Интегрированный урок по литературному чтению и технологии
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Целью интегрированного урока по литературному чтению и технологии является обобщение материала по произведениям раздела "Глухая пора листопада"; научение детей делать модуль трилистника; формирование эстетического вкуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  БИНАРНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

3 класс  

Литературное чтение -  Технология

 Тема: Обобщающий урок по разделу «Глухая пора листопада», поделка из бумаги «Кленовые листья»

 Цели урока: 

1.Обобщить  материал по произведениям раздела «Глухая пора листопада».

 2.Закрепить знания текстового материала, умения соотносить цитату произведения с его автором.

3.Создать условия для эмоционального восприятия материала, развития читательских умений, связной речи, творческих способностей.

 4. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся; показать единство природы и человека.

 Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

 Учащихся в классе: 8

 Используемое оборудование:  

Учебник: литературное чтение 3 класс,  часть 1 «В одном счастливом детстве»

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

рисунки детей на осеннюю тему; иллюстрации ранней, поздней осени;

таблички с   фамилиями авторов, названиями произведений, жанрами; творческие работы учеников;

Презентация «Кленовые листья»  Пошаговые фото и процесс изготовления

Мастер- класс. Поделка из бумаги «Кленовые листья»

Цель: научить детей делать модуль трилистника.

Задачи:

- развивать мелкую моторику руки;

- формировать навык пошагового выполнения работы;

- формировать эстетический вкус

Материалы:

- три альбомных листа

- ножницы

- клей ПВА

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей.

Формирование УУД

I.Организационный момент

(2 мин)

 Общая готовность детей к уроку.

 

 

Проверка готовности.

Начинается урок,

Он пойдет вам, дети, впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

- Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

 Реакция на учителя, гостей, внимание.

Планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

II. Речевая разминка 

(3 мин)

  Поэтическая минутка   

Постановка темы и цели урока.

Обобщение по разделу

Формулирование темы и цели урока

Динамическая пауза

Работа с текстами по обобщению

 Работа в парах.

Самостоятельная работа в парах

Представление результата работы

Определение названия произведения  по ключевым словам

Работа по учебнику.

Ответы на вопросы

Анализ произведения

 

Выпадает желтый конверт.        

Чтение писем

Физминутка. (2мин) музыкальная

1. – Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»   вслух, каждый в своем темпе: выразительно, передайте восхищение,     ощущение простора в осеннем лесу.:

 Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный…

   2. – Чтение стихотворения, делая логическое ударение на слове «лес», «терем»,  «золотой».

– Когда бывает лес таким, каким его увидел Иван Бунин? (Осенью)

 - А в каком разделе мы знакомились с произведениями об осени?

(«Глухая пора листопада…»)

 

  - Мы закончили работу над произведениями 5-го раздела «Глухая пора  листопада…»,

и в гости к нам пожаловала сама героиня – Осень,   ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела.

Но в гости к нам пришло две осени. Угадайте, какие?

 1. Пришла без красок и без кисти,

 И перекрасила все листья.

 (Золотая Осень)

   2. А это что за девица?

Густым туманом стелется,

 Поет с ветрами песни до зари.

  И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно.

Все засыпают, угасают дни. (Осень поздняя)

   Работа по  иллюстрациям осени на доске.

 1.- Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?

 2. – Дома вы изобразили разную осень. Расположите свой  рисунок рядом с той осенью, которую вы нарисовали.

 Выставка рисунков.

- Посмотрите, как сразу в классе создалась осенняя атмосфера, и   несмотря на то, что на улице лежит снег, мы снова вернулись в осень.

 - Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Чем будем заниматься на уроке?

  - Да,  нам на уроке предстоит ответить на вопрос, какая она – Осень – «унылая пора» или «очей очарованье»? А для этого вновь   перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели  описывали осень, прочитаем любимые стихи об этом времени года.

