Прикладной дизайн в работе со слабовидящими учащимися
статья по технологии (3 класс) на тему

В статье рассматриваются особенности работы с о слабовидящими учащимися начальных классов по художественному ручному труду и даётся рекомендация по составлению программы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладной дизайн в работе со слабовидящими учащимися.

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»

В.А. Сухомлинский

На современном этапе актуальность трудового воспитания детей с нарушением зрения очевидна, так как она является мощным средством всестороннего развития личности ребенка и преодоления отрицательных последствий слабовидения.

Возможности для этого развития содержатся уже в самих орудиях, предметах, результатах труда. Для достижения определенных результатов нужна целесообразная деятельность ребенка с правильным использованием орудий и предметов труда под грамотным руководством взрослого.

В процессе трудового обучения при ознакомлении с материалами, инструментами у слабовидящих детей развивается анализирующее восприятие, позволяющее им быстро ориентироваться при распознавании различных материалов.

Наиболее успешно вырабатывается такой уровень осязательной ориентировки на занятиях ручного труда, при выполнении различных изделий из бумаги, картона, ниток и других материалов. На таких занятиях формируются координированные движения, развиваются и совершенствуются способы и приемы мышечного, слухового, зрительного самоконтроля и саморегулирование движений.

У каждого ребенка – свое детство. Свое оно и у слабовидящих детей. Слабовидящие – дети со значительным снижением зрения, имеющим остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05 - 0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт, нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Особенности слабовидящих в восприятии, формировании представлений, двигательно-пространственной ориентировке определяют специфику составления программы и плана работы с детьми начальных классов по художественному ручному труду в подборе необходимых материалов и инструментов, в определении возможных тем и видов поделок.

В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей, каждый ребенок по-своему талантлив. И ручной труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

Художественно-ручной труд – увлекательное занятие, которое наполняет нашу жизнь радостью творчества, познания, созидания.

Занятия в объединении «Прикладной дизайн» - эффективная форма приобщения учащихся начальных классов к художественно-ручному труду.

Специфическими особенностями занятий являются:

1. Ориентированы на деятельность детей, где педагог не только дает знания, развивает умения, но и дает возможность проявить свои знания, умения детям, включить их в свою деятельность, сделать что-то самому.

2. Развивают коммуникативные умения: где приобретаются опыт общения между детьми, между взрослым и ребенком, между ребенком и группой.

3. Создание особой творческой среды, которая поддерживает интерес к занятиям и побуждает детей на создание интересных, необычных поделок.

4. Использование жизненного опыта – «мы вместе что-то сделаем».

5. Стимуляция самостоятельной деятельности на основе полученных знаний и умений.

Отличие занятий объединения от уроков: добровольность посещения объединения, нет классной оценки в журнале, небольшая наполняемость,  есть возможность индивидуальной работы, нет четких задач, всегда есть возможность варьировать в выполнении заданий, дружелюбная обстановка, возможность учитывать внутренние и внешние обстоятельства.

Важным этапом в организации объединения «Прикладной дизайн» является составление программы.

Направленность программы: художественная.

Новизна и актуальность программы «Прикладной дизайн» состоит в том, что она даёт возможность детям-инвалидам получить опыт творческой деятельности через изготовление предметов прикладного дизайна. Занятия развивают мелкую моторику, чувство формы и цвета, способность к восприятию тонких цветовых градаций и гармоничных сочетаний цветов, что особенно важно для развития зрительного восприятия слабовидящих. Актуальность программы обусловлена также её практической значимостью: дети смогут самостоятельно применять полученные знания при изготовлении подарков, оформлении открыток, стендов, и т.д.

Программа отличается от уже существующих образовательных программ тем, что ориентирована на детей с ограниченными возможностями (инвалидов по зрению) и реализует коррекционную функцию.

Основная цель - формирование у детей-инвалидов гибких трудовых умений по обработке различных материалов, позволяющих им создавать предметы прикладного дизайна на основе использования основных эстетических критериев.

Программа «Прикладной дизайн» предназначена для учащихся 6-11 лет - детей-инвалидов по зрению (слабовидящих) со сложной структурой дефекта, в том числе для детей с патологией нервной системы и обучающихся по программе VIII вида. Комплектование кружка свободное, по интересам учащихся, рассчитано на детей, не обязательно обладающих художественными способностями или уже имеющих дополнительное образование по данному направлению.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 288 часов (144 часа в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, возраст обучающихся – 6-11 лет.

Форма организации учебной деятельности - практические занятия. Практические занятия позволяют учащимся отработать навыки и умения по обработке различных видов материалов, овладеть приемами работы инструментами.

Для реализации основной цели программой «Прикладной дизайн» предусматривается решение следующих задач:

1. Практическое знакомство учащихся с наиболее распространенными материалами, их свойствами, технологиями производства и обработки.

2. Обучение учащихся практическому применению простейших инструментов и приспособлений при обработке различных материалов, соблюдение правил безопасности и гигиены труда.

3. Формирование умения рационально организовывать свой труд, анализировать его результаты, организовывать рабочее место.

4. Формирование основ художественного вкуса, основных эстетических критериев, приобщение учащихся к основам декоративно-прикладного искусства.

5. Развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование их интересов, увлечений.

Важным условием выполнения программы «Прикладной дизайн» является интерес и желание учащихся расширить свой кругозор, получить дополнительные знания, научиться делать из широко распространенных материалов интересные, необычные поделки, реализуя в них свой замысел.

Тематика программы включает в себя несколько разделов, каждый из которых посвящен обработке определенных видов материалов:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с волокнистыми материалами.
  3. Работа с нетрадиционными материалами.

