Геронимус 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Тематическое планирование по труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geronimus_4_kl_1ch.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю.                           Согласовано.                               Рассмотрено

Директор школы:                Зам. директора по УВР              на заседании МО

_________________                _____________________            ___________________

«___»_________ 200_  г           «____»____________200 _ г.  «____»_________200_г  г.

Рабочая программа

по технологии

учителя _______________________

на 200  -200   учебный год

для   4 класса.

                                                                             

                                                                    Магнитогорск

 

 Содержание.

         

  1. Пояснительная записка                                             _________стр.
  2. Учебно-тематический план                                      _________стр.
  3.  Содержание учебной информации                          ________ стр.
  4. Календарно-поурочное планирование                   _________стр.
  5. Перечень практических работ                                  ________стр.
  6. Перечень лабораторных работ                                _________стр.
  7. Таблица межпредметных связей                             ________ стр.

8.  Система оценивания.                                              ________ стр.

9. Перечень оборудования                                            _________стр.

10. Перечень учебных материалов                              _________стр.


Пояснительная записка

 Представленная рабочая программа по «Технологии» в начальной школе 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии (труду) и Программы «Трудовое обучение. Школа мастеров ». (Авт.Т.М. Геронимус).

ЦЕЛЬ образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:

  • Формирование у учащихся качеств творческой, активно действующей личности и легко адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям.    
  • Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услугу.
  • Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей.
  • Формирование творческого отношения к труду.
  • Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономиче6ским условиям.

ЗАДАЧИ  предмета «Технология»: 

  • Формирование политехнических знаний и экологической культуры
  • Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи
  • Ознакомление с основами производства и сферы услуг
  • Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи
  • Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб
  • Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма , культуры поведения и бесконфликтного общения
  • Овладение основными понятиями менеджмента, маркетинга, рыночной экономики
  • Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

  Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим  единством и направлены на достижение комплексов дидактических целей.

Вариативный набор модулей

1. Трудовая деятельность людей.

2.  Изготовление изделий из бумаги и картона.

3.  Изготовление изделий из природного материала.

4.  Декоративное оформление предметов быта.

5.  Процесс труда.

6. Ремонт книг.

7.  Сборка моделей и макетов.

8.  Изготовление изделий из текстильных материалов.

9.  Изготовление изделий из пластичных материалов.

10.Уход за одеждой.

11. Изготовление изделий из бумаги и фольги.

12. Первоначальные умения проектной деятельности и проектная деятельность.

    Опираясь на опыт работы, учитывая региональные особенности, национальные традиции, возможности школы (например, отсутствие учебно-опытного участка), считаю возможным внести некоторые коррективы в изучение учебного материала:  

    Модуль «Обработка ткани» назвать « Изготовление изделий из текстильных материалов», т. к. в него включаю работу с остатками пряжи, кусочками меха, кожи, нитками.

   В последнее время появилось много полимерных материалов, которые выбрасываются, засоряя окружающую среду, или хранятся дома мертвым грузом, но для уроков технологии являются прекраснейшим материалом для поделок (это и упаковки от цветов, от подарков, пластиковые пузырьки от моющих средств и продуктов питания, капсулы от киндер-сюрпризов, пенопласт, поролон и др.). Поэтому считаю рациональным  ввести новый модуль « Изготовление изделий из  пластичных  материалов».

     В основу содержания каждого модуля положена определенная последовательность практических заданий, которые объединяют группы изделий (игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т. д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а учащимся – ситуацию выбора.

     В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов, решение технико-технологических  и организационно-экономических задач.

     Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:

  • Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий
  • Формирование элементов реалистической самооценки
  • Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.

     Учитель последовательно знакомит учащихся с правилами безопасной работы инструментами и санитарно-гигиеническими требованиями к организации труда.

      В каждом из классов запланировано время на выполнение проекта (4-я часть), позволяющего на практике реализовать полученные знания и умения.

4-й КЛАСС (34 ч)

Учимся размышлять

1.        Коллективно обсуждая образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновываем конструктивные особенности вещи и ее назначение.

Коллективно анализируем задание на изменение конструкции изделия. Изменяем конфигурацию развертки изделия в зависимости от нового назначения предмета: достраиваем к имеющейся развертке прямоугольной коробки крышку, увеличивая или уменьшая высоту бортиков, проставляем на готовом эскизе новые размеры фрагментов, пересчитываем новые габаритные размеры.

Обосновываем возможную замену способов соединения: склеивание на сшивание скобами, на щелевой замок; замену способов отделки деталей в отличие от использованных в образце.

2.        Самостоятельно составляем план работы, обоснованно выбирая наименее трудные операции. Различаем по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие — переплетный и макетный ножи, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие — шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для штопки и вышивания; ударный — молоток; монтажные — отвертка и гаечный ключ; разметочные — линейка, циркуль, угольник.

Отмечаем места возможных травмоопасных ситуаций, планируем, условия соблюдения правил безопасной работы.

Самостоятельно планируем оснащение рабочего места.

  1. Самостоятельно выбираем вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции. Обосновываем возможность замены одного материала другим. Различаем по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной и упаковочный картон, эластичную тесьму, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашеную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу пенопласт, полиэтилен, фанеру, шлифовальную шкурку; растительные природные материалы: ветки, плоды, цветы, листья; клей ПВА и силикатный.
  2. Наблюдаем за изменением свойств нити, покрытой силикатным клеем (жидкое стекло): появление блеска, жесткости; увеличение прочности, уменьшение горючести.

Устанавливаем основные технологические этапы изготовления пряжи, ниток и тканей из натуральных волокон.

Готовимся к практической работе

1.        Самостоятельно размещаем на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь.

