Разработка урока по теме " В загадочном подводном мире" 3 класс по УМК ПНШ
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Панченко Татьяна Николаевна

конспект  интегрированного   урока по  окружающему  миру , технологии, ИЗО, музыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира, технологии, ИЗО, музыки. :

"В загадочном подводном мире"

Цели:

Образовательная: знакомство с подводным миром моря, с произведениями живописи и музыки на морскую тему, прививать навыки слушания музыки.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.

Развивающая: способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного

 Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Актуализация знаний.

Звучит морской прибой.

Учитель: Где мы можем услышать эти звуки? (слайд 1)

Отгадайте загадку:

Кругом вода,
а с питьем беда 
Кто знает,
где это бывает? 
(
Море.)

Учитель: Правильно, это море (слайд 2)

Дети предполагают свои варианты ответов.

- А почему с питьем беда?

Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.

III. Открытие новых знаний.

Учитель: у вас на столах лежат картинки: кораллы, рыба, рачки, медузы, чайка, крабы, морская звезда. Найдите лишнее слово. Почему? (слайд 3)

Ученики: чайка.

Учитель: может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

Ученики: подводный мир.

Учитель: «Загадочном подводном мире». (слайд 4)

1. Учитель: А в подводный мир, подводное царство мы погрузимся вместе со сказочным героем Садко. (Былина – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Былины рассказывают о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской. Былина от слово быль, было) (слайд 5)

В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по великому Новгороду. Задумал Садко плыть в далекие края. Купцы высмеяли его и прогнали.

Пошел опечаленный Садко на берег Ильмень-озера ударил в струны и запел песню.

Неожиданно на озере появились лебеди, подплыли к берегу и вдруг обернулись красными девицами. Вышла на берег дочь царя Морского прекрасная Волхова. И подарила она Садко за песню «три рыбки – перья золотые».

Собрал дружину и отправился в плавание, но неожиданно остановился – это Морской царь требует выкуп. Жертвой Морскому царю должен стать Садко. Он должен опуститься на дно морское, в подводное царство… (слайд «Садко в подводном царстве») Картина Ильи Ефимовича Репина» Садко в подводном царстве».

2. Учитель: К этой сказке великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу-былину «Садко». (Что такое опера? Опера – это музыкальный спектакль. В нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.) Он был непревзойденным мастером музыкального пейзажа, особенно морской стихии. Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником. В юности совершил морское путешествие. (Слайд 6).

Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба они из новгородской земли, музыканты и мореплаватели.

Мы послушаем музыку «Океан море синее», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»). (слайды 7, 8, 9)

3. Учитель: как вы думаете что же он там увидел? (кроме сказочных персонажей?)

Ученики: рыб разных, подводные растения.

Учитель: каждый из вас попробует рассказать о своем обитателе от первого лица, как будто выбранное вами животное - это вы и обыграть его движение, поведение на дне океана, у поверхности воды, на глубине.

Ребята, подготовьтесь,  пожалуйста. (ученики одевают головные уборы)

Ученик 1А я осьминог. Некоторые меня зовут гигантским кальмаром, а некоторые спрутом. Я бываю очень большим до 18 метров. У меня  8 длинных щупальцев с присосками и когтями, лицевая часть в виде мощного клюва. Я имею отличное зрение, могу изменять окраску, чтобы запугать жертву или стать незаметным . Умею стрелять чернильной жидкостью для защиты. А мой сильный яд парализует добычу.

Ученик 2: Я золотая рыбка. Среди других водных обитателей я выделяюсь не только яркой желто-оранжевой окраской, но и необычным   легким, воздушным, прозрачным хвостом и крупными глазами. Меня вывели японцы из серебристого КАРПА .Мои сестрички - вуалехвост и телескоп.

