Рабочая программа по технологии в 3 классе
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Назарова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа по технологии на 35 часов  составлена в соответствии с законом "Об образовании", требованиями ФГОС начального общего  образования и авторской программы "Уроки творчества " Н.А.Цирулик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl_trud.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс     3 Б

Учитель   Назарова О.Е.

Количество часов

Всего  35 часов; в неделю  1 час.

Учебник  «Технология», Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова. – изд. «Учебная литература», 2012 г

Поурочные разработки: О.Н.Крылова. Поурочные разработки по трудовому обучению. 3 класс.-М.: «Экзамен» 2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы «Уроки творчества» Н.А. Цирулик.  

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

             Цель предмета - раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами художественного труда. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).

             Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

             Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

             Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

    -  развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

    -  формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

     - формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

    -  знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

     - знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Общая характеристика учебного предмета.

             Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов.     Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций.    Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов. Дети овладевают такими операциями, как вырезывание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение, вывязывание и т.д.

              Чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, а другая выполняет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по намеченному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить), для других такой точности не нужно, например, сплести косичку.

               Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой мере, но внимание развивается при любых движениях.

               Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.

               При повторении образца ребенок "фотографирует" его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие задания: это изделия в технике "оригами", задания из раздела "плоскостное моделирование", техническое моделирование и т.д.

               При выполнении творческих работ ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания.    Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного творчества придаем особое значение, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

               При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного происхождения, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.)

               В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.

                Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.

                С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.

                 Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

                 В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности. В каждом классе вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.

                 Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии в природу. Можно использовать для показа изделия прикладного искусства, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок.  Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.

                 Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное выполнение заданий, групповое и коллективное.

 

Содержание программы

I.Виды художественной обработки материалов

              Лепка (7 ч)

              Выполнение с помощью стеки узора или рисунка углубленным рельефом на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Конструктивный способ лепки: лепка сложной формы с использованием разных приёмов, в том числе и приёмов, используемых в народных художественных промыслах. Пластический способ лепки: лепка сложной формы из целого куска путём вытягивания. Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).

Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

               Аппликация. Коллаж. (10 ч)

               Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).

              Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).  

              Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.

               Коллаж. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения.

               Художественное вырезание (3 ч)

               Вырезывание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.

                Вырезывание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

                Плетение (3 ч)

                Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).

                Шитье и вышивание (4 ч)

                Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный» и др.

Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.

                Моделирование и конструирование (8 ч)

                Моделирование и конструирование из бумаги, ткани.

Оригами из квадрата и прямоугольника по схеме. Модульное оригами.

Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом, клеем.

Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты изучения предмета «Технологии»:

– положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

– представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

– интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения;

– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

первичные умения оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Метапредметные результаты изучения курса «Технология»:

            Регулятивные компетенции:

– понимание смысла инструкции учителя и учебной задачи;

– проговаривание вслух последовательности производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, умение вносить соответствующие коррективы;

адекватное восприятие оценки своей работы;

– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи.

             Познавательные компетенции:

– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;

– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– выделять существенную информацию из познавательных текстов;

– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

            Коммуникативные компетенции:

– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

– понимать важность коллективной работы;

– контролировать свои действия при совместной работе;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

– следить за действиями других участников совместной деятельности;

– принимать другое мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания.

Предметные результаты изучения курса «Технология» к концу обучения в 3 классе.

 Ученики должны знать:

- Новые термины, встречающиеся на уроках (макраме, коллаж). Свойства новых материалов.

- Новые свойства уже встречавшихся материалов.

- Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, циркуля,  на глаз, на просвет.

- Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

- Новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки, с помощью щелевого замка и клапана.

- Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

- Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Ученики должны уметь:

  • лепить разными способами;
  • вырезать по внутреннему контуру;
  • вырезать детали из ткани;
  • вырезать бумажные узоры на глаз, без предварительного нанесение контура;
  • соединять детали в модульном оригами;
  • плести разными способами, указанными в программе;
  • использовать швы «строчка», «через край», «петельный»;
  • соединять детали с помощью клея, ниток, щелевого замка;
  • ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу;
  • создавать образы по собственному замыслу с использованием любой известной техники;
  • комбинировать в одном изделии различные материалы;
  • планировать последовательность выполнения действий при повторении образца;
  • контролировать свою работу на всех этапах ее выполнения.

