Урок технологии по теме " Художественная обработка материалов. Работа в технике папье – маше". Творческий проект « Чайная гостиная».
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Кайгородова Елена Фёдоровна

На данном уроке происходит закрепление знаний по обработке бумаги, учимся планировать свою работу, работать по образцу. Формируем интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая,культуры гостеприимства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: технология

Программа: «Школа России»

Класс: 4

Тема: Художественная обработка материалов. Работа в технике папье – маше. Творческий проект                        

           « Чайная гостиная». ( 2 часа)

Цель: а) закрепление знаний по обработке бумаги, учить планировать свою работу,  учить работать по образцу.

 Б) формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;  формирование культуры гостеприимства.

В) развитие мышц пальцев рук, развитие внимания, памяти.

Наглядные средства:

Образцы изделий из папье-маше.

Полуфабрикаты изделий.

Таблица для повторения свойств бумаги.

Мультимедийная презентация с планом работы.

Ход урока.

  1.  Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу)

 Добрый день, дорогие зрители!  В эфире телепередача «Чайный калейдоскоп»  Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым видом искусства, которое называется папье- маше.  Этот вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготовлена бумага, из Китая. Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье-маше. Если перевести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная бумага». Почему жеваная? Об этом вы узнаете позже.

2. Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов.

- Папье- маше- это густая масса из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха. Этим же словом называют и сам процесс изготовления изделий из приготовленной массы. Из папье- маше можно делать самые разнообразные предметы: наглядные пособия по природоведению, рисованию, математике, игрушки и маски для кукольного театра. Все они изготовлены из смеси бумаги и клея.

3. Анализ информации ( задания, образцов изделий)

- Из этих же материалов мы сегодня будем делать чайную пару. Для чего ее можно использовать? 

-Наши корреспонденты побывали в разных странах мира и сейчас они готовы поделиться с вами своими знаниями.

Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
От недуг он исцеляет 
И усталость прогоняет.
Силы новые дает 
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

-  Как же люди узнали об этом чудесном напитке, расскажет наш корреспондент.

Родиной чайного растения считают Китай. Существует много легенд об открытии чайного напитка. Вот одна из них. Однажды пастух присел отдохнуть под кустом. В его чашку с горячей водой упал листок. Пастуху очень понравился получившийся настой. Он был приятен на вкус и к тому же бодрил. Китайцы подарили миру не только чайный напиток, но и само название. «Ча» в переводе на русский язык обозначает «молодой листочек».

-  Об истории чайного куста узнала наш корреспондент

Чайное растение может расти на каменистых почвах; выносит жару и мороз – 20°; живет более100 лет (но хороший чай с него можно получать 60-80 лет; любит влагу и тень ( рядом садят деревья-затемнители). В Россию первый чайный куст попал около 90 лет назад. Его посадили в Крыму в ботаническом саду. Сейчас в России есть небольшие чайные плантации в Краснодарском крае.

-  О появлении чая на Руси расскажет наш корреспондент 

Чай появился на Руси во времена царствования царя Алексея Михайловича. Придворный лекарь вылечил государя настоем чая от болезни желудка. С этого момента русские поверили в целебные свойства чая и начали регулярно закупать его в Китае. Чай из Китая в Россию доставлялся караванами: на верблюдах, арбах, телегах, его переплавляли на паромах. Путь чая занимал около года. Чай был очень дорогим. Поэтому его пили только бояре да дворяне при царском дворе. Бедные крестьяне пили настои из трав: мяты, душицы, ягод земляники, цветков липы.

-  С историей русского самовара познакомился  наш корреспондент 

Первые самовары появились около 250 лет назад. Самые знаменитые на Руси – Тульские самовары, сделанные на фабрике в городе Туле. Немцы называли самовар «русской чайной машиной». В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, поджигали их, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для заварочного чайника. С появлением самовара родился добрый обычай: собираться за столом с кипящим самоваром всей семьей. Самовар был недешев (стоил примерно как корова). Но он все равно стал непременным атрибутом каждого русского дома. В богатых домах заводили аж по два самовара — один на каждый день, другой — для праздников и гостей.