Ученик 3Я необычная рыба - конек морской. Я напоминаю шахматного коня. Плаваю я вертикально, у меня  рот вытянутый в трубочку, тело покрыто не чешуей, а широкими щитками. Хвост, усаженный иглами, помогает мне прикрепляться к растениям, среди которых я кормлюсь.

Ученик 4: Я звезда морская. У меня очень  яркая окраска. Мы никогда не прячемся. От врагов нас спасает твердый панцирь, но наши тела отличаются гибкостью всех частей, особенно лучей. С их помощью мы передвигаемся,  присасываемся к добыче и открываем створки раковин моллюсков.

Преподаватель благодарит и добавляет:

Неохотно и несмело

Продвигается вперед

Эта звездочка, подружка,

Корм в желудочек кладет.

Ученик 5:Я медуза. Мы нежные и очень красивые, похожие на студенистые зонтики. Мы можем быть от 3 миллиметров в диаметре до 2 метров. По краям зонтиков у нас располагаются щупальца, длина которого достигает до 30 метров. Некоторые дети считают нас вредными созданиями, но это не так. Питаясь мелкими морскими животными, мы не наносим вреда. Зато сами постоянно страдаем. Даже самые маленькие рыбки могут навредить нам, откусив все щупальца.

Ученик 6: Я рак отшельник.  Я не имею твердого панциря, как у других каков А защищать свое мягкое тело надо. Я поселяюсь в покинутую раковину другого животного и стараюсь никогда не покидать выбранного убежища. Я сажаю на раковину актинию, которая защищает меня своими  щупальцами и получает за это кусочки добытой пищи.

Ученик 7Я дельфин. Я морское животное. У меня гладкая и упругая кожа. Легко и стремительно я  двигаюсь в воде. Своих детенышей я выкармливаю молоком. Человек считает меня самым умным и полезным животным. Я могу  находить затонувшие корабли, загонять в сеть рыбу,     спасать утопающих.

Нас прозвали морскими акробатами  за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко исполнять различные трюки.

(после выступления каждого ученика учитель благодарит его)

Ученик 8: Я мурена. Толстая, длинная рыба. Меня можно сравнить с огромной змеей. Днем я сплю в глубоких норах, а ночью выхожу на охоту .Темная окраска тела  почти незаметна на каменистом дне. Притаившись у скал, я терпеливо поджидаю свою добычу: мелких рыб, крабов и даже небольших черепах.

Ученик 9Я актиния.  Я не растение, а хищное и ядовитое животное. Я похожа на красивый цветок на толстой ножке, но со мной надо быть осторожным. Я могу причинить боль даже человеку, потому что в моих щупальцах, похожих на лепестки, содержится яд.  Я парализую мелких рыбешек и рачков и отправляю себе в рот.

Педагог:

Актиния пушистая раскинулась кругом,

Как розочка душистая махнула лепестком.

Ученик 10: Я карал. Мы морские неподвижные животные. Живем большими группами на скалах. Имеем очень яркие расцветки: белый, розовый, ярко-красный.

Ученик 11Я двухстворчатый моллюск. А зовут меня жемчужница. Люди стараются достать со дна моря мои раковины, в которых маленькие песчинки  превращаются в жемчужины - великолепные перламутровые шарики, используемые для украшения.  Моя польза еще и , в том что  я являюсь одним из естественных фильтров, очищающих морскую воду от мельчайших организмов.

Педагог:

Солнце смотрит через воду, преломляясь в волнам,

Освещая белый жемчуг в каменистых берегах.

Ученик 12: Я  акула-хищник. У меня очень острые зубы. Мы собираемся  большими стаями, обитаем в глубинах морей и океанов. Мы питаемся рыбами ,можем напасть на тюленя ,на большую черепаху, и даже на человека.

Ученик 13Я морская черепаха. Все тело спрятано под панцирем. От своей сухопутной родственницы я отличаюсь тем, что в место ног – настоящие ласты ,а передние ласты   длиннее задних .  Я превосходно плаваю на любой глубине .

