Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" соответствует требованиям ФГОС. Автор учебника Е.А.Лутцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной программы начального общего образования по предметной области «Технология» для 1-4 классов, на основе Программы«Технология» для 1-4 класса, автор Лутцева Е.А., издательство Вентана-Граф. Программа обеспечена следующим УМК: Лутцева Е.А. Технология, учебник для 4 класса, М: Вентана-Граф.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложныхконструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентнос ти младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельнос ти, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному образовательному плану на изучение технологии на ступени начального общего образования отводится 134 часа из расчета 1 час в неделю с 1 по 4 класс (4 класс— 34 часа).
Ценностные ориентиры
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительноотноситься к результатам труда мастеров;
- принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
- осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
- приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные УУД
- формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы.
Предметные результаты
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культурытруда, самообслуживание
- Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
- Конструирование и моделирование
- Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
- об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
- названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
- создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, Power Point.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале ХХI в.
Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа,нефти) в промышленнос ти и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.
Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти(пластмасса, стеклоткань, пеноплас т и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с
замыслом. Синтетические материалы — полимеры (плас тик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна —единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной с трочкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.),крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
3. Конструирование и моделирование
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника ХХ — начала ХХI в. Ее современное назначение(удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
4. Использование информационных технологий
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельнос ти человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.__
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | |
по плану | фактически | |||||||
Современное производство (5ч) | ||||||||
| Современное производство. Летняя шапочка. | Урок-практикум | Рассмотреть рисунки летних шапочек. Рассказывать о назначении изделия. Разработать вариант изделия по алгоритму. Выполнить проект «Летняя шапочка»по готовой или самостоятельно выкройке. Оценить собственную работу и работу одноклассников | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обслуживания. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Принять другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | ||
Чеканка | Урок-практикум | Рассмотреть образцы панно в технике чеканки. Нарисовать сюжет для панно. Подготовить шаблон по эскизу. Выбрать готовый сюжет или свой собственный и выполнить панно в технике чеканки. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и квалифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Оценить поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Описывая свои чувств и ощущения от наблюдаемых явлений. Событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. | |||
Электрифицированная игрушка | Урок-практикум | Выяснить, как работает электрифицированная игрушка. Рассмотреть схемы электромотора и электрической сети. Называть части двигателя автомобиля. Нарисовать условные обозначения (батарейка, проводник, выключатель, лампочка, электрозвонок). Сравнивать схемы, находить отличия. Проверять действие схемы в работе. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.. | Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Положительно относится к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | |||
Модель телефона. Кроссворд. | Урок-исследование | Рассмотреть устройство простейшей модели телефона. Определить, из чего изготовлены детали. Определить опытным путем, как закрепить нить внутри стаканчиков. Изготовить модель. Проверить модель в действии. Проанализировать качество связи в зависимости от натяжения нити. Решить кроссворд, подготовить сообщения о предприятиях. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Выполняет и формулирует учебную проблему. Отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняет различные рли в группе, при совместном решении проблемы (задачи) | Принимать другие требования и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | |||
Модель современного предприятия | Урок-исследование | Организовать производство изделий. Смоделировать работу предприятия по выбору (завод, фабрика, мастерская, дом моделей). Работать в группе. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической деятельности. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Принять другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |||
Материалы для современного производства (8ч) | ||||||||
Изделие из вторсырья. Урок 1. Эскиз. Разметка. | Урок-исследование | Изготовить изделие их вторсырья. Рассмотреть образцы изделий, определить их назначение. Рассказать о них. Определить, какие материалы использованы для изготовления деталей конструкции. Определить, какие инструменты нужны для получения деталей изделия | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Принимать другие мнеия и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | |||
Изделие из вторсырья. Урок 2. Сборка. Оформление работы | Урок-практикум | Анализирует, какие детали необходимы для оформления изделия. Готовит поделку по образцу или по собственному замыслу. | Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструктированию объектов. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Реализовывает собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновать. | Уважительно относиться к чужому мнению. Умение учувствовать в диалоге, сотрудничать в паре. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Изделие из перчатки «Зайчик» Урок 1. | Урок-исследование | Разрабатывать модель изделия из перчатки. Выбирать вариант изделия. Анализировать конструкцию изделия. Продумывать рациональную технологию изготовления, учитывая особенности формы. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее варианты (тамбур, петля в прикрепи, улочки и др.), крестообразной строчкой | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и квалифицирует факты и явления. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | |||
