Рабочая программа по технологии для 3 класса. ОС "Школа 2100". ФГОС.
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Полковниченко Елена Михайловна

    Рабочая программа по технологии  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по технологии («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012)  и авторской программы «Технология», разработанной О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по технологии. Реализация программы обеспечена УМК для 3 класса авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_3_klass.docx68.72 КБ

Предварительный просмотр:

г. Таганрог

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №23

Приказ от «1» сентября 2014 г.№______

____________________  М.В. Крышнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

начальное общее образование (3 А класс)

Количество часов         34

 Учитель  Полковниченко Е.М.

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы

образовательного учреждения по технологии.

(«Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012)

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по технологии («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012)  и авторской программы «Технология», разработанной О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по технологии. Реализация программы обеспечена УМК для 3 класса авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.

  1. Цели и задачи курса.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

– формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.

Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.

В курсе технологии предусмотрены следующие виды работ:

простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

  1. Описание места учебного предмета «Технология» в Базисном учебном плане

В соответствии с ФБУПП, примерным учебным планом образовательных учреждений Ростовской области и примерными программами начального общего образования в рамках ФГОС предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс. Объём учебного времени составляет 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с Образовательной программой, учебным планом школы и годовым календарным графиком, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Учебно-тематический план (структура курса)

№п/п

Название раздела

Примерное количество часов

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

6 часов

2

Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты

14 часов

3

Конструирование

10 часов

4

Использование информационных технологий

4 часа

Итого

34 часа

  1. Содержание тем учебного курса (34  часа)
  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).

Традиции  и   творчество  мастеров  при   создании  предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и  окружающей среды  (соответствие предмета  (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей  мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного  замысла, поиск доступных средств выразительности,  выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и  взрослым, пожилым,  ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль  качества   выполненной  работы  (соответствие

результата работы художественному замыслу). Самообслуживание – пришивание пуговиц.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты (14 ч.).

Некоторые виды  искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех  и  др.), их  получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметка развёрток с опорой на  их  простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).  Преобразование развёрток несложных  форм  (достраивание элементов). Вырезывание отверстий на деталях. Выбор  способа  соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью  канцелярского  ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей  косой  строчкой  и  её  вариантами  (крестик, ёлочка).

3. Конструирование (10 ч.).

Полезность, прочность и эстетичность как общие  требования к различным конструкциям.  Связь назначения изделия и  его  кон- структивных особенностей: формы, способов  соединения, соединительных материалов. Изготовление и  конструирование из  объём- ных  геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным  условиям. Рицовка.

4. Использование информационных технологий (4 ч.).

Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы  (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК)  и его использование в разных сферах  жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода,  вывода  и  обработки  информации.  Поиск  информации  в Интернете*,  просмотр информации  на  DVD.  Создание  проектов домов  и дизайн интерьера (при  двух  часах в неделю). Технологические понятия:  эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).

  1. Система оценивания.  Контроль образовательных результатов.

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1)  определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;

2)  развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

В курсе технологии в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.

Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Уровень усвоения программного материала и сформированности умений фиксируется учителем в специальных Таблицах требований, которые заполняются на протяжении каждого модуля/ учебного раздела.

Критерии оценки знаний,  умений и навыков учащихся  по технологии

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» 

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

   

Оценка выполнения практических работ

 Оценка «5»

  •  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4» 

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполняются приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3» 

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • самостоятельность в работе была низкой;
  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;
  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2» 

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;
  • норма времени недовыполнена на 20-30 %;
  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

  1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по технологии

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  в 3-м классе является формирование следующих умений:

–  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события) с точки зрения собственных ощущений (явления,  события), соотносить их  с  общепринятыми  нормами и  ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или  плохие;

–  описывать свои  чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

–  принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним;

–  опираясь на  освоенные изобразительные  и  конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов  реализации  предложенного или  собственного замысла.

Средством достижения этих  результатов служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является  формирование следующих универсальных  учебных действий.

Регулятивные УУД:

–  самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предварительного обсуждения;

– уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;

– уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

–  под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под  контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

–  осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов,        чертёжных         инструментов)        итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные  доработки.

Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;

– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать        факты         и         явления;         определять        причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

– делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;

–  преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде  текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других:  оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций;

–  донести свою  позицию до  других: высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

–  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий диалог);

–  уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения  курса  «Технология»  в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • знать виды  изучаемых материалов, их свойства; способ получения  объёмных форм  – на основе  развёртки;
  • уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
  • уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на  чертёж  по линейке, угольнику, циркулю;
  • под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
  • уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Технология» третьеклассник научится:

Самостоятельно:

-  организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

-  проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

-  осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;

- выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертёж;

-  анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);

-  использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.