- Можно сделать вывод, что люди разных возрастов предпочитают чай другим напиткам. Здоровью это только на пользу. Недаром в русском языке есть пословица «Чай пьешь – здоровье бережешь!»
Существуют чайные традиции, появившиеся у нас в России: пить чай с лимоном; разбавлять чайную заварку кипятком; пить чай из самовара; особый стиль общения – дружеские беседы, шутки, песни.

Посидеть в кругу семьи 
Как без чая можем мы? 
Как гостей встречать мы будем, 
Если чая вдруг не будет?

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром, обсуждать новости, решать семейные дела.

4. “Открытие” нового знания

- Какой формы тарелка?

- В этом изделии 1 часть - основа, а деталей очень много. Это кусочки бумаги различной длины и формы.

-Как соединены детали в изделии?

-С помощью чего соединены детали?

-Из каких материалов выполнено изделие?

-Какие инструменты потребуются для работы?

5. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, мы должны решить, что будем делать сначала, а что после. Давайте прочитаем план работы 

1.Заготовка материала.
2. Обмазывание формы вазелином.
3. Нанесение 1 слоя с водой.
4. Нанесение последующих 6, 7 слоев с клеем.
5. Оформление краев изделия.
6. Отделка.

Прежде чем начать работу, нам надо знать, какой материал больше всего подходит для изготовления тарелки. Нам нужна бумага, которая хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем. А сверху тарелку мы оклеиваем бумагой, на которой удобно рисовать. Для того, чтобы лучше справиться с этой задачей, заполним таблицу.

свойства

газета

калька

бытовая

для рисования

миллиметровая

окрашиваемость

-

-

+

+

-

отношение к влаге

+

-

+

+

+

мягкость

+

-

+

-

-

отношение на разрыв

+

+

+

-

+

сминаемость

+

+

+

-

+

Первая графа таблицы - окрашиваемость. Сейчас я кисточкой с краской проведу по каждому листу, а вы мне скажете, какая бумага лучше всего окрашивается.

Какая бумага подойдет для изготовления верха тарелки?

Ставлю знак "+" в графе окрашиваемость там, где написано бытовая и рисовальная бумага. Во всех остальных клеточках этой графы ставлю "-". Теперь откройте конверты и достаньте из них лист газеты. Положите лист на парту, прижмите его и аккуратно оторвите небольшой кусочек. Хорошо рвется газета? Значит, в графе отношение на разрыв я ставлю знак "+". Теперь помните этот кусочек в руках. Хорошо мнется газета, мягкая она на ощупь? Значит, в графах мягкость и сминаемость я тоже ставлю знак "+". Теперь аккуратно возьмите баночку с водой и поставьте ее на клеенку. Опустите кусочек газеты в баночку с водой. Какой знак я должна поставить в графе отношение к влаге?

(Аналогичная работа проводится и с остальными видами бумаги. Если бумага не обладает данным свойством, то в графе ставится знак "-").

6. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).    Самостоятельная работа учащихся

Техника безопасности по работе с ножницами, клеем. Физминутка, направленная на снятие зрительной утомляемости глаз.

Деятельность учащихся на 1 уроке.

- Мы заполнили всю таблицу. Посмотрите, какая бумага подходит для нашей работы? (Газетная и бытовая). Отложите конверты в сторону. Прочитайте второй пункт плана.

-Продолжаем работу. Перед тем, как мы намажем форму вазелином, давайте подготовим материал. Возьмите большой лист газеты. Положите его узкой стороной к себе, прижмите левой рукой к себе, а правой аккуратно, не спеша отрываем полоски.

-Теперь каждую полоску порвите на кусочки. (То же самое с бытовой бумагой.) Края обязательно должны быть рваные, лохматые, иначе на готовом изделии потом останутся рубцы (показ).

-Теперь на клеенку дном вверх положите тарелку. Посмотрите, как буду обмазывать тарелку вазелином я, а потом то же самое вы сделаете на своих тарелках. (показ). Обмазывать тарелку вазелином нужно для того, чтобы мы потом могли снять газету с тарелки, чтобы слой газеты не приклеился к тарелке.