Физминутка

Ветер дунул нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

– А теперь вспомним  авторов произведений, которые

 мы изучали в этом разделе. Назовите их фамилии.

(А.С. Пушкин, К.Д. Бальмонт,Ф.И. Тютчев, К.Паустовский, Г.Сапгир, С.Есенин, Д.Самойлов).

  (на доску вывешиваются таблички с фамилиями писателей).

   - Теперь вспомним названия произведений и их жанр. На партах лежат карточки с названиями произведений и жанров.  Посовещайтесь в парах и соедините их с авторами.

«Осень», «Осень», «Есть в осени первоначальной…», «Мой дом», «Четыре конверта», «Перед снегом», «Прощание с летом», «Нивы сжаты…».

Стихотворение, стихотворение, стихотворение, рассказ, стихотворение, стихотворение, рассказ, стихотворение.

- Какой Осени мы отнесём эти произведения: к– Осени –«унылая пора» или Осени - «очей очарованье»?

   Бывшая баня, густой сад, высокий частокол, западня для котов, кукан с рыбой, застигнутые врасплох, просят пощады, облетающий сад.

   - Верно, это ключевые слова к 1 части рассказа К. Паустовского «Мой  дом». Давайте вспомним 2 часть этого рассказа (стр.180-181)

- Почему сентябрьский денек автор называет пустынным?

  - А почему он испытывает счастье?

 - А это произведение к какой Осени мы отнесём: к– Осени –«унылая пора» или Осени - «очей очарованье»?  (к– Осени –«унылая пора»)

 - Мы прочитали несколько произведений К. Паустовского в разных разделах, что объединяет их?

(Взаимоотношения человека и природы с мягким юмором, по доброму ).

- Что это такое?

  - А откуда он к нам пришел?

  - Кто об этом написал? (Г. Сапгир «Четыре конверта»)

   - Дома по желанию вы написали  письма от имени других животных леса. Прочитаем их.

- Соберем все послания в конверт на память об осени и поместим на    доску.

Читают отрывок вслух, каждый в своем темпе.

 ( слайд 1)

Читают выразительно стихотворение, передавая восхищение,     ощущение простора в осеннем лесу.

 

Отвечают на вопросы учителя .

Отгадывают загадки про осень

Дети высказывают предположения. Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока.

Называют писателей и поэтов, чьё творчество изучали в разделе №5.

Определяют жанры прочитанных произведений и их названия.

Соотносят произведения и осень раннюю и позднюю

Читают письма, «написанные» от имени животных леса.

Целеполагание

(Регулятивные УУД)

Самоопределение

(Личностные УУД)

III. Формулирование темы, цели 

( 3 мин)

IV. Физминутка. (1мин)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.Уметь ориентироваться в своей системе знаний

(Познавательные УУД)

V. Обобщение – 20 мин.

Выборочное чтение.

 

 

4. В октябре, в октябре –

Частый дождик на дворе,

 На лугах мертва трава,

 Замолчал кузнечик.

  Заготовлены дрова

На зиму для печек.

   - С каким произведением из раздела «Глухая пора листопада…»  созвучно это стихотворение?

( К. Паустовский «Прощание с летом» ) 

- Какое настроение у героев было в такие дни?

  - Какое чудо произошло однажды осенней ночью?

   - Почему мы считаем это чудом?

   - С кем сравнивает Паустовский землю? Почему?

 

5. – Но не только в классе на уроке вы знакомились с произведениями об осени, дома вы тоже читали стихи и рассказы на эту тему.   И на уроках музыки, и на уроках технологии вы тоже изучали тему «Осень»

Называют произведение

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

(Познавательные УУД)

V. Итог –

1 мин.

 

1.– Таким образом, мы с вами в конце урока можем ответить на вопрос,

«Какая бывает осень?»

-_Кто помог нам увидеть разную осень?

-Как художник передает красоту осени?

-Как музыкант передаёт красоту осени?

