Главные вкладки

    Методическая разработка «Мозаика на занятиях кружка «Умелые руки»
    методическая разработка по технологии на тему

    Шемонаева Елена

    Хорошо организованная, продуманная деятельность в кружке помогает ребенку стать инициативным, усидчивым, заниматься любимым делом. Выполнение мозаичных работ из различных материалов в сочетании с беседой, рассказом о мозаики как виде прикладного искусства расширяет общий кругозор детей, помогает в решении задач развития творческих начал и эстетического воспитания. Все это готовит к труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от того, будет ли ребенок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли народного хозяйства, сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом или художником.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mozaika_9-10.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    «Мозаика на занятиях кружка «Умелые руки»

    педагог дополнительного образования

    Шемонаева Е.А.,

    Объединение «Умелые руки».

    2009– 2010 уч. год.

    Мозаика на занятиях кружка «Умелые руки».

    Широкий простор для развития творческих начал личности младших школьников предоставляют внеклассные занятия.

    Хорошо организованная, продуманная деятельность в кружке помогает ребенку стать инициативным, усидчивым, заниматься любимым делом. Выполнение мозаичных работ из различных материалов в сочетании с беседой, рассказом о мозаики как виде прикладного искусства расширяет общий кругозор детей, помогает в решении задач развития творческих начал и эстетического воспитания. Все это готовит к труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от того, будет ли ребенок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли народного хозяйства, сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом или художником.

    Настольная игра, состоящая из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружочков со шпеньками, известна детям. На специальных подставках с углублениями или отверстиями в самих коробках (в зависимости от разновидности игрушки) можно выложить чудесные узоры. Их разбирают и составляют снова. Все узоры не похожи друг на друга – в этом увлекательность игры.

    Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать, навечно. Работают над ними специальные художники. Мозаичные работы, выполняемые художниками, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев даже младшего возраста.

    Так как занятия мозаикой рассчитана на учащихся 1-4 классов, то в план работы кружка можно внести тему «Мозаика», разбив ее на отдельные части, учитывая возраст детей в данной группе.

    Вначале дети знакомятся с общими вопросами, связанными с мозаичным искусством. Затем они узнают, что для мозаичных работ можно использовать разные материалы: гальку, цветное стекло, черепки разбитой посуды, цветную плитку, а также кусочки пластмассы, скорлупу, цветную бумагу. Все это можно раздобыть. Небольшие камешки разных цветов нетрудно найти на берегу ручьев и рек. Цветные черепки битой посуды собирают постепенно. Цветные керамические плитки часто остаются после строительных работ. Пластмассовые материалы собирают по-разному. В каждом доме приходит в негодность множество предметов из пластмассы: игрушки, посуда, мыльницы и т.д. Все это пригодиться в мозаичных работах.

    Ниже приведен примерный план работ мозаикой с учетом годов обучения детей.

    Тема занятия

    Год обучения

    Цели занятия

    Вводное занятие

    1, 2, 3 года

    Познакомить с историей мозаики. Дать политехнические сведения о материалах и инструментах, используемых для мозаики, о способах закрепления материалов, составляющих мозаику (известь, цемент, мастика, воск, клей)

    Виды мозаики:

    - предметная;

    - сюжетная;

    - декоративная.

    1, 2, 3 года

    Познакомить с видами мозаики, правилами выполнения каждой из них. Развивать пространственное воображение. Воспитывать творческое отношение к труду.

    Мозаика из бумаги (все виды)

    1 год

    Научить выполнять мозаику из бумаг приемом выщипывания и вырезывания частиц бумаги. Развивать глазомер. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству.

    Мозаика из природных материалов:

    - яичная скорлупа;

    - солома;

    - засушенные растения;

    - круп и макаронных изделий

    2 год

    Научить приемам работы с природными материалами, способами крепления, компоновки и отделки мозаики. Развивать навык работы с природными материалами. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Мозаика из пластмасс (сюжетная)

    3 год

    Научить приемам подбора кусочков пластмассы по цвету, размеру, текстуре для выполнения сюжетных видов мозаики. Развивать творческие начала личности младших школьников. Воспитывать настойчивость, умение доводить начатую работу до конца.

