Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Зенкова Елена Юрьевна

В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , практически отсутствует желание внутреннего  развития.  Уже никого не удивляет , что ученики - не читают . Возникает вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Ответ прост - НАДО развивать познавательный интерес и творческую активность. Как это сделать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

Ученики почти нечего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их "использования" и развития. Поэтому, для активизации  познавательной деятельности обучающихся на уроке ИЗО необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интерактивном виде.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать- это понятно. Но еще важнее - один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Рисование требует чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках ИЗО должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся.

А как ее можно активизировать?

Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость, пусть это будет даже заинтересованность в отметке.

Для развития  творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

1.Метод "открытий". Творческая деятельность порождает новую идею - открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой - приучаю четко выполнять ограничения.

5.Метод диалогичности. Учитель и ученик - собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты. На уроках изобразительного искусства я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность-первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность , подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнения ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, которые использую на уроках:

-чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц) ;

-фантастические просторы (космические пейзажи) ;

-сказочные птицы, птицы-фантазии, животные ;

-город будущего (город-фантазия) ;

-портрет-эмблема (создание портрета человека через символы) ;

-необычная игрушка из необычного материала ;

-иллюстрация пословицы или поговорки ;

-создание буквицы к определенному тексту, к сказке ;

-стилизация букв и слов под исторические, национальные особенности ;

-слово - образ ( изображение внутреннего содержания через внешний образ) ;

-создание в технике монотипии случайного образа и дофантазирование ;

-сочинение орнаментов на определенную тему (например "Русские мотивы") ;

-создание образа природного явления в образе человека ;

-составление кроссвордов по изобразительному искусству ;

-составление ребусов и шарад с применением изображений .

-и т.д.

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.

Опыт моей работы позволяет следующие выводы:

1.Одним из путей развития творческой активности  учащихся на уроках ИЗО является умело организованная система самостоятельных практических работ.

2.Систематическое проведение поисково-исследовательских работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества творческой активности школьников.

3.Органически связывая изучение теоретических вопросов ( по различным предметам, например, история, литература, МХК и т.д.) с практической деятельностью школьников, позволяет ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески активировать личность школьника.

4.Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время - время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и действовать.

Литература

1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, 1997 г.

2.Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984

3.Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

4.Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.

5."Педагогика: Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.

6.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.

7.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности и творческой активности детей на основе декоративно-прикладного искусства и фольклора

Уже первые занятия, беседы в данном направлении показали, на­сколько велик к этому интерес детей.Огромное познавательное значение имеет изучение и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству....

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...

Использование компьютерной программы "Графический редактор Tux Paint” для развития познавательных интересов и творческих способностей младших школьников.

        Развитие компьютерной грамотности можно достичь в системе непрерывного образования, начиная с начальной школы. Образовательная система «Школа2100» дает возможность р...

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей младших дошкольников через занятия клуба «Почемучка»»

Презентация содержит теоритический и практический материал по развитияю познавательного интереса у детей младших классов через занятия клуба "Почемучка"....

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Выступление на МО Методическая помощь классным руководителям по развитию познавательного интереса и творческих способностей младших школьников

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности. Посредст...