рабочая программа по технологии 4 класс
учебно-методический материал по технологии (4 класс) на тему

Борисова Ольга Родионовна

рабочая программа по технологии 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx78.38 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная  записка

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена на основе авторской программы Е.А. Лутцева «Технология», опубликованной в сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и с учетом федерального базисного учебного плана.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология» и предназначена для начальной школы любого типа.

2. Общая характеристика учебного предмета 

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.

Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  2. приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  3. овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  4. воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  5. развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

  • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  • Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  • Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».

Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

Курс реализуется, прежде всего в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова).

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что основные методы, наряду с определенными автором, реализуют развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды). Конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 1 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий, внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом материально-технической базы школы.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Общий объём времени, отводимого на изучение технологии в 1-4 классах, составляет 135 часов. В каждом классе урок технологии проводится 1 раз в неделю.

1 класс – 33 ч. (33 учебные недели)

2-4 класс – 34 ч. (34 учебные недели)

Основные виды учебной деятельности учащихся

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.

С помощью учителя:

  1. выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
  2. анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
  3. осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  4. воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  5. планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

С помощью учителя

  1. осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
  2. оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
  3. обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
  1. моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
  2. определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

Контроль и оценка деятельности учащихся по предмету «Технология» осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке, его творческим находка в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Разметка:

- на глаз (свободным рисованием);

- сгибанием,

- по шаблону,

- по трафарету

Разметка:

- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),

- копирование

(через копировальную бумагу, с помощью кальки).

Разметка:

-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),

- по масштабной сетке.

Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.

Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

Выделение детали из заготовки:

- отрывание;

- резание ножницами

Выделение детали из заготовки:

Выделение детали из заготовки:

- резание макетным ножом

Формообразование

- сгибание,

- складывание,

- сминание,

- скручивание

Сборка изделия:

-склеивание

Сборка изделия:

сшивание (прямая строчка и ее варианты)

Сборка изделия:

- с помощью проволоки;

- щелевые замки;

- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)

Сборка изделия:

- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).

Отделка:

- раскрашивание;

- аппликация;

- рисование и др.

Отделка:

- вышивка;

-блестки;

- бусины и др.

Отделка:

- пуговицы,

- кнопки и др.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные ценности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Содержание учебного предмета

1 класс, 33 часа в неделю

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6/12 ч)

Мир профессий.  Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как  

источник его вдохновения.  

Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность  — цвет, форма,

композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.

Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и

сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на

нем во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные

карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата

(детали, изделия)  с образцом.

Самоконтроль качества выполненной работы  – соответствие  результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

 

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17/34 ч)

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные

свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость,

влагопроницаемость, коробление  (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-

художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.).

Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала.  

Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки  

(знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования

ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на

рисунках, схемах.  

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом

изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка.

Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование

деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей

изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении

изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их

обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики,

лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).  

3. Конструирование и моделирование (10/20 ч)

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием,

вытягиванием по образцу и рисунку.

Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции(аппликации, изделия из текстиля, к

представление. Неподвижное соединение.

4. Использование информационных компьютере)*

Демонстрация учителем готовых(СD) по изучаемым темам.  

2 КЛАСС  34 часа, 1 час в неделю

  1. Знание Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).

трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

  1. Конструирование и моделирование (9 часов).

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

По модели, простейшему чертежу или эскизу.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) – 2 часа

Демонстрация учителя с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

3 класс, 34 урока в неделю

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14/28 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей,  национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в

разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.  Энергия природных с тихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком,

электродвигателем). Гармония  предметов и окружающей среды  —  соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и  защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и

взрослым, пожилым (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.  

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание  — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

2. Технология ручной обработки материалов.  Элементы графической грамоты (10/20 ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.  Разметка  разверток с опорой на  простейший чертеж. Линии чертежа (осевая,  центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и  т. д.

3. Конструирование и моделирование (5/10 ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка,  сшиванием и др.). Использование принципов действия

представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц.Паровой двигатель.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5/10 ч)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации  (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).  

4 класс 34 часа

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14/30 ч)

Преобразовательная деятельность человека в ХХ  — начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.  Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.  Общие представления об авиации и космосе, энергии и  энергетике информационно-компьютерных технологиях.  Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.  Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.  