    Мозаика из цветного стекла (декоративная)

    3 год

    Научить компоновке стекол по форме и размерам. Повторить правила по технике безопасности при работе со стеклом. Развивать творческое мышление. Воспитывать эстетический вкус.

    Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная)

    3 год

    Научить приемам измельчения и способам крепления плитки. Развивать чувство ритма при составлении орнамента из плитки. Воспитывать коллективизм и взаимовыручку.

    Мозаика из гальки (предметная, декоративная)

    3 год

    Учить операциям выполнения мозаики из гальки. Дать перечень инструментов и научить приемам работы с ними. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать стремление не бояться тяжелого физического труда.

    Мозаика из ткани, меха, бархатной бумаги.

    2, 3 год

    Учить выкраиванию квадратов из ткани, для последующего использования в мозаики. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству. Учить комбинированию различных по фактуре тканей.

    Заключительное занятие

    1, 2, 3 год

    Закрепить полученные знания об истории мозаики, видах мозаики, способах соединения материалов, ритме, композиции и т.д. Подготовить выставку работ учащихся за год.

    Беседа. Введение в тему «Мозаика».

    (1, 3б, 8)

     

    Мозаика – один из основных видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют гальку, камни разных размеров, непрозрачное стекло – смальту, керамическую плитку и т.п. Эти материалы с помощью вяжущих средств закрепляли на украшаемой поверхности по определенному рисунку, узору. Мозаикой украшали и украшают главным образом наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, отделывают сооружения малых архитектурных форм – фонтаны, стены и др. Мозаичные работы имеют давнюю историю.

    В Древнем Египте мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применялась для инкрустации различных изделий бытового назначения. В ней использовались также и полудрагоценные, и драгоценные камни. В Древнем Египте мы уже наблюдаем расцвет производства глазури и цветных глухих стекол (смальт) разнообразных оттенков, применявшихся для мозаичных инкрустаций различных предметов быта.

    Исключительны достижения древнерусских художников-мозаистов Киева и Новгорода, создавших еще в Х-ХI вв. первоклассные произведения мозаичной живописи, фрагментарно сохранившихся до наших дней. Вклад древнерусских мастеров мозаики в технику мозаичной живописи огромен. Киевские мастера-смальтовары, отличавшиеся для их эпохи искусством плавки и варки цветных стекол, являются изобретателями современного нового вида стекольно-каменных смальт. Созданная ими в Х-ХI вв. палитра смальт, отличавшаяся исключительным разнообразием и богатством оттенков и тонов, красотой и изумительной прочностью и стойкостью во времени, является в мозаичной живописи наиболее совершенной.

    Возрожденная во второй половине ХVIII столетия русская мозаичная живопись обязана своим расцветом гению М.В.Ломоносова, положившего много труда на организацию, научно-исследовательскую и творческую работу в области мозаики. М.В.Ломоносов не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внес много нового и ценного в ее технику и материалы. М.В.Ломоносов не только сумел разработать рецептуру и технологические способы плавки и варки цветных стекол, но и изобрел и сконструировал ряд приспособлений и станков для разрезания смальтовых заготовок, для шлифования и полирования мозаик. Им впервые был изобретен способ горячего прессования стволиков смальт.

    В ХIХ столетии, главным образом во второй половине, происходит дальнейшее развитие русской мозаичной живописи, и русские художники-мозаисты создают ряд первоклассных мозаик. В этот период много ценного внесли в технологию изготовления материалов мозаичной живописи, в частности смальт, выдающиеся мастера смальтоварения инженеры-технологи П.И.Михайлов, С.П.Петухов и В.И.Селезнев, много и плодотворно работавшие в области технологии изготовления цветного стекла, в том числе и смальт. Благодаря этим мастерам была создана исключительная по своему богатству палитра смальт, занимавшая, по свидетельству современников, первое место в мире.

    Благодаря достижениям русских художников-мозаичистов прошлых столетий, являвшихся наиболее передовыми мастерами мозаичной живописи и в совершенстве владевших искусством приготовления разнообразных материалов мозаики, мы обладаем исключительной ценности наследием в части совершенных приемов мозаичной живописи, в области приготовления высококачественных мозаичных материалов: смальт, цветных прозрачных полупрозрачных стекол, грунтов и т.п.

