Программы кружков "Юные умельцы"и "Рукодельница"
рабочая программа по технологии по теме
Программа "Юные умельцы" в системе дополнительного образования художественно-эстетического направления для детей 7-9 лет. Данная програма знакомит детей со следующими направлениями деятельности: работа с бумагой и картоном, квиллинг, бисероплетение, изонить.
Программа "Рукодельница" в системе дополнительного образования художественно-эстетического направвления для детей 9-13 лет. Изучаемые направления: цветы из бисера, вышивка лентами, квиллинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 98.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского технического творчества Брянской области»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
методического совета Центра Директор ЦДТТ
Протокол №___от «__»___20__г. Брянской области
_____Г. С. Лукомская
от «__»______20__г.
Утверждена решением
педагогического совета Центра
Протокол №___от «__»___20__г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Юные умельцы»
Направленность:
художественно-эстетическая
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 7 — 8 лет
Педагог дополнительного образования Маркелова Н. М.
2014
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………….3
2.Учебно—тематический план………………………………………………6
3.Ожидаемые результаты……………………………………………………7.
4.Содержание программы ……………………………………………………8
5. Методические рекомендации по организации и методике проведения занятий………………………………………………………………….…. 12
6.Материалы и инструменты……………………………………………….12
7. Список литературы для педагога…………………………………………………….……………….13
8. Список литературы для детей…………………………………………………….………………14.
Пояснительная запискаДанная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно- прикладного искусства. Это комплексная программа художественно—эстетической направленности.
Содержание и оформление образовательной программы представлено на основании требований, изложенных в Письме Минобразования и науки РФ от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет. Это «самое близкое искусство».
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. В них сосредоточено единство творчества и труда.
Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать их техническими знаниями, развивать трудовые умения и навыки. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.
Предметом изучения в программе является технология работы с бумагой, соленым тестом, бисером, изонитью.
Тема ручного труда становится актуальной, ведь современным воспитанникам необходимы занятия по развитию творческого воображения.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства.
Актуальность программы обусловлена интересом к декоративно- прикладному творчеству в последнее время. Изделия, выполненные вручную стали больше цениться. Кроме того материал для работы доступен.
Данная программа отличается особенностью построения учебного плана, последовательностью изучения материала. Чередование занятий четырех видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделью. Ознакомившись с несколькими видами рукоделья и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Занятия способствуют развитию творческих способностей, инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора, способность понимать позицию другого человека
Цель программы: Формирование и развитие у детей творческих умений и индивидуальных способностей посредством занятий декоративно- прикладным творчеством.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- ознакомить с основными способами и техническими приемами работы с бумагой, соленым тестом, бисером, и изонитью.
- научить детей владеть простейшим техниками, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
- создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к декоративно- прикладному творчеству;
- создавать творческую атмосферу и установить контакт с детьми, а также их родителями;
- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца;
- воспитывать культуру общения, коммуникативные способности, ответственность, и дисциплинированность, бережное отношение к материалам и инструментам.
- способствовать самоутверждению через трудовую деятельность.
Программа предназначена для детей 7-8 лет . Занимаются мальчики и девочки. Количество детей в группе 12-15 человек.
Режим занятий. Расписание занятий строится из расчета 2 в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10-15 минут. Занятия проводятся на базе школы города (по согласованию).( всего144 часа).
Программа построена на следующих принципах:
- природосообразности, при котором обучение проходит с учетом психологического развития каждого учащегося.
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.
- сознательности и творческой активности обучаемых, предполагает развитие у детей самодеятельности, активности, инициативы.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом, в соответствии с поставленными целями и задачами: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий можно использовать небольшие упражнения для снятия утомления.
В зависимости от целей и задач, поставленных на занятии, определяются методы и формы обучения.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме беседы, дискуссии, рассказа, объяснения, демонстрации наглядности.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и простейших композиций: практическая работа, самостоятельная работа, упражнения.
