Урок технологии 4 класс Дерево
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Конспект урока технологии включает в себя поисковые задания, исследовательскую работу и творческую работу по изготовлению аппликации из опилок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tekhnologii_4_klass_derevo.rar855.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  ТЕХНОЛОГИИ  В  4   КЛАССЕ

Основы художественной обработки различных материалов

Тема: « ДЕРЕВО» (аппликация из опилок)

Подготовила Щелканова Е.В.

учитель начальных классов 1 категории

МКОУ Михайловская СОШ

г.Родники Ивановской области

2012г.

Цель: создать декоративный образ  зимнего дерева из бросового материала на основе стилизации природных форм.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о деревьях и их видах, о свойствах и применении древесины и использовании ее отходов; о трансформации природных форм в декоративно-прикладном искусстве (холуйские и палехские миниатюры).
  • Развивать эстетический вкус, фантазию, мышление, а также мелкую моторику  рук.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному краю через бережное отношение к деревьям, а также культуру поведения в природе; прививать культуру труда, воспитывать самостоятельность, отзывчивость

Оборудование.

Для учителя:  образец изделия,  выставка  книг о деревьях, выставка изделий из древесины,  правила рабочего человека, компьютер, интерактивная доска с проектором, презентация.

Для учеников: цветной картон нужной формы, опилки, клей ПВА, гуашь, кисти, фигурные коробки, коробки для мусора, карандаш,  салфетки для рук, баночки с водой.

План урока.

    1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

  • Постановка темы и задач урока.
  • Виды деревьев и использование древесины.
  • Лабораторная работа «Виды и свойства древесины».
  • Применение древесины.

3.Физкультминутка.

4.Анализ образца.

5.Повторение правил техники безопасности и рабочего человека.

6.Практическая работа.

7.Выставка работ, обсуждение.

8.Итог. Рефлексия.

Ход  урока.

Этап урока.

продолжительность

этапа.

Содержание  этапа

Виды

и

формы

работы

слайда

Примечания

1

2

3

4

5

1.ОРГМОМЕНТ

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ

ЗНАНИЙ.

Постановка цели и

задач урока.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распушились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветви

Новым серебром.

      ( С. Есенин «Береза» )

Фронтальная

работа

Слайд

№2

При чтении стихотворения может звучать фоном спокойная тихая музыка.

- Никого не может оставить равнодушным красота зимней природы, зимних деревьев. Сколько картин написано. Посмотрите. Как красивы зимние деревья!

Фронтальная работа

Слайд

№3-7

- Может кто-то догадался о чем будет наш урок? ( О деревьях)

-А что нового мы можем узнать о деревьях и их использовании?(Ответы ребят)

-На уроке мы познакомимся с видами и свойствами древесины, ее применением ,научимся делать сувениры из ее отходов.

Это задачи нашего урока.

Фронтальная работа

Слайд

№8

1

2

3

4

5

Виды деревьев и их

использование.

Куда приведет нас дорога,

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

-Знаете ли вы деревья ?

Фронтальная работа

Слайд

№9

-Отгадайте 1-ю загадку.  Темной он покрыт корой,

                                            Лист красивый, вырезной.

                                            А на кончиках ветвей

                                            Много-много желудей.

                                                      (Дуб)

Фронтальная работа

Слайд

№10-11

Выдать образец древесины дуба.

-Вам было дано исследовательское задание. Что вы узнали о дубе?

Сообщение ученика.

См. приложение к конспекту урока.

-Отгадайте 2-ю загадку.    Стоят дома высокие, этажи несчетные,

                                             Шпили колючие под тучами летучими.

                                                       (Ель)

Фронтальная

работа

Слайд

№12-13

Выдать образец

древесины ели.

-Что вы узнали о ели?

Сообщение ученика

См. приложение.

-Отгадайте 3-ю загадку.   Стоит красавица –

                                            Косы зеленые, платье белое,

                                            Кора горючая, ветка плакучая,

                                            Семя летучее.

                                                        (Береза)

Фронтальная работа

Слайд

№14-15

Выдать образец

древесины дуба

-Березу считают символом России. А что вы можете о ней рассказать?