    Монументальная мозаичная живопись, одна из наиболее прочных и стойких к действию внешних явлений (влаги, температуры, газов и пр.), нашла широкое применение в живописно-декоративном оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений, воздвигаемых русскими зодчими. Монументальные мозаичные панно украшают станции Московского метрополитена.

    Первыми мозаиками нашей эпохи, набранными советскими мозаичистами по эскизам выдающихся мастеров монументальной живописи, были мозаики, исполненные в 1936 г. по эскизу академика Е.Е.Лансере и при участии Л.Е.Фейнберга для вестибюля вновь сооруженного здания военной академии имени М.В.Фрунзе в Москве. Авторы с большим живописным мастерством выполнили изображение эмблем оружия на фоне знамени. Общий золотой фон во многом способствовал выявлению удачно найденного колоритного решения мозаики.

    А.А.Дейнека в 1938 г. исполнил 34 мозаичных овальных панно, установленных в подземном зале станции метрополитена «Маяковская». В 1949 г. художник А.А.Горпенко выполнил средствами смальтовой мозаики монументальный фриз, опоясывающий сплошной лентой стены овального склепа памятника героическим воинам, павшим в борьбе с фашизмом. памятник был сооружен в Берлине по проекту  Е.В.Вучетича.

    Высокое живописное техническое мастерство, основанное на умелом использовании лучших технических традиций античных мастеров мозаики Херсонеса и Ольвии, древнерусских мозаичистов Киева и Новгорода, М.В.Ломоносова, а также русских мозаичистов ХIХ столетия, позволяет мастерам мозаичной живописи создавать монументальные произведения.

    Занятие 1.

    Тема. «Мозаика из бумаги». Прием выщипывания бумаги.

    Оборудование: плотный белый лист бумаги,

                                цветная бумага,

                                шаблоны (фигурки зверей, птиц, растений),

                                клей, карандаш.

    План занятия.

    1. Рассказ о предстоящей работе и демонстрация мозаик, выполненных приемом выщипывания.
    2. Подготовка материала для мозаики. (Небольшие листы цветной бумаги порвать на кусочки различной величины.)
    3. Составление эскиза будущей мозаики на листе белой плотной бумаги.
    4. Компоновка кусочков цветной бумаги на листе по рисунку.
    5. Закрепление кусочков бумаги с помощью клея.
    6. Оформление выставки из лучших работ учащихся.
    7. Итог занятия.

    Как вариант, можно использовать кусочки цветных салфеток, скатанных в небольшие шарики.                  

    Занятие 2.

    Тема: «Мозаика из соломы».

    Оборудование: солома (ржаная, пшеничная, стебли травы),

                                горячая вода,

                                нож, утюг, иголки канцелярские,

                                картон, черная тушь,

                                клей.

    План занятия.

    1. Подготовка соломки к работе. (Проводится педагогом со старшими ребятами.)

    (Пропарить в горячей воде. Это необходимо для создания эластичности материала. Разрезать вдоль одну сторону соломинки, прогладить горячим утюгом. Различные оттенки соломы достигаются разностью температуры накала утюга.)

    1. Покрытие картона черной тушью.
    2. Выполнение рисунка карандашом эскиза будущей мозаики (в зеркальном отображении) на тонкий лист бумаги.
    3. Разбивка эскиза на отдельные сегменты. Вырезать их.
    4. Приклеить на сегменты соломку, с учетом различных оттенков соломки. Для укладки использовать иголку.
    5. Обрезать излишки соломки по контуру сегмента.
    6. Из сегментов создать рисунок на картоне.
    7. Выставка работ учащихся.
    8. Итог занятия.

    Занятие 3.

    Тема: «Мозаика из яичной скорлупы».

    Оборудование: плотная белая бумага,

                                яичная скорлупа,

                                клей БФ, краски, кисти,

                                карандаши, шаблоны.

    План занятия.

