Изделие из солёного теста. Подкова на удачу.
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Пушечкина Юлия Евгеньевна

Актуальность темы урока: для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkova_na_udachu.2klass.docx426.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 VIII вида.

Урок во 2 классе «А»

Изделие из соленого теста.

Подкова на удачу.

DSC00047

Учитель начальных классов: Пушечкина Ю.Е.

Октябрь  2014

Актуальность темы урока: для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.

Цель: изучить  технологии изготовления соленого теста, и выполнение поделок из него.

Образовательные задачи:

  • расширять знания, умения и навыки лепки изделий из соленого теста;
  • учить детей раскатывать кусочек теста круговыми и прямыми движениями между ладоней и кончиками пальцев;
  • учить использовать приёмы лепки: разминание, отщипывание, «шлепанье», сплющивание;
  • учить пользоваться стекой;
  • учить делить кусочек теста визуально на равные части.

Развивающие задачи:

  • развивать мышление, память, внимание;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать  моторику пальцев рук и кистей;
  • развить интерес к лепке;
  • совершенствовать умение лепить из солёного теста;
  • обогащать словарный запас (тестопластика, стека, декор, оберег, подкова).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным, природе;
  • воспитывать организованность;
  • прививать  эстетический вкус;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать  стремление  доводить начатое до конца, радоваться результату;
  • воспитывать стремление к труду.

Коррекционные задачи:

  • развивать  мускульную  систему  рук и точность движений  за счет чередования разной степени напряжения и расслабления кисти рук, так как материал очень пластичный, надо прилагать много усилий для формирования необходимой формы, что и приводит к укреплению мышц;
  • развивать  физические, умственные и волевые усилия, чтобы добиться нужного результата.
  • стабилизировать  психоэмоциональное состояние учеников,
  • актуализировать  творческие возможности учеников.

Оборудование: образец работы педагога «Подкова на счастье», шаблон изделия, соленое тесто с добавлением красок, стеки или пластмассовые ножи, баночки с водой, кисточки,  деревянные зубочистки, салфетки влажные и сухие, скалки. мука, вода, соль, дощечки  для лепки, прищепки, картинки солнышка и тучки на картоне.
ТСО: компьютер, презентация, проектор, подборка музыкального видео «Релаксация души».

Оформление кабинета. На стенде – выставка работ учащихся предыдущего класса из солёного теста; расписные подносы в технике папье-маше; картины, выполненные в технике торцевания.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к объяснению новой темы.

3 Демонстрация готового образца + Физкультминутка.

4. Составление плана работы.

5. Изготовление подковы + Физкультминутка.

6. Анализ и  выставка детских работ.

7. Рефлексия.

8. Подведение итога урока.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест.

Организация рабочего места

  1. Рабочий стол покрываем клеенкой.
  2. На нем не должно быть ничего лишнего, только необходимое количество теста в пакете, вода в баночке, стека, скалка, влажная салфетка, дощечка  для лепки; конвертик с прищепками (5 штук)  и двумя картинками (солнышко и тучка).
  3. Обязательное наличие фартука.

2. Подготовка к объяснению

 новой темы. 

Слайд №2. Загадка.

У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?...
DSC00020

(Лошадка.)

Открываю доску, на которой

находятся картинки и фото с

изображение лошадей.

Слайд №3. Просмотр видео о лошадях.

Слайд №4.

-Какой идёт год?(2014г.- год лошади)

-Что вы знаете о лошадях? Это сильные и красивые домашние животные, приносят пользу людям.

 - Домашние лошади выполняют тяжелую физическую работу - возят людей, тащат за собой грузы, бегают на время.

Слайд №5. Мы любим лошадок и заботимся. Летом в школьном лагере мы посетили конный клуб. Лошадки покатали нас, а мы принесли им корм.

Слайд №6. Кроме того, лошадки  вынуждены постоянно бегать по твердому грунту и асфальту. Все это приводит к износу копыт: они истираются быстрее, чем отрастают. Диким лошадям такой износ не грозит, потому что они бегают на свободе, без балласта, по мягкой земле, и сами выбирают наиболее удобный путь, обходя камешки и другие препятствия. Их копыта должны быть защищены, также как мы защищаем свои ноги.