Формами подведения итогов реализации программы являются участие детей в мини-выставках лучших работ по темам и разделам программы, массовых мероприятиях.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2. Чудеса из бумаги. Аппликация. | 22 | 4 | 19 | ||
2.1 | Обрывная аппликация | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | Мозаика из обрывных кусочков | 6 | 1 | 5 | |
2.3 | Объемная аппликация | 6 | 1 | 5 | |
2.4 | Аппликация из геометрических фигур. | 6 | 1 | 5 | |
Квиллинг. | 28 | ||||
2.5 | Основные элементы квиллинга. | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Составление простейших композиций из основных элементов | 6 | 1 | 5 | |
Мини-выставка | |||||
2.7 | Создание декоративных композиций. | 20 | 2 | 18 | |
Раздел 3.Поделки из соленого теста. | 32 | ||||
3.1 | Простейшие приемы работы с тестом. Изготовление базовых форм. | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей. | 6 | 1 | 5 | |
3.3 | Изготовление мелких сувениров. | 6 | 1 | 5 | |
3.4 | Объемные лепные фигурки. | 6 | 1 | 5 | |
3.5 | Изготовление панно. | 12 | 2 | 10 | |
Мини-выставка | |||||
Раздел 4. Работа с бисером. | 26 | ||||
4.1 | В гостях у бусинки. Бисерная мозаика. | 4 | 1 | 3 | |
4.2 | Технология низания на капроновой нити. | 12 | 2 | 10 | |
Мини-выставка | |||||
4.3 | Технология плетения на проволоке. | 16 | 2 | 14 | |
Раздел 5. Рисунки нитью. | 32 | ||||
5.1 | Знакомство с изонитью. | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Техника изонити. Заполнение углов. | 6 | 1 | 5 | |
5.3 | Моделирование образов с использованием изображений углов. | 6 | 1 | 5 | |
5.4 | Заполнение окружностей. | 6 | 1 | 5 | |
5.5 | Моделирование образов с использованием изображений окружностей. | 12 | 1 | 11 | |
Итоговое занятие. Итоговая выставка. | 2 | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 144 | 29 | 115 |
Ожидаемые результаты обучения.
К концу обучения учащиеся
должны знать:
- правила организации рабочего места с соблюдением техники безопасности, правила работы с инструментами ручного труда;
- технологию изготовления аппликации из бумаги, основных элементов квиллинга, составления композиций;
- технологические приемы и основные этапы работы с тестом, виды изделий из теста ;
- технологию низания на капроновой нити и плетения на проволоке;
- простые приемы работы в технике изонити.
должны уметь:
- организовать рабочее место с соблюдением правил безопасности труда;
- применять полученные знания на практике;
- с помощью педагога соблюдать технологию изготовления изделий из бумаги и картона, соленого теста, бисера, нити;
- самостоятельно разрабатывать элементарные композиции.
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теоретические сведения: план работы на год, правила поведения на занятиях. Правила безопасности труда. Инструменты и материалы для работы. Свойства бумаги, виды, возможности использования.
Практическая работа: организация рабочего места, изучение свойств бумаги.
Раздел 2.Чудеса из бумаги. Аппликация.
2.1. Обрывная аппликация.
Теоретические сведения: История аппликации. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда. Материалы. Технология изготовления обрывной аппликации. Примерные темы практических работ:
- Деревья: Чудо- дерево, береза, клен, дуб…
-Цветы: анютины глазки, васильки, ромашки, колокольчики…
-Плоды: яблоко, груша, слива…
- Животные: котик, поросенок, дельфин …
2.2 Мозаика из обрывных кусочков.
Теоретические сведения: История аппликации-мозаики. Материалы для работы. Технология изготовления.
Примерные темы практических работ:
-Ваза для сменного букета ( времена года).
-Животные, птицы.
2.3. Объемная аппликация.
Теоретические сведения: Материалы. Технология изготовления.
Примерные темы практических работ:
-Аппликация из скрученной бумаги.
-Аппликация из закрученных полосок цветной бумаги.
-Аппликация из полосок, вырезанных по спирали.
2.4 Аппликация из геометрических фигур.
Теоретические сведения. История аппликации. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда. Технология изготовления аппликации из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Примерные темы практических работ:
-Птицы: утка, цыпленок, лебедь…
- Животные: собака, кот, заяц,
- Забавные человечки.
-Машины.
-Композиция из геометрических форм.
Квиллинг
2.5. Основные элементы квиллинга.
Теоретические сведения: История квиллнга (бумагокручения). Материалы и инструменты. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Технология изготовления основных форм квиллинга.
Практическая работа: Изготовление основных форм квиллинга.
2.6.Составление простейших композиций из основных элементов.
Теоретические сведения: Технология изготовления композиций из основных форм квиллинга. Элементы сюжетных композиций.
Примерные темы практических работ:
-Цветок с листочком: ландыш, ромашка, василек, одуванчик…
-Забавный человечек или игрушка.
-Элементы орнамента ( рамка для фотографии).
2.7.Создание декоративных композиций.