    1. Сообщение об использовании бросового материала на занятиях в кружке и при самостоятельных работе учащихся. Демонстрация образцов мозаики, выполненной из яичной скорлупы.
    2. Выполнение рисунка будущей мозаики из яичной скорлупы. Использование шаблона.
    3. Покрытие небольших участков рисунка клеем и выкладывание мозаики из кусочков яичной скорлупы.
    4. Нанесение макательными движениями кисточки краски на мозаику по рисунку. (Не рекомендуется выполнять мозаику из окрашенной яичной скорлупы, т.к. краска пристает к рукам, и работы получаются неряшливыми).
    5. Художественное оформление работ. (При необходимости дополнить мозаичную часть работы рисунком, выполненным акварелью).
    6. Выставка работ учащихся.
    7. Итог занятия.

    Занятие 4.

    Тема: «Мозаика из макаронных изделий и круп».

    Оборудование: жесткий картон или ДВП,

                                различные виды круп и макаронных изделий,

                                пластилин или клей,

                                острые палочки или карандаши,

                                шаблоны.

    План занятия.

    1. Нанесение на основу пластилина слоем 0,5 см.
    2. Выполнение рисунка карандашом или заостренной палочкой на основе, покрытой пластилином. Если материалом скрепления служит клей, то рисунок наносится просто на ДВП.
    3. Выполнение мозаики. (Сначала только разложить крупу или макароны на рисунок, учитывая фактуру, цвет и размер, затем  изменить, где надо, цвет, форму,  подкорректировать, и только потом вдавить в основу или приклеить).
    4. Выставка работ учащихся.
    5. Итог занятия.

    Занятие 5.

    Тема: «Мозаика из пластмасс».

    Оборудование:  негнущийся картон или кусок ДВП,

                                кусочки пластмасс,

                                пластилин,

                                острые палочки или карандаши,

                                шаблоны.

    План занятия.

    1. Подготовка основы мозаики. (Картон или ДВП покрыть тонким слоем пластилина).
    2. Нанесение на основу карандашом или острой палочкой сюжетного рисунка.
    3. Выполнение мозаики. (Измельчить кусочки пластмассы так, чтобы все частички были плоскими. Выложить мозаику по рисунку, подбирая необходимый размер и цвет кусочка пластмассы. Каждый кусочек вдавить в пластилин).
    4. Устранение ошибок.
    5.  Выставка работ учащихся.
    6. Итог занятия.

    Занятие 6.

    Тема: «Мозаика-витраж из цветного стекла».

    Оборудование: прямоугольный кусок стекла с заточенными 

                                краями или обтянутыми изолентой,

                                кусочки цветного стекла,

                                клей «Момент»,

                                мел, тряпка, молоток.

    План занятия.

    1. Нанесение на основу (прямоугольный кусок стекла с заточенными краями или обтянутыми изолентой) мелом рисунка (орнамента).
    2. Выкладывание по рисунку цветных кусочков стекла, подобранных по цвету и размерам.
    3. Закрепление стекляшек при помощи клея, не нарушая орнамента. (Каждое стеклышко поочередно поднять, нанести на него клей и положить на место).
    4. Выставка работ учащихся.
    5. Итог занятия.

    Занятие 7.

    Тема: «Мозаика из цветной керамической плитки».

    Оборудование: цветная керамическая плитка,

                                куски ДВП,

                                пластилин или мастика,

                                карандаш, линейка,

                                тряпка, молоток.

    План занятия.

    1. Нанесение на основу (куски ДВП) пластилина слоем 0,5 см.
    2. Выполнение рисунка (орнамента) карандашом на основе, покрытой пластилином. Если материалом для скрепления служит мастика, то рисунок наносится просто на ДВП.
    3. Выполнение мозаики. (Сначала только выложить кусочки цветной плитки, изменить, где надо, цвет или форму и вдавить кусочки в пластилин. Если материалом скрепления служит мастика, то сначала выложить мозаику, затем каждую частичку смазать мастикой и закрепить на ДВП).
    4. Выставка работ учащихся.
    5. Итог занятия.

                               

    Занятие 8.

    Тема: «Мозаика из гальки».

    Оборудование: галька,

                                заготовки из ДВП,

                                пластилин,

                                деревянные палочки,

                                шаблоны или рисунки.