 Слайд №7. Поэтому, чтобы защитить копыта, лошадей научились подковывать. Самая древняя форма подков - "башмаки" из лыка, камыша, соломы, веревки или конопли. У лошадей Чингисхана копыта обматывались кожей. Римляне надевали на коней своеобразные сандалии - металлические подошвы, которые привязывались к копытам ременными застежками. Современные подковы, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами и с тех пор конструкция подковы почти не менялись.

Слайд №8.  «Возникновение оберега подковы уходит корнями далеко за пределы нашей эры. Когда – то в Древнем Египте, фараоны запрягали в свои колесницы лошадей, подкованных золотыми подковами. В поездках царской колеснице сопутствовала толпа народа. Если подкова отрывалась, ее тут же подбирали, а счастливец ее подобравший был обеспечен на длительное время. В зависимости от финансового положения в России, подковать лошадей могли не только золотыми, но и серебряными подковами. Да собственно и простое железо было дорогим и редким. Найдя металлическую подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать кузнецких дел мастеру или торговцу.

Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью».

Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства.

Вера в то, что подкова, которую Вы нашли, может принести удачу появилась еще в Древнем Египте. Прямым подтверждением этого являлось то, что подковы лошадей, которые запрягались в повозки царственных личностей, делались из чистого золота 

Любой простой человек, нашедший подобную подкову, мог смело благодарить Богов за удачу.

Предлагаю инструкцию по применению подковы-талисмана:

— прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;
— рожками вверх — привлекает в дом благополучие;
— в автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу в делах;
— положенная в первую ночь полнолуния на подоконнике концами внутрь, начнет привлекать в дом деньги и всячески способствовать материальному благополучию;
— закопанная в землю у северо-западной стены дома, будет приносить удачу в сфере помощи и поддержки;
— если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.

 - Перед Вами выставка прекрасных работ учащихся в разных техниках.

- Ребята, вспомните, какие изделия изготавливали на уроках? Какие материалы использовали? (бумага, пряжа, пластилин, природный материал).

Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, снег, песок. Сегодня я научу вас лепить из солёного теста.

Слайд №9. Просмотр видео про солёное тесто. «Как в домашних условиях сделать пластилин»

 Слайд №10. Рассказ учителя. Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста на Руси издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах много веков назад.

Солёное тесто обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками (гуашь, акрил, акварель и т.д.),  лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками.

Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время.

Слайд №11.  Инструменты для работы с солёным тестом.

  Слайд №12. Рецепт соленого теста 

  • 200грамм соли
  • 200 грамм муки любого сорта
  • 150 грамм воды
  • добавить нужную краску

Слайд №13.

Правила безопасной работы с солёным тестом. 
1. Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь.

2. При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек  в глаза.
3. Надевайте спецодежду (фартук).

3 Демонстрация готового образца.

Слайд №14. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня нам предстоит сделать подкову – оберег. Вы ее можете ее оставить себе на память или подарить друзьям. Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться.

Слайд №15. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика

«Согрей ладошки»- потереть ладони

 друг о друга.

«Надеваем колечки» - погладить

 (с усилием) каждый пальчик

от ногтевой фаланги до основания. 

Пальчики здороваются.

«Замочек».

«Пальчики просыпаются»

Ушки зайчика – смыкать,

размыкать; вверх, вниз.

Стихотворение.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту мнём, мнём.

Мы капусту солим, солим.

А теперь в блины кладём.

Демонстрация готовой подковы. 

4. Составление плана работы.

Слайд №16, 17,18.,19.

 Составление плана работы.

  1. Сделать цветное тесто.
  2. При помощи скалки раскатать тесто толщиной 1см.
  3. Подготовленный учителем шаблон подковы положить на тесто и стекой(ножичком для пластилина) обрезать всё лишнее.
  4. Лепка декора. Изготовление листиков и розочек. Стекой наноси внутренний узор на листики. При помощи воды приклеиваем все детали на подкову.
  5.  Зубочистками делаем неглубокие проколы по краям подковы. Обратной стороной кисточки выполняем 3 сквозные отверстия для ленточек, на которых будет висеть подкова.

