Статья
статья по технологии (1 класс) на тему

Калинина Нина Васильевна
Пространственное воображение у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей с ОВЗ на уроках технологии в работе над аппликацией.

Калинина Нина Васильевна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт- Петербурга (ГБС(К)ОУ школа №59)

У детей с различными нарушениями в развитии затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами. Механизм недостаточности пространственных представлений у детей с различными нарушениями в развитии может быть разным. В более тяжелых случаях это может быть локальное поражение теменных отделов коры головного мозга. В этих случаях у ребенка появляется зрительно – пространственная или конструктивная апраксия. У ребенка с трудом формируется возможность различения правой и левой стороны, он путается или даже не понимает смысла предлогов «над», «под», «за». Такой ребенок с большим трудом обучается конструктивной деятельности, он не может сложить из кубиков или палочек цельное изображение, картинку, геометрическую фигуру. Особенно стойкие затруднения он испытывает в дифференциации правой и левой стороны тела, в симметричном изображении: лицо человека, циферблат часов и т.д. Пространственный анализ это обширная и сложная система познавательной деятельности, для формирования и функционирования которой необходимы достаточно прочные, гибкие, динамические связи: зрительно-двигательные, слухо-координационно-кинестетические, связи предметных действий с мышлением и речью. Это условие развития пространственного анализа недостаточно обеспечивается интеллектуальной недостаточности и снижает качество и возможность целостного восприятия. [1]

Трудовая деятельность детей с ОВЗ характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, недостаточной целенаправленностью. Указанные особенности создают дополнительные трудности в процессе овладения учебным материалом по предмету технологии и обуславливают необходимость специальной коррекционной работы.

Так, для усвоения программного материала по технологии учащиеся должны располагать некоторыми общими умениями и способами практической деятельности. Речь идет об умении ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проделанной работе и давать ей оценку.

Наиболее ярко на уроках технологии у детей с ОВЗ обнаруживается несформированность пространственных отношений. Это хорошо видно при выполнении аппликационных работ. Учащиеся ограничиваются беглым осмотром образца (если работа выполняется по наглядному образцу) или недослушиванием до конца словесной инструкции учителя (если работа выполняется по инструкции), при этом не вычленяют многих существенных признаков и сразу приступают к выполнению работы. Такая необдуманность, импульсивность в задании приводят к многочисленным ошибочным ориентировочным действиям на плоскости листа; правда, часть из них тут же исправляется детьми; однако большинство ошибок остаются неисправленными. На этом этапе деятельности многие учащиеся переоценивают собственные возможности, о чем говорят результаты проделанной ими работы. [2]  

Недостаточная целенаправленность деятельности детей с ОВЗ выражается в их неумении обдумывать свою работу и спланировать ход ее выполнения. Это особенно ярко выражается при изготовлении аппликаций на уроках технологии. Во время выполнения задания дети допускают лишние, не всегда оправданные действия, не делают попытки найти рациональные приемы работы. Так, например, они могут изготовить излишнее количество деталей, приклеить их, недослушав объяснения учителя. А к сравнению собственной работы с образцом дети данной категории прибегают крайне редко.

Таким образом, можно сказать, что у детей с ОВЗ отчетливо прослеживается несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности при решении практических задач. Нормально развивающие школьники младших классов, как правило, начинают с рассматривания образца, элементов будущей аппликации. Они мысленно соотносят между собой образец (инструкцию) и элементы аппликации, постепенно располагая их на плоскости листа, после чего приступают к работе, наклеивают. Поэтому очень важно формировать у детей с ОВЗ пространственные представления.  В период формирования пространственных отношений в работе над аппликацией дети познают и окружающий мир, у них формируется способность не только ориентироваться в собственном теле, в свойствах предметов (их форме, величине, цвете), но и существующих между ними пространственных отношений. Основным видом заданий на первоначальном этапе являются специально организованные действия учащихся по обследованию и запоминанию основных форм, размеров предметов и их расположению в пространстве. Правильное выполнение такого задания требует от ученика умения одновременно ориентироваться на три признака. Для детей с ОВЗ это довольно трудная задача. Поэтому, подобные задания следует давать постепенно, включая новые изучаемые понятия в более сложный материал. Первоначально элементы будущей аппликации и их расположение на плоскости листа нужно проговаривать вслух, тем самым развивая словарь учащихся, внимание, память и самостоятельность мышления. [3]  

В этот же период дается представление о высоте, длине и ширине предметов, так как дети с ОВЗ несравнимо хуже, чем их нормально развивающие сверстники владеют способами сравнения величин. Этому умению их приходиться учить специально. Учащиеся должны постепенно овладеть этими понятиями и научиться словесному обозначению признаков величин: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий. Знания и представления детей с ОВЗ о величине и форме предметов уточняются, расширяются и углубляются на каждом уроке в работе над аппликацией.

Также большое внимание на занятиях аппликацией следует уделять формированию прочной дифференцировке правой и левой руки, направлений слева направо и наоборот. Нужно уделить внимание усвоению ряда понятий: «вверху», «внизу», «сбоку», «в углу», «в середине», «прямо», «угол», «между», «середина (квадрата, круга)», «напротив», «на одном расстоянии», «в одном ряду», «один над (под) другим». А также – понятиям, содержащим двойное условие: «верхний левый (правый) угол», «нижний левый (правый) угол»,  «середина левой (правой, верхней, нижней) стороны». Необходимо многократно отрабатывать эти понятия в практической деятельности на плоскости (парты, доски, наборного полотна, листа бумаги). При этом учащиеся должны оперировать реальными предметами и осознанно воспринимать и объяснять расположение одного предмета по отношению к другим и по отношению к любой плоскости и уметь располагать предметы по наглядному образцу или по словесной инструкции учителя. Воспроизведение тех или иных пространственных отношений между реальными предметами следует закреплять ориентированием на листе бумаги выполнением аппликации. В работе над аппликацией надо требовать от учащихся не только осмысления пространственных отношений, но и их словесного обозначения (проговаривания). Точного обозначения пространственного расположения предметов от детей с ОВЗ следует добиваться при описании ими непосредственно осуществляемых действий, в момент окончания каждого из этапов работы, при оценке результата своей работы или работы товарища, а также в период планирования предстоящих действий с разными предметами. [4]