-Прочитайте третий пункт плана.

-Слой какой бумаги мы будем наносить первым? (бытовой).

-Возьмите кусочек белой бумаги, обмакните его в баночку с водой и наложите на дно тарелки. (показ). Разгладьте его, иначе на готовом изделии останутся пузыри. Второй кусок бумаги положите так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следите за тем, чтобы вся поверхность тарелки была покрыта кусочками бумаги.

-Прочитайте четвертый пункт плана.

(Та же самая работа, что и с водой).

Деятельность учащихся на 2 уроке

Какие пункты плана мы сегодня выполнили?

Что нам осталось сделать? ( Произвести отделку нашего изделия).

- Заканчиваем свою работу с помощью своей фантазии и творческого подхода к оформлению.

7.  Оценка  деятельности учащихся на уроке

Какое изделие мы начали изготавливать?

Из чего? Как переводится слово папье- маше?

Для чего можно использовать ваш чайный сервиз?

-Существует множество целебных чайных рецептов. Права русская пословица: Чай пьешь – здоровье бережешь!

Хоть закончен разговор
Приглашаем всех за стол!
Чашка чаю ждет гостей,
Приглашаем всех друзей!

Дети показывают коллекцию чайных коробок из-под различных сортов чая и выставку чайных чашек и блюдец, выполненных своими руками в технике папье-маше.

Урок окончен.

Поделка изделие День рождения Папье-маше А не попить ли нам чайку? Бумага фото 1D:\IMG_3883.JPG

D:\IMG_3884.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции чаепития у разных народов мира.

Слайд 3

Содержание. Чаепитие в России Чаепитие в Англии Чаепитие в Японии Чаепитие в Китае Чаепитие на Тибете

Слайд 4

Чай в Англии – больше, чем чай. Традиции его пития соблюдают и королева, и простые британцы. Англия – чай по расписанию.

Слайд 5

Англичане пьют чай не меньше 6–7 раз в день. Чай с молоком уже давно стал национальным напитком британцев. Они добавляют чай в горячее молоко, а не наоборот.

Слайд 6

Широко известна английская чайная церемония « five o’clock ». В Англии принято пить чай в 17 часов. На чаепитие приглашают друзей и родственников. К столу подают кексы, сухое печенье, мармелад.

Слайд 7

Чаепитие на Руси . Чай любят все на свете , И взрослые, и дети. С древних лет доныне Напиток всем знаком, Богатый витаминами, На вкус приятен он.

Слайд 8

Можно сделать вывод, что люди разных возрастов предпочитают чай другим напиткам. Здоровью это только на пользу. Недаром в русском языке есть пословица «Чай пьешь – здоровье бережешь!

Слайд 9

Существуют чайные традиции, появившиеся у нас в России: Пить чай с лимоном; Разбавлять чайную заварку кипятком; Пить чай из самовара; Особый стиль общения – дружеские беседы, шутки, песни.

Слайд 10

Посидеть в кругу семьи Как без чая можем мы? Как гостей встречать мы будем, Если чая вдруг не будет?

Слайд 11

С появлением самовара родился добрый обычай : всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром, обсуждать новости, решать семейные дела.

Слайд 12

Китайская церемония чаепития. Чай в Китае – это "огонь жизни" и "самое мудрое из всех растений". Для китайца предложить гостю чай - это первый знак дружеского отношения. С чашки чая начинаются не только приятельские беседы, но и деловые переговоры.

Слайд 13

И, разумеется, напиток должен быть только что приготовленным. На этот счет есть пословица: "Свежезаваренный чай - бальзам, чай, оставленный на ночь, - змея".

Слайд 14

В Китае существует чайная церемония, которая проводится в специальном чайном домике . Существует множество различных чайных приборов, каждый из которых имеет свое значение.