-Как поэт передает красоту и характер осени?

- Верно, осень бывает разная, но каждый период осени красив по-  своему и приносит нам радость и очарование.

Уметь оценивать правильность выполнения действий  (Регулятивные УУД)

VI. Технология

Мастер- класс. «Кленовые листья»

 (10 мин)

Пошаговые фото и процесс изготовления

  Поэтапное выполнение работы

Такую замечательную осеннюю поделку предлагаю изготовить.

1. Для того чтобы начать собирать кленовый лист, нам нужно изготовить три модуля трилистника. Делается это так:

- берем альбомный лист и делаем из него квадрат.

- сгибаем квадрат пополам

- обе стороны квадрата сгибаем к линии сгиба

- оставшуюся нижнюю часть сгибаем по линии и прячем во внутрь, получается треугольник

- нижние углы треугольника сгибаем к середине

- прячем нижние углы во внутрь, для этого

Раскрываем сторону и укладываем нижнюю часть треугольника во внутрь, к середине. С другой стороной также.

- переворачиваем фигуру;

- отгибаем уголки вниз;

- переворачиваем фигуру на другую сторону;

- сгибаем углы к середине;

- разворачиваем нижнюю часть наверх.

У нас получился трилистник.

Повторяем эту работу три раза.

2.Склеиваем за края между собой три модуля.

3. Из оставшихся полосок бумаги скручиваем и склеиваем черенок для листика

4. приклеиваем черенок к листу;

5. раскрашиваем гуашью получившийся листик по вашему желанию и фантазии;

6. приклеиваем листик к старой пластинке;

7. контуром вокруг листика рисуем узоры.

Такую поделку можно повесить на стену

(сделав отверстие в пластинке)

Если у вас нет старых пластинок, листик можно приклеить на картон или просто такими поделками украсить стену.

VII. Рефлексия

(3 мин)

 - Что мы сегодня должны были выяснить? (ответить на вопрос, какая она – Осень –

«унылая пора» или «очей очарованье»?)

- Удалось ли найти ответ на вопрос?

 - Все вы потрудились сегодня хорошо, и эти осенние листочки пусть напоминают вам   об этом прекрасном времени года в холодные зимние дни.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VIII. Домашнее задание – 2 мин.        

стр.188(уч.), написать сочинение. Сочинение «Разная осень».

Запись д/з

 Приложение 1                                                             Приложение 2        

А.С. Пушкин

К.Д. Бальмонт

Ф.И. Тютчев

К.Паустовский

Г.Сапгир

С.Есенин

Д.Самойлов

«Осень»

стихотворение

«Осень»

стихотворение

«Есть в осени первоначальной…»

стихотворение

«Мой дом»

стихотворение

«Четыре конверта»

стихотворение

«Перед снегом»

стихотворение

«Прощание с летом»

рассказ

«Нивы сжаты…»

рассказ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну детства.Творчество А.Л. Барто. Интегрированный урок. (Музыка, литературное чтение)

Мы хотели расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто. Готовиться к этому уроку было интересно, как учителям, так и учащимся. Так же нашей задачей было обобщить знания детей полученные  за пол...

конспект интегрированного урока по литературному чтению и технологии

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного урока по литературному чтению и технологии...

конспект интегрированного урока по литературному чтению и технологии

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного урока по литературному чтению и технологии...

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Конспект интегрированного занятия по литературному чтению и технологии по теме «Творцы «сладкой жизни» (Сормовская кондитерская фабрика)

Цель занятия:познакомить детей с промышленностью г. Нижний Новгород  на примере Сормовской кондитерской фабрики; развивать творческие способности детей....

Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по теме Рукавичка 1 класс

Учащиеся познакомятся с  русской народной сказкой. На уроке будут анализировать и сравнивать сказки "Теремок" Чарушина и "Рукавичка". А так же изготовят сказочных героев из пл...