Под руководством учителя:

-  работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Третьеклассник получит возможность научиться:

Под руководством учителя:

- воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;

-  коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать;

- анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.

  1. Формы и cредства контроля знаний, умений и навыков с приложением всех контрольных (зачетных работ)

На уроках технологии осуществляется постоянный текущий контроль выполнения практических работ учащихся.

Примерный график проведения практических работ

Период обучения

Дата

(план)

Вид работы

Темы

1 четверть

01.09

Изготовление самолета - истребителя

«Вспомни, подумай, обсуди.  Все начинается с замысла»

08.09

Построение мозаики с помощью циркуля

«Учимся работать циркулем»

15 – 22.09

Изготовление «волшебного кристалла»

«От замысла к изделию»

06.10

Изготовление панно в стиле народного промысла

«Отражение жизни в изделиях мастеров. Народные промыслы»

13 – 20.10

Изготовление открытки «Белочка»

«Открытка «Белочка»»

2 четверть

27.10 – 10.11

Изготовление изделий из соленого теста

«Фантазия в изделиях мастеров»

17.11

Изготовление модели куба

«Время в изделиях мастеров»

24.11

Изготовление модели четырехугольной призмы

01.12

Изготовление модели призмы с треугольным основанием

08.12

Изготовление игрушки «Дед Мороз»

«Готовимся к Новому году»

15.12 - 22.12

Изготовление елочных игрушек

3 четверть

12.01

Изготовление кошелька «Собачка»

«О чем могут рассказать игрушки»

19.01

Изготовление брелка «Мышка»

26.01 – 02.02

Изготовление панно - коллажа

«Выполняем панно»

09.02

Изготовление объемной тематической открытки

«Готовим подарки»

16.02 -02.03

Изготовление искусственных цветов

«Букет к 8 Марта»

16.03- 30.03

Изготовление куклы для кукольного театра

«Изготавливаем кукольный театр»

4 четверть

06.04

Вышивание по канве

«Учимся вышивать крестом»

13.04

Выполнение изделия способом ткачества

«Средние века. Тканые изделия»

20.04 – 27.04

Изготовление макета мельницы, замка (по выбору)

«Средневековые технологии»

04.05

Изготовление макета витража

18.05 - 25.05

Выполнение брошюры на компьютере

«Делаем книгу на компьютере»

  1. Информационно-методическое обеспечение

№ п/п

Авторы

 (учебника, тетради и т.д)

Название

Год

издания

Издательство

1.

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник для 3-ого класса

2011

Москва, Баласс

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Технология»

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках технологии, относятся:

- компьютер, мультимедийный проектор.

- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;

- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер;

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Демонстрационные и печатные пособия

– магнитная доска

- таблицы «Виды швов»

- таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии»

- таблицы «Чертеж, виды разметки»

Список образовательных и интернет-ресурсов по технологии

  1. Сайт ОС «Школа 2100»  http://www.school2100.ru/ 
  2. Единая коллекция ЦОР  http://school-collection.edu.ru/ 
  3. Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/ 

Типы уроков и их сокращения, принятые в тематическом планировании:

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;

УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений;

УКИЗ - урок комплексного использования знаний;

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний;

  1. Календарно-тематическое планирование

Формируемые умения/ личностные качества

(планируемые результаты обучения)

предметные умения

Уметь:  Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, самостоятельно организовывать рабочее место. Называть характерные особенности наиболее известных данных; уметь различать по контексту информацию и данные; осуществлять изменение и создание простейших информационных объектов. Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, эскизу, чертежу; проводить анализ образца, планировать и контролировать практическую работу. Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность. Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Называть основные художественные промыслы России; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда. Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности; применять способ получения объемных форм на основе развертки; работать циркулем. Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. Выполнять наброски по своим замыслам; различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт; соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами. Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению; реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план

универсальные учебные действия

Личностные:  Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения наблюдаемых объектов. Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Регулятивные:  Различать способ и результат действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. Использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. Познавательны:  Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя. Проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. Коммуникативные:  Осуществлять сотрудничество в совместной работе; планировать и контролировать выполняемую практическую работу; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства; делать выводы на основе обобщения полученных знании.