Коллективные проекты. Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.  

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8/16 ч)

Изобретение и  использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.  Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти  

(пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы  — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.  Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства  и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

3. Конструирование и моделирование (5/10 ч)

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем  на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).  Техника ХХ  — начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение  бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).  

4. Использование информационных технологий (7/14 ч)

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер,

колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором.  Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point. Планируемые результаты обучения

 

6.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты  

Создание условий для формирования следующих умений:  

  положительно относиться к учению;  

  проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

  принимать одноклассников, помогать им, отзываться на  помощь о т взрослого и детей;

  чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

  самостоятельно  определять и объяснять  свои чувства и ощущения,  возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения,  самые простые  и  общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  чувствовать удовлетворение  от сделанного или созданного  самим для родных, друзей, для себя;

  бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

  осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

  с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

  под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

 Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

  учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  учиться готовить рабочее место,  с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения  задания материалы и инструменты  и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой  на образцы, рисунки учебника;

  выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  

Познавательные универсальные учебные действия:

  наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и

декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;  сравнивать их;

  сравнивать изучаемые материалы по их свойствам,  анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;  группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

  с помощью учителя анализировать предлагаемое задание,  отличать новое от уже известного;

  ориентироваться в материале на страницах учебника;

  находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  делать выводы о результате совместной работы всего класса;

  преобразовывать информацию из одной формы в другую  — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам)

1.  Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры

труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

  о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;  

  об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

  о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

  обслуживать себя во время работы:  поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

  соблюдать правила гигиены труда.

2.  Технология ручной обработки материалов. Элементы графической

грамоты

Знать:

  общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейс тер, клей) и их свойства (цвет, фактура,  толщина и др.);  

  последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  способы разметки на глаз, по шаблону;

  формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

  клеевой способ соединения;

  способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

  названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

  различать материалы и инструменты по их назначению;

  качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:  

1)  экономно размечать сгибанием, по шаблону;

2)   точно резать ножницами;

3)   собирать изделия с помощью клея;

4)   эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;

  использовать для сушки плоских изделий пресс;

  безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

  с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль

с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать:  

  о детали как составной части изделия;

  конструкциях — разборных и неразборных;

  неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

  различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

  конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

Результаты изучения технологии во 2 классе

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  объяснять свои чувства и ощущения от  восприятия объектов,

иллюстраций, результатов трудовой деятельнос ти человека-мастера;

  уважительно относиться к чужому мнению,  к результатам труда

мастеров;

  понимать исторические традиции ремесел, положительно

относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД:

  определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

  учиться выявлять и формулировать учебную проблему  совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

  учиться планировать практическую деятельность на уроке;

  под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  работать по совместно  с учителем составленному плану, используя необходимые  дидактические  средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты  и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов  неправильной формы, чертежных инструментов);

  определять в диалоге с учителем  успешность выполнения  своего задания.

Познавательные УУД:

  наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

  сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

  учиться  понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

  находить необходимую информацию  в учебнике, в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике  –  словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

  с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

  самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

  уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

  вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты  

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

  об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность  – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

  о гармонии предметов и окружающей среды;

  профессиях мастеров родного края,

  характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

  самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

  готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

  выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

  самостоятельно выполнять  в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту,  соблюдая  общие правила поведения,  делать выбор, какое мнение принять  в ходе обсуждения  – свое или высказанное другими;

  уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

  названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;  

  происхождение натуральных тканей и их виды;  

  способы соединения деталей,  изученные соединительные материалы;

  основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и  их различие;

  линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

  читать простейшие чертежи (эскизы);

  выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

  оформлять изделия,  соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

  решать несложные конструкторско-технологические задачи;

  справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  неподвижный и подвижный способы соединения деталей;  

  отличия макета от модели.

Уметь:

  конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

  определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

  знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Результаты обучения в 3 классе

Личностные результаты  

Создание условий для формирования следующих умений:

  отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

  проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

  испытывать потребность в самореализации в доступной

декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

  принимать  мнения и высказывания  других людей, уважительно

относиться к ним;

  опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения,  делать выбор способов реализации

предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:  

  совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

  самостоятельно  выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать,  вносить коррективы в полученные результаты;

  осуществлять текущий контроль  точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества

выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

  выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.  