    План занятия.

    1. Подготовка основы для составления мозаики. (Прямоугольную, овальную, круглую заготовку из ДВП небольших произвольных размеров 0,5 см).
    2. Нанесение рисунка будущей мозаики (можно использовать разнообразные шаблоны животных, птиц, насекомых) на пластилиновую основу палочкой или карандашом.
    3. Выкладывание мозаики по рисунку с учетом размера и цвета гальки.
    4. Выставка работ учащихся.
    5. Итог занятия.

                               

    Занятие 9.

    Тема: «Мозаика из ткани, меха, бархатной бумаги».

    Оборудование: цветная бархатная бумага;

                                цветные лоскуты шерстяной и хлопчатобумажной

                                ткани любой фактуры;

                                кусочки натурального или искусственного меха;

                                клей ПВА; картон; листы бумаги в клеточку;

                                кисти № 2, № 6; ножницы;

                                схемы для вышивания крестиком.                            

    План занятия.

    1. Выбор понравившейся схемы, определение размера квадратов.
    2. Подбор по цвету, по схеме вышивки бумагу, ткань, мех.
    3. Выполнение заготовок (приклеивание клеем ПВА на листы бумаги в клеточку выбранного материала). Просушить. Прогладить утюгом с изнаночной стороны.
    4. Подготовка основы с такими же клеточками для мозаики (перенос количество клеточек схемы вышивки на бумагу с клеточками нужного нам размера). Определение размера будущей картины.
    5. Нарезать заготовки на квадраты.
    6. Приклеивание на основу квадраты заготовки, в соответствии со схемой вышивки.
    7. Выставка работ учащихся.
    8. Итог занятия.

    Список репродукций,

    которые можно использовать в работе.

    «Античный дом», античная мозаика, I в.н.э.

    «Добрый пастырь», древнеитальянская мозаика мавзолея Галлы Плацидии Ревена, вторая половина V в.н.э.

    «Императрица Феодора», деталь мозаики церкви Сан-Витам, Ревена, около 547 г.

    «Император Юстиниан», деталь мозаики церкви Софии Константинопольской, вторая половина Х в.

    «Оранта», деталь мозаики Софийского собора в Киеве, 1037-1067 гг.

    «Дмитрий Солунский», деталь мозаики Михайловского (бывшего Дмитриевского) монастыря, Киев, ХI в.

    «Нерукотворный Спас», мозаика М.В.Ломоносова, 1753 г. Собрание Исторического музея в Москве.

    «ПетрI», мозаика М.В.Ломоносова «Полтавская баталия», 1762-1764 гг.

    «Александр Невский», мозаика П.Д.Корина, станция «Комсомольская-кольцевая» Московского метрополитена.

    «Бег», мозаика А.А.Дейнеки.

    «Марш в будущее», мозаика П.Д.Корина.

    «Бородинская битва», мозаика П.Д.Корина, станция «Комсомольская-кольцевая» Московского метрополитена.

    Литература.

    Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.- М., 1986.

    Внеклассная работа по труду: Работа с различными материалами: Пособие для учителей.- М., 1981.

    Гукасова М.А. Аппликация.- М., 1987.

    Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя.- М., 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ

    Рабочая программа кружка...

    программа кружка "Умелые руки"

    Творческое объединение «Умелые руки»художественно-эстетического направления                                ...

    Конспект вводного занятия кружка "Умелые руки"

    Занятие способствует формированию представления детей о работе кружка. Знакомить учащихся с видами ручных работ.Обобщает и расширяет представления детей о рукоделии....

    Отчётное занятие кружка "Умелые руки"

    Создать условия для расширения представлений учащихся о значении хвойных деревьев в природе и в жизни человека;познакомить с разными видами хвойных деревьев (ель, голубая ель, сосна), с их ролью в при...

    Занятие кружка "Умелые руки" по теме "Матрешка"

    На занятии дети не только создают поделку  в технике оригами, но и учаться планировать свою деятельность и действовать по плану....

    Занятие кружка «Умелые руки»

    Занятие кружка «Умелые руки» 2 классТема: Посуда.  Работа  с  пластилином....