

        И я приглашаю вас всех в Подмосковье в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором.

        К югу – востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось

бок о бок, около трех десятков сел и деревень. Одно из них и есть Гжель.

Происхождение этого названия связывают со словом «жечь», которое имеет

прямое отношение к известному промыслу. Изделия из глины обязательно

подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название

этого села распространилось на всю округу, где развился самый  известный

крупный народный керамический промысел.

        Впервые Гжель упоминается в 1339 году.  

        В XIV - XV вв. возили  гжельцы в Москву излишки бытовой посуды.

Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На

Московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с

изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.

         Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине

XVII  века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходящие

своим качеством глины Западной Европы. Налаживается производство

гжельской майолики покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской.

В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Так был

получен полуфаянс. С этого же момента и начинают расти знаменитые синие

цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительно гжельская традиция,

какой не сыщешь нигде больше в мире. Казалось бы, всего одна краска -кобальт – но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного

светло – голубого  до насыщенного темного – синего цвета.

         Но оттенки цвета появлялись лишь после обжига, в сыром виде рисунок     кобальтом выглядит серо – черным.

         Постепенно начинается разработка технологии производства тонкого

фаянса, гжельцы стали также постигать тайны фарфора.

          Первым из гжельских мастеров раскрыл секрет Павел Куличков. В 1802 г. обозы с его фарфоровым товаром уже шли в Москву.

Вскоре фарфор Гжели из – за массовости производства стал доступен

многим. Наступило время, когда не только в господских гостиных, но даже в

скромных семьях чиновников подавали еду на гжельском фарфоре.

Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок.   Виной  этому – войны начала XX века, разруха после революции. Но уже в 30-е годы

стали появляться мастерские.

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники

и чашки «цветут» колдовскими синими цветами.

          И действительно, есть какая – то  тайна в том, что холодный синий цвет

преображается в них, становится почти теплым.

II. Самостоятельная работа учащихся.

А на память о путешествии в село Гжель каждый сделает себе сувенир – вазу. Только работать мы будем не с глиной, а с бумагой: белого, синего,

темно – синего и голубого цветов.

1. Из листа белой бумаги вырежем  заготовку. (Вспоминаем принцип,  

правило симметричного вырезания) – показ учителем.

2. А из цветной бумаги мы будем вырезать узоры для нашего изделия

(вазы). Это цветы, бутоны, листья. Что еще вы можете увидеть на гжельской

посуде?

             (Ответы детей: ягоды, веточки, трава, птицы)

 3. Раскладываем вырезанные элементы на белом фоне. Стараемся, чтобы элементы располагались равномерно, на всей поверхности.

        (Показ образцов, работ учащихся из других классов)

           4. Приклеиваем элементы из цветной бумаги.

           5. Выставка работ, оценивание.

           III. Подведение итогов.

                     

                          Список используемой литературы:

1. Азбука народных промыслов. 1-4классы. И. А. Хапилина .-Волгоград. Учитель, 2010.

2. Изобразительное искусство. О. В. Павлова.- Волгоград. Учитель,2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии во 2 классе УМК «Школа России» Как согнуть картон по кривой линии?

Конспект урока по технологии во 2 классе   УМК «Школа России» Тема. Как согнуть картон по кривой линии? Конструирование изделия «Змей Горыныч»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ»

Урок посвящен развитию творческого потенциала детей, при изготовлении новогодней снежинки....

Конспекты уроков по технологии в начальных классах

Нередко родители считают школьные уроки по технологии ненужной тратой сил и времени, но на самом деле они ошибочно недооценивают педагогические возможности и значение этих учебных занятий. Создание вс...