Сообщение

ученика

См. приложение.

1

2

3

4

5

Лабораторная работа «ВИДЫ

И СВОЙСТВА

ДРЕВЕСИНЫ»

-Отгадайте 4-ю загадку.    Стоит столб до небес,

                                             А на нем шатер-навес.

                                             Красной меди столб точеный,

                                              А навес сквозной, зеленый.

                                                         (Сосна)

Фронтальная работа

Слайд

№16-17

Выдать образец

Древесины сосны.

- Что вы узнали о сосне?

Сообщение

ученика.

См. приложение.

- 5-я загадка.                       Кособокий листок, каменный стволок,

                                             Мощный, как дубок.

                                                           (Вяз)

Фронтальная работа

Слайд

№18-19

Выдать образец

древесины вяза.

-Что вы узнали о вязе?

Сообщение

ученика.

См. приложение.

-Отгадайте следующую загадку.  Что за дерево стоит?

                                                          Ветра нет – оно дрожит.

                                                             (Осина)

Фронтальная работа

Слайд

№20-21

Выдать образец древесины осины.

-Что вы узнали об осине?

Сообщение

ученика

См. приложение.

-Давайте сравним образцы древесины. Посмотрите на рисунок пржилок.  На какие две группы  можем их распределить и почему?

(Рисунок с прожилками  и без них).

--Как назовем эти группы? Кто догадался?

(Хвойные и лиственные).

-Что за прожилки у хвойных пород? Почему их нет  у  лиственных?

(Это смолистые вещества)

-Сравним между собой текстуру хвойных пород. Чем  она отличается? (Прожилки широкие у сосны и прожилки узкие у ели).

-Сравните их же по цвету.(У сосны краснее, чем у ели)

Работа в парах

под руководством

учителя.

Слайд

№22

По выданным

образцам.

(если нет, то по слайду)

1

2

3

4

5

Применение

древесины

3.  ФИЗКУЛЬ-

       ТУРНАЯ

    МИНУТКА                  

-Сравните древесину лиственных пород деревьев между собой: по цвету, по плотности, по наличию волокон. (Ответы детей).

-Итак, какие свойства древесины вы можете назвать?

(Горючесть, прочность, твердость, хорошая обрабатываемость)

Фронтальная

работа

Слайд

№23

-Как и для чего человек использует текстуру и свойства древесины?  Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение и рассмотрите выставку.

    У каждого дома вдоль нашей деревни

    Раскинули ветви большие деревья.

    Их деды сажали своими руками

    Себе на потеху и внукам на память.

                       Сажали, растили в любимом краю.

                       Характеры дедов по ним узнаю.

                       Вот этот путями несложными шел:

                       Воткнул под окном неотесанный кол,

   И хочешь не хочешь, мила не мила,

   Но вот под окном зашумела ветла.

   На вешнем ветру разметалась ветла,

   С нее ни оглобли, и не помела.

                         Другой похитрее, он знал наперед:

                         От липы и лапти, от липы и мед.

                         И пчелы летают и мед собирают,

                         И дети добром старика поминают.

    А третий дубов насадил по оврагу:

    Дубовые бочки годятся под брагу.

    Высокая елка для тонкой слеги.

    Кленовые гвозди – тачать сапоги.

                           Обрубок березы на ложку к обеду…

                           Про все разумели премудрые деды.

                           Могучи деревья в родимом краю,

                           Характеры дедов по ним узнаю.

(Ответы детей: в хозяйстве, быту, сувениры и пр.)

 -Теперь из древесины создают более 30000 самых разных видов изделий и материалов.

- Подведем итог. Давайте назовем,  что производят  из древесины?

Фронтальная

работа

Фронтальная работа

Слайд

№ 24                      

Слайд

№25

Стихотворение

В.Солоухина

«Деревья».

-Но мы должны помнить, что ЛЕС _ НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, И РАСХОДОВАТЬ ЕГО НАДО БЕРЕЖНО, С НАИБОЛЬШЕЙ ОТДАЧЕЙ.