По каждому разделу тематического плана в разработанной программе приводится перечень практических работ с методическими указаниями, необходимыми для их проведения. Перечень объектов труда является примерным. В зависимости от местных условий преподаватель может изменить и дополнить список рекомендуемых изделий.

Реализуя ту или иную тему, преподаватель знакомит детей с простейшими законами колорита и композиции, закрепляет умения оперировать простейшими обработочными инструментами, учит определять размер деталей и всей работы в целом, проявлять творческие наклонности, индивидуальность.

 В учебных творческих мастерских организуется выставка лучших детских работ. Работы учащихся могут выставляться не только в школе, но и за ее пределами.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся будут знать наиболее распространённые материалы, их свойства, и использовать это в своей работе;

     Будут уметь пользоваться в работе простейшими инструментами и приспособлениями, рационально организовывать своё рабочее место;

Будут уметь самостоятельно планировать процесс выполнения поделки, подбирать необходимые материалы и инструменты, учитывать в работе простейшие законы колорита и композиции, эстетические критерии;

Будут знать и понимать такие понятия, как бумага, ткань, картон, нитки, ножницы, нож, раскрой, разметка, аппликация, мозаика, оригами и др.

Будут проявлять творческие способности, индивидуальность, интерес к творчеству.

Результативность работы определяется:

В беседах с детьми о способах выполнения той или иной работы, о необходимых материалах, инструментах, о подготовке рабочего места и т.д.;

В процессе анализа продуктов детской деятельности с выявлением динамики развития умений и навыков детей;

* Простейшими тестовыми заданиями на выявление уровня развития навыков и умений детей в пользовании инструментами, подготовке рабочего места и т.д.;

Формой подведения итогов реализации программы является участие в выставках, ярмарках детских работ как внутри учреждения, так и за его пределами.

Необходимое материальное обеспечение:

шкафы для хранения материалов, инструментов, приспособлений; для готовых и незавершенных работ, познавательной литературы, эскизов;

столы для удобной и безопасной работы учащихся;

аптечка с набором медикаментов и перевязочного материала;

свободно перемещаемые стулья по количеству детей; доска;

стол учителя;

раковина;

розетки электрические.

Перечень необходимых материалов, инструментов, приспособлений:

бумага белая, цветная (для труда детей), журнальная;

картон белый, бурый, цветной;

бумага папиросная;

калька;

бархатная бумага;

пряжа разная;

кусочки ткани, трикотажа;

Ножницы с закругленными концами, циркули, линейки, угольники, фальцлинейки, бумажные салфетки, клей ПВА, иглы для вышивания, емкости для клея, простые карандаши, фломастеры, резинки, нитковдеватели, подкладные доски.

Практика работы прикладным дизайном со слабовидящими детьми показала, что интереснее всего детям работать с обычными, знакомыми по быту материалами: бумагой, текстилем. Эти материалы позволяют создать предметы прикладного дизайна на основе использования основных эстетических критериев.

Обычно это первый этап постижения, потому что художественный ручной труд очень притягателен для детей, познавать его хочется еще и еще, ведь он является одним из способов самовыражения учащегося.

Раздел «Работа с бумагой и картоном» предполагает такие темы: «Оригами», «Квиллинг», «Мозаичная аппликация», «Елочные украшения», «Сувениры».

В разделе «Работа с текстильными материалами» такие темы: «Игрушки из помпонов», «Аппликация из ниток», «Изонить».

Эти темы на занятиях отработаны на протяжении нескольких лет и наглядно показали, что изделия, изготовленные на этих занятиях, выигрышно смотрятся, могут участвовать в различных конкурсах и выставках, служат хорошим, запоминающимся подарком родным и близким.

Опыт работы со слабовидящими детьми показал, что художественный ручной труд развивает чувственно-эмоциональную сферу: зрительные представления, воображение, фантазию; формирует эстетическое восприятие окружающего мира, развивает образное мышление, эмоционально-чувственную основу постижения окружающего мира; формирует основы практической работы по этапам технологического процесса; способствует развитию учебной, практической, познавательной деятельности.

Полученные навыки и умения позволяют детям адекватно действовать и приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде. В процессе комплексной коррекционно-развивающей работы на занятиях прикладным творчеством двигательная функция руки становится одним из компенсаторных факторов, стимулирующих развитие ребенка с нарушением зрения.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЛЕПЫМ И СЛАБОВИДЯЩИМ УЧАЩИМИСЯ – ЛОГОПАТАМ.

1. Психоневрологические и характерологические особенности слепого и слабовидящего ребёнка2. Особенности нервно-психических механизмов, лежащих в основе чтения и письма у слепых и слабовидящих детей.3....

Особенности работы со слабовидящими школьниками на уроках английского языка в начальной школе

В школах слабовидящих обучение английскому языку начинается со второго класса, обучение ведется по общеобразовательной программе ( базовый уровень). Поэтому к окончанию начальной школы дети школ слабо...

Обучение русскому языку слабовидящих учащихся

В статье указаны специальные методы и  приёмы, позволяющие слабовидящим учащимся  проедолевать трудности при изучении русского языка....

Адаптированная образовательная программа для слабовидящего учащегося 3 класс

Данная программа составлена для слабовидящего обучающегося с задержкой психического развития (вариант 4.2 ФГОС НОО для ОВЗ)....

ПРОБЛЕМЫ И УСПЕХИ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖИНВАЛИДНОЙ ИНКЛЮЗИИ МЕЖДУ УО ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ ТЯЖЕСТИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: данная  статья  имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных на...

Особенности работы со слабовидящими детьми.

Особенности работы со слабовидящими детьми. Этот материал поможет в работе со слабовидящими детьми начальной школы....