Теоретические сведения: Понятие декоративной композиции. Подбор цвета в композиции.
Примерные темы практических работ:
- Ваза с фруктами. - Чудо-дерево - «бонсай». - Ландыш серебристый.
- Одуванчики. - Аквариум. - Ветка рябины.
Раздел 3. Поделки из соленого теста.
3.1.Простейшие приемы работы с тестом. Изготовление базовых форм.
Теоретические сведения: Исторические сведения о тестопластике. Правила безопасности труда. Материалы и инструменты. Простейшие технологические приемы работы с тестом (скатывание, раскатывание, сплющивание и др.)
Практическая работа: Отработка приемов работы с тестом, лепка простых форм.
3.2.Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей.
Теоретические сведения: Основные этапы работы с соленым тестом ( окрашивание, сушка, лакирование).
Примерные темы практических работ:
-Цветы, бутоны, листья.
-Ягоды, листья.
-Плоды, листья.
3.3.Изготовление мелких сувениров.
Теоретические сведения: Использование мелких деталей в сувенирах. Композиция из мелких деталей. Выполнение эскизов.
Примерные темы практических работ:
-Сувенир - магнит. - Оберег «Подкова». - Медальон с цветами.
- Сувенир «Сердечко». - Игольница «Цветок». - Валентинка.
3.4.Объемные лепные фигурки.
Теоретические сведения: Технология выполнения объемных фигурок. Приемы лепки (вытягивание, загибание и др.) для создания выразительного образа.
Примерные темы практических работ:
-Магнит «Рог изобилия»
-Игрушки: собачка, мышка, слоненок..
-Подсвечник.
3.5.Изготовление панно.
Теоретические сведения: Понятие: панно. Технология выполнения.
Примерные темы практических работ:
-Настенные панно: «Аквариум», «Чайный стол», «Азбука», «Пасхальный веночек», «Рождественский венок на дверь»…
Раздел 4. Работа с бисером.
4.1. В гостях у бусинки. Бисерная мозаика.
Теоретические сведения: История бисероплетения. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Практическая работа: Изготовление бисерной мозаики.
4.2. Технология низания на капроновой нити.
Теоретические сведения: Подготовка рабочего места. Советы по подготовке нитей, игл. Расчет материала. Особенности работы. Схема.
Практическая работа: Изготовление фенечки.
4.3. Технология плетения на проволоке.
Особенности подетального выполнения изделий.
Примерные темы практических работ:
-Подетальное выполнение цветов, насекомых, ягод… Монтаж изделий.
Раздел 5. Рисунки нитью.
5.1.Знакомство с изонитью.
Теоретические сведения: История изонити. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Практическая работа: Подготовка к работе изонитью.
5.2.Техника изонити . Заполнение углов.
Теоретические сведения: Технологические особенности изонити. Приемы работы по заполнению углов.
Практическая работа: Заполнение углов - острый, тупой, прямой.
5.3 Моделирование образов с использованием изображений углов.
Теоретические сведения: Создание художественного образа с использованием углов.
Примерные темы практических работ:
- Грибок. – Домик. – Морковка. – Закладка. – Зонтик. – Ваза. – Парус. – Кленовый лист.
– Елочка….
5.4 Заполнение окружностей.
Теоретические сведения: Приемы работы по заполнению окружностей.
Практическая работа: Заполнение окружностей.
5.4 Моделирование образов с использованием изображений окружностей.
Теоретические сведения: Создание художественного образа с использованием окружностей.
Примерные темы практических работ: - Мячик. – Снеговик. – Солнышко. – Одуванчики.. ..
Итоговое занятие.
Теоретические сведения: Подведение итогов за учебный год. Анализ работы. Поощрение детей. Планы на следующий год.
Методические рекомендации по организации
и методике проведения занятий
Для реализации программы необходимо наличие светлого уютного помещения, где можно расположить рабочие столы и стулья, школьную доску для фронтального обучения детей, стенды для проведения выставок детских работ, шкаф для хранения дидактических и методических материалов и оборудования, мультимедиа аппаратуру для транслирования учебных презентаций и видеофильмов. Также в учебном кабинете необходимо иметь дидактические средства обучения: технологические карты, схемы, плакаты, иллюстрации готовых работ, шаблоны и выкройки, специальную литературу и др.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую и практическую часть, закрепляющую теоретические знания.
Важной задачей педагога является создание внутри коллектива таких условий, чтобы каждый из детей почувствовал себя «творческой индивидуальностью». Необходимо давать ребенку «творческую свободу», но при этом он должен уметь обосновать свой выбор и действия.
