Методическая разработка "Мозаичная аппликация из журнальной бумаги"
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему

Предлагается материал для развития мелкой моторики учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozaichnaya_applikatsiya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

                     Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение обучающихся

воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 1 им. К.К.Грота

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Мозаичная аппликация

из журнальной бумаги

Из опыта работы со

слабовидящими детьми

педагога дополнительного

образования Уховой В.Н.

г. Санкт-Петербург

2015г.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, которое доступно каждому.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства. Это первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена большим многообразием: белая и цветная, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат, газетная и журнальная – она доступна всем.

С помощью бумаги можно украсить елку, сделать сувенир, оформить подарок, смастерить забавную игрушку и многое другое, что интересует ребенка. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Одним из способов использования бумаги для создания поделок детьми является мозаичная аппликация.

Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусочков цветных камней, специального стекла-смальты, бумаги, пластмассы и т.д. Техника изготовления таких украшений тоже носит название мозаики.

Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне еще за 2000 лет до н.э. украшали различные строения мозаикой. Множество примеров мозаичного искусства можно найти в культуре античного мира, Киевской Руси (Софийский собор в Киеве, XI-XII век), Америки (искусство индейцев). Мозаичные картины создавал М.В. Ломоносов. В современную эпоху выдающиеся настенные мозаичные панно украшают станции метрополитена Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, главным образом стены, полы, потолки. Это позволяет при одинаковых архитектурных решениях разнообразить фасады зданий, создавать неповторимость, торжественность внутренних помещений.

Простота, новизна и декоративность мозаики радуют каждого, а особенно детей. Она побуждает интерес, творческий потенциал, формирует художественный вкус, удовлетворяет внутреннюю потребность украшать окружающее. Занятия мозаикой успешно используются в работе со слабовидящими детьми.

Слабовидящий ребенок может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои способности и дарования, развить их, зачастую мешает неравенство возможностей. Одним из путей решения подобных проблем для слабовидящих детей являются занятия прикладным творчеством, которые дают им возможность проявить себя. Эти занятия создают условия для развития и коррекции у учащихся качеств творческой личности, умеющих применять полученные знания и умения на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире. Все это является основой целого объединения «Прикладной дизайн», в котором занимаются дети начальных классов.

Одной из тем раздела «Работа с бумагой» является «Мозаичная аппликация». Аппликация – вид декоративно-прикладного искусства, при котором детали одного материала крепятся на другой, принятый за фон, основу. Выполнение мозаичной аппликации способствует развитию мелкой моторики и координации рук, формирует интерес к занятию, необходимые навыки работы с бумагой и клеем, развивает память, мышление, художественный вкус, творческие способности, учит доводить начатое дело до конца, правильно оценивать и корректировать свои действия, поступки.

Своеобразно выглядят работы мозаичной аппликации, выполненные из журнальной бумаги. К сожалению, этот вид бумаги редко используется в творчестве детей, хотя она позволяет создать очень выразительные, интересные, необычные работы, дает возможность по новому взглянуть на мозаичную аппликацию, оценить ее особенности.

Предварительно детям можно рассказать об истории появления бумаги: на чем писали люди раньше(береста, листья, дощечки, покрытые воском, глиной, наскальные изображения, папирус, пергамент и т.д.), где сначала появилась бумага (Китай), из чего ее делали, и как ее производят сейчас (мелко измельчают древесину, делают бумажную массу и из нее – бумагу). Показать разные виды бумаги, рассказать об особенностях, использовании ее в быту.

Рассказываем детям об аппликации, о мозаике, их видах, использовании, материалах, из которых они выполняются.

Затем дети учатся просто рвать бумагу на полоски, кусочки произвольного размера и формы. Здесь очень важно правильно расположить пальцы рук при надрывании бумаги, не тянуть бумагу в стороны, а делать небольшой надрыв, поворачивая пальцы рук. Основная ошибка детей – пальцы рук располагают далеко друг от друга, а нужно вплотную.

Следующее задание – рвать бумагу на кусочки одной формы и размера, готовимся к выполнению мозаичной аппликации.

Выполнение мозаичной аппликации из журнальной бумаги начинается с выбора темы работы. Как правило, берутся знакомые, простые изображения. Немаловажно, чтобы контуры подбираемого изображения были плавными, без мелких и глубоких извилин. Слабовидящим детям трудно выполнять мозаику на основе (картоне) с переведенным контуром изображения, как это обычно делается. Им проще наклеивать кусочки бумаги на вырезанное из картона изображение. Картон следует брать с шероховатой поверхностью, нейтральных светлых тонов.

Обговорить цвета и оттенки изображаемых предметов, в соответствии с этим подготовить журнальную бумагу нужного цвета, обратить внимание детей, какая красивая, глянцевая, по-разному окрашенная бумага в журналах. Дети могут сами оборвать или обрезать ножницами лишнюю бумагу ненужного им цвета у страницы журнала.

Приготовить зубочистки, клей, тряпочки. Далее – мелко нарвать журнальную бумагу для изображения одного цвета. Важно научить детей правильно располагать пальцы рук при надрывании бумаг: близко друг к другу, поворачивая кисти рук в противоположном направлении. Основная ошибка детей – бумагу тянут в разные стороны, пытаясь порвать, далеко располагая пальцы рук друг от друга.

Затем нанести клей на небольшой участок картонного изображения, обмокнуть в него зубочистку. Находящийся на кончике зубочистки клей позволяет легко подхватывать кусочки бумаги и покрывать ими вплотную намазанную поверхность изображения или же легко сдвигать кусочки бумаги друг к другу. Кусочки нарванной журнальной бумаги могут заходить за края картонной основы, когда работа будет закончена, лишнее легко обрезать по контуру.

Новую порцию клея наносить вплотную к предыдущей, добиваться, чтобы картон не был виден между кусочками бумаги. Лишний клей промакиваем тряпочкой.

После того, как работа закончена, подбираем основу: по цвету, фактуре, размеру. Как правило, журнальная бумага яркая, глянцевая, поэтому фон лучше взять нейтральных, пастельных тонов. После того, как мозаичная работа наклеена на фон, можно добавить детали, например, листики, если это фрукты; водоросли, если это рыбки и т.д. Кстати, можно использовать готовые глазки, носики и т.д. для работ.

Интересными получаются коллективные работы, что очень важно для развития партнерских отношений, сотрудничества в процессе создания работы. Возможные темы: «Рыбки в пруду», «Ветка яблони(груши)», «Птичий двор»; по знакомым произведениям: «Два веселых гуся», «Гадкий утенок», «Теремок», «Колобок» и др.

Хорошо бы готовую работу поместить в паспарту или рамку.

Использование журнальной бумаги позволяет сделать работы более интересными, выразительными, необычными. Мозаичную аппликацию можно использовать для украшения интерьера помещений, как сувенир, как экспонат на выставку творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.

Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, ...

План интегрированного урока "Аппликация из цветной бумаги "Поющие лягушки"

Интегрированный урок художественного труда, литературного чтения и окружающего мира...

Конспект занятия кружка "Флористика" по теме Аппликация из цветной бумаги. Изделие: цветы "тюльпан»

Тема занятия : Объемная аппликация «Аппликация из цветной бумаги. Изделие: цветы (тюльпан)» Формы организации занятия: групповая.Цель: Создание условий для творческого развития личности. Развитие...

Учебно- методический комплект по технологии на тему: "Аппликация из цветной бумаги. Цветы." 2 класс Школа России

Учебно- методический комплект по технологии на тему: "Аппликация из цветной бумаги. Цветы." 2 класс Школа России...

«Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»

laquo;Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»...