Изделие из перчатки «Зайчик» Урок 2. | Урок-практикум | Изготовить изделия, воспользовавшись схемой или инструкционной картой. Оформить изделие при помощи пуговиц или вышивки. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее варианты (тамбур, петля вприкреп, улочки и др.), крестообразной строчкой. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической деятельности. Справляется с доступными проблемами. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Выполняет задания по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информации., перерабатывать ее | |||
Изделие из носка. «Собачка» Урок 1. | Урок-исследование | Рассмотреть инструкционную карту изделия. Выполнить работу по инструкции. | Создает несложные конструкции из разных материалов.: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | |||
Изделие из носка. «Собачка» Урок 2. | Урок-практикум | Оформить мордочку куклы: пришить глаза и нос. Приклеить язык из бумаги, пришить уши из меха. Осуществлять объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Реализовать реальные собственные замыслы. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновать и аргументировать. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Сюрпризница. Урок 1. Технологическая документация, выкройка | Урок-исследование | Изготовить сюрпризницу, используя схему – выкройку и инструкционную карту. Описать конструкцию сюрпризницы. Проанализировать особенности конструкции изделия, особенности отделки. Разметка основы из ткани. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |||
Сюрпризница. Урок 2. Отделка деталей. Сборка | Урок-практикум | Подобрать необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Внести предложения по улучшению конструкции изделия. Работать по инструкционной карте. Пришить кружево петлеобразной строчкой (основа) и прямой строчкой (дно). | Выполняет работу с опорой на схемы, план, рисунки, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективно технологической деятельности. | Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Новогодняя мастерская (4ч) | ||||||||
Елочная подвеска | Урок-практикум | Разделиться на группы-мастерские. Составить план украшения класса. Распределить обязанности в группе. Найти самодельные новогодние украшения в книгах, журналах или предложить свой вариант. Изготавливать новогодние украшения. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Прогнозирует результат собственной и коллективно технологической деятельности. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. | Воспринимает и усваивает новую информацию. Проявляет терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдает культуру труда. Производит контроль и оценку результатов работы. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда | |||
Гирлянда «Дракон» | Урок-практикум | Изготовить гирлянду, следуя инструкционной карте. Читать, слушать учебную информации. И инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно-графические работы. | Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Игрушка «Клоун» | Урок-практикум | Изготовить новогоднюю игрушку «Клоун» по инструкционной карте. Определить необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач. Выполнять чертеж при помощи линейки и циркуля. Вырезать фигуру по выделенным линиям. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Анализирует устройство и назначение изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | |||
Подвеска для елки. | Урок-практикум | Рассмотреть образцы подвески. Анализировать материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Изготовить подвеску для елки по образцу или по собственному замыслу. Работать по инструкционной карте. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Решает задачу по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Воспитание и развитие уверенности в себе. Воспитание и развитие чуткости, доброжелательности и общительности. | |||
Живой подарок. | Урок-исследование | Выбрать луковичное или клубневое растение. Найти о нем информацию в литературе по цветоводство. Изучит оптимальную агротехнику: сроки посадки, условия выращивания, особенности ухода. Заполнить таблицу «Особенности агротехники». Создать информационную карту о растении. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | |||
Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники. | Урок-исследование | Выполнять коллективный дизайнерский проект в области техники. Выбирать средства передвижения. Объединиться в творческие группы. Распределить специальности. Изучить требования к новой машине. Разрабатывать проект и технологическую документацию. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Ответственно относиться к выполнению длительных наблюдений. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
Дизайн- проект в области интерьера. Макет мебели. | Урок-практикум | Рассмотреть макеты предметов интерьера. Обсудить, какие материалы подойдут для изготовления изделия, учитывая конструктивные особенности. Сформулировать требования в конструкции изделия с учетом их назначения. | Анализирует устройство и назначение изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, планы, схемы, простейшие чертежи. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи) | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
Гостиная. Коллективная работа. Идея. Технологическое задание. Эскиз. | Урок-практикум | Рассмотреть интерьер гостиной. Анализировать предметы интерьера на соответствие своему назначению. Обсуждение соответствия формы, цветового решения, отделки требования моды, современному стилю. Нарисовать дизайнерский интерьер гостиной. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Выявляет и формулирует учебную проблему. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и квалифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |||
Силуэтная кукла. Модель. Кукла из гольфа. (кукла бессуставная) | Урок-практикум | Выполнить проект «Дизайн в одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи) | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | |||
«Дом моделей». Дизайн-проект. | Урок-исследование | Познакомиться с журналом модного интерьера разных эпох. Изготовить костюм для куклы. Выбрать эпоху, соответствующую замыслу. Определить особенности стиля костюма. Нарисовать эскиз костюма. Реализовать свой замысел. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Решает задачу по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи) | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. | |||
Куклы из пластилина | Урок-практикум | Разработать дизайнерский проект прически, одежды, аксессуаров для куклы. Подобрать пластилин соответствующего цвета или другие материалы. Изготовить куклу по образцу или по собственному проекту. | Решает задачу по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | |||