Задача педагога научить ребенка увидеть источник вдохновения. Хорошим подспорьем для вдохновения могут послужить экскурсии на выставки художников, художников декоративно—прикладного искусства, прогулка по парку для наблюдения за изменением природы.
В процессе межличностного общения внутри коллектива ребята формируют коммуникативные навыки, что благотворно влияет на их самооценку, и комфортного пребывания в обществе.
Материалы и инструменты, необходимые для реализации программы
Работа с бумагой и картоном: цветная бумага, цветной картон, клей, кисточка, ножницы.
Квиллинг: цветная бумага, картон, клей, ножницы, палочка для квиллинга, картонка для клея, канцелярский нож.
Соленое тесто: мука, соль, стеки, доска для лепки, гуашь, кисточка, фольга, клей «Момент», лак.
Работа с бисером: бисер( крупный и мелкий), проволока для плетения, ножницы.
Изонить: игла, цветной картон, нитки,
Литература для педагога
Артамонова Е. В. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Артамонова Е. В.Украшения из бисера. М.: Изд- во Эксмо, 2006.
Бычкова Е. Лепим из соленого теста.- М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
Выгонов В. В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Лындина Ю. С. Игрушечки из бисера.- Ульяновск.»Книжный клуб 36.6»,2010
Молотобарова О. М. Кружок изготовления игрушек- сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.- М.: Просвещение,1990.
Мураева В. А. Технология народных ремесел: программа, разработки занятий. 1-4 классы. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Торгашова В. Н.Рисуем нитью.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011
Цирульник Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества.-
Чибрикова О. В. Азбука соленого теста. - М.: Эксмо, 2008.
Чурина Л.Украшения и подарки из соленого теста. - М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2010.
Шнуровазова Т.В.Фигурки из бисера - Ростовн/Д : Владис; М.:РИПОЛ классик, 2011
Литература для детей
Бычкова Е. Лепим из соленого теста.- М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Лындина Ю. С. Игрушечки из бисера.- Ульяновск.»Книжный клуб 36.6»,2010
Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Торгашова В. Н.Рисуем нитью.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Чибрикова О. В. Азбука соленого теста. - М.: Эксмо, 2008.
Чурина Л.Украшения и подарки из соленого теста. - М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2010.
Шнуровазова Т.В.Фигурки из бисера - Ростовн/Д : Владис; М.:РИПОЛ классик, 2011
Тема:_____________________________________________________________________
Цели:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План занятия
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского технического творчества Брянской области»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
методического совета Центра Директор ЦДТТ
Протокол №___от «__»___20__г. Брянской области
_____Г. С. Лукомская
от «__»______20__г.
Утверждена решением
педагогического совета Центра
Протокол №___от «__»___20__г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Рукодельница»
Направленность:
художественно-эстетическая
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 10-13 лет
Педагог дополнительного образования Маркелова Н. М.
2014
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………….3
2.Учебно—тематический план………………………………………………6
3.Ожидаемые результаты……………………………………………………7.
4.Содержание программы ……………………………………………………8
5. Методические рекомендации по организации и методике проведения занятий………………………………………………………………….…. 11
6.Материалы и инструменты……………………………………………….11
7. Список литературы для педагога…………………………………………………….……………….12
8. Список литературы для детей…………………………………………………….………………13
Пояснительная записка.
Предлагаемая комплексная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Содержание и оформление образовательной программы представлено на основании требований, изложенных в Письме Минобразования и науки РФ от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, бумагой, лентами.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Актуальность программы обусловлена интересом в последнее время к различным видам декоративно- прикладного творчества, доступности материала для творчества, высокой оценкой ручных работ.
Данная программа отличается особенностью построения учебного плана, последовательностью изучения материала. Изучение трех видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Занятия способствуют развитию творческих способностей, инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора, способность понимать позицию другого человека
Цель программы: Формирование и развитие у детей творческих умений и индивидуальных способностей посредством занятий несколькими направлениями декоративно- прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие
-расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве;
-обогащать словарь специальными терминами;
- обучить основными способами и техническими приёмами работы с бумагой, бисером, лентами;
- формировать умение следовать устным инструкциям, самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления изделий;
- научить применять инструменты и приспособления в работе, ознакомить с безопасными приёмами работы.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- развивать мелкую моторику рук и глазомер, приучать к точным движениям пальцев
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
-развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к декоративно –прикладному творчеству;
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
-способствовать расширению коммуникативные способности детей;
-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
-способствовать умению доводить начатое дело до конца.