-Если вырубить все леса, может наступить экологическая катастрофа.

-Помните, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев!

-Вспомните правила поведения в лесу.

(Беречь лес от пожара; не оставлять мусор; не ломать деревья)

Фронтальная

работа

 

 В лесу деревья в инее

 С иголочками синими.

(Ходьба на месте, руки опущены вниз под углом, ладошки параллельны полу, как ветки у ели)

 А небо, словно в блестках,

(Руки поднять вверх, пальчики растопырить, покрутить)

 Мороз кусает хлестко.

(Взять себя за локти)

Ветер тихо клен качает, Вправо-влево наклоняет.

(руки вверх, легкие наклоны)

Раз наклон, и 2 наклон,

Зашумел ветвями клен.

(Вращать поднятыми кверху кистями  рук)

Фронтальная работа

Слайд

№26

Физминутку выучить заранее

1

2

3

4

5

4.АНАЛИЗ
ОБРАЗЦА

5.ПОВТОРЕНИЕ
ПРАВИЛ ТБ И
РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА

-Как вы думаете, а при обработке древесины образуются отходы?

-Какие? (Опилки и стружка)

-Что с ними делают? (Ответы ребят)

-Их используют для получения древесно-стружечных плит .Применяют в строительстве и производстве мебели. В классе доска, шкафы, двери, парты и стулья сделаны из них.

Фронтальная работа

Слайд

№27

Поэтапный показ слайда

-Вот и мы сегодня научимся создавать сувениры из опилок. Весь урок мы говорим о дереве. Его и постараемся изобразить.

-Рассмотрите поделку и скажите: какие материалы и инструменты потребуются? (Коробка из-под конфет, цветной картон, опилки, клей, краски, кисти, вода).

-Найдите их на рабочем месте, проверьте,  все ли у вас есть?

-С чего начнем работу? ( Ответы ребят)

-Как закрепить опилки на бумаге? (С помощью клея).

-Итак, наш ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Выбрать фон.  (День или ночь).
  2. Выбрать силуэт зимнего дерева и нарисовать его в центре картона гуашью.
  3. Нанести клей кистью в тех местах, где лежит снег. (На ветках, под деревом)
  4. Густо присыпать опилками клей.
  5. Стряхнуть лишние опилки, наклонив работу над мусорной коробкой.
  6. Вклеить в фигурную коробку.

Фронтальная работа

Слайд

№28

Выставить образец

-Как нужно работать с опилками, чтобы они не попали в глаза?

(Не дуть на них, чтоб не разлетелись)

Не забывайте Правила рабочего человека.

Фронтальная работа

Распечатанные правила лежат на партах

(см. Приложение)

1

2

3

4

5

6.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

7.ВЫСТАВКА РАБОТ, ОБСУЖДЕНИЕ

8.ИТОГ.

РЕФЛЕКСИЯ

-Обратите внимание: как изображен снег и иней на деревьях на росписи мастеров ПАЛЕХА и ХОЛУЯ.

-Образец повторять не нужно, изменить можно фон, силуэт дерева, форму снега. Надеюсь, что каждый внесет в свою работу что-то свое.

 Самостоятельная

работа в парах: сильный –слабый, индивидуальная помощь учителя.

Слайд

№29

1.Слайд нужен на протяжении всей практической работы

2.Дополнительное творческое задание: добавить в работу зайчика, снеговика, птичку …

-Давайте, ребята, разместим наши работы в нашем зимнем вернисаже.

(Отметить лучшие работы)

Организация вернисажа

Место для выставки продумать и подготовить заранее.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Было ли вам трудно при выполнении поделки?

-Что именно вызвало у вас затруднение?

-Справились ли с задачами урока?

-Интересно ли было вам на уроке?

-Какое у вас настроение ?

Фронтальная работа

Слайд

№30

ПРИЛОЖЕНИЕ

СВЕДЕНИЯ О ДЕРЕВЬЯХ

Дуб.

Дуб растет очень медленно, зато живет до 1 000 лет. Дуб не гниет в воде. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Кора дуба содержит лекарственное вещество. А для животных и птиц – он настоящая кормушка

Ель.