Познавательные УУД

  с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

  открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  преобразовывать информацию:  представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

  учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

  уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты  

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:  

  о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

  о  профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках

изученного).

Уметь:

  узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

  соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  названия  и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);  

  последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  основные линии чертежа (осевая и центровая);

  правила безопасной работы канцелярским ножом;

  косую строчку, ее варианты, их назначение;

  названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального  окружения учащихся).

Иметь представление:  

  о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,  

  о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

  читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

  выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

  подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

  выполнять рицовку;

  оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

  находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),  

  решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и  декоративно-художественным условиям;

  изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

  названия и назначение основных устройств персонального

компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила

безопасной работы на компьютере;

  иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

Уметь с помощью учителя:

  включать и выключать компьютер;

  пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

  выполнять простейшие операции с  готовыми файлами и папками (открывать, читать);

  работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD) : активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Результаты изучения технологии в 4 классе

Личностные результаты  

Создание условий для формирования следующих умений:

  оценивать  поступки,  явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;  

  описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий,  изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

  принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

  опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

  понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД

Уметь:

  самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  самостоятельно  выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

  предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

  самостоятельно  отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

  выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

  осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

  искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

  приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и классифицировать факты и явления;  определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

  делать выводы на основе обобщения  полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

  формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

  высказывать свою точку зрения и пытаться ее  обосновывать и аргументировать;

  слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

  уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты  

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать на уровне представлений:

  о творчестве и творческих профессиях,  мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;

  об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

  о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

  организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

  использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

  бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

  безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);

  выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы,  сшивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты

Знать:

  названия  и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);  

  последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  основные линии чертежа (осевая и центровая);

  правила безопасной работы канцелярским ножом;

  петельную строчку, ее варианты, их назначение;

  названия  нескольких  видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения

учащихся).

Иметь представление:  

  о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

  об основных условиях дизайна  – единстве пользы, удобства  и красоты;

  о композиции  изделий  декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;

  традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

  стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

  художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

  читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

  выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

  подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

  выполнять рицовку;

  оформлять изделия и соединять детали петельной  строчкой и ее вариантами;

  находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

3. Конструирование и моделирование

Знать:  

 простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

 конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

 выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)

Иметь представление:  

  об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Знать:

  названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя:

  создавать небольшие текс ты и печатные  публикации с использованием изображений на экране компьютера;

  оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

  работать с доступной информацией;

  работать в программах Word, Power Point.

 

7.Примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Количество часов в неделю: 1

Годовое количество часов: 34

Реквизиты программы: «Технология», автор Лутцева. Программа четырехлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» - М.: Вентана – Граф, 2012 год.

УМК учащихся:

1. Лутцева Учебник  «Технология 4 класс / М.: Вентана – Граф, 2014 год.

УМК учителя:

1. Лутцева Учебник  «Технология 4 класс / М.: Вентана – Граф, 2014 год.

№п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Лабораторные (практические) работы

Вид контроля

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовленности учащихся. Характеристика деятельности учащихся

1 четверть (9 часов)

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции . Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов)

Рукотворный мир  как результат труда человека

1

Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения 20-21 века.

Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Проводить самостоятельно доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности.

Анализировать доступные задания.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения  предложенного задания.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.

Оценивать результат своей деятельности.

Обобщать то новое, что освоено.

текущий

2

Рукотворный мир  как результат труда человека

1

текущий

3

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

1

Человек – созидатель и изобретатель. Профессии 20 века. Современные профессии.

текущий

4

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

1

текущий

5

Природа в художественно-практической деятельности человека.

1

Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту  и творчестве.

текущий

6

Природа в художественно-практической деятельности человека.

1

текущий

7

Природа и техническая среда.

1

Человек-наблюдатель и изобретатель. Выражение связи человека и природы (элементы бионики). Машины и механизмы-помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. Человек в информационной среде.

текущий

8

Природа и техническая среда.

1

текущий

9

Природа и техническая среда.

1

текущий

                       2 четверть (7 часов)

1\

10

Общекультурные и общетрудовые компетенции . Основы культуры труда, самообслуживание

Природа и техническая среда.

