Развитие познавательной деятельности и творческой активности детей на основе декоративно-прикладного искусства и фольклора
статья по технологии на тему

Остапий Галина Алексеевна

Уже первые занятия, беседы в данном направлении показали, на­сколько велик к этому интерес детей.

Огромное познавательное значение имеет изучение и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству. Дети знакомятся с исто­рией промыслов, узнают о том, как люди веками старались украсить свой быт, передать свои чувства.

Рассматривая иллюстрации, посещая выставки во время экскурсий, дети знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок, бокалы, де­ревянные ложки и т.д.; рассматривают затейливый узор на них. Затем сами становятся народными умельцами, расписывая изделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности и творческой активности детей на основе декоративно-прикладного искусства и фольклора

Остапий Г.А.

учитель начальных

классов школы №596

г. Санкт-Петербург


«Народное творчество - источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, – ясно – это идет от души. А душа народная добра и красива».

Народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Отвечая на эти вопросы, мы обращаемся к истокам русской народной культуры.

Прежде всего, к фольклору и народному искусству. Ведь его содержание отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков, их характер, уклад жизни.

Уже первые занятия, беседы в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.

Огромное познавательное значение имеет изучение и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству. Дети знакомятся с историей промыслов, узнают о том, как люди веками старались украсить свой быт, передать свои чувства.

Рассматривая иллюстрации, посещая выставки во время экскурсий, дети знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок, бокалы, деревянные ложки и т.д.; рассматривают затейливый узор на них. Затем сами становятся народными умельцами, расписывая изделия.

Большую радость приносят ребятам русские народные игрушки. Ярким образцом русского прикладного искусства является матрёшка. Она лаконична по форме, ярка и красочна, с чудесным сюрпризом, живет не только как игрушка, но и как памятный подарок, национальный сувенир.

Теплота дерева, яркость росписи и доброта образа матрёшки привлекают зрителя, а естественная простота исполнения позволяет детям попытаться нарисовать свою собственную матрешку, интересную и отличительную от других.

Чудо-ремесло – дымковская глиняная игрушка. Ребята знакомятся с историей русской глиняной игрушки, связанной с развитием гончарного ремесла в России, с элементами дымковской росписи.

Дети с огромным интересом лепят, а затем расписывают эти игрушки. Собрана целая коллекция таких игрушек.

Изучение русских промыслов, изготовление игрушек, роспись изделий (пусть пока только на бумаге) дарит радость, помогает раскрыть способности к художественному творчеству, научить преодолевать трудности, воспитывать интерес к народному искусству.

Народно-прикладное искусство тесно переплетается с устным народным творчеством. Слово «фольклор» английского происхождения в переводе буквально «народная мудрость».

Он соединяет в себе стихи, потешки, песни, сказки, танцы, прибаутки, пословицы и т.д. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет детям успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, наделены эпитетами и сравнениями. Изготавливая игрушки, расписывая изделия, ребята используют их в любой ситуации:

"Красна птица перьями, а человек уменьем".

"Умелец и рукоделец и себе, и людям радость приносит".

"Поспешишь – людей насмешишь" и т.д.

С детьми проводится беседа: "Пословица – не мимо молвится", викторина пословиц, конкурс пословиц и поговорок. Особое место занимают загадки о предметах старинного русского быта.

"Утка в воде, а хвост на горе?" (Ковш).

"Сама не ела, а людей кормила?" (Ложка).

"Никогда не ест, а только пьёт, а как зашумит – всех приманит?"

(Самовар).

Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метаморфические образы заменить реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому необходимо показать различные виды загадок (загадки-рисунки, в стихотворной форме, в форме пантомимы, при помощи жестов и движений, ребусы-загадки, загадки-шутки, шарады - как особый вид загадок). Во многих видах деятельности (на занятиях, во время игр, прогулки) целесообразно использовать загадки.

И какой народ не любит и не умеет сочинять сказок. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Дети знают, любят сказки и учатся сами сочинять их. Так в процессе работы по изготовлению игрушек, росписи матрёшек родились новые сказки о своих изделиях, которые хранятся в группе.

Работая с детьми следует выявлять индивидуальные их особенности, наклонности, интересы и в соответствии с этим планировать свою работу.


Литература

  • Арбат Ю. А. «Русская народная роспись по дереву». М: 1970г.
  • Дайн Г. Л. «Русская игрушка». М.: Сов. Россия, 1987г.
  • Максимов Ю. В. «У истоков мастерства». М.: 1983г.
  • Алексахин Н. «Матрешка». М.: Народное образование, 1998г.
  • Орлова Л. В. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. «Хохломская роспись». М.: Мозаика - синтез, 1999г.
  • Костерин Н. П. «Учебное рисование». М.: Просвещение, 1984г.
  • «Кружок декоративно-прикладного искусства». Ж. «Начальная школа». №2 1986г.
  • «Народные узоры Полхов - Майдана». Ж. «Начальная школа». №1 1986г.
  • Косминская В. Б., Халезова Н. В. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». М.: Просвещение, 1987г.
  • «Игры и развлечения». СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1998г.
  • «Знакомства детей с русским народным творчеством» Спб.: «Детство Пресс», 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.

Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...

Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , пр...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

Развитие творческих способностей в разных видах декоративно-прикладной деятельности у обучающихся с ОВЗ в группе продленного дня

Обзор и значение декоративно-прикладной деятельности на занятиях с обучающимися с ОВЗ....

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Развитие творческих способностей обучающихся в студии декоративно- прикладного творчества

Развитие творческих способностей обучающихся в направлении декоративно-прикладное творчество....