 Будущее потомство, яйца, откладываю на берегу, в горячем песке.

Педагог продолжает:

Спасибо вам, дорогие ребята.

Вернемся к нашей сказке-былине «Садко». По приказу царя Морского Садко поет и играет на гуслях. Все подводное царство пустилось в пляс. На море поднялась небывалая буря и пришлось Морскому царю возвращать Садко в Новгород.

Но у морского царя условие: он отпустит Садко, если вы сделаете ему подарок – слепите обитателей царства подводного

Будете работать в группах.

1 группа нарисует фон (морское дно).

2 группа сделает из соленого теста обитателей моря.

3 группа сделает растения моря.

Распределите между собой кто, что будет делать

5. Инструктаж по правилам лепки.

Основные приёмы лепки.

  1. Раскатывание.
  2. Скатывание.
  3. Сплющивание.
  4. Защипывание.
  5. Прищипывание.
  6. Подготовка рабочих мест.

- Прежде чем начать работу, необходимо приготовить рабочее место.

- Содержите в чистоте и порядке рабочее место.

- После работы уберите инструменты и материалы.

Физкультминутка.

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ 
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом 
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом.

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

4. Н.А. Римский-Корсаков был мастером музыкального пейзажа. А мастером морского пейзажа был выдающийся русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. (слайд 36). Маринист – художник, который главной темой творчества выбрал море.

Алина – картина с морскими видами. Вот его картины: «Закат на море», «Чёрное море» и знаменитый «Девятый вал» - всемирно известный шедевр. (Слайды 37-39) (Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.)

Учитель: Вам предстоит вылепить морских обитателей. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе!

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте все  ли на месте. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Поторопитесь. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши  морские обитатели будут сказочными.

8. Практическая работа.

Выполнение лепки (под руководством учителя). Оказание индивидуальной и фронтальной помощи уч-ся.

9. Итог урока.

При оценке изделий учитывается точность передачи формы. Отличается изменение и дополнение в изделиях, которые придумывают дети.

Обобщающая беседа. – Ребята, вот и закончился наш урок. На следующем уроке мы продолжим работу с солёным тестом. Каким способом мы лепили с вами? Как вы соединяли детали? Какие основные приёмы лепки вы использовали?

10. Уборка рабочих мест.

Сейчас вы послушайте «Пляску златоперых и сереброчешуйных рыбок».

Учитель: Молодцы, ребята! Красивые обитатели морского царства  у вас получились. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность.

V. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Назовите обитателей подводного мира.

С каким композитором и художником познакомились?C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\неделя начальных кл 2013 год\SAM_5862.JPG

Что вам понравилось на уроке?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ" 3 класс по учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир

тип данного урока -изучение нового материала.На данном уроке можно использовать и дополнительный материал....

Методическая разработка урока на тему "Экскурсия в храм" (4 класс).

Эту экскурсию целесообразно проводить при изучении курса ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Разработка урока по теме Подлежащее и сказуемое - 3 класс

Цели: 1) Знакомство с различными способами выражения     подлежащего.            2) Отработка умения находить в предлож...

Методическая разработка урока по теме "В стране витаминов" (1 класс)

В конспекте материал посвящён значению витаминов в жизни человека, основным группам витаминов и в каких продуктах питания содержатся эти витамины....

Методическая разработка урока по теме "Погода и одежда" 2 класс Spotlight lesson 14a

Урок-совершенствование лексических навыков и говорения по теме "Погода и одежда"  к учебнику "Spotlight 2" (14a)...

Методическая разработка урока по теме "Программа действий. Алгоритм. (2 класс)"

Тип урока: урок открытия нового знания. Урок построен в технологии деятельностного метода. Данная методическая разработка тправлена на конкурс......

Методическая разработка урока по теме "Звери-млекопитающие" для 1 класса

Данная методическая разработка поможет в проведении урока по окружающему миру в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...