Ель растет 150-200 лет, на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино. Из ели делается бумага. А для нас с вами елка – украшение нашего дома в праздник Нового года.

Береза.

Береза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Ее считают символом России. Сколько песен и стихов сложено о ней! Жить береза может до 300 лет, но она подвержена многим заболеваниям и теперь редко живет более 100-150 лет. Причиной этого могут быть сборы березового сока: через раны в коре проникают возбудители заболеваний древесины. В лесу вокруг березы можно встретить много маленьких елочек. Здесь они надежно защищены от заморозков и обжигающих лучей солнца. Из ее древесины делают фанеру, лыжи, мебель. Березовые дрова признаны лучшими. Береза дает лучший деготь- смола березы, ее используют как смазку и лекарство. Из березовой сажи изготавливают краски и чернила. Березовые почки применяются как лекарственное средство. На Руси ценили поделки из березовой коры- бересты. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому в старину делали из нее туески, лари, сшивали ладьи-лодки. Всем известны и берестяные грамоты, хранящие письмена и по сей день.

Осина.

Век осины 80-100 лет. В высоту достигает 35 м , а в ширину 70 см в диаметре. Осина примечательна тем, что ее округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Древесина мягкая, в воде не гниет, без сучков, легко колется. Из нее делают срубы для колодцев, фанеру, спички, паркет, пуговицы, лопаты, лыжи, ободья для колес. Дрова не дают большого жара и копоти, поэтому их используют в гончарном производстве. Из осиновой коры добывают деготь, уксус, дубильные вещества, из коры получают золу, из которой делают краску для тканей. Однолетние побеги употребляют на плетение, а древесина всегда ценилась резчиками за белизну. Используют осину и в лечебных целях.

Сосна.

-Сосна - прекраснейшее витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор. Его мы можем увидеть рядом с Юдинкой. Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. Это дерево очень любит солнце, потому его ветви только вверху, а внизу они отмирают. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосняке много грибов и ягод.

Вяз.

Это дерево проще всего узнать по листьям. Лист в основании кособокий – одна половина больше другой. Плоды – крылатые орешки округлой формы. Дерево высокое, мощное. Древесина твердая, крепкая, плохо пилится, а еще она долговечная, плохо расщепляется, ценная. Используется для изготовления мебели, колес, паркета.

ОБРАЗЦЫ  СУВЕНИРА

ПРАВИЛА  РАБОЧЕГО  ЧЕЛОВЕКА

  1. Работай за своим рабочим местом.
  2. Прежде чем начать работу, проверь – все ли материалы и инструменты на месте.
  3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы.
  4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай: как сделать работу лучше.
  5. Кончил работу – убери свое  рабочее  место быстро и  аккуратно.

РАБОТАТЬ НУЖНО ДРУЖНО!

Литература

Атлас-определитель « От земли до неба». А.А.Плешаков. «Просвещение».2008г.

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кимлева.Москва. «Вако» .2007г.

Журнал « Лес и человек».1991г.

Журнал « Начальная школа».№6 1991г.Е.Н.Дерим-Оглу «По лесной тропинке», Э.Самсонова «Наши деревья».

Образовательные программы по технологии.

Обухова Л.А., Гаврилкина, Н.И.,БурковаТ.М. Поурочные разработки технологии: 1 класс. - М.:ВАКО, 2007.

Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 2 класс. – М,: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку технологии "Знаменитые деревья нашей планеты"

Данная презентация знакомит детей с необыкновенными деревьями нашей планеты....

Урок-проект по технологи "Чудо-дерево" 1 класс

Урок по технологии 1 класс "Школа 2100"  К уроку имеется презентация....

Урок технологии во 2 классе по теме "Чудо-дерево"

Используется методика бисероплетения...

Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"

Урок технологии в 3 классе с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"

Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"...

Презентация к уроку технологии на тему «Дерево здоровья» Урок проведен в 3 классе

Презентация к уроку технологии на тему «Дерево здоровья» Урок проведен в 3  классе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...