1

Проблемы экологии. Дизайн в художественной и практической деятельности человека.

Текущий

2\

11

Дом и семья. Самообслуживание.

1

Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами, хозяйственно-практическая помощь взрослым. Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка).

текущий

3\

12

Дом и семья. Самообслуживание.

1

текущий

4\

13

Дом и семья. Самообслуживание.

1

Текущий

5\

14

Дом и семья. Самообслуживание.

1

Текущий

6\

15

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

1

Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. бережное использование и экономное расходование материалов.

Проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения. Анализировать и читать изученные графические изображения. Создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учетом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Планировать собственную практическую деятельность.

Текущий

7\

16

Инструменты и приспособления для обработки материалов.

1

Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделия

Текущий

3 четверть (10 часов)

1/

17

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее представление о технологическом процессе.

1

Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов, последовательности практических действий и технологических операций.

Текущий

2\

18

Общее представление о технологическом процессе.

1

Текущий

3\19

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

1

Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно-технологических особенностей изделия. Выбор и применение  способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала.

Текущий

4\20

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

1

Текущий

5\

21

Графические изображения в технике и технологии.

1

Сложные объемные конструкции и их развертки. Чтение разверток. Разметка с опорой на доступные графические изображения.

Текущий

6\

22

Графические изображения в технике и технологии.

1

Текущий

7\

23

Конструирование и моделирование

Изделие и его конструкция. Проектная деятельность «Какие бывают часы?»

1

Конструкция объемных изделий на основе разверток. Способы их построения и сборки. Соблюдение основных требований к изделию. Виды часов, их декоративное оформление.

Характеризовать основные требования к конструкции изделия. Моделировать несложные объекты с разными конструктивными особенностями. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий. Проектировать изделия. При необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Планировать последовательность практических действий для  реализации замысла, поставленной задачи. Участвовать в совместной творческой деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

Практич.

Контрольный

8\

24

Элементарные представления о конструкции.

1

Различие конструктивных особенностей изделия, выбор способа изготовления сложных конструкций.

Текущий

9\

25

Конструирование и моделирование несложных объектов.

1

Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов. Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения.

текущий

10\

26

Конструирование и моделирование несложных объектов.

1

текущий

4 четверть (8 часов)

Текущий

1\

27

Конструирование и моделирование

Конструирование и моделирование несложных объектов.

1

Текущий

2\

28

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Компьютерное письмо.

1

Программа WORLD. Правила клавиатурного письма. Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста.

Наблюдать образы инф-х объектов различной природы, процессы создания инф-х объектов с помощью компьютера. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов. Наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, элементы объектов, их свойства, шрифт, цвет, размер и начертание текста, отступ, интервал, выравнивание абзацев. Проектировать информационные изделия. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции. Отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной среды. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Текущий

3\

29

Компьютерное письмо.

1

Текущий

4\

30

Компьютерное письмо.

1

Текущий

5\

31

Создание презентаций.

1

Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице.

Текущий

6\

32

Создание презентаций

1

Текущий

7\

33

Создание презентаций.

1

Текущий

8\

34

Создание презентаций.

Годовая практическая работа «Компьютеры вокруг нас».

1

Итоговый

8. Описание материально-технической базы изучаемого предмета

  1. Программа четырехлетней начальной школы “Начальная школа XXI века” – М.: Вентана-Граф, 2012 год.
  2. Проектор
  3. Компьютер

9.Проеты

Проект №1 «Какие бывают часы

  • Почему необходимо продуктивно использовать время?
  • Одинаков ли принцип работы различных видов часов?
  • Что такое время, как его правильно использовать?
  • Как вырабатывать чувство времени?
  • Как создавались часы?
  • Какие бывают виды часов, каковы их принципы работы?

Годовая практическая работа «Компьютеры вокруг нас».

1. Беседа:

а) Компьютеры в быту

б) Компьютеры в медицине

в) Компьютеры и прогнозирование погоды г) Компьютеры в учреждениях, на предприятиях

д) Компьютеры и фотографии.

е) Компьютер – переводчик.

ж) Компьютер и выбор причёски.

з) Компьютеры в промышленном производстве.

и) Компьютер – помощник автолюбителя.

к) Компьютер – помощник инвалидов.

л) Интернет.

2. Рисование на компьютере

3. Набор текстов на компьютере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...