Данная программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Количество детей в группе 12-15 человек.
Режим занятий. Расписание занятий строится из расчета 2 в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10-15 минут(всего 144 час). Занятия проводятся на базе школы города (по согласованию).
Программа построена на следующих принципах:
- природосообразности, при котором обучение проходит с учетом психологического развития каждого учащегося.
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.
- сознательности и творческой активности обучаемых, предполагает развитие у детей самодеятельности, активности, инициативы.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом, в соответствии с поставленными целями и задачами: индивидуальная, работа в парах, групповая.
В зависимости от целей и задач, поставленных на занятии, определяются методы и формы обучения.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме беседы, дискуссии, рассказа, объяснения, демонстрации наглядности.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления сувениров и композиций: практическая работа, самостоятельная работа, упражнения.
Формами подведения итогов реализации программы являются участие детей в мини-выставках лучших работ по темам и разделам программы, итоговой выставки массовых мероприятиях.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Р.1 Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Бисероплетение. Цветочная композиция. | 38 | 6,5 | 31,5 | |
2.1 | Что нужно знать о бисере (историческая справка). Цветы из бисера. Приёмы работы. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3 | Техника выполнения цветов. | 10 | 2,5 | 7,5 |
2.4 | Выполнение отдельных элементов цветов. | 4 | 1 | 3 |
2.5 | Изготовление цветочной композиции. | 12 | 12 | |
2.6 | Оформление цветочной композиции. | 4 | 1 | 3 |
2.7 | Изготовление сувенира. | 4 | 0,5 | 3,5 |
Оформление мини-выставки | 2 | |||
Раздел 3. Вышивка лентами. | 52 | 8 | 44 | |
3.1 | История и особенности вышивки. Материалы, инструменты, приспособления. Правила безопасной работы.. | 2 | 1,5 | 0,5 |
3.2 | Технология выполнения вышивальных строчек. | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Технология выполнения элементов узоров. | 22 | 4,5 | 17,5 |
3.4 | Изготовление панно. | 12 | 12 | |
3.5 | Изготовление сувенира. | 10 | 2 | 8 |
Оформление мини-выставки | 2 | |||
Раздел 4.Волшебнная бумага | 44 | 10 | 37 | |
4.1 | Знакомство с квиллингом. Правила безопасности труда. Приёмы работы. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Базовые элементы квиллинга. Техника изготовления элементов узоров. | 20 | 5 | 15 |
4.3 | Изготовление панно. | 12 | 2 | 9 |
4.4 | Изготовление сувениров к празднику. | 10 | 2 | 12 |
Оформление выставки. | 2 | |||
Итоговое занятие. | 2 | |||
Итого: | 144 |
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети должны знать:
-правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
- основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов;
-технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
- технологию изготовления базовых форм квиллинга и их применения в изделиях;
-название и назначение оборудования, инструментов, операций с различными материалами;
-основные способы и приемы вышивки ленточных швов;
---требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
учащиеся должны уметь:
- выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать базовые формы квиллинга, основные способы и приемы вышивки ленточных швов;
- применять полученные знания на практике (создание изделий)
- организовывать рабочее место с соблюдением правил безопасности труда.
- самостоятельно разработать несложную композицию.