Слайд 15

Правила китайской чайной церемонии. 4.Подогреваем заварочный чайник, наполняем его сухим чаем, заливаем кипятком. Чайные предметы. 2.Кипятим воду. Она должна быть мягкой, в идеале - родниковой. Снять с огня воду нужно, когда на поверхности появляются и лопаются большие пузыри. 3.Знакомимся с чаем. Предназначенный для заварки чай насыпается в чайную коробочку. Делаем вдох, наслаждаемся ароматом... 1 2 3 4

Слайд 16

5.Укутываем чайник полотенцем, взбалтываем. 6. Первый настой чая не пьют - его используют для омовения чайного листа и подогрева чайной пары - высокой чашечки и низкой, питьевой. 7. Заварившийся чай разливают по питьевым чашечкам на три четверти объема. Затем накрывают высокой чашкой. 8.Когда чай выпит, процесс повторяют вновь. Чай заваривают три-четыре раза, пока он не потеряет свой вкус и аромат. Правила китайской чайной церемонии. 5 6 7 8

Слайд 17

Чайная церемония в Японии . В Японии наиболее часто пьют зеленый чай. У некоторых семей есть специальные домики для проведения таких церемоний. Обстановка в них очень скромная: на стене картина, букет из сухих цветов, на полу – циновки.

Слайд 18

Для приготовления чая женщины растирают листовой чай в порошок . Это сопровождается плавными танцевальными движениями

Слайд 19

Затем в эту чайную пудру по каплям добавляют кипящую воду, взбивая все особой метелочкой в кремовидную массу. Этот чай очень крепок , но имеет бесподобный аромат.

Слайд 20

На такой чай обычно приглашают близких людей и друзей. Каждому приглашенному дается пиала с тремя глотками чая.

Слайд 21

Если вы думаете, что друзья обмениваются новостями и обсуждают что-то интересное, то вы ошибаетесь. Вся чайная церемония проходит в тишине и молчании . Наслаждаясь вкусом и ароматом чая, каждый думает о своих проблемах, пытается найти их решение.

Слайд 22

Чайная церемония на Тибете . На Тибете чай появился около 1500 лет назад. В китайских книгах говорится: « Тибетцы живут чаем . Не имея его, они страдают до такой степени, что могут заболеть».

Слайд 23

На Тибете употребляют чай как в жидком, так и в сухом виде. Чайный напиток называется « часуйма ». Готовится он так: взбивается горячий крепкий чай со сливочным маслом и солью. Этот напиток способен почти мгновенно придать силы уставшему человеку. Представляете себе чай, состоящий из такой смеси? Наверное, нет. А тибетцы его обожают.

Слайд 24

Когда хозяин наливает вам чашку чая, наполненную до краев (чтобы избежать несчастий), считается невежливым выпить ее целиком. Вместо этого вы должны отпить половину и оставить остальное, давая понять, что чай вам понравился, и вы хотите выпить еще. Если после нескольких чашек вы решили, что с вас достаточно, следует вылить остатки чая на пол.

Слайд 25

Мы познакомились с обрядами чаепития в России, Англии, Китае, Японии, на Тибете и заметили, что в каждой стране любят чай, но у каждого народа есть свои традиции чаепития. Вывод:

Слайд 26

О проекте. Тема проекта : Традиции чаепития на Руси и в других странах. Цель : Воспитание патриотизма учащихся через познание традиций русского чаепития. Задач и : -ознакомление учащихся с историей происхождения чая; -формирование знаний обычаев и народных традиций через этнографическую направленность чаепития разных народов мира; -привитие потребности в здоровом образе жизни, правильном питании; - формирование культуры чаепития и гостеприимства. Основополагающий вопрос : Каковы традиции чаепития на Руси?

Слайд 27

Этапы реализации проекта. Подготовительный этап Определение темы проекта. Формирование рабочих групп, распределение работы по группам. Посещение центральной детской библиотеки и школьного музея. 2.Содержательный этап Исследовательская работа. Что обозначает слово «чай»? Как чай появился в России? Какова история русского самовара? Как готовят чайный напиток в России и в других странах? Чем полезен чай? Какие существуют традиции чаепития в разных странах? Как правильно организовать чаепитие?