виды деятельности

Под руководством учителя: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать,  вносить коррективы в полученные результаты; ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. Самостоятельно: выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их виды, физические и технологические свойства; конструктивные особенности используемых инструментов. С помощью учителя: создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;  воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности; обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке; проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;- обобщать (структурировать)  то новое, что открыто и усвоено на уроке; наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)  предложенные материальные и информационные объекты,  инструменты материальных и информационных технологий;- использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации;  осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации; обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

Временной период

Тема

Текущий контроль практических работ

(указать количество)

1 четверть

«Вспомни, подумай, обсуди.  Все начинается с замысла»

5

«Учимся работать циркулем»

«От замысла к изделию»

«Отражение жизни в изделиях мастеров. Народные промыслы»

«Открытка «Белочка»»

2 четверть

«Фантазия в изделиях мастеров»

6

«Время в изделиях мастеров»

«Готовимся к Новому году»

3 четверть

«О чем могут рассказать игрушки»

6

«Выполняем панно»

«Готовим подарки»

«Букет к 8 Марта»

«Изготавливаем кукольный театр»

4 четверть

«Учимся вышивать крестом»

5

«Средние века. Тканые изделия»

«Средневековые технологии»

«Делаем книгу на компьютере»

1-я четверть (8 ч.)

урока

Дата

Факт

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности обучающихся

Виды контроля

1

01.09

Вспомни, подумай, обсуди. Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель.

УИПЗЗ

Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Осуществлять самоконтроль. Исследовать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемых изделий. Искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера .

Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Постоянный текущий контроль выполнения практических работ

2

08.09

Воплощение замысла. Учимся работать циркулем.

УЗЗВУ

3

15.09

От  замысла к изделию. Изготавливаем волшебный кристалл.

УКИЗ

4

22.09

УЗЗВУ

5

29.09

Отражение жизни в изделиях мастеров. Народные промыслы.

УИПЗЗ

6

06.10

Изготавливаем панно.

УЗЗВУ

7

13.10

Делаем открытку «Белочка».

УЗЗВУ

8

20.10

УКИЗ

9

27.10

Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста.

УИПЗЗ

Итого за 1 четверть 9 часов

2-я четверть (8 ч.)

10

10.11

Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста.

УЗЗВУ

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Конструировать объекты с учётом технических и художественно – декоративных условий: определять особенность конструкции. Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки). Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда. Исследовать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемых изделий.

Постоянный текущий контроль выполнения практических работ

11

17.11

Время в изделиях мастеров. Изготовление модели куба

УИПЗЗ

12

24.11

Время в изделиях мастеров. Изготовление модели четырехугольной призмы

УЗЗВУ

13

01.12

Время в изделиях мастеров. Изготовление модели с треугольным основанием

УКИЗ

14

08.12

Готовимся к Новому году. Дед Мороз.

УЗЗВУ

15

15.12

Готовимся к Новому году. Елочные игрушки

УЗЗВУ

16

22.12

Готовимся к Новому году. Елочные игрушки

УОСЗ

Итого за 2 четверть 7 часов

3-я четверть (10 ч.)

17

12.01

О чем могут рассказать игрушки. Изготовление кошелька «Собачка».

УИПЗЗ

Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.

Понимать особенности декоративно – прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Понимать особенности декоративно – прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы.

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Исследовать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемых изделий.

Постоянный текущий контроль выполнения практических работ

18

19.01

О чем могут рассказать игрушки. Изготовление брелка «Мышка».

УЗЗВУ

19

26.01

Выполняем панно

УЗЗВУ

20

02.02

Выполняем панно

УКИЗ

21

09.02

Готовим подарки. Выполнение объемной открытки.

УЗЗВУ

22

16.02

Букет к 8 Марта. Изготовление искусственных цветов.

УИПЗЗ

23

02.03

УЗЗВУ

24

16.03

Изготавливаем кукольный театр

УИПЗЗ

Итого за 3 четверть 8 часов

4-я четверть (8 ч.)

25

30.03

Изготавливаем кукольный театр

УКИЗ

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию, материалы, инструменты. Искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира. Наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видио, интерактивное  видио). Осуществлять самоконтроль. Выполнять предложенные на цифровых носителях задания.

Постоянный текущий контроль выполнения практических работ

26

06.04

Учимся вышивать крестом

УИПЗЗ

27

13.04

Средние века. Тканые изделия

УИПЗЗ

28

20.04

Средневековые технологии. Макет мельницы (замка)

УЗЗВУ

29

27.04

Средневековые технологии. Макет мельницы (замка)

УЗЗВУ

30

04.05

Средневековые технологии. Макет витража.

УКИЗ

31

18.05

Делаем книгу на компьютере.

УИПЗЗ

32

25.05

Делаем книгу на компьютере.

УКИЗ

33

Резерв

34

Итого за 4 четверть 8 часов. За год 34 часа

Согласовано

Протокол  заседания

 методического совета

МОБУ СОШ № 23

№ «1» от «27» августа 2014 г.

____________ Е.М. Полковниченко

Согласовано

Заместитель директора

МОБУ СОШ № 23 по УВР

____________ Е.Н. Сухарева

«29»        августа         2014 г.