                                                                Тематическое планирование по технологии

№ п/п

 

Кол-во час.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата

Тема урока

Тип урока

проведения

 

 

план

факт

1

Техника безопасности и приёмы работы. История  появления бумаги и ножниц.

1

Комбинированный

 

Знать свойства бумаги и картона. Знать разные технологии выполнения аппликации. Уметь экономно размечать детали на бумаге.

Текущий. Ответы на вопросы

 

 

2

Прямое плетение из полосок бумаги в шахматном порядке.

1

Комбинированный

Текущий

 

 

«Осенние листочки».

3

Объёмная аппликация.

1

Комбинированный

Взаимо-контроль

 

 

Панно «Осень в лесу».

4

Техника безопасности и приёмы работы. Традиции народной глиняной игрушки.  

1

Комбинированный

 

Знакомство с глиной, ее происхождением, с историей глиняной игрушки. Уметь лепить разными способами.

Текущий

 

 

1

Урок-выставка

Знать свойства материалов, пригодных для лепки.

Текущий

5

«Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. «Барыня»

6

Лепка сложных форм разными способами игрушки

1

Комбинированный

Уметь лепить разными способами.

Текущий

 

 

7-8

Из истории рельефа. Пластилиновый град.

2

Урок-выставка

 

Текущий

 

 

9

 Лепка низким и высоким рельефом (Уютный уголок)

1

Урок-фантазия

 

Текущий.

 

 

 

10

Выпуклая аппликация (панно)

1

Комбинированный

 Знать различные способы выполнения выпуклой аппликации

Текущий

 

 

11

Выпуклая аппликация (открытка)

1

Комбинированный

 

Текущий.

 

 

 

12-13

Мозаика из природных материалов

2

Комбинированный

Знать свойства материалов, особенности  выполнения  с ними.

14-15

Коллаж (Тряпичный домик).

2

Урок-фантазия

 Знать способы соединения материалов с помощью клея

Текущий.

 

 

16

Техника безопасности и приёмы работы.  Коллаж (Космос)

1

Комбинированный

 

Знать свойства материалов, особенности  выполнения аппликации с ними.

Текущий.

 

 

17

Симметричное вырезание

1

Комбинированный

Знать свойства бумаги и картона. Уметь экономно размечать детали на бумаге

Текущий. Ответы на вопросы

 

 

18

Художественное моделирование из бумаги путём сгибания. История оригами.

1

Комбинированный

 

 

Уметь складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приёмом гофрирования

Текущий. Ответы на вопросы

 

 

19

Конструируем из модулей. «Звёздочка» «Стрелочка»

1

Комбинированный

Текущий

 

 

20

Складывание из прямоугольника. Оригинальные закладки

1

Комбинированный

 

Текущий

 

 

 

21-22

Прорезная аппликация.

2

Комбинированный

 

Текущий

 

 

23

Моделирование и конструирование из ткани

(чудики)

1

Комбинированный

 

Текущий

 

 

 

24

Моделирование и конструирование из ткани

(кошечка)

1

Урок-фантазия

Знать способы соединения материалов с помощью клея.

Текущий

 

 

25-26

Моделирование и конструирование из ткани

(птичка,кролик)

2

Комбинированный

 

Текущий

 

 

27-28

ТБ и приемы работы с ножницами. Плоскостное моделирование и конструирование

2

Комбинированный

Уметь применять полученные знания на практике 

Текущий

 

 

 

29

Знакомство с различным применением швов «строчка»

1

Урок-фантазия

Уметь выполнять виды швов:  стебельчатый, петельный и его варианты 

Текущий

 

 

30-31

Знакомство с различным применением швов(через край, петельный)

2

Комбинированный

Уметь выполнять виды швов: стебельчатый, петельный и его варианты

Текущий

32

Пришивание пуговиц

1

Комбинированный

Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий

33-34

Прорезная аппликация

2

Комбинированный

Уметь применять полученные знания на практике

Текущий

35

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...