Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"
    рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

    Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon tehnologiya.zip35.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    на заседании МО

    учителей

    ГБОУ СОШ №139

    Протокол № 1

    От  31.08.2012г.

    Председатель   МО

    «Согласовано»

               на заседании

    Методического

               совета

         ГБОУ СОШ №139

              Протокол  № 1

              От29.08.2012г.

    «Утверждаю»

                Директор

            ГБОУ СОШ №139

     Приказ №192

        От  31.08.2012г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАМММА

    начального общего образования

    основного общего  образования

    по технологии

    базовый уровень

                                                                              Составитель:

         Булыгина Е.М.

                                                                                     учитель начальных классов

         первой квалификационной

         категории

    2012 год

    Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    I. Пояснительная записка

    Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

    В силу  психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования  его  познавательных  способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление.

    Структура программы

    Примерная учебная программа включает пять  разделов: пояснительную записку; основное содержание, включающее перечень разделов требования к результатам освоения содержания примерной программы; рекомендуемое примерное тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем); рекомендации по оснащению учебного процесса.

    Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:

    •        формированием общего представления о культурно-материальной среде;

    •        формированием эстетического компонента личности;

    •        начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.

    Цели, задачи и содержание курса технологии  в начальной школе

    Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

    Задачи курса:

    1.        расширение общекультурного кругозора учащихся;

    2.        развитие качеств творческой личности, умеющей:

    •        ставить цель;

    •        искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;

    •        выбирать средства и реализовывать свой замысел;

    •        осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

    •        объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;

    3.        общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;

    4.        формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

    Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

    Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

    Эстетические понятия

    Эстетическое в жизни и в искусстве категории прекрасного, трагического, комического, возвышенного

       Основы композиции

       Соотношение всех компонентов в произведении искусства

    •        движение – основа материи и форма ее существования

    •        жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово бытовой, портрет

    •        правда и правдоподобие

                Из истории развития искусства

    •        искусство Египта и Античности – утилитарное и эстетическое его назначение

    Эстетический контекст

    •        прекрасное в природе, человеке, труде

    •        композиция в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, театре, литературе, музыке

    •        настроение в искусстве

    •        колорит

    •        движение, подражание, статика

    •        мир природы и природный материал

    •        синкретичность (неразрывность) в развитии искусства

    Содержание трудовой и художественно-творческой деятельности выстраивается по горизонтальным параллелям, что обеспечивает интегративные связи.

    II. Общая характеристика учебного предмета

    Курс  «Технология» является  составной частью Образовательной системы «Школа 2100».  Его  основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс  развивающе-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его основе лежит целостный образ  окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

    Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.

    Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этнокультурных традиций.

    Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

    Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

    Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм  и конструкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

    Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.

    В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие

    виды  работ:

    – простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов  их  обработки; анализ конструкций, их  свойств, принципов и приёмов их создания;

    –  моделирование, конструирование из  разных материалов (по образцу, модели);

    –  решение  доступных конструкторско-технологических  задач (определение области поиска,  поиск  недостающей информации, определение спектра  возможных  решений,  выбор   оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

    –  простейшее проектирование (принятие  идеи, поиск и  отбор необходимой информации, окончательный образ  объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор  способов  их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы)

    Деятельность учащихся  первоначально имеет,  главным  образом,   индивидуальный характер.  Но   постепенно  увеличивается доля  коллективных работ, особенно  творческих, обобщающего характера – проектов

    III.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  в 3 классе является формирование следующих умений:

    –  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  собы- тия) с точки зрения собственных ощущений (явления,  события), соотносить их  с  общепринятыми  нормами и  ценностями; оцени- вать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или  пло- хие;

    –  описывать свои  чувства и ощущения от созерцаемых произ- ведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

    –  принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним;

    –  опираясь на  освоенные изобразительные  и  конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов  реализа- ции  предложенного или  собственного замысла.

    Средством достижения этих  результатов служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

    Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3 классе является  формирование следующих универсальных  учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    –  самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предвари- тельного обсуждения;

    – уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;

    – уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

    –  под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения про- блемы (задачи);

    – выполнять задание по составленному под  контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

    –  осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов,        чертёжных         инструментов)        итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные  доработки.

    Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

    – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

    Познавательные УУД:

    – искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;

    – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;

    – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и клас- сифицировать        факты         и         явления;         определять        причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

    – делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;

    –  преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде  текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

    Средством формирования  этих  действий служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

    Коммуникативные УУД:

    –  донести свою  позицию до  других:  оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций;

    –  донести свою  позицию до  других: высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    –  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения.

    Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий диалог);

    –  уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);

    – уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

    Предметными результатами изучения  курса  «Технология»  в 3-м классе является формирование следующих умений:

    знать виды  изучаемых материалов, их свойства; способ получения  объёмных форм  – на основе  развёртки;

    уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;

    уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на  чертёж  по линейке, угольнику, циркулю;

    под контролем учителя проводить анализ образца (задания), пла- нировать и контролировать выполняемую практическую работу;

    уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

    Содержание программы, которую реализует учебник «Прекрасное рядом с тобой» О.А.Куревина, Е.А. Лютцева рассчитано на 2 час в неделю и составляет 68 часа. В рабочей программе отражено 67 часа.

    Основные темы курса

     В 3 классе

    Авторская программа

    Рабочая программа

    1

    Жизнь, труд, исскуство

    14

    14

    2

    Жизни и творчество

    4

    4

    3

    Отражение жизни в образах

    40

    39

    4

    Давным -давно

    10

    10

    V. Рекомендации по оснащению учебного процесса

    Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

    Для  работы учащимся необходимы:

    – учебники:

    О.А.  Куревина,  Е.А.   Лутцева,  «Технология»  (Прекрасное рядом с тобой). Учебник для   3 класса;

    – простейшие инструменты и приспособления для  ручной обработки  материалов и  решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож  с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с  бортиком (для работ  с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

    Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

    Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

    Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 2 класс

    РП по технологии Школа 2100 Куревина...

    Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100.

    Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100....

    Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)

    Рабочая программа по технологии для 2 класса  по программе Лутцевой  (ОС «Школа 2100»)...