Слайд 28

Сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов. Подготовка докладов на заданные темы. Сбор упаковок из-под чая разных сортов. Выставка упаковок. Изготовление чайной чашки в технике папье-маше. Выставка получившихся изделий. Поиск пословиц, поговорок, стихотворений о чае в художественной литературе. 3 . Завершающий этап. Работа по созданию презентации. Подготовка к участию в ученической конференции. Подготовка к выступлению на творческом отчете. Оформление выставочного стола в стиле русского чаепития. Рефлексия.

Слайд 29

1 группа «Историки» Задача: найти информацию об истории происхождения чая; о том, как и где выращивают чайное растение; как чай появился в России; об истории русского самовара. Представить результаты в форме докладов и презентации « Долгий путь чая в Россию». 2 группа «Исследователи» Задача: провести социологический опрос людей разновозрастных групп с целью выяснить, какой напиток из предложенных они предпочитают; выяснить традиции чаепития в разных странах (Китай, Япония, Тибет, Англия ), Представить результаты в виде диаграммы и презентации « Традиции чаепития у разных народов мира» 3 группа «Технологи» Задача: выяснить, какие существуют виды чая; чем отличаются черный чай и зеленый; кто такой титестер; Представить результаты в виде доклада «Радуга чая». Организация работы в группах.

Слайд 30

4 группа «Медики» Задача: узнать, есть ли в чае витамины; можно ли использовать чай как лекарство. Представить результаты в виде презентации «Чай пьешь – здоровье бережешь». 5 группа «Культурологи» Задача: выяснить, как правильно сервировать стол для чаепития; какую функцию выполняет хозяйка; в чем особенности чаепития в России; Представить результаты в виде оформленного стола в стиле русского чаепития. Все учащиеся класса изготавливают чайную чашку в технике папье-маше; собирают упаковки от разных видов чая.

Слайд 31

Чай – прекрасный, полезный , богатый витаминами напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. В каждой стране любят чай, но у каждого народа есть свои традиции чаепития. В России сложились свои национальные обычаи чаепития. Один из них – это собираться всей семьей за чаем из самовара, вести дружеские разговоры. Люди всех возрастов отдают предпочтение чаю наравне с натуральным соком. Нашему здоровью это только на пользу. При некоторых болезнях чай с различными травами и ягодами используют в качестве лекарства. Выводы:

Слайд 32

Информационные ресурсы . Большая советская энциклопедия; Журнал «Начальная школа» №12 2008г Журнал «Воспитание школьников» № 4,5 2001г http://www.tea4you.ru/preparing3.html http://www.tea.ru/ http://www.worldoftea.ru/# http://www.dizelbox.net/ http://abirus.ru/content/564/623/625/646/661/11042.html http://www.worldoftea.ru/aroma_tea.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта по технологии на тему: Художественная обработка бумаги. Изделие «Закладка» 1 класс

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о бумаге; формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до выполнения работы по собственному замыслу...

Технологическая карта + презентация "Работа в технике папье-маше. Тема: «Золотая хохлома»" 1 класс

            Работа в технике папье-маше              Тема: «Золотая хохлома»          ...

Конспект урока "Работа в технике папье-маше». Изделие: «Воздушный шар" ("Перспектива",3 класс)

Цели деятельности учителя:      создание условий для изготовления воздушного шара в технике папье-маше, выполнение изделия «Воздушный шар».Планируемые результаты: ...

Конспект урока + презентация "Работа в технике папье-маше. Тема: «Золотая хохлома»" 1 класс

Це    Цели деятельности учителя:Расширить представления о народных промыслах и особенностях хохломской росписи;Формирование навыков работы в технике папье-маше;Выполнить изделие (...

Развитие творческих способностей учащихся, посредством изготовления индивидуальных и коллективных работ в технике папье-маше.

Когда-то попавшаяся на глаза книга по обучению технике папье-маше, разнообразила занятия в творческой мастерской по бумагопластике. Оказалось, что занятия в этой технике настолько увлекательны, что сп...

Методическая разработка занятия для детей 7-9 лет. Моделирование. Работа в технике "папье-маше". Дополнительное образование.

Данная  методическая разработка будет полезна педагогами начальной школы и дополнительного образования. Моделирование из бумани, изготовление изделий в технике "папье-маше"....