№ | Разделы и темы | Дата | Факт. | Планов. | ||
1-2 | Р.1 Вводное занятие. | |||||
Раздел2. Бисероплетение. | ||||||
3-4- | Что нужно знать о бисере (историческая справка). Правила безопасности. Цветы из бисера. Приёмы работы. | |||||
5-6 | Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Приёмы работы. | |||||
7-8 | Низание дугами. Изготовление цветка. «Ромашка» | |||||
9-10 | Изготовление цветка. «Фиалка» | |||||
11-12 | Изготовление цветка. «Мак», «Незабудка» | |||||
13-14 | Параллельное плетение. Изготовление цветка. «Тюльпан» | |||||
15-16 | Изготовление цветка. «Нарцисс» | |||||
17-18 | Изготовление бутона, листочков. | |||||
19-20 | Изготовление бутона, листочков. | |||||
21-22 | Анализ моделей. Выполнение эскиза цветочной композиции. | |||||
23-24 | Изготовление элементов цветочной композиции. | |||||
25-26 | Изготовление элементов цветочной композиции. | |||||
27-28 | Изготовление фигурок (паучка, бабочки) | |||||
29-30 | Изготовление фигурок(паучка, бабочки) | |||||
31-32 | Изготовление элементов цветочной композиции. | |||||
33-34 | Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. | |||||
35-36 | Прикрепление элементов цветочной композиции к основе. | |||||
37-38 | Сувенир. Плетение корзинки для цветов. | |||||
39-40 | Плетение корзинки для цветов. | |||||
41-42 | Оформление мини-выставки | |||||
Раздел 3. Вышивка лентами. | ||||||
43-44 | История и особенности вышивки. Материалы, инструменты, приспособления. Правила безопасной работы. | |||||
45-46 | Выполнение швов «вперёд иголку», «шнурок», «стебельчатый», «тамбурный» | |||||
47-48 | Выполнение «петли с прикрепом», «узелки», «длинный стежок», «закрученная лента» | |||||
49-50 | Выполнение узора «сетка» | |||||
51-52 | Строение цветов. Цветок «незабудка». | |||||
53-54 | «Веточка вербы» | |||||
55-56 | «Цветок папоротника» | |||||
57-58 | Цветы «Флоксы» | |||||
59-60 | Цветок «Тюльпан» | |||||
61-62 | Цветок «Ромашка» | |||||
63-64 | Роза из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты. | |||||
65-66 | Ветка «Рябина» | |||||
67-68 | Ветка «Сирень» | |||||
69-70 | Изготовление бутона, листочков. | |||||
71-72 | Изготовление бутона, листочков | |||||
73-74 | Анализ моделей. Выполнение эскиза панно. Зарисовка схемы вышивки. | |||||
75-76 | Вышивание элементов узора панно. | |||||
77-78 | Вышивание элементов узора панно. | |||||
79-80 | Вышивание элементов узора панно. | |||||
81-82 | Вышивание элементов узора панно. | |||||
83-84 | Оформление панно в рамку | |||||
85-86 | Изготовление сувенира. Топиарий «Цветочное дерево». Выполнение основы . | |||||
87-88 | Выполнение отдельных элементов дерева. | |||||
89-90 | Выполнение отдельных элементов дерева | |||||
91-92 | Выполнение отдельных элементов дерева. | |||||
93-94 | Сборка сувенира | |||||
95-96 | Оформление мини- выставки | |||||
Раздел 4. Волшебная бумага | ||||||
97-98 | Знакомство с квиллингом. Правила безопасности труда. Приёмы работы. Нарезание полосок для квиллинга. Выполнение основного элемента. | |||||
99-100 | Скручивание элементов ролл, и выполнение элементов «капля», «треугольник». Изготовление цветка «Розовый клевер». | |||||
100-101 | Изготовление цветов ,листьев. Сборка открытки. «Розовый клевер». | |||||
102-103 | Выполнение элементов «глаз», «листочек». Изготовление лепестков и листьев. | |||||
103-104 | Сборка открытки «Голубые цветы». | |||||
105-106 | Изготовление объёмного ролла. Скручивание элементов для изготовления винограда. | |||||
107-108 | Изготовление листьев, побегов. Сборка изделия «Виноград» | |||||
109-110 | Выполнение элементов «бахрома». Изготовление цветов . | |||||
111-112 | Сборка открытки «Хризантемы». | |||||
113-114 | Изготовление разноцветного ролла. Скручивание элементов открытки. | |||||
115-116 | Сборка открытки «Перо жар-птицы» | |||||
117-118 | Выполнение эскиза панно. Подготовка материалов. | |||||
119-120 | Изготовление элементов панно. | |||||
121-122 | Изготовление элементов панно. | |||||
123-124 | Изготовление элементов панно. | |||||
125-126 | Сборка панно. | |||||
127-128 | Сборка панно. | |||||
129-130 | Изготовление сувениров к празднику. Подготовка материалов. | |||||
131-132 | Изготовление основы сувенира. | |||||
133-134 | Изготовление отдельных элементов сувенира. | |||||
135-136 | Изготовление отдельных элементов сувенира. | |||||
137-138 | Сборка сувенира. | |||||
139-140 | Сборка сувенира. | |||||
141-142 | Оформление выставки | |||||
143-144 | Итоговое занятие. | |||||
Содержание программы.
Р.1 Вводное занятие.
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Использование бисера в народном костюме. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Плетение на проволоке
Раздел 2. Бисероплетение. Цветочная композиция.
2.1 Что нужно знать о бисере (историческая справка). Цветы из бисера. Приёмы работы.