Аксессуары для куклы | Урок-практикум | Изготовить веер или ридикюль по образцу или по собственному замыслу. Нарисовать эскиз. Подобрать материалы и инструменты для реализации замысла. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
Футляр. Дизайн-проект | Урок-исследование | Рассмотреть варианты изделия. Анализировать материал для изготовления футляра. Разработать проект или выполнить работу по образцу. Изготовить лекало. Выкроить детали основы. Выполнять тренировочные упражнения по вышивке крестообразной строчкой. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | |||
Футляр. Дизайн-проект | Урок-исследование | Сшить детали основы по плану. Представить изделия на выставке. Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения об отдельных работах. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения об отдельных работах. Обменивается впечатлением об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимает, анализирует информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументировано высказывает свое мнение, внимательно и доброжелательно слушает мнения товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) 7ч Компьютерное письмо (3ч) | ||||||||
Программа Word. Правила клавиатурного письма. | Урок-исследование | Познакомиться со способами получения человеком информации об окружающем мире. Находить ответ на вопрос, как находить, хранить и передавать информацию. Характеризовать компьютер, как современное техническое средство, позволяющее искать, хранить, создавать и передавать информацию. Выполнять команды «Открыть окно, свернуть окно, закрыть окно». | Рассматривает, читает учебник. Проводит исследования. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждают вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. С помощью учителя создает небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображения на экране компьютера. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | |||
Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера | Урок-практикум | С помощью учителя исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов. Выполнить информационный проект: редактирование текста | Рассказывает об использовании компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | |||
Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) | Урок-практикум | С помощью учителя проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности и реализовывает реальные собственные замыслы. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. | Уважительно относиться к своему и чужому труду и к результатам труда. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Создание презентаций (4ч) | ||||||||
Программа Power Point.Создание презентаций по готовым шаблонам. | Урок-практикум | С помощью учителя отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной задачи | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике-словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Набор текста в разных форматах | Урок-практикум | С помощью учителя исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку тестов. | Работает в программе Word. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |||
Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице | Урок-практикум | С помощью учителя проектировать информационные изделия: создавать образ в ссответсвии с замыслом, реализовывать замысел. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области техники. | Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности своих товарищей. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Ищет и отбирает необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |||
«Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ. Защита презентаций | Урок защита проектов | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки)об отдельных работах. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области изображений. | Рассматривает и анализирует экспонаты выставки. Делает краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки)об отдельных работах. Обменивается впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимает, анализирует информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументировано высказывает свое мнение. Внимательно и доброжелательно слушает мнение товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений. | Уважительно относится к результатам труда. Оценивает поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать людей труда. |
Материально-методическое обеспечение учебного предмета
Книгопечатная продукция
Е. А. Лутцева Технология. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
Е. А. Лутцева Технология 4 класс.
Рабочие тетради
Учимся мастерству. 4 класс
Методические пособия
Е. А. Лутцева Технология. Методическое пособие.4 класс.
Печатные пособия
Комплекты тематических таблиц
Технология обработки ткани.
Технология. Обработка бумаги и картона -1.
Технология. Обработка бумаги и картона -2.
Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами)
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
Раздаточные материалы (справочные).
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Технология», 3 класс (диск CD –ROM), авторы С.А.Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В. А.Мотылёва
CD «Развивашка». Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2. Карнавальные костюмы мистера Маски.
CD «Смешарики». Подарок для мамы. Выпуск 8.
CD «Мышка Ми. Юный дизайнер»
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы
«Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор металлических конструкторов «Лего», Образовательный конструктор «Лего»,
«Мир вокруг нас». Строительные кирпичи.
Набор демонстрационных материалов, коллекций.
Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага ( писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной , гофрированный), ткань (односторонняя и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки ( катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин и пластика, солёное тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки ит.д.), пуговицы, наборы «Конструктор»
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструктивно-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльца, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветные карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
Оборудование класса
Индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготовляемых изделий),
Рамки паспарту для экспонирования детских работ на выставках.
Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336909-1383836644.jpg)
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751836-1454925805.jpg)
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/06/picture-554028-1470501572.jpg)
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....