5. Изготовление подковы.DSC_0617

Слайд №20. Коллективное изготовление подков из солёного теста.  

Анализ и  выставка детских работ.

Выставка готовых подков. Оценка качества работы.

-Ребята, как называется сказка, в которой бабушка лепила из теста? (Колобок).

Давайте вспомним героя этой сказки.

Слайд №21.Физкультминутка «ПРЫГ-СКОК, КОЛОБОК»

Слайд №22. 7.Рефлексия.  8. Подведение итога урока.

- С каким материалом мы сегодня работали? 

- Из чего состоит тесто?

-Что можно сделать из солёного теста?DSC00050

Для чего мы делали эту работу?

Что было сложнее всего?

Что надо сделать, чтобы получилось лучше?

Какие ощущения вы испытали?

Работа с прищепками.

-Вам понравился урок?

На партах лежит набор прищепок  и  картинки. Назовите, что на них изображено. (Солнышко и тучка).Если вам понравился урок- при помощи прищепок сделайте лучики солнышку и покажите всем. Если урок не понравился – прикрепите капельки дождя на тучку.

- В России с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх. Перед тем как подкову повесить, должны хозяин с хозяйкой вместе за ветви подковы взяться и сказать следующие слова: 

 

Как подкову на дверь прибиваем, 

Так семью свою от всякой беды ограждаем, 

Всё плохое за порогом оставляем, 

Мир и лад в дом привлекаем! 

Готовый образец подковы, который выполнила учительница, стараются держать все ученики за «рожки» и произносят:

Как подкову на дверь прибиваем, 

Так класс наш от всякой беды ограждаем, 

Всё плохое за порогом оставляем, 

Мир и лад в кабинет  привлекаем! 

Выставление оценок в дневник.

Завершение работы, уборка рабочих мест.

Советы

1. Храните ёмкость с соленым тестом закрытой, потому что оставленное в открытом виде, на воздухе, соленое тесто очень быстро засыхает. 
2. Чтобы тесто не прилипало к рукам, нужно добавить в него немного муки.

3. Чтобы тесто не рассыпалось, нужно влить в него немного воды.
4. Неиспользованное тесто нужно хранить в холодильнике – там оно сохранится один-два дня.
5. Для придания тесту приятного запаха и цвета, в него можно добавить специи, например, тмин, перец, карри, мускатный орех, корицу и т. д.
6. Для того, чтобы проверить хорошо ли подсохли фигурки – постучите по ним пальцем. 7. Если звук звонкий – тесто просохло, а если глухой – то ещё нет.
8. После духовки фигурки из теста можно покрасить гуашью, а затем покрыть лаком.
9. Если после сушки на фигурке появились трещинки, разведите немного клея ПВА, хорошо перемешайте и нанесите эту массу на трещинку, втирая её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. МАСТЕР- КЛАСС.Чудеса солёного теста.

Данная  презентация была выполнена в ходе работы над проектом "Волшебные цифры". В ней показаны этапы работы с солёным тестом. Эту презентацию можно использовать на уроках технологии, на занятиях...

ИТК по рисованию солёным тестом и росписи камней

Инструкционно-технологическая карта с описанием работы и фотографиями по рисованию нетрадиционными техниками изодеятельности. Для занятий с детьми кружка, изостудии или  урока изобразительно...

Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

Презентация внеклассных занятий с солёным тестом "Мукасолька".

В презентации рассказывается о целях и задачах работы с солёным тестом, о методах работы с тестом, показаны работы учеников....

Изготовление изделий из солёного теста.

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, ...

Технологическая карта урока технологии.Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста». Изделие: «Хлебобулочные изделия».УМК "Перспектива".

Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста».Изделие: «Хлебобулочные изделия».Цели деятельности учителя: обеспечить развитие мышления, воображения и творческих способносте...

Лепка из солёного теста :«Хлебобулочные изделия».

Цель: закрепить представления детей о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него хлебобулочных изделий.Задачи:Образовательные1. Ф...