  1. Выбираем в соответствии с заданием материалы нужного вида, фактуры и размеров.
  2. Проверяем исправность инструментов.
  3. Готовим необходимые приспособления.

Учимся выполнять новые операции

  1. Вписываем циркулем и линейкой равносторонний треугольник в круг.
  2. Продавливаем на бумаге стекой бороздки (выполняем тиснение).
  3. «Льем бумагу» на резиновой форме (папье-маше на воздушном шаре).
  4. Шлифуем заготовку из папье-маше.
  5. Грунтуем заготовку из папье-маше.
  6. Расписываем гуашевыми красками изделие из папье-маше.
  1. Изгибаем на фальцовке фрагменты аппликации из соломки до придания им устойчивой формы.
  1. Отпиливаем в стусле ветку.
  2. Выпиливаем лобзиком заготовку из листового пенопласта.
  1. Заостряем ножом деревянные шпильки.
  2. Сверлим буравчиком природные материалы, зажатые в тисках.
  3. Прокалываем природные материалы трехгранным шилом в тисках.
  4. Откусываем мягкую проволоку острогубцами.
  5. Вышиваем бархатным швом («козлик») в пяльцах.
  6. Штопаем трикотажное изделие на приспособлении.

У нас получаются красивые изделия

I. Хозяйственные принадлежности

 

  1. Кожаный игольничек «Мышка».

        2.    Настенный кармашек для мелочей «Слоненок».

  1. Однослойная прихватка.
  2. Отреставрированное изделие (штопка).
  3. Конфетница из ажурного нитяного кокона.

П. Для оборудования рабочего места

  1. Браслет. Тетрадка-малышка.
  1. Раскладной упаковочный конверт.

III. Игрушки для себя и друзей

  1. Тематические композиции из объемных природных материалов, соединенных шпильками.
  2. Игрушки из поролона (крокодил, смешные человечки, зайчик).
  3. Многодетальные игрушки-марионетки из помпонов (гусеничка).
  4. Бумажные конусообразные игрушки (лягушонок-озорник).

IV. Сувениры

  1. Выпуклые аппликации из разглаженной соломки.
  2. Упаковка для подарков «Секретик» из картонных кругов с отогнутыми сегментами.
  3. Сумочка-сюрпризница из гофрированной половинки круга.
  4. Копилка из папье-маше на резиновой форме.
  5. Кожаный брелок для ключей.
  6. Динамическая композиция из пенопластовых фигурок « Лебединое озеро».

V. Все для праздника

  1. Оборудование праздничного стола: фигурки из бумажных салфеток (лилия, шляпа кардинала, королевская мантия), подсвечник «Цветок» из разрезанной жестяной банки.
  2. Елочные украшения:   плоская картонная подвеска с завитыми деталями из полимерной пленки «Золотая рыбка», игрушки-головки из ажурного нитяного кокона: шары, колобок, зайчик и др.
  3. Детали карнавального костюма: ажурный браслет из искусственной кожи, «Каменный цветок» (пятнадцать изогнутых лепестков из плотной блестящей бумаги собраны на булавке).

За год мы узнали новые слова

Тиснение, выпиливание, шлифование, бархатный шов, штопка.

Паспарту, папье-маше.

Основная нить, уточная нить, ровница, пряжа, пенопласт.

Сегмент, полуовал.

Стусло, струбцина, пилка, лобзик, винт, гайка.


Учебно-тематический план. 4класс.

Наименование

раздела (модуля)

Форма организации обучения

Всего

(ч)

Лекция,

Беседа.

П/р.

Л/р.

Конкурс

Экскурсия

Тест,

с/р.

Проект

Защита

 

1.Трудовая деятельность людей.

1

0,5

0,5

 

2. Изготовление изделий из бумаги и картона.

5

1

3,5

 0,25

 

0,25

3. Изготовление изделий из природного материала.

 4

 1

2

0,5

      0,5

4. Декоративное оформление предметов быта.

4

1

3

 

 

 

5. Процесс труда.

     1

0,5

 

0,5

6. Содержание труда людей ближайшего окружения.

    1

0,25

0,5

0,25

7. Ремонт книг.

    1

0,25

 

0,75

 

8. Изготовление изделий из текстильных материалов.

7

1.5

3,5

0,5

0,5

0,5

0,5

9. Изготовление изделий из пластичных материалов.

3

1  

 1,5

0,5

 10. Уход за одеждой.

1

 

0,5

 0,5

11. Изготовление изделий из фольги.

1

0,5

0,5

12.Первоначальные умения проектной деятельности и проектная деятельность.

 3

1  

2

 

 

13.Сборка моделей и макетов.

2

0,5

1.5

14. Современная бытовая техника.

1

    0,5

0,5

Итого  

 35

10

 20,25

2

 0,75

 0,75

 0,75

0,5

 


Содержание научной информации . 4 класс.

Наименование

раздела

 ( количество часов)

№ занятия п\п

 

НРК

ЦОР

Тема занятия

э Знания и умения

Практическая работа

Инструментарий оценивания

Содержание

Объект

 Трудовая

деятельность

людей

1

 Вводный урок.

Повторение правил техники безопасности.

Правила рабочего человека.

 УДЗ: правила сбора природных материалов.

 УДУ: сортировка материала при сборе, правила сушки листовых и объёмных растительных природных материалов.

 Экскурсия в парк за природными материалами.

 . Природные материалы.

 

 Изготовление изделий из природного материала.

2

 

 Приёмы соединения деталей из природных материалов.

 УДЗ: способы сгибания шишек и консервация их формы.

УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей, самостоятельно изготавливать композиции, используя пластилиновый, клеевой и шпилечный способы соединения деталей.

 .Изучение способов соединения природных

материалов и составления композиций.

 Объёмные

игрушки из природного материала.

Л.р.№1

 3

 Техника выполнения аппликации из соломки.

 УДЗ: правила подбора соломинок по цветам, необходимость учёта направления соломинок в детали.

УДУ: читать схему рисунка, наклеивать распластанные соломинки и изгибать высушенную деталь.

Подготовка  материалов и инструментов к работе.

Выполнение аппликации.

 Порядок на рабочем месте.

 Выпуклая аппликация из соломки.

 П.р.  

№1

Изготовление изделий из текстильных материалов

4

 

 

Изготовление помпонов.

Отделка изделий.

 УДЗ: технология изготовления помпонов и приёмы соединения помпонов между собой и отделка изделия бумажными  и текстильными деталями.

УДУ: самостоятельно изготавливать шаблоны для помпонов и изделие по ним.

Изготовление шаблонов, помпонов, дополнительных деталей, игрушек.

 .Игрушки из нескольких нитяных помпонов.

 П.р.

№2

Наименование

Раздела

(количество

часов)

№ занятия п/п

НРК

Тема занятия

Знания и умения

Практическая работа

Инструментарий

оценивания

Содержание

Объект

 Содержание труда людей ближайшего окружения

 5

 

Работа людей, которых мы видим вокруг : учителя, врачи, продавцы, упаковщики подарков…

 УДЗ: последовательность деления окружности на три части  циркулем.

УДУ: вписывать в круг равносторонний треугольник, собирать игрушку по схеме.

 Работа циркулем. Деление окружности на 3 части. Изготовление упаковки по образцу.

 Ребристая упаковка для объёмного подарка

«Секретик».

П.р.

№3

 Изготовление изделий из природных материалов (глина).

 6

 Изделия народных умельцев. (Дымковская, каргопольская, абашевская игрушки)

 

УДЗ: дымковская, каргопольская, абашевская, каргопольская игрушки, их особенности ( роспись ,цвет , конструкция).

УДУ: лепить игрушки по образцу.

 

 Разбор особенностей игрушек, последовательности работы, лепка игрушек.

 Лепка игрушек по изображению

 П.р.

№4

 Изготовление изделий из бумаги.

 7-8

 Работа циркулем.

Заготовки для конуса.

 

УДЗ: приёмы разметки заготовок для конуса по шаблонам или циркулем.

УДУ: подвижно соединять два конуса.

 Изготавливать детали разными способами, соединять их между собой, отделывать игрушку.

 Лягушонок – озорник из бумажных конусов.

 П.р.

№5

Процесс труда

9

Изготовление многослойной заготовки.

УДЗ: приёмы изготовления многослойной заготовки.

УДУ: соединение деталей под углом щелевым замком.

Работа по образцу.

Изготовление деталей браслета и соединение их между собой.

Плетёный браслет.

П.р.

№6

Изделие изделий из текстильных материалов.

10

Разметка, резание и склеивание за кромки кожаных деталей.

УДЗ: приёмы разметки, резания и склеивания за кромки кожаных деталей .

УДУ: выполнять все предусмотренные операции.

 

Разметка  деталей по шаблону, их вырезание, склеивание.

Игольничек

«Мышка».

П.р.

№7

Декоративное оформление предметов быта и жилища.

11

Разметка изделий сложной формы.

УДЗ: приёмы разметки изделия сложной формы по шаблону.

УДУ: продавливать фальцовкой по разметке ребра для гофрирования.

Подготовка материалов, разметка и вырезание по шаблону. Гофрирование, сборка  изделия.

Сумочка - сюрпризница

П.р.

№8

Наименование

Раздела

(количество

часов)

 занятия  п\п

НРК

ЦОР

Тема занятия

Знания и умения

Практическая работа

Инструментарий оценивания

Содержание

Объект

Изготовление изделий из проволоки и фольги.

12

Свойства металлов – пластичность, твёрдость, прочность.

УДЗ: свойства металла – пластичность и твёрдость, прочность. Правила безопасной работы при резании металла ножницами.

УДУ: на глаз разрезать ножницами на вертикальные полосы стенку банки, отгибать полосы вниз, придавая округлую форму.

Демонстрация свойств металла. Инструктаж по правилам безопасной работы. Демонстрация приёмов работы и их выполнение.

Подсвечник из металлической банки.

П.р.

№9

Декоративное оформление предметов быта и жилища.

13

Праздник в нашем доме.

Складывание тканевых салфеток.

УДЗ: при складывании тканевых салфеток фальцы не заламывают.

УДУ: по алгоритму сложить новые виды фигурок.

По алгоритму сложить несколько фигурок из тканевых салфеток.

Фигурки из бумажных салфеток

«Лилия»…

П.р.

№10

Изготовление изделий из природных материалов.

14

Традиции встречи Нового года в России.

УДЗ: традиции встречи Нового года в России, подготовка яичной скорлупы к работе. Мозаичные работы.

УДУ: готовить яичную скорлупу к работе, выполнять аппликацию из яичной скорлупы.

Подготовка основы, яичной скорлупы. Выполнение эскиза.

Нанесение клея, выполнение аппликации.

Новогодние игрушки  из яичной скорлупы.

П.р.

№11

Изготовление изделий из бумаги и картона.

15

Традиции встречи  Нового года в разных странах.

УДЗ: правила подгонки парных деталей при склеивании.

УДУ: вклеивать отделочные детали между парными основами.

Организация рабочего места. Тренировка в выполнении новых приёмов работы с бумагой.

Ёлочная подвеска «золотая рыбка».

П.р.

№12

16

Виды отделок коконов.

Отделка в соответствии с замыслом.

УДЗ: правила безопасного резания кокона пополам,  приёмы изготовления дна и отделки края изделия.

УДУ: самостоятельно смять кокон для получения дна зафиксировать его двумя картонными кружками, отделать край тесьмой или кружевом.

Изготовление кокона.

Получение дна.

Отделка игрушки.

Уборка рабочего места.

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

П.р.

№13

Наименование

Раздела

( количество

часов)

 занятия п/п

НРК

ЦОР

Тема занятия

Знание и умения

Практическая работа

Инструментарий

оценивания

Содержание

Объект

Изготовление

Изделий из бумаги и картона

17

Рицовка.

УДЗ: суть операции «рицовка».

УДУ: надрезать по линии сгиба ножом заготовку, отгибать фрагменты детали на линейке, вырезать внутренние углы в два приёма.

Разметка деталей конверта на бумаге.

Рицовка заготовки.

Отделка конверта.

 Раскладной конверт.

П.р.

№14

Изготовление изделий из текстильных материалов.

18

Л.р. «Строение ткани. Полотняное переплетение». Разметка и раскрой изделия.

УДЗ: из какого сырья производятся натуральные ткани.

УДУ: размечать детали на ткани по выкройке.

Изучение коллекций натуральных тканей.

Раскрой деталей прихватки.

Однослойная прихватка.

Л.р.

№2

19

Соединение деталей швом «ручная строчка». Отделка изделия.

УДЗ: технология выполнения шва «ручная строчка»,

         Приёмы склеивания лоскутком полиэтиленом.

УДУ: шить швом «ручная строчка», приклеить    аппликацию на полиэтилен.

Соединить детали прихватки швом «ручная строчка» и украсить прихватку аппликацией.

Однослойная прихватка.

П.р.

№15

Изготовление изделий из пластичных материалов.

20

Л.Р. «Свойства и виды пластичных материалов, приёмы их обработки».

Поролон.

УДЗ: правильное название материала, его свойства.

УДУ: вырезать детали без разметки, на глаз, сшивать и связывать, придавать новую форму.

Изучение свойств поролона. Изготовление игрушек из поролона по образцам.

Игрушки из поролона.

Л.р.

№3

Ремонт книг.

21

Твёрдый переплёт. Его состав.

УДЗ: Технический рисунок, чертёж. Определение размеров заготовки. Приёмы резания картона ножом. ТБ.

УДУ: определять размеры заготовки и размечать её.

Резать картон ножом, надрезая линии сгиба.

Выполнение заготовки твёрдого переплёта.

Ремонт книг из школьной библиотеки.

Ремонт книг в твёрдом переплёте.

П.р.

№16

Наименование раздела

( количество

часов)

№ занятия п/п

НРК

ЦОР

Тема занятия

Знания и умения

Практическая работа

Инструментарий оценивания

Содержание

Объект

Современная бытовая техника

22

Проводники и изоляторы.

ТБ при работе с электро -приборами.

УДЗ: элементарное понятие о проводниках и изоляторах. Правила электробезопасности, сборки электроцепи.

УДУ: сборка электрической цепи из элементов электроконструктора.

Л.р. « Сборка электрической цепи. Проводники и изоляторы».

Электри –

ческая

цепь.

Л.р.

№4

Декоративное оформление предметов быта и жилища.

23

Папье-маше. Заготовка бумаги, оклеивание формы.

УДЗ: приёмы работы с папье-маше.

УДУ: заготавливать бумагу для папье-маше; оклеивать форму.

Последовательность выполнения работы, подготовка бумаги, оклеивание формы.

Копилка из

папье-маше

П.р.

№17

24

Отделка изделия гуашевыми красками.

УДЗ: последовательность отделки изделия гуашевыми красками.

УДУ: украшать изделие из папье–маше гуашевыми красками.

Отделка изделия гуашевыми красками.

Копилка из

папье-маше

П.р.

№18

  Сборка моделей и макетов.

25-26

НРК  Макеты жилищ народов Урала.

  Изготовление объёмных изделий.

УДЗ: виды жилищ народов Урала. Разметка деталей по чертежу. Правила ТБ.

УДУ: работа по инструкционной карте, соблюдение правил ТБ, отделка и сборка деталей.

Разметка деталей по чертежу, отделка деталей, сборка макета.

Макеты деревенских домиков с надворными постройками.

П.р.

№19

Уход за одеждой.

27

Реставрация изделий.

УДЗ: виды штопки, последовательность её выполнения.

УДУ: выполнить штопку личных вещей.

Штопка личных вещей.

Штопка.

П.р.

№20

Изготовление изделий из текстильных материалов.

28

Склеивание искусственной кожи.

УДЗ: приёмы склеивания искусственной кожи, пробивания отверстий пробойником.

УДУ: подгонять парные детали после склеивания

Вырезание деталей брелка, их склеивание, подгонка.

Брелок для ключей из искусственной кожи.

П.р.

№21

Наименование

Раздела

( количество

часов)

№ занятия п/п

НРК

ЦОР

Тема занятия

Знания и умения

Практическая работа

Инструментарий оценивания

Содержание

Объект

Изготовление изделий из пластичных материалов

29

 

Свойства  пенопласта.

Техника безопасности при работе лобзиком.

УДЗ: свойства пенопласта, правила безопасного использования лобзика.

УДУ: самостоятельно закрепить на парте струбциной выпиловочный столик.

Рассказ о свойствах пенопласта, правилах техники безопасности, тренировка в закреплении

выпиловочного столика.

Пенопластовые фигурки

«Лебединое озеро»

П.р.

№22

30

Приёмы обработки пенопласта.

УДЗ: правила первой помощи при порезах, технология выполнения фигурок.

УДУ: пилить по линии разметки пенопластовую деталь лобзиком.

Разметка фигурок на пенопласте, их выпиливание, закрепление на основе.

П.р.

№23

Первоначальные умения проектной деятельности.

31

Выбор и обоснование проекта. Банк проектов.

Материалы и инструменты для выполнения проекта.

УДЗ: Основные сведения о проектах. Область применения, функциональное назначение. Рациональный подбор материалов и инструментов.

УДУ: Анализировать проблему выбора, подбирать необходимые материалы и инструменты, проводить элементы экономического расчёта.

Выбор тема проекта.

Подбор материалов и инструментов.

Выбор изделия.

 

П.р.

№24

32

Последовательность выполнения работы по проекту. ТБ. Реклама и товарный знак.

УДЗ: самостоятельное планирование технологического процесса, выбор оптимальной технологии, правила техники безопасности, назначение рекламы и товарного знака.

УДУ: самостоятельно работать с технологической картой, проба составления рекламы или товарного знака.

Составление таблицы

«Последовательность технологических операций». Работа над товарным знаком или рекламой.

Технологическая карта.

Товарный знак или реклама.

П.р.

№25

Изготовление изделий из текстильных материалов.

33

    НРК Традиции,

обычаи, обряды родного края

Традиции, обычаи, обряды родного края.

Виды и назначение полотенец.

УДЗ: традиции, обычаи, обряды родного края. Требования к конструкции изделия: трудоёмкость, себестоимость, удобство сборки, художественного оформления.

УДУ: анализ конструкции изделия, изображение конструкции графически, определение формы и габаритных размеров.

Работа над проектом.

Эскиз  

Изделия.

П.р.

№26

№ занятия п/п

НРК

ЦОР

Тема

занятия

Знания и умения

Практическая работа

Инструментарий

оценивания

Содержание

Объект

34

НРК Вышивка народных мастериц. Семантика узоров

Техника выполнения украшающих швов.

УДЗ: Технология выполнения украшающих швов

(стебельчатый, тамбурный …).

УДУ: выполнять отделку изделия знакомыми швами.

Работа над проектом.

Отделка  

Изделия.

П.р.

№27

Первоначальные умения проектной деятельности

35

Защита проектов.

УДЗ: Анализ выполненной работы, обнаружение недостатков, их исправление.

УДУ: Умение защитить свой проект, рассказать об изделии, ответить на вопросы.

Защита проектов.

Проект.

П.р.

№28


Календарно-поурочное планирование по технологии.

4класс

№ урока

Дата

Тема урока

Вид контроля

Примечание

(коррекция)

1

 Вводный урок.  Повторение правил техники безопасности.

 

 

 Экскурсия в парк за природными материалами.  

2

Приёмы соединения  деталей из природных материалов  

Л.р.№1

Л.р.№1 .Объёмные игрушки из природного материала

3

Техника выполнения аппликации из соломки.

Пр./р.

№ 1

Пр./ р.№1 Выпуклая аппликация из соломки.

4

Изготовление помпонов. Отделка изделий.  

Пр./р.

№ 2

 

Пр./р. №2 Игрушки из нескольких помпонов. 

5

Работа людей, которых мы видим вокруг.

Пр./р.

№ 3

Пр./ р. №3 Ребристая упаковка «Секретик».

6

 Изделия народных умельцев.(Дымковская, каргопольская…

Пр./р.

№ 4

Пр./р. №4 Лепка игрушек по изображению.

7

Работа циркулем. Заготовки для конуса.  

Пр./р.

№5

Пр./р. №5 Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

8

 Работа циркулем. Заготовки для конуса.  

Пр./р.  

№5

 

Пр./р. №5 Лягушонок-озорник из бумажных конусов.  

9

Изготовление многослойной заготовки.

Пр./р.

№ 6

Пр./р. №6 Плетёный браслет.

10

Разметка, резание и склеивание за кромки кожаных деталей.  

Пр./р.

№7

Пр./р. №7 Игольничек «Мышка».

11

 Разметка изделий сложной формы.

Пр./р.

№ 8

Пр./р.№8 Сумочка – сюрпризница.   

12

 Свойства металлов – пластичность, твёрдость, прочность.

 Пр./р.

№9

Пр./р. №9  Подсвечник из металлической банки.

13

Праздник в нашем доме. Складывание тканевых салфеток.  

  Пр./р.

№ 10

 П.р./р. №10 Фигурки из салфеток «Лилия»…

14

Традиции встречи Нового года в России.  

Пр./р.

№11

Пр./ р.№11 Новогодние игрушки из яичной скорлупы 

15

Традиции встречи Нового года в  разных странах.

 Пр./р.

№ 12

Пр./ р.  №12  Ёлочная  подвеска «золотая рыбка».

16

 Виды отделок коконов. Отделка в соответствии с замыслом.

Пр./р.

№ 13

Пр./ р.№13 Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

17

  Рицовка.

Пр./р.

№14

Пр./р№14 Раскладной конверт.  

18

 «Строение ткани. Полотняное переплетение». Разметка и раскрой изделия.

Л.р./р.

№ 2

Л.р./ р.№2  Однослойная прихватка.

19

Соединение деталей швом «ручная строчка». Отделка изделия.

Пр./р.

№ 15

 

Пр./р. №15 Однослойная прихватка. 

20

 Свойства и виды пластичных материалов, приёмы их обработки. Поролон .

Л.р./р.

№ 3

 

Л.р./р. 3 Игрушки из поролона. 

21

Твёрдый переплёт. Его состав.  

Пр./р.

№ 16

Пр./р. №16 Ремонт книг в твёрдом переплёте. 

22

Проводники и изоляторы. ТБ при работе с электро приборами.  

Л.р./р .

№4 

Л.р./р.  №4 Электрическая цепь.

23

Папье-маше. Заготовка бумаги, оклеивание формы .

Пр./р.

    № 17

Пр./р. №17 Копилка из папье-маше .  

24

 Отделка изделия гуашевыми красками.

Пр./р.

 № 18

Пр./р. №18 Копилка из папье-маше  .

25

 Изготовление объёмных изделий.

НРК Макеты жилищ народов Урала.   

Пр./р.

№ 19

 

Пр./р. №19 Макеты деревенских домиков.  

26

  Изготовление объёмных изделий.

НРК Макеты жилищ народов Урала. 

Пр./р.

№ 19

Пр./р. №19 Макеты деревенских домиков.  

27

Реставрация изделий.  

Пр./р.

№ 20

Пр./р.  №20 Штопка.

28

Склеивание искусственной кожи.

Пр./р.

№21

 

Пр./р. №21 Брелок для ключей из искусственной кожи .

29

 Свойства пенопласта. Техника безопасности при работе лобзиком.

Пр./р.

№22

Пр./р. №22 Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро».

30

Приёмы обработки пенопласта.

Пр./р.

№ 23

Пр./р.  №23 Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро». 

31

 Выбор и обоснование темы проекта.

Пр./р.  

№24

Пр./р.№24 Выбор изделия.  

32

Последовательность выполнения работы по проекту.  

Пр./р.

№ 25

Пр./р.№25 Технологическая карта. Товарный знак или реклама.  

33

  НРК Традиции, обычаи, обряды родного края.

           Виды и назначение полотенец. 

Пр./р.

 № 26

 

Пр./ р..№26 Эскиз изделия.

 34

 Техника выполнения украшающих швов.

НРК Вышивка народных мастериц.

Пр./р.

№27

 

Пр./р.  №27 Работа над проектом.

35

Защита проектов.

Пр./р.

№28

Пр./р.№28 Проект.


Перечень практических работ.

Четверть

№ занятия в тематическом планировании

Дата

№ темы п/п

Тема

1

3

1

 Выпуклая аппликация из соломки.

4

2

Игрушки из нескольких помпонов.

5  

3

Ребристая упаковка секретик.  

6  

4

 Лепка игрушек по изображению.

7  

5

 Лягушонок – озорник из бумажных конусов.

8

5

Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

2

9

6

Плетёный браслет.

10

7

 Игольничек «Мышка».

11

8

Сумочка-сюрпризница.

12

9

Подсвечник из металлической банки.

13

10

Фигурки из салфеток «Лилия»…

14

11

Новогодние игрушки из яичной скорлупы.

15

12

Ёлочная  подвеска « золотая рыбка».

16

13

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

3

17

14

Раскладной конверт.

19

15

Однослойная прихватка.

21

16

Ремонт книг в твёрдом переплёте.

23

17

Копилка из папье-маше.

24

18

Копилка из папье-маше.

25

19

Макет деревенских домиков.

26

19

Макет деревенских домиков.

4

27

20

Штопка.

28

21

Брелок для ключей из искусственной кожи.

29

22

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро».

30

23

Пенопластовые фигурки «лебединое озеро».

31

24

Выбор изделия.

32

25

Технологическая карта. Товарный знак или реклама.

33

26

Эскиз полотенца.

34

27

Работа над проектом.

35

28

Проект.


Перечень лабораторных работ. 4 класс

Четверть

№ занятия в тематическом планировании

Дата

№ темы п/п

Тема

1

2

1

 Объёмные игрушки из природного материала.

2

18

2

 Однослойная прихватка.

3

20

3

Игрушки из поролона.

22

4

  Электрическая цепь.


Межпредметные связи.

Образовательная область «Технология»:

 разделы, темы, этапы урока.

Другие предметы, разделы

- называние изделия, частей, деталей, материалов, инструментов, приспособлений, технологических операций и т. д.

- анализ конструкции изделия, размышление по созданию изделия, планирование трудовых действий; анализ готовой продукции, оценка труда, подведение итогов, включение пословиц, поговорок, загадок

- работа с дидактическими материалом, наглядными пособиями, дополнительной литературой.

ЯЗЫК

- обогащение словаря

- развитие речи

- закрепление навыков чтения

- анализ, сопоставление, сравнение, обобщение

- пространственные представления

- счет, измерения, вычисления, расчеты

-нахождение значений буквенных обозначений

-формы геометрических фигур

-единицы измерений

-чертежно-измерительные инструменты

-графическая грамота, построение геометрических фигур

МАТЕМАТИКА

- оценка качества работы, учет количества полученной продукции

-понятие «экономика», «рациональность»

ЭКОНОМИКА

-забота о здоровье, безопасность и гигиена труда

-забота о живой и неживой природе

-виды растений, условия роста и их развития

-виды движения и энергии

- представление о трении и балансе

- понятие о плане и масштабе

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

- развитие мышечной системы, глазомера, координации движений, чувства меры, силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

- тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна

- развитие чувства прекрасного

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

- ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа

МУЗЫКА

- построение и чтение чертежей

ЧЕРЧЕНИЕ

- лепка

- вырезание

ПИСЬМО

- формирование каллиграфических навыков

- улучшение глазомера

Методы оценки работ по предмету «Технология» в начальной школе.

В принципе оценка на уроке труда ставится, как и по любому другому предмету, по обычной пятибалльной системе и обычным нормам: за безошибочную работу учитель ставит оценку «5», с одной-двумя ошибками — «4», оценка «3» может быть дана за три – пять ошибок. Однако на практике соблюдение этих норм оценок обязательно только при проведении контрольных работ или при окончательной оценке каждой работы, которую ученик сдает как полностью выполненную.

    К оценке текущей трудовой деятельности детей приходится подходить очень осторожно. Главной воспитательной целью программы трудового обучения является формирование у детей любви и интереса к любому общественно полезному труду. Это достигается только в том случае, если с трудовыми действиями всегда будет связываться чувство удовлетворения, радости. Добиться этого можно в том случае, если в результате трудовых усилий (иногда требующих достаточного упорства, стараний, напряжения) обязательно получается изделие, которое затем используется по назначению. На уроках труда дети должны делать только такие изделия, которые нужны.  Оценка «2» может быть поставлена лишь за нежелание выполнить работу, за намеренную порчу своей работы и работ товарищей. Если же ученик старается, но у него пока не получается, задача учителя и товарищей – помочь ученику найти его ошибки и исправить их. Нельзя делать работу за ученика. Но обязательно нужно помочь ему довести работу до такого уровня, чтобы изделие можно было использовать. Отсюда следует, что даже оценка «3» ставится лишь в тех исключительных случаях, когда ученик не научился еще и отказывается исправить ошибки, довести свою работу до нужного уровня. Все работы, которые ученик исправил и сдал для использования по назначению, получают оценку «4» или «5».

      Кроме того, если по другим показателям у ученика нет ошибок или получена оценка «4», учитель может снизить оценку на один балл за неаккуратность. Если же в контрольной работе оценка по другим требованиям уже составляет «3», дальнейшее снижение оценки за грязь или неэкономное расходование материала не делается.

      Ученики, которые допустили в работе ошибки, но добились исправления их, даже переделали изделие, заслужили особой похвалы.    

Контрольные тесты для учащихся

4 класса

работа с тканью.

1. Ткани изготавливаются из ниток на ткацких фабриках. Нитки бывают натуральные и искусственные. Натуральные нити бывают:

Растительного происхождения (растения);

Животного происхождения (шерсть животных)

Искусственные нити (из нефти и газа) – синтетика.

Определи, какие материалы растительного происхождения:

-лен

-шелк

-хлопок

-капрон

-шерсть

-мех

-поролон

Определи, какие материалы животного происхождения:

-хлопок

-шерсть

-шелк

-капрон

-мех

-поролон

Материалы из нефти и газа называются «капрон» и «поролон».

Определи, какого они происхождения:

-натуральные

-синтетика

-растительного  происхождения.

Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Согласен ли ты, что

-лицевая сторона ткани ярче изнаночной

-на лицевой стороне прячут узелки

-рисунок лучше виден на изнаночной стороне

-раскраивают ткань  с лицевой стороны

-обводить выкройку можно мелом, карандашом, обмылком

-выкройку к ткани прикреплять не стоит

.

Какие профессии людей названы правильно:

-шьет одежду токарь-

Печет пироги сапожник

-печет пироги пекарь

-шьет одежду портниха

-шьет одежду швея

-вяжет костюмы вязальщик

Безопасность труда при работе с иглами и булавками.

Ответь, как правильно хранить иглы и булавки

-можно поместить их в одежде

-положить в карман или в портфель

-я храню иглы и булавки в игольнице

Ответь, как правильно предавать иглы товарищу:

-ушком вперед

-острием вперед

Ответь на вопрос: нужно ли во время работы с иглами и булавками выполнять правила работы с ножницами

-нет, это не обязательно

- я всегда соблюдаю правила работы с ножницами

Ответь, как называется острый предмет из металла с отверстием для нитки

-петля

-спица

-иголка

Назови части иголки:

-отверстие

-острие

-ушко

-острота

Инструменты и материалы

Предметы, с помощью которых выполняются изделия, называются «приспособлениями и инструментами».

Подчеркни  инструменты и приспособления:

-пластилин        -  картон

-ножницы        - фольга

-угольник          - линейка

-проволока        - шаблон

-металл              - кусачки

-глина                - нитки

-бумага              - ткань

-циркуль            - утюг

-отвертка           - мел

-поролон            - кора

Предметы, из которых выполняются изделия, называются «материалами».

Подчеркни известные тебе материалы:

-кожа                   - грабли

-шило                   - веревка

-клей                    - гладилка

-соломка              - картон

-шишки               - поролон

-мех                     - наперсток

-карандаш           - бумага

-выкройка           - шелк

-пяльцы                - скорлупа

-ситец                  - нитки

Соединения деталей.

Подчеркни, как соединяют детали из бумаги:

-на клею

-нитками

-проволокой

-с помощью резьбы

-гвоздями

Подчеркни, как соединяют детали из дерева:

-на клею

-резьбой

-сварочным аппаратом

-на гвоздях

-с помощью деревянных шипов

Как соединяют детали из ткани:

-на клею

- нитками

-проволокой

-леской

-веревкой

Что является сырьем для производства бумаги:

-металл

-глина

-древесина

-клей

-песок

-макулатура

-тряпки

-вода

-пар

-красители

Подчеркни, какие инструменты и приспособления используют при работе с бумагой:

-гладилка

-шаблон

-выкройка

-наперсток

-подставка для кисточки

-тиски

-лопата

-грабли

-пяльцы

-коса

-ножницы

Работа с пластилином и глиной

Лепка

Из каких материалов изготавливают пластилин:

-земля

-вода

-песок

     -жиры

     -красители

     -глина

     -вазелин

Выбери предметы для лепки

-шаблон

-подкладная доска

-стека

-нитки

-красители

-тряпочка

Для чего нужны нитки при лепке

-обмеривать изделие

-разрезать пластилин

-соединять детали

Для чего нужны стеки

-разрезать пластилин

-делать углубления

-прорабатывать детали изделия

С какими правилами работы при лепке ты согласен:

-тряпочки для вытирания рук не нужны

-руки можно не мыть

-тряпочек нужно 2: влажную и сухую

-пластилин не оставляет пятен и не пачкается

-ранки на руках нужно обрабатывать йодом

-руки мыть после работы с пластилином не обязательно

В каких случаях используют пластилин:

-соединяют детали из бумаги

-соединяют детали из пластилина

-соединяют детали из природного материала

-можно временно залепить отверстие в трубе

-использовать вместо оконной замазки

Согласен ли ты с тем, что пластилин это:

-твердый материал

-пластичный материал

-плохо режется

-пропускает воду

-становится мягким от тепла

-не пачкает рук

Подумай и ответь, согласен ли ты, что

-лепить из пластилина нужно на подкладной доске

-изделия из пластилина можно держать на солнце

-игрушки из пластилина долговечны

Работа с бумагой

Определи правильную последовательность выполнения операции наклеивания

  1. накрой приклеенную деталь чистым листом бумаги и тщательно притри.
  2. нанеси клей равномерно тонким слоем на наклеиваемую деталь
  3. положи деталь на отведенное ей место.

Какими инструментами прорабатывается линия сгиба

-линейкой

-гладилкой

-утюгом

-пальцами руки

-ластиком

Каким инструментом можно начертить окружность на бумаге

-ножницами

-по шаблону

-гладилкой

-линейкой

-по лекалу

-циркулем

-карандашом

Какие инструменты и приспособления нужны для изображения прямоугольника

-шаблон

-линейка

-карандаш

-угольник

-ножницы

-подкладная доска

Можно ли при работе с ножницами

-размахивать ими

-ковырять стол

-держать на столе в раскрытом виде

-передавать острыми концами вперед

Оригами

  1. отгадай загадку:

У двух матерей по пяти детей.

         Без них невозможен труд.

         Знаете, как их зовут?

-ножницы

-пяльцы и нитки

-руки и пяльцы

-иголки и нитки

-ежики

-гвозди

  1. Выбери предмет, про который можно сказать, что он прямоугольный, гладкий, волокнистый, плотный:

–пластилин

–лоскут ткани

–фальцовка

–проволока

–карандаш

–гвоздь

лист бумаги

-нитка

  1. Выбери то свойство бумаги, без которого нельзя сделать поделки в технике оригами

  -цвет

-шероховатость

-гладкость поверхности

-сгибаемость

4.выбери 4 вида бумаги, из которых можно выполнить поделки в технике оригами

-писчая

-цветная

-газетная

-крепированная

-фотобумага

-калька

  1. подбери к термину правильное определение. Квадрат – это

-прямоугольник, у которого все стороны равны

-четырехугольник, у которого все стороны равны

-четырехугольник, у которого все углы прямые

  1. выберите инструменты, которые пригодятся для получения квадратной заготовки из прямоугольного листа бумаги

 -фальцовка

-линейка

-карандаш

-молоток

-игла

-ластик.


ПЕРЕЧЕНЬ

учебно-наглядных пособий и учебного оборудования

для трудового обучения в 1—4 классах

Инструменты и приспособления

Простой карандаш ТМ, М, 2М; фальцовка, линейка измерительная, угольник, циркуль, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, макетный и переплетный ножи, кисточка для клея и красок, иголки швейные для вышивания и для штопки, портновские булавки, круглое и трехгранное шило, буравчик, ножовка для пиления поперек волокон, лобзик, острогубцы.

Шаблоны, контрольные копии рисунков на кальке, фальцлинейка, подрезная доска, оправки, металлические скобы для сшивания бумаг, стиплер, распылитель для окрашивания бумаги, шлифовальная колодочка, стусло, пяльцы.

Электрический утюг с терморегулятором, трафареты букв.

Материалы

Бумага цветная для аппликаций, крепированная, калька копировальная, цветная, окрашенная в массе, ватман, самоклеящаяся бумага; картон переплетный, цветной, упаковочный гофрированный.

Ткань — лоскут гладкокрашеный и набивной хлопчатобумажный и льняной, обрезки драпа. Вата, обрезки ватина, тесьмы, эластичной ленты, старых кружев, сутажа. Нитки швейные белые, черные и цветные № 50, мулине, для штопки.

Проволока тонкая мягкая.

Клей ПВА, силикатный.

Поролон, пенопласт, полимерная пленка.

Куски фанеры 3-мм толщины.

Растительные природные материалы: корни, стебли, соломка, листья, плоды, цветы, соцветия, семена, лепестки.

Полуфабрикаты, бросовые материалы: катушки деревянные, картонные шпули, спичечные коробки, яичная скорлупа, металлизированная бумага от упаковок сигарет, бумага от настенных календарей, шерстяная деформированная пряжа от старых трикотажных изделий, пластмассовые обложки от книг, полимерные упаковки от цветов, елочный «дождик», искусственная кожа от старых сумок.

Переводные картинки.

Коллекции

Хлопок (для начальной школы), лен (для начальной школы), шерсть (для начальной школы), шелк (для начальной школы), коллекция древесных пород.

Экранно-звуковые пособия

Кинофильмы «На прядильной и ткацкой фабрике», «На деревообрабатывающем комбинате».


Перечень учебных материалов.

Для учителя

1. Примерная программа начального общего образования по технологии    (труду).

2. Программа «Трудовое обучение. Школа мастеров 1-4 класс. (Автор-составитель Геронимус Т.М. 1998г.)

 3. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. — М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

4. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации. — М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

5. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе 1-4 кл. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

Для учащихся

Учебник-тетрадь «Я все умею делать сам» для 1-2 классов.

Учебник-тетрадь «Я все умею делать сам» для 3 класса.

Учебник-тетрадь «Я все умею делать сам» для 4 класса.

Рабочая тетрадь «Маленький мастер» (с двумя съемными блоками разрезных карточек «Учимся мастерить» и «Бумажкино царство»).

Рабочая тетрадь «Серебряная паутинка» для 3-4 классов.