Можно сказать, что без специального обучения самостоятельное овладение детьми с  различными нарушениями в развитии пространственными характеристиками затруднено.  Поэтому  на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, обобщения работы, предлагаю мини-систему коррекционного обучения, которая способствует формированию основных пространственных представлений у детей с ОВЗ.  На уроках необходимо постепенно решать ряд задач:

1. Определить умение понимать значения понятий содержащих такие пространственные характеристики как: право-лево, верх-низ, спереди-сзади, над-под.

2. Выявить умение ориентироваться на плоскости листа, которое включает в себя все пространственные характеристики, а также умение понимать значение, содержащее двойное условие: правый (левый) верхний (нижний) угол.

3. Определить возможности детей с ОВЗ выполнять задания по образцу и инструкции в работе с аппликацией.

Решать данные задачи можно по следующим сериям заданий:

1 серия «Понимание инструкций в упражнениях на собственном теле». Данные задания проводятся для формирования умений у детей ориентироваться в собственном теле и в пространстве.

1. Детям предлагается взять в правую руку красный шарик, в левую – синий и т.д.

2. Детям предлагается назвать предметы, находящиеся слева, справа, спереди, сзади.

3. Детям предлагается дотронуться: правой рукой до левой щеки и наоборот, поднять левую руку и правую ногу и наоборот.

2 серия «Пространственная ориентировка на плоскости бумаги».

1. Аппликация «Украсим скатерть».

Данное задание дается на формирование умений находить левые и правые углы на плоскости листа. Учащимся предлагается разложить, имеющие у них на партах, готовые изделия: яблоки - в левые углы, груши - в правые углы или огурцы - в правые углы, помидоры – в  левые углы. После того, как все элементы разложены, ребенок поочередно их наклеивает.

2. Аппликация «Украсим коврик».

Данное задание дается на формирование умений находить стороны на плоскости листа. Учащимся предлагается разложить на плоскости листа,         четыре полоски бумаги разного цвета, но одинаковой длины по словесной инструкции учителя: красную полоску положите вдоль левой стороны листа, оранжевую – вдоль правой стороны листа, желтую – вдоль верхней стороны листа, зеленую – вдоль нижней стороны листа. После того, как все полоски разложены, ребенок поочередно их наклеивает.

3. Аппликация «Разложи фигуры».

Данное задание дается на понимание учащимися словесной инструкции учителя, содержащей двойное условие. Учащимся предлагается разложить на плоскости листа, имеющие у них на партах геометрические фигуры: квадрат – в левом верхнем углу, круг – в правом верхнем углу, прямоугольник – в левом нижнем углу, треугольник в правом нижнем углу, ромб – межу квадратом и кругом, овал – посередине нижней стороны. После того, как все фигуры разложены, ребенок поочередно их наклеивает.

3 серия «Выполнение тематической аппликации по инструкции, содержащей пространственную ориентировку». [5]

1.«Орнаментальная аппликация в квадрате».

Данное задание дается на понимание учащимися словесной инструкции учителя, содержащей двойное условие. Учащимся предлагается сначала выполнить аппликацию по образцу, затем по словесной инструкции педагога. Шаблоны  (цветочки и листики) вырезаны детьми заранее.

После того, как все элементы орнамента разложены, ребенок поочередно их наклеивает.

2. Тематическая аппликация русской народной сказки «Колобок».

Данное задание направлено на формирование пространственных отношений между предметами, умения передавать направление движения объектов. Перед выполнением работы учителем прочитывается сказка, учащимися просматриваются иллюстрации, далее детям предлагается выполнить аппликацию по словесной инструкции педагога (шаблоны вырезаны детьми заранее: 2 елки, 1 березка, тропинка, колобок, солнышко, 2 облака). После того, как все предметы разложены, ребенок поочередно их наклеивает, проговаривая каждое свое действие.

Работа по формированию пространственных отношений должна продолжаться в течение всей программы начального курса обучения, поскольку учащиеся с ОВЗ не в состоянии самостоятельно овладеть высоким уровнем пространственной ориентации, это связано с их спецификой развития и возрастными особенностями. В дальнейшем следует обучать детей пространственной ориентировке с точкой отсчета от себя. При проведении уроков необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный и смешанные варианты). Обучение желательно проводить в игровой форме, используя различные методы: наглядные, практические, словесные. Материал должен быть построен от простого к сложному, обязательно учитывая, какой должна быть помощь для каждого ученика. Выполняющие действия учащихся и их результаты должны быть отражены в словесной форме, т.к. это необходимое условие подготовки к самостоятельному решению доступных пространственных задач.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что аппликация является самым доступным и эффективным способом развития, коррекции и формирования пространственной ориентировки и пространственных представлений у детей с различными нарушениями в развитии младшего школьного возраста.  

Литература.

1. Л.Н. Лезина. «Особенности пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста», Ж. Дефектология. 1989г., №6.

2. Л.А. Пепик. «Особенности восприятия и моделирования пространства детей с недостатками интеллекта», Ж. Дефектология, 1997г., №6

3. Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. «Особенности восприятия пространства у детей», Москва, 1964г.

4. В.И. Лубовский. «Обучение детей с задержкой психического развития», Москва, 1994.

5. М.А. Гусакова. «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987г.