Теоретические сведения. История появления бисера. История развития бисероплетения.
Демонстрация цветов из бисера..
Практическая работа. Организация рабочего места. Выполнение плетения на проволоке
2.2 Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов.
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.
Практическая работа. Выполнение основных приёмов.
2.3Техника выполнения цветов.
Теоретические сведения. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок.
Практическая работа. Изготовление цветов : «Незабудка», «Ромашка», «Мак»,»Нарцисс»,»Тюльпан», «Фиалка».
2.4 Выполнение отдельных элементов цветов.
Теоретические сведения. Техника выполнения бутонов, листочков.
Практическая работа. Изготовление бутонов, листочков.
2.5 Изготовление цветочной композиции.
Теоретические сведения. Анализ моделей. Схемы цветочных композиций.
Теоретические сведения. Изготовление цветов, листьев, других элементов композиции.
2.6 Оформление цветочной композиции.
Теоретические сведения. Виды цветочных композиций.
Практическая работа. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе.
2.7. Изготовление сувенира.
Теоретические сведения. Сувениры из бисера. Корзинки.
Теоретические сведения. Плетение корзинки для цветов.
Раздел 3. Вышивка лентами.
3 1.История и особенности вышивки. Материалы, инструменты, приспособления. Правила безопасной работы.
Теоретические сведения. Сведения об истории вышивки лентами. Особенности вышивки лентами. Характеристика применяемых материалов, инструментов, приспособлений. Безопасность пруда при вышивании.
Практическая работа. Организация рабочего места.
3.2 Технология выполнения вышивальных строчек.
Теоретические сведения. Технология выполнения вышивальных строчек. Особенности строчек, их применение.
Практическая работа. Выполнение швов «вперёд иголку», «шнурок», «стебельчатый», «тамбурный», «петли с прикрепом», «узелки», «длинный стежок», «закрученная лента»
узора «сетка»
3.3 Технология выполнения элементов узоров.
Теоретические сведения. Многообразие узоров вышивки. Строение цветов. Технология выполнения лепестков цветков, бутонов, серединок цветов, чашелистиков, тычинок, бутонов ,листьев, стеблей.
Практическая работа. Вышивание цветов незабудки, папоротника, флоксов ,тюльпана, ромашки, веток сирени, рябины, розы.
3.4 Изготовление панно.
Теоретические сведения. Виды панно. Панно в технике вышивки лентами. Технология изготовления. Анализ моделей.
Практическая работа. Выполнение эскиза панно. Зарисовка схемы вышивки. Вышивание элементов узора панно. Оформление панно в рамку
3.5.Изготовление сувенира.
Теоретические сведения. Топиарий. Топиарий из лент. Технология изготовления.
Практическая работа. Выполнение основы, отдельных элементов дерева, оформление сувенира.
Мини-выставка.
Раздел 4. Волшебная бумага.
4.1. Знакомство с квиллингом. Правила безопасности труда. Приёмы работы.
Теоретические сведения. Знакомство с содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеям. История квиллинга. Примеры работ. Материалы и инструменты, приспособления в технике квиллинг. Приёмы работы. Основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Основной элемент-ролл.
Практическая работа. Нарезание полосок для квиллинга. Выполнение основного элемента.
4.2 Базовые элементы квиллинга. Техника изготовления элементов узоров.
Теоретические сведения. Основные формы : «капля», «треугольник», «прямоугольник»,
«глаз», «листочек», «бахрома».Объёмный ролл. Техника изготовления элементов узоров с использованием базовых элементов.
Практическая работа. Изготовление открыток «Голубые цветы», «Хризантемы», «Виноград», «Перо жар-птицы»
4.3 Изготовление панно
Теоретические сведения. Панно в технике квиллинг. Техника изготовления основы и отдельных элементов. Техника сборки панно.
Практические работы: Подготовка материалов. Изготовление отдельных элементов панно: «Ветка рябины», «Подводный мир», «Цветы и бабочки», «Весенний букет».
4.4 Изготовление сувениров к празднику.
Теоретические сведения. Сувенир в технике квиллинг. Техника изготовления основы и отдельных элементов сувениров. Техника сборки сувенира.
Практические работы: Подготовка материалов. Изготовление отдельных элементов сувениров. Настольные украшениия - пирамидки: «Рыжий кот», «Далматинец»; «Часы»; «Пасхальное яйцо»; рамка «Тюльпаны», снежинка «Морозное кружево».
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети должны знать:
-правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
- основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов;
-технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
- технологию изготовления базовых форм квиллинга и их применения в изделиях;
-название и назначение оборудования, инструментов, операций с различными материалами;
-основные способы и приемы вышивки ленточных швов;
---требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
учащиеся должны уметь:
- выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать базовые формы квиллинга, основные способы и приемы вышивки ленточных швов;
- применять полученные знания на практике (создание изделий)
- организовывать рабочее место с соблюдением правил безопасности труда.
- самостоятельно разработать несложную композицию.
Методические рекомендации по организации
и методике проведения занятий
Для реализации программы необходимо наличие светлого уютного помещения, где можно расположить рабочие столы и стулья, школьную доску для фронтального обучения детей, стенды для проведения выставок детских работ, шкаф для хранения дидактических и методических материалов и оборудования, мультимедиа аппаратуру для транслирования учебных презентаций и видеофильмов. Также в учебном кабинете необходимо иметь дидактические средства обучения: технологические карты, схемы, плакаты, иллюстрации готовых работ, шаблоны и выкройки, специальную литературу и др.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую и практическую часть, закрепляющую теоретические знания.
Важной задачей педагога является создание внутри коллектива таких условий, чтобы каждый из детей почувствовал себя «творческой индивидуальностью». Необходимо давать ребенку «творческую свободу», но при этом он должен уметь обосновать свой выбор и действия.
Задача педагога научить ребенка увидеть источник вдохновения. Хорошим подспорьем для вдохновения могут послужить экскурсии на выставки художников, художников декоративно—прикладного искусства, прогулка по парку для наблюдения за изменением природы.
В процессе межличностного общения внутри коллектива ребята формируют коммуникативные навыки, что благотворно влияет на их самооценку, и комфортного пребывания в обществе.
Материалы и инструменты, необходимые для реализации программы
Бисероплетение: бисер( крупный и мелкий), проволока для плетения, ножницы, картон для основы, рамки, ткань, карандаши, бумага для схем.
Вышиквка лентами: ленты шелковые, нитки мулине, иглы для вышивания, ткань для основы, картон для основы, ножницы, пяльцы, карандаши, бумага для схем.
Квиллинг: цветная бумага, картон белый и цветной, клей, ножницы, палочка для квиллинга, канцелярский нож, карандаши.
Литература для педагога
Артамонова Е. В. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Артамонова Е. Украшения из бисера. М.: Изд- во Эксмо, 2006.Торгашова. В. Н. Белякова О.В. Бисер. Волшебные вещи и украшения/ Ростов н/Д.: Владис, 20011.
Выгонов В. В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева.- М.:Эксмо, 2012.
Лындина Ю. С. Игрушечки из бисера.- Ульяновск.»Книжный клуб 36.6»,2010
Молотобарова О. М. Кружок изготовления игрушек- сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.- М.: Просвещение,1990.
Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. Основы композиции.- Обнинск: Титул,2010.
Чернова А. Г. Искусство вышивки лентами.- Изд. 3-е-Ростов н /Д: Феникс
Шнуровазова Т.В.Фигурки из бисера - Ростовн/Д : Владис; М.:РИПОЛ классик, 2011
Литература для детей
Белякова О.В. Бисер. Волшебные вещи и украшения/ Ростов н/Д.: Владис, 20011.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева.- М.:Эксмо, 2012.
Лындина Ю. С. Игрушечки из бисера.- Ульяновск.»Книжный клуб 36.6»,2010
Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Чернова А. Г. Искусство вышивки лентами.- Изд. 3-е-Ростов н /Д: Феникс
Шнуровазова Т.В.Фигурки из бисера - Ростовн/Д : Владис; М.:РИПОЛ классик, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Умельцы"
Программа модифицированная, составлена на основе программ по техническому творчеству Министерства образования РФ и включает в себя собственный педагогический опыт. Она расширяет и углубляет школ...
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".
Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...
Сценарий внеклассного мероприятия "Город умельцев и умелиц"
В данной разработке составлено внеклассное мероприятие по технологии, которое можно использовать в период проведения предметной недели....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"...
Рабочая программа "Юные умельцы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности художественно-эстетического направления (3-4 класс)...
Игровая программа по технологии "Мастерская умельцев" 4 класс
Игровая программа состоит из различных заданий, но все они требуют от участников скорости, сообразительности, фантазии и знаний по предмету «Технология». Задания выполняются колл...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»
Дополнительная общеразвивающая программа призвана развивать у детей художественный вкус и